Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:52, курсовая работа
В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский период была убыточной, в промышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливает более низкие цены на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает такой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….….5
1.1. Роль стратегии в антикризисном управлении………………………….…5
1.2. Разработка антикризисной стратегии организации……………………….8
1.3.Реализация выбранной антикризисной стратегии ………………………18
1.4. Организация осуществления антикризисной стратегии ……………….23
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИИ…………………………………………………………..25
2.1. Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике..25
2.2. Динамика основных финансовых показателей развития предприятия.27
2.3. Выбор стратегии развития предприятия…………………………………31
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………………………….…..41
3.1. Подход к стратегии развития предприятия………………………….…..41
3.2. Oсновныe методы и подходы, используемые при разработке стратегии развития предприятия…………………………………………………………...42
3.3.Формулирование стратегий и выбор альтернатив………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Получив
достаточно обширную информацию о внешней
среде, можно синтезировать ее методом
создания сценариев. Сценарии — это
реалистическое описание того, какие
тенденции могут проявиться в
той или иной отрасли в будущем.
Обычно создается несколько сценариев,
на которых затем опробуется та или
иная антикризисная стратегия
Изучая внешнюю среду, менеджеры концентрируют свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Довольно популярным способом, также применяемым для анализа внешней среды, является метод SWOT, подробно описанный в литературе по стратегическому управлению.
Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации. Наряду с анализом внешней среды предприятия важно провести углубленное исследование его реального состояния. Вооруженный этим знанием и видением того, каким предприятие должно стать в будущем, менеджер может разработать достижимую антикризисную стратегию для проведения необходимых изменений.
Чем слабее
настоящее положение
Анализируя стратегию предприятия, менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах.
1. Эффективность текущей
Сначала
нужно попытаться определить место
предприятия среди конкурентов,
затем границы конкуренции (размер
рынка) и группы потребителей, на которые
предприятие ориентируется; наконец,
функциональные стратегии в области
производства, маркетинга, финансов, кадров.
Оценка каждой составляющей даст нам
более понятную картину стратегии
предприятия, испытывающего кризис,
причем оценка проводится на базе количественных
показателей. К ним относятся
доля предприятия на рынке, размер рынка,
размер прибыли, размер кредита, объем
продаж (уменьшается или
2. Сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия.
Самый удобный и опробированный способ оценки стратегического положения компании — SWOT-анализ. Сила — это то, в чем предприятие преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки).
Слабость
— это отсутствие чего-то важного
в функционировании компании, того,
что ей не удается в сравнении
с другими. Когда сильные и
слабые стороны выявлены, оба списка
тщательно изучаются и
3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия.
Должно
быть известно, как цены и затраты
предприятия соотносятся с
Рис. 1. Цепочка ценностей
(Источник:
Боумэн К. Основы
Цепочка
ценностей отражает процесс создания
стоимости товара/услуги и включает
в себя различные виды деятельности
и прибыль. Связи между этими
видами деятельности могут стать
важным источником преимуществ предприятия.
Каждый вид деятельности в этой цепочке
связан с затратами и, в свою очередь,
с активами предприятия. Соотнося производственные
издержки и активы с каждым отдельным
видом деятельности в цепочке, можно
оценить затраты по ним. Кроме
того, на цены и издержки предприятия
влияет деятельность поставщиков и
конечных потребителей. Менеджеры должны
хорошо понимать весь процесс создания
стоимости, поэтому необходимо принимать
во внимание цепочку ценностей поставщиков
и конечных потребителей. Процесс
определения издержек по каждому
виду деятельности утомителен и сложен,
но он дает возможность лучше понять
структуру затрат предприятия. Кроме
того, необходимо провести сравнительную
оценку издержек предприятия и издержек
его конкурентов по основным видам
деятельности. Таким образом можно
выявить наилучшую практику выполнения
определенного вида деятельности, наиболее
эффективный способ минимизации
издержек и на основе полученного
анализа приступить к повышению
конкурентоспособности
4. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия.
Оценка
конкурентоспособности
5. Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии.
Менеджеры
изучают все результаты по состоянию
предприятия на момент кризиса и
определяют, на чем надо сосредоточить
внимание. Данные, полученные при исследовании
кризисного состояния предприятия,
можно систематизировать и
Без четкой
формулировки проблем, вызвавших кризис
на предприятии, без их осознания
нельзя приступить к разработке антикризисных
мероприятий предприятия. Либо в
стратегию вносятся небольшие изменения,
либо стратегия полностью
Пересмотр миссии и системы целей предприятия. Следующим, не менее важным этапом стратегического антикризисного планирования является корректировка миссии предприятия и системы целей.
Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации
Менеджер, координирующий политику предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического анализа. Он должен задуматься, сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достичь конкурентных преимуществ. При необходимости надо скорректировать миссию. Умело сформулированная миссия, которая доступна для понимания и в которую верят, может быть весомым стимулом для изменений в стратегии. Она может включать следующее:
Информация о работе Тактика и стратегия в антикризисном управлении