Правовое содержание процедур финансового оздоровления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:45, реферат

Краткое описание

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Постановлением Правительства РФ № 367 от 25.06.2003 г. "Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа», основной целью финансового оздоровления предприятием является восстановление платежеспособности и создание условий для расчетов с кредиторами, поддержания эффективности деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Правовое  содержание процедур финансового оздоровления

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Постановлением Правительства РФ № 367 от 25.06.2003 г. "Правила  проведения арбитражным управляющим  финансового анализа», основной целью финансового оздоровления предприятием является восстановление платежеспособности и создание условий для расчетов с кредиторами, поддержания эффективности деятельности предприятия.

Основными задачами плана  финансового оздоровления предприятия  могут быть: восстановление платежеспособности предприятия (улучшение платежеспособности предприятия), обеспечение безусловной уплаты текущих платежей, организация эффективной деятельности предприятия на основе использования внутренних ресурсов (резервов) предприятия и при необходимой доле санации (внешней помощи), погашение кредиторской задолженности в соответствии с согласованным графиком.

Финансовое  оздоровление вводится арбитражным  судом на срок до 2 лет на основании  решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника.

К такому ходатайству  прилагаются:

1) график погашения  задолженности, которым должно  быть предусмотрено:

• начало погашения  задолженности не позднее чем  через месяц после введения финансового  оздоровления;

• требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее, чем за месяц до даты окончания срока этой процедуры;

• требования кредиторов первой и второй очередей должны быть удовлетворены не позднее чем  через шесть месяцев с даты  введения финансового оздоровления;

• погашение  требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными  долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;

2) документы  о предлагаемом обеспечении исполнения  должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Исполнение обязательств должником может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и другими способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Обеспечение не может осуществляться в форме удержания, задатка, неустойки, а также с помощью такого предмета обеспечения обязательств, как имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Размер такого обеспечения должен превышать размер обязательств должника не менее чем на 20 %.

Арбитражный суд  может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого  собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20 %.

С момента введения финансового оздоровления наступают следующие последствия:

1) требования  кредиторов по денежным обязательствам  и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил  на дату введения финансового  оздоровления могут быть предъявлены  только с соблюдением порядка,  предусмотренного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

2) отменяются  ранее принятые меры по обеспечению  требований кредиторов;

3) аресты на  имущество должника и иные  ограничения должника в части  распоряжения принадлежащим ему  имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

4) приостанавливается  исполнение исполнительных документов  по имущественным взысканиям, за  исключением исполнения исполнительных  документов, выданных на основании  вступивших в законную силу  до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

5) запрещается  удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе  доли (пая) в имуществе должника  в связи с выходом из состава  его учредителей (участников), выкуп  должником размещенных акций  или выплата действительной стоимости доли (пая);

6) запрещается  выплата дивидендов и иных  платежей по эмиссионным ценным  бумагам;

7) не допускается  прекращение денежных обязательств  должника путем зачета встречного  однородного требования, если при  этом нарушается очередность  удовлетворения требований кредиторов;

8) не начисляются  неустойки (штрафы, пени), подлежащие  уплате проценты и иные финансовые  санкции за неисполнение или  ненадлежащее исполнение денежных  обязательств и обязательных  платежей, возникших до даты введения  финансового оздоровления (ст. 81 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

В ходе финансового  оздоровления органы управления должника, продолжая осуществлять свои обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами. Так, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника, сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника (п. 3 ст. 82 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Должник не вправе совершать также определенные сделки без согласия административного управляющего. К их числу следует отнести сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 % суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т. д. (п. 4 ст. 82 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Законом предусматривается  возможность перехода от процедуры  конкурсного производства к внешнему управлению в случае, если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (ст.ст.53, 146 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

По сравнению  с ранее действовавшим Законом  настоящий Закон содержит больше гарантий кредиторам, требования которых  обеспечены залогом. Согласно ст.138 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по таким обязательствам учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди. Требования этих кредиторов удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, которая осуществляется на открытых торгах.

Следует обратить внимание и на повышенные требования к арбитражным управляющим, предъявляемые новым Законом. Во-первых, арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Во-вторых, арбитражный управляющий должен иметь высшее юридическое, экономическое образование или образование по специальности, соответствующей сфере деятельности должника. В-третьих, арбитражный управляющий должен иметь стаж работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики. В-четвертых, обязательное требование к арбитражному управляющему - отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Теперь в случае, если в соответствии с Законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, то на него распространяются все требования и к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника. В случае если исполнение полномочий утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, такой арбитражный управляющий должен иметь или получить допуск к государственной тайне. По истечении года с момента вступления в силу Закона (с 3 декабря 2003 г.) требования ст.20, касающиеся теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, стажировки, членства в саморегулируемой организации, станут обязательными (ст.231 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Законом предусмотрено  также, что арбитражным судом  не могут быть утверждены в качестве управляющих лица, являющиеся заинтересованными по отношению к должнику, кредиторам; или в отношении которых введена процедура банкротства; или которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; или которые дисквалифицированы или лишены в соответствии с законом права занимать руководящие должности.

Еще одно нововведение Закона, которое широко обсуждается введение процедуры страхования ответственности  арбитражного управляющего согласно ст.20, при этом минимальная страховая сумма по договору не может быть менее 3 млн руб. в год. Арбитражный управляющий в течение 10 дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату. В частности, теперь уполномоченные органы (представители государства как кредитора) стали полноправными участниками собрания кредиторов. По Закону, действовавшему ранее, представители государства участвовали с правом голоса только в первом собрании кредиторов. В настоящем Законе уточняется перечень уполномоченных органов, участвующих в процедуре банкротства.

Согласно Закону правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы в порядке, установленном Правительством РФ, и конкурсные кредиторы. Правительство РФ определяет порядок подачи заявления уполномоченными органами и порядок объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства; осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам; определяет порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций.

Кризис можно  предотвратить, если вовремя переориентировать  направление деятельности предприятия. Это означает необходимость выделения  финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в период стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследования, и перепрофилирование этой деятельности в будущем. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При наступлении рискового случая возникает потребность в финансовом оздоровлении. Оздоровительные методы могут быть разными в зависимости от степени финансового «сбоя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мораторий как инструмент антикризисного управления

в условиях внешнего управления

Под внешним  управлением (судебной санкцией) понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению имуществом предприятия (организации)-должника внешнему управляющему.

Внешнее управление может быть введено только арбитражным судом, который либо утверждает соответствующее решение собрания кредиторов, либо действует по собственной инициативе. Введение внешнего управления влечет отмену принятых в течение периода наблюдения мер, обеспечивающих сохранность имущества должника. Очень важная мера, которая служит обеспечению возможности проведения внешнего управления – мораторий на удовлетворение кредиторов, возникших до его введения. Предполагается продолжение функционирования предприятия-должника в течение периода внешнего управления, поэтому необходима отсрочка платежей. Назначение моратория препятствует кредиторам требовать наложения взыскания на имущество должника, поскольку такие требования в ряде случаев могут обернуться его гибелью. Мораторий распространяется как на требования кредиторов, так и на требования по обязательным платежам. С момента введения внешнего управления приостанавливается начисление неустоек, финансовых санкций. При назначении моратория должник получает возможность в течение достаточно длительного времени не выплачивать долги с тем, чтобы восстановить нормальное функционирование. Таким образом, мораторий можно рассматривать как предоставленную законом должнику льготу, имеющую значительный санационный эффект.

По общему правилу  внешний управляющий должен быть назначен арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. Внешний управляющий вправе: самостоятельно распоряжаться имуществом должника; заключать от имени должника мировое соглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника. Внешний управляющий обязан: принять имущество должника и провести его инвентаризацию; открыть специальный счет для расчетов с кредиторами; разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления; ведение учета и отчетности; изучение финансового состояния должника; установление требований кредиторов; ведение реестра кредиторов. Перечисленные права и обязанности внешнего управляющего служат выполнению им функций управления должником с целью восстановления его платежеспособности.

В течение внешнего управления кредиторы могут направлять внешнему управляющему по почтовому  адресу должника свои требования. Все  предъявленные требования после  их получения должны быть внесены  в реестр требований кредиторов.

Информация о работе Правовое содержание процедур финансового оздоровления