Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:40, контрольная работа
Основной целью исследования является анализ типологии кризисов в организации на макро- и микроуровнях.
Предметом исследования являются системы классификации кризисных ситуаций в организациях. Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность организации в условиях кризиса.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая типология кризисных явлений в экономике.………………….5
1.1. Понятие кризиса в экономической теории и теории антикризисного управления………………………………………………………………………...5
1.2. Типология экономических кризисов……………………………………15
Глава 2. Типология кризисов в организации…………………………………..24
2.1. Теоретические основы систематизации кризисных явлений в организации………………………………………………………………………24
2.2. Система кризисных явлений в проекции жизненного цикла организации………………………………………………………………………27
2.3. Типология кризисов с точки зрения управления персоналом организации………………………………………………………………………33
2.4. Кризисная типология с точки зрения теории катастроф ……………...36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы ……………………………
Идеи Кондратьева
с учетом развития науки исследуются
многими учеными. Весьма плодотворно
в этом направлении работал
Кризисы бывают
регулярные (циклические), или периодические,
которые повторяются с
Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства. Характерным примером является банковский кризис в Германии 1932 г.
Отраслевой кризис
охватывает одну из отраслей народного
хозяйства. Поводом для него могут
послужить самые разнообразные
причины. В их числе: диспропорции в
развитии отрасли, структурная перестройка,
перепроизводство. Такие кризисы
бывают национальными и
Структурный кризис
является нарушением закона пропорционального
развития общественного производства.
Это проявляется в серьезных
диспропорциях между отраслями,
с одной стороны, и выпуском важнейших
видов продукции в натуральном
выражении, необходимых для
Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрывается перепроизводство и увеличение предложения.
В этой связи, естественно,
возникают вопросы о том, можно
ли предсказать экономическое
С позиции теории
регуляции кризисы можно
- кризис как
результат «внешнего» шока. В
этом смысле под кризисом
- циклические
кризисы. Здесь кризис
- структурный
(большой) кризис, Любой случай
проявления противоречивого
- кризис системы
регуляции Ситуация, когда механизмы,
связанные с существующей
- кризис способа
производства. Этот кризис характеризуется
обострением противоречий, развивающихся
в недрах наиболее важных
2. ТИПОЛОГИЯ КРИЗИСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ.
2.1. Теоретические основы систематизации кризисных явлений в организации
Экономическая
теория свидетельствует, что кризисное
состояние возможно для всякой организации
в процессе ее эволюции и свидетельствует
о накоплении в ней определенной
критической массы сдерживающих
факторов, устранение или активизация
которых необходимы для продолжения
процесса воспроизводства (функционирования
организации) либо перехода ее в новое
качество . В кризисное состояние
организация входит, как правило,
достаточно длительный период по мере
накопления негативных факторов. Выход
из кризисного состояния может быть
как мгновенным (ступенчатым) в результате
разовой акции (капиталовложение, поглощение,
смена поля деятельности, дробление
и др.), так и продолжительным
по времени. Сформулированная К. Марксом
и Ф. Энгельсом теория экономического
равновесия капиталистической (конкурентно-рыночной)
системы хозяйства
Такая модель экономических процессов позволяет довольно успешно анализировать внутренние факторы функционирования организации и, абстрагируясь от внешней среды, разрабатывать оптимизационные модели управления организацией. Недостатком такого подхода является недоучет (пренебрежение) факторов внешней среды, которые по мере усложнения национальных хозяйственных систем, всеобщей информатизации, глобализации экономики резко усиливаются.
Более приближенной
к экономическим реалиям
На этапе преобладания в организации одной из сил (когда равнодействующая не равна нулю) происходит разрушение системы, стагнация (3-й этап), переходящая в хаос (4-й этап). Длительное нахождение организации в состоянии четвертого этапа при отсутствии ярко выраженных конструктивных сил может привести к ее полному разрушению (банкротству). Третий и четвертый (и начальная часть пятого) этапы жизненного цикла организации очерчивают ее кризисное состояние; управление в котором носит специфические особенности, дающие основание выделить его в отдельную форму под названием «антикризисный менеджмент».
На 3-м и 4-м этапах в ходе осуществления антикризисного менеджмента происходит перегруппировка внутренних и внешних сил хозяйственной организации, вследствие чего наступает переустройство равновесия на новом уровне качества.
В современной литературе встречается различное разделение циклов развития и угасания организации. В основном в цикловой активности организации выделяют 5 этапов (состояний) :
1) экспреленгпное
состояние - зарождение организации,
формирование ее структуры. На
этом этапе требуется
2) патиентпое
состояние - организационное оформление
и завоевание определенного
3) виолептное
состояние - устойчивое положение
на рынке (агрессивная
4) коммутантное
состояние характеризует
5) леталептпое
состояние характеризуется
Применительно к показанной выше схеме жизненного цикла организации предложенная система этапирования согласуется следующим образом :
1 этап (рост) - патиентное состояние;
2 этап (стабилизация) - виолентное состояние;
3 этап (стагнация) - коммутантное состояние;
4 этап (перестройка) - леталентное (гибель) или экспрелентное (зарождение в новом качестве) состояние.
В каждом из указанных
состояний существует различная
степень опасности изменения
качества организации, переход в
полосу кризисного функционирования,
что обусловлено как
2.2. Система кризисных явлений в проекции жизненного цикла организации
В работах американского
исследователя И.Айзедиса представлена
интересная модель «жизненного цикла
организации». В этой модели этапы
развития организации называются по
ассоциации с растущим человеком - «рождение»,
«детство», «зрелость» и т.д. (рис. 1).
Весь жизненный цикл разделен на две
части - рост и старение. Таким образом,
согласно Айзедису, любое предприятие
обречено на старение и умирание . В
то же время история знает большое
количество примеров, когда компании
умудряются существовать столетиями,
и не только «жить», но и находить
новые возможности для
Рис.1 Этапы жизненного цикла организации
Другие исследователи систем управления предприятием пытались сформулировать некую «эволюционную» теорию, позволяющую оправдать, например, столетия жизни швейцарских часовых предприятий. Наиболее удачной работой в этом направлении являются исследования американца Л.Грейнера. В результате его исследований в 1972 году на свет появилась Теория трансформаций систем управления. Ее суть состояла в известной диалектической концепции «перерастания количества в качество». Иначе говоря, Грейнер предположил очевидную вещь: с ростом организации требования к системе управления меняются, а, следовательно, и сами системы управления предприятием должны претерпевать изменения. Если же системы управления не изменяются в соответствии с требованиями бизнеса, то предприятие ждут неминуемые кризисы. За 30 лет своего существования теория Грейнера не встретила какой-либо серьезной критики в силу своей очевидности. Тем не менее, сотрудники фирмы БКГ менеджмент консалтинг нашли недостатки этой теории и, доработав ее, представили на суд общественности свою Теорию фазовых трансформаций бизнеса (ТФТБ) .
Суть ТФТБ сводится к наличию пяти основных этапов развития систем управления (при этом делается допущение, что бизнес-идея, заложенная в основу бизнеса, настолько хороша, что компания постоянно развивается и растет):
Фаза управления бизнес-идеей, т.е. стадия создания бизнеса. Отцы-основатели, заимев (придумав, украв, и т.д.) некую идею, которая им кажется коммерчески перспективной, начинают реализовывать ее. При этом «все делают все», нет разделения по «зонам ответственности», нет начальников и подчиненных, большинство вопросов решается коллегиально (группой), фактически - идеальный вариант анархии.