Тактика и стратегия в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский период была убыточной, в промышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливает более низкие цены на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает такой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….….5
1.1. Роль стратегии в антикризисном управлении………………………….…5
1.2. Разработка антикризисной стратегии организации……………………….8
1.3.Реализация выбранной антикризисной стратегии ………………………18
1.4. Организация осуществления антикризисной стратегии ……………….23
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИИ…………………………………………………………..25
2.1. Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике..25
2.2. Динамика основных финансовых показателей развития предприятия.27
2.3. Выбор стратегии развития предприятия…………………………………31
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………………………….…..41
3.1. Подход к стратегии развития предприятия………………………….…..41
3.2. Oсновныe методы и подходы, используемые при разработке стратегии развития предприятия…………………………………………………………...42
3.3.Формулирование стратегий и выбор альтернатив………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

%81тратегия и тактика антикриз.docx

— 136.73 Кб (Скачать)

Апол – авансы, полученные от покупателей  и заказчиков в предыдущем периоде, руб.;

Апол.ср – средняя величина авансов, получаемых в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.

Динамика потоков на счетах текущих  обязательств кризисных предприятий  свидетельствуют об их значительном нарастании в течение года. Для  таких предприятий характерен постоянный рост непогашенной задолженности, поскольку  поступления денежных средств по сравнению с возникающими обязательствами  невелики.

Наибольшие обязательства предприятие  имеет по расчетам с разными дебиторами и кредиторами.

Важнейшей задачей финансового  оздоровления является минимизация  текущих затрат. Данные меры направлены на сокращение потоков обязательств и дефицита денежных средств.

Меры финансового оздоровления, направленные на реструктуризацию кредиторской задолженности предприятия, в том  числе и просроченной, могут предусматривать  следующие процедуры:

– отсрочки и рассрочки платежей;

– зачет взаимных платежных требований (взаимозачет);

– переоформление задолженности в виде займа; продажа долговых обязательств;

– перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные;

– погашение задолженности посредством  передачи кредитору имущества должника;

– списание задолженности;

– погашение задолженности посредством отчуждения имущества должника.

Регулирование кредитных отношений. Различается три формы кредита: денежный, товарный и коммерческий.

Основным документом, регулирующим кредитную сделку, является кредитный  договор, который по мере развития общественных отношений и требований рынка  постоянно модифицируется. Однако принципы кредитования остаются неизменными: возвратность, возмездность, срочность, целевое назначение и обеспечение.

Согласно ст. 819 ГК РФ банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются  по кредитному договору предоставить денежные средства (кредит), а заемщик  обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме (ст. 820 ГК РФ), иначе  он недействителен.

Управление дебиторской задолженностью. Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. При этом для кризисных предприятий важна не столько сама предположительность оборота дебиторской задолженности, столько то, чтобы она не оказалась длительнее оборота кредиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью предполагает отбор покупателей, если у кризисного предприятия есть возможность  выбора. Критерии отбора – платежеспособность контрагента и соблюдение им платежной  дисциплины. Однако гораздо более  реальным рычагом является определение  условий оплаты продукции (работ, услуг).

Управление дебиторской задолженностью включает группировку долгов по «возрасту» и степени уверенности в их погашении. Балансовая группировка  предполагает выделение двух групп: долги, которые могут быть погашены в течение 12 месяцев, и долги, которые  будут погашены в срок более 12 месяцев. По степени надежности дебиторскую  задолженность следует разделить  на 3 группы: надежные долги, сомнительные долги и безнадежные долги.

Для управления дебиторской задолженностью финансовая служба должна рассчитывать значения так называемых дебиторских  коэффициентов и сравнивать их с  нормативными или оптимальными для  данного предприятия величинами (коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, коэффициент оборота счетов к получению, коэффициент длительности периода обращения дебиторской задолженности).

Реструктуризация предприятия. Реструктуризация – глубокое преобразование структуры производства и организации управления в масштабах предприятия, компании, фирмы или целой отрасли, экономики страны; структурная перестройка.

Цель полного технического, экономического и финансового реструктурирования – повышение эффективности работы предприятий. В практике реструктуризации российских предприятий используются такие инструменты, как выделение  отдельных подразделений в качестве независимых производственных единиц и передача им функций самостоятельного управления, слияние с другими  предприятиями или даже полная ликвидация.

 

2.3. Выбор стратегии развития предприятия

 

Одной из ключевых составляющих стратегического  управления является стратегия. "Стратегия" - от греческого "strategia" - "веду войско". [Словарь иностранных слов]. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Такое понимание стратегии исключает определенность в поведении организации, так как стратегия, помогая продвигаться в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора в изменяющейся ситуации[6, с.68].

Наряду  со стратегиями в стратегическом управлении организацией большую роль играют правила (policy), которые так  же, как и стратегии, определяют функционирование организации, но в отличие от стратегий  в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно  ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой  осуществляется деятельность.

В самом  общем виде стратегия — это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке, разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок. Чтобы избежать двойственности в толковании стратегий, далее в данной главе будут рассматриваться только стратегии организации в целом, а не ее отдельных подразделений. При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

  • какой бизнес прекратить;
  • какой бизнес продолжить;
  • в какой бизнес перейти.

Это значит, что стратегия концентрирует  внимание и связана с тем:

  • что организация делает и чего не делает;
  • более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.

Как считает  один из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления Портер, существуют три основные области  выработки стратегии поведения фирмы на рынке.

Первая  область связана с лидерством в минимизации издержек производства.

Вторая  область выработки стратегии  связана со специализацией производстве продукции

Третья  область определения стратегии  относится к фиксации определенного  сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.

Наиболее  распространенные, выверенные практикой  и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются базисными, или эталонными. Они отражают четыре разных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние.

Первую  группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые  связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три  других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить  новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет  поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке  либо же перехода на новый рынок.

Вторую  группу эталонных стратегий составляют такие стратегии бизнеса, которые  предполагают расширение фирмы путем  добавления новых структур. Эти стратегии  называются стратегиями интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать  к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном  бизнесе, не может осуществлять стратегии  концентрированного роста и в  то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный  рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.

Третьей группой эталонных стратегий  развития бизнеса являются стратегии  диверсифицированного роста. Эти стратегии  реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться  на одном рынке с данным продуктом  в рамках данной отрасли.

Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке  сил после длительного периода  роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда  наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка  и тому подобное. В этих случаях  фирмы прибегают к использованию  стратегий целенаправленного и  спланированного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую проходит не безболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознавать, что  это такие же стратегий развития фирмы, как и рассмотренные стратегии  роста, и при определенных обстоятельствах  их невозможно избежать. Более того, в определенных обстоятельствах  это единственно возможные стратегии  обновления бизнеса, так как в  подавляющем большинстве случаев  обновление и всеобщее ускорение  — взаимоисключающие процессы развития бизнеса[10, с.267].

Информация о работе Тактика и стратегия в антикризисном управлении