Стратегии выживания предприятий в кризисной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

В таких условиях становится невозможным осуществлять управление путем реакции на уже возникшие проблемы на основе предшествующего опыта или его экстраполяции. Для своевременной и эффективной ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Все это требует использования специфических моделей принятия и реализации стратегических решений.
Очевидно, что самостоятельным хозяйствующим субъектам без четких программных действий существовать невозможно; одних только мер по адаптации компании к быстро меняющейся внешней среде, недостаточно. Для того, чтобы выжить и усилить свои позиции в рыночной среде, необходимо на профессиональном уровне заниматься стратегическим планированием, при этом не только на функциональном уровне, но и на уровне программирования поэтапных действий, нацеленных на результат, предполагающий развитие.

Оглавление

Введение
1. Стратегии выживания предприятий в кризисной ситуации.
1.1 Понятие и особенности кризиса в экономике.
1.2 Кризисы на предприятии.
1.3 Факторы и критерии, влияющие на стратегию компании.
1.4 Выбор стратегии в кризисных ситуациях.
2.Пркатическая часть.
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Kursovik_Nasti_Stupinoy__Office_Word_3.docx

— 40.59 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Стратегии  выживания предприятий  в кризисной ситуации.

1.1 Понятие и особенности кризиса в экономике.

1.2 Кризисы  на предприятии.

1.3 Факторы и критерии, влияющие на стратегию компании.

1.4 Выбор стратегии в кризисных ситуациях.

2.Пркатическая  часть.

3. Заключение

4. Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное состояние рыночной экономики характеризуется  усиливающейся нестабильностью  внешней среды. События становятся все более непривычными и неузнаваемыми; повышаются темпы изменений, которые  значительно превосходят скорости ответных реакций организации; возрастает частота появления неожиданных  событий, их непредсказуемость.

В таких условиях становится невозможным осуществлять управление путем реакции на уже  возникшие проблемы на основе предшествующего  опыта или его экстраполяции. Для своевременной и эффективной  ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Все это  требует использования специфических  моделей принятия и реализации стратегических решений.

Очевидно, что  самостоятельным хозяйствующим  субъектам без четких программных  действий существовать невозможно; одних  только мер по адаптации компании к быстро меняющейся внешней среде, недостаточно. Для того, чтобы выжить и усилить свои позиции в рыночной среде, необходимо на профессиональном уровне заниматься стратегическим планированием, при этом не только на функциональном уровне, но и на уровне программирования поэтапных действий, нацеленных на результат, предполагающий развитие.

Стержнем  современного стратегического управления становится стратегия организации, точнее система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных маркетинговых, предпринимательских  и функциональных стратегий. Правильно  выбранная стратегия является первым важнейшим результатом и эффективным  механизмом стратегического управления, поскольку она целеустремляет и  мобилизует использование всего потенциала организации в определенных направлениях, гарантирующих достижение успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Стратегии выживания предприятий в кризисной ситуации.

 
1.1 Понятие и особенности кризиса в экономике.

 
Современная российская экономика  находится в стадии становления  рыночных отношений. Пока еще нет  полных оснований назвать движение отечественной экономики циклическим, хотя налицо и спады производства, и инфляция, и кризис инвестиций. Характер всех этих процессов отражает в большей степени последствия  развала административно-командной  системы, нежели механизм рыночной экономики, который находится только в стадии формирования.

Для становления  циклической формы движения в  отечественной экономике необходимы существенные инвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно-технического прогресса и  стихийного рыночного механизма  функционирования экономики приобретут колебательные движения. Экономический  цикл станет механизмом саморегулирования, а кризисы будут выполнять  роль качественного структурного фактора  обновления основного капитала.

Таким образом, экономический цикл - идущие один за другим подъемы и спады уровней  экономической активности в течение  определенного времени. Кризис - это  фаза экономического цикла, характеризующаяся сниженной динамикой.

 

 

Кризис рыночной системы хозяйства характеризуется  резким спадом производства, который  начинается постепенно с сужения, сокращения деловой активности (реже заключаются  торговые сделки, уменьшается объем  деловых операций, осуществляемых как  в кредит, так и за наличный расчет). Кризис отличается нарушением равновесия между спросом и предложением на какой-либо товар или в какой-либо определенной отрасли хозяйства, тем  что он возникает как всеобщее перепроизводство, сопровождаемое стремительным  падением цен, банкротством банков и  остановкой производственных предприятий, ростом ссудного процента, безработицы.

В условиях падения спроса наиболее всего страдают следующие отрасли:

- отрасли промышленности, которые выпускают средства производства (производственное и с/х оборудование), так как инвестиции в средства производства резко уменьшаются;

- производства, выпускающие потребительские товары длительного пользования, потому что население начинает откладывать покупку этих товаров;

- строительная промышленность, т.к. уменьшается спрос на строительство жилых и промышленных зданий.

На отрасли  промышленности, производящие инвестиционные товары и товары длительного пользования  уменьшение спроса оказывает воздействие  главным образом на объем производства и занятость, так как на этом рынке  господствуют небольшое количество крупных фирм, вследствие чего они  обладают достаточной монопольной  властью, чтобы в течение определенного периода противодействовать понижению цен. В фазе подъема эти отрасли получают наибольший стимул для развития.

Производства, выпускающие потребительские товары кратковременного использования обычно меньше реагируют на спад. Люди должны есть и одеваться, поэтому эти  покупки нельзя надолго отложить. Падение спроса больше отражается на ценах чем на уровне производства, так как эти отрасли отличаются низкой концентрацией.

В условиях кризиса предприятия с крупным  капиталом и большими финансовыми  возможностями сохраняют возможность  получения прибыли путем сокращения издержек производства. Средние и  мелкие предприятия, особенно не обладающие высокопроизводительным оборудованием  и технологией, не могут стабилизировать  ухудшающееся экономическое положение  и зачастую терпят банкротство. Разорение  слабых в техническом отношении  предприятий имеет свои плюсы  для промышленности в целом, так  как ведет к повышению общего уровня производительных сил.

Следствием  повышения общего уровня производительности труда является понижение стоимости  товаров и в итоге - ослабление падения нормы прибыли.

1.2 Кризисы на предприятии.

Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.

 

 

Кризисные ситуации могут возникать любой  стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.

В странах с развитой рыночной экономикой организации при признании их неплатежеспособными попадают в «черный список» — реестр неплатежеспособных организаций и их собственников со всеми вытекающими последствиями: падением репутации, потерей партнеров, невозможностью получать кредиты и отсрочки по оплате поставок и т. д. С недоверием также относятся и к собственникам этих организаций, которые начинают новый бизнес.

Применительно к организации кризисы можно  классифицировать следующим образом:

технологический (производственный), при возникновении 
которого устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;

социальный (социально-управленческий), возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т. п.Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;

 

 

финансовый, возникающий в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, не 
эффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы организации;

организационный — возникает в результате несовершенства 
производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности 
между уровнями управления, подразделениями аппарата и 
внутри между исполнителями;

информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь;

кризис взаимодействия между собственниками организации 
или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет 
проводить эффективную политику и в результате   приносит 
существенные потери организации.

В конечном итоге эти кризисы, как  правило, отражаются на финансах организации и между собой достаточно тесно связаны.

Рассмотрим  фазы возможного развития и преодоления  кризисов в организации.

I фаза — спад (снижение показателей, характеризующих результаты 
финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка.

II фаза — дальнейшее ухудшение результатов деятельности под 
влиянием внутренних причин в организации (без ухудшения внешних условий на рынке).

III фаза — депрессия — приспособление организации к новым 
условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер).

IV фаза — восстановление финансового равновесия, оживление 
производства — восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня.

V фаза — рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализации в крат 
косрочной перспективе.

VI фаза — поддержание нового экономического уровня развития 
предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, созда 
ние условий для самофинансирования.

Кризисы могут вызывать один другого или  может возникать цепная реакция, когда один возникший кризис вызывает другой, а затем третий и т. д.

Опасность возникновения кризиса в организации  существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

 

1.3 Факторы и критерии, влияющие  на стратегию компании

На выработку  стратегии компании оказывает влияние  множество факторов. Возникновение  этих факторов и их влияние на создаваемую  стратегию зависят от ситуации, поэтому  даже в рамках одной отрасли стратегии  конкурирующих компаний различны. С  оценки всей совокупности внешних и  внутренних факторов и начинается разработка стратегии. Все организации существуют и действуют в обществе. Стратегическая деятельность компании ограничивается законами, государством, этикой, общественными  нормами и мнением. На компанию оказывают  давление различные заинтересованные группы, СМИ, боязнь нежелательных последствий  или негативного общественного  мнения. Сегодня эти факторы играют одну из первостепенных ролей при  выборе стратегии компании. Стратегия  организации должна соответствовать  социальным требованиям, т.е. социально  адаптироваться. Это означает видение  бизнеса в границах, определенных нормами этики и интересами общества, и отказ от действий, им противоречащих; реагирование на социальные приоритеты и запросы общества; наличие у  компании активной гражданской позиции.

Важную роль в разработке стратегии планов развития играют условия конкурентности и  общая привлекательность отрасли. Стратегия должна соответствовать  характеру и сочетанию конкурентных свойств товара - цене, качеству, производственным характеристикам, обслуживанию гарантиями. При ужесточении конкуренции  компания должна принять меры по защите своих позиций, изменения соотношения  цена - прибыль или покупательских нужд требуют пересмотра стратегии. Состояние отрасли в ее теперешнем виде и в перспективе воздействуют на выбор стратегии. Если данная отрасль  утратила привлекательность, компания может свернуть в ней свою деятельность, переместив ресурсы в другую отрасль. Разработчики стратегии должны постоянно изучать отрасль и конкурентные условия. В Российской действительности непременно следует брать в зачет, как один из весомых внешних факторов, высокую коррумпированность экономической среды.

Больше всего  на стратегию компании влияют возможности  и угрозы внешней среды. Стратегия  должна строиться так, чтобы можно  было реализовать как можно больше возможностей, особенно обеспечивающих стабильное конкурентное преимущество и прибыльность компании. Кроме того, стратегия должна защищать компанию от внешних угроз в настоящем  и будущем; для этого разрабатывается  программные наступательные мероприятия (для реализации рыночных возможностей) и оборонительные (для защиты позиций  и прибыльности). Должен проводиться  тщательный анализ всех возможностей и угроз, возникающих при изменении  рыночной ситуации, своевременно и  решительно корректировать стратегию  мы уже говорили о том, что одна из составляющих стратегии - поставленная цель непременно должна быть гибкой. Хорошая  стратегия ориентированна на максимальное использование возможностей роста  и надежную защиту от внешних угроз.

При разработке стратегии нельзя не учитывать внутренних факторов, в частности, наличия у  компании соответствующих ресурсов, компетенций и возможностей для  эффективной реализации выбранной  стратегии. Хорошо, если у компании есть уникальные возможности и преимущества. Они могут стать, в первую очередь, ядром будущей стратегии. Проще  всего достичь конкурентных преимуществ  в тех видах деятельности, в  которых у компании есть уникальные ресурсы и компетенции, отсутствующие  у соперников, либо возможности, которые  конкуренты не смогут достичь быстро или без увеличения затрат. Если же компания не обладает никакими особыми  преимуществами и возможностями, а  именно так чаще всего и бывает, то стратегия строится исходя из имеющихся ресурсов с учетом слабых сторон. Глупо разрабатывать стратегию, которую нельзя реализовать при имеющихся ресурсных и возможностях и еще более глупо строить стратегию на деятельности, в которой компания отстает от конкурентов, либо вовсе не имеет опыта.

Информация о работе Стратегии выживания предприятий в кризисной ситуации