Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:45, реферат
В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Постановлением Правительства РФ № 367 от 25.06.2003 г. "Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа», основной целью финансового оздоровления предприятием является восстановление платежеспособности и создание условий для расчетов с кредиторами, поддержания эффективности деятельности предприятия.
Правовое содержание процедур финансового оздоровления
В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Постановлением Правительства РФ № 367 от 25.06.2003 г. "Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа», основной целью финансового оздоровления предприятием является восстановление платежеспособности и создание условий для расчетов с кредиторами, поддержания эффективности деятельности предприятия.
Основными задачами плана финансового оздоровления предприятия могут быть: восстановление платежеспособности предприятия (улучшение платежеспособности предприятия), обеспечение безусловной уплаты текущих платежей, организация эффективной деятельности предприятия на основе использования внутренних ресурсов (резервов) предприятия и при необходимой доле санации (внешней помощи), погашение кредиторской задолженности в соответствии с согласованным графиком.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок до 2 лет на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника.
К такому ходатайству прилагаются:
1) график погашения задолженности, которым должно быть предусмотрено:
• начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления;
• требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее, чем за месяц до даты окончания срока этой процедуры;
• требования кредиторов первой и второй очередей должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления;
• погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;
2) документы
о предлагаемом обеспечении
Арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20 %.
С момента введения финансового оздоровления наступают следующие последствия:
1) требования
кредиторов по денежным
2) отменяются
ранее принятые меры по
3) аресты на
имущество должника и иные
ограничения должника в части
распоряжения принадлежащим
4) приостанавливается
исполнение исполнительных
5) запрещается
удовлетворение требований
6) запрещается
выплата дивидендов и иных
платежей по эмиссионным
7) не допускается
прекращение денежных
8) не начисляются
неустойки (штрафы, пени), подлежащие
уплате проценты и иные
В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая осуществлять свои обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами. Так, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника, сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника (п. 3 ст. 82 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Должник не вправе совершать также определенные сделки без согласия административного управляющего. К их числу следует отнести сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 % суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т. д. (п. 4 ст. 82 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Законом предусматривается возможность перехода от процедуры конкурсного производства к внешнему управлению в случае, если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (ст.ст.53, 146 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
По сравнению с ранее действовавшим Законом настоящий Закон содержит больше гарантий кредиторам, требования которых обеспечены залогом. Согласно ст.138 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по таким обязательствам учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди. Требования этих кредиторов удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, которая осуществляется на открытых торгах.
Следует обратить внимание и на повышенные требования к арбитражным управляющим, предъявляемые новым Законом. Во-первых, арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Во-вторых, арбитражный управляющий должен иметь высшее юридическое, экономическое образование или образование по специальности, соответствующей сфере деятельности должника. В-третьих, арбитражный управляющий должен иметь стаж работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики. В-четвертых, обязательное требование к арбитражному управляющему - отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Теперь в случае, если в соответствии с Законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, то на него распространяются все требования и к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника. В случае если исполнение полномочий утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, такой арбитражный управляющий должен иметь или получить допуск к государственной тайне. По истечении года с момента вступления в силу Закона (с 3 декабря 2003 г.) требования ст.20, касающиеся теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, стажировки, членства в саморегулируемой организации, станут обязательными (ст.231 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Законом предусмотрено также, что арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве управляющих лица, являющиеся заинтересованными по отношению к должнику, кредиторам; или в отношении которых введена процедура банкротства; или которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; или которые дисквалифицированы или лишены в соответствии с законом права занимать руководящие должности.
Еще одно нововведение Закона,
которое широко обсуждается введение
процедуры страхования
Согласно Закону правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы в порядке, установленном Правительством РФ, и конкурсные кредиторы. Правительство РФ определяет порядок подачи заявления уполномоченными органами и порядок объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства; осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам; определяет порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций.
Кризис можно предотвратить, если вовремя переориентировать направление деятельности предприятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в период стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследования, и перепрофилирование этой деятельности в будущем. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При наступлении рискового случая возникает потребность в финансовом оздоровлении. Оздоровительные методы могут быть разными в зависимости от степени финансового «сбоя».
Мораторий как инструмент антикризисного управления
в условиях внешнего управления
Под внешним управлением (судебной санкцией) понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению имуществом предприятия (организации)-должника внешнему управляющему.
Внешнее управление может быть введено только арбитражным судом, который либо утверждает соответствующее решение собрания кредиторов, либо действует по собственной инициативе. Введение внешнего управления влечет отмену принятых в течение периода наблюдения мер, обеспечивающих сохранность имущества должника. Очень важная мера, которая служит обеспечению возможности проведения внешнего управления – мораторий на удовлетворение кредиторов, возникших до его введения. Предполагается продолжение функционирования предприятия-должника в течение периода внешнего управления, поэтому необходима отсрочка платежей. Назначение моратория препятствует кредиторам требовать наложения взыскания на имущество должника, поскольку такие требования в ряде случаев могут обернуться его гибелью. Мораторий распространяется как на требования кредиторов, так и на требования по обязательным платежам. С момента введения внешнего управления приостанавливается начисление неустоек, финансовых санкций. При назначении моратория должник получает возможность в течение достаточно длительного времени не выплачивать долги с тем, чтобы восстановить нормальное функционирование. Таким образом, мораторий можно рассматривать как предоставленную законом должнику льготу, имеющую значительный санационный эффект.
По общему правилу внешний управляющий должен быть назначен арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. Внешний управляющий вправе: самостоятельно распоряжаться имуществом должника; заключать от имени должника мировое соглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника. Внешний управляющий обязан: принять имущество должника и провести его инвентаризацию; открыть специальный счет для расчетов с кредиторами; разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления; ведение учета и отчетности; изучение финансового состояния должника; установление требований кредиторов; ведение реестра кредиторов. Перечисленные права и обязанности внешнего управляющего служат выполнению им функций управления должником с целью восстановления его платежеспособности.
В течение внешнего управления кредиторы могут направлять внешнему управляющему по почтовому адресу должника свои требования. Все предъявленные требования после их получения должны быть внесены в реестр требований кредиторов.
Информация о работе Правовое содержание процедур финансового оздоровления