Направление и меры преодоления современного кризиса государственной власти в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 06:10, реферат

Краткое описание

Направления и меры преодоления современного кризиса государственной власти в России; нормативно - законодательная деятельность; финансовое регулирование; регулирование в сфере производства; перераспределение дохода. Этапы инновационного процесса, их содержание и роль в антикризисном управлении. Сущность и содержание основных ролей менеджера по антикризисному управлению.

Оглавление

1. Направления и меры преодоления современного кризиса государственной власти в России
1.1. Нормативно-законодательная деятельность
1.2. Финансовое регулирование
1.3. Регулирование в сфере производства
1.4. Перераспределение дохода
2. Этапы инновационного процесса, их содержание и роль в антикризисном управлении
3. Сущность и содержание основных ролей менеджера по антикризисному управлению
Список использованных источников:

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 140.00 Кб (Скачать)


3

 

Содержание:

 

1. Направления и меры  преодоления современного кризиса государственной власти в России

1.1. Нормативно-законодательная деятельность

1.2. Финансовое регулирование

1.3. Регулирование в сфере производства

1.4. Перераспределение дохода

2. Этапы инновационного процесса, их содержание и роль в антикризисном управлении

3. Сущность и содержание основных ролей менеджера по антикризисному управлению

Список использованных источников:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Направления и меры преодоления современного кризиса государственной власти в России.

1.1. Нормативно-законодательная деятельность

«Экономической конструкцией» по праву называют ГК РФ. Это образное выражение очень точно и емко характеризует значение ГК РФ в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. I ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое дей­ствие на всей территории Российской Федерации».

Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону — застой производства. Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной об­ластью антикризисного законодательства.

Динамично развивающиеся отношения между участниками гражданского оборота, обусловленные экономикой переходного периода, неизбежно приводят к изменению и совершенствованию отечественного законодательства. Примером этому служит законо­дательство о несостоятельности (банкротстве). За шесть лет существо­вания в современной России института банкротства было принято три закона, при этом в производстве арбитражных судов еще в 2003 г. находились дела, рассматриваемые по закону о банкротстве от I992 г.

Новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 2002 г. учитывает накопленный негативный опыт процедур банк­ротства и выстраивает систему «сдержек и противовесов имуще­ственным притязаниям кредиторов:

–        более сложная процедура возбуждения дел о банкротстве и ус­тановления размера требований кредиторов в арбитражном суде;

–        процедура выбора арбитражного управляющего, при которой кредиторы не выбирают конкретную личность, а только опре­деляют профессиональные требования, что должно способство­вать назначению управляющего, изначально независимого от кредиторов;

–        четкая регламентация действий с имуществом должника;

–        наделение собственника должника правами, дающими возмож­ность активно участвовать в процедурах банкротства и при не­обходимости защищать свои законные интересы.

Собственник должника получает права и возможности, которые можно разделить на четыре группы:

1)              права по досудебной санации и предупреждению банкротства должника;

2) процессуальные права собственника должника;

3) определение порядка и сроков рассмотрения жалоб предста­вителя учредителей (участников) должника и представителя соб­ственника имущества должника — унитарного предприятия на дей­ствия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов
или комитета кредиторов, нарушающие права и законные интере­сы учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, а также право заявлять воз­ражения относительно требований кредиторов;

4)              обширная группа прав и возможностей собственника по за­щите своих имущественных интересов во всех процедурах, предус­мотренных новым Законом.

Следует подчеркнуть, что в период процедуры наблюдения соб­ственник имеет возможность через руководителя должника осуще­ствить мероприятия, улучшающие финансовое состояние, и попы­таться накопить денежные средства для расчета с кредиторами до рассмотрения дела о банкротстве по существу.

Процедура финансового оздоровления должника, новая для рос­сийского законодательства о несостоятельности, в полной мере пре­доставляет собственникам возможность реабилитировать себя и продемонстрировать эффективность управления собственностью. Законом определено, что план финансового оздоровления разраба­тывается учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и утверждается

собранием кредиторов. Исполнение мероприятий плана финансо­вого оздоровления и графика погашения задолженности перед кре­диторами обеспечивает руководитель должника под контролем ад­министративного управляющего.

Закон ввел новшества и в процедуру внешнего управления: раз­решен спор о возможности дополнительной эмиссии акций долж­ника в процедуре внешнего управления; изменился порядок прода­жи предприятия должника; решение собственника требуется теперь и для внесения в план внешнего управления мероприятий по заме­щению активов должника на акции вновь создаваемых одного или нескольких акционерных обществ.

В Законе достаточно подробно изложен порядок удовлетворе­ния собственником или учредителем всех требований кредиторов, учтенных в реестре ил и предоставления должнику денежных средств в необходимом объеме. Важно, что в соответствии с этим Законом меняется место собственника в процедурах банкротства - от пас­сивного созерцателя к активному участнику процедуры, играюще­му роль эффективного противовеса в случае необоснованных при­тязаний кредиторов на имущество должника.

Вместе с тем закон не решает всех проблем, связанных с дея­тельностью предприятий, поскольку почти каждое из них является сложной социально-экономической и технической системой, ин­тегрирующей разнородные ресурсы и факторы. Описание предпри­ятия не исчерпывается его представлением ни как имущественного комплекса, ни как юридического лица, ни как товаропроизводите­ля, ни как источника спроса на факторы. Каждое из этих представ­лений отражает один из аспектов предприятия, но не отражает все­го объекта в целом.

Соответственно этому многообразная деятельность предприятий в настоящее время регламентируется множеством нормативных ак­тов: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, законы «Об ак­ционерных обществах», «О защите прав потребителей», «О несосто­ятельности (банкротстве)» и др. Каждый из них ориентирован на один из аспектов деятельности и не учитывает остальных. При этом в каж­дом из нормативных актов допускается известная вариантность в выборе управленческих и организационных решений, но формаль­но законный выбор сочетаний этих вариантов создает порой возмож­ности для таких недобросовестных действий, как захват собствен­ности через банкротство, обман партнеров, нарушения прав работ­ников и акционеров. В этих условиях ни одну системную проблему предприятий нельзя решить, внося изменения в каждый из актов по отдельности.

Становится все более очевидной необходимость принятия за­кона о предприятии, в котором были бы определены основы его де­ятельности как целостного и сбалансированного социально-эконо­мического хозяйствующего субъекта российской экономики. В нем должны быть отражены все аспекты внутрипроизводственного уп­равленческого рынка ресурсов, прав и ответственности, учтены тре­бования демократизации внутрифирменного управления.

В условиях кризиса особое значение приобретает государствен­ное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства обусловлено объективной необходимо­стью поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, получения потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей факторов. Поэтому государство ужес­точает режим контроля за соблюдением законов и нормативных ак­тов, связанных, например, с производством и реализацией алкоголь­ных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной элект­робытовой техники.

Исключительно велика роль государства в регулировании таких сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, раз­витие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого ар­сенала законодательных и административно-правовых мер, поли­тики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологи­ческих правил.

Анализ итогов, проведенных реформ показывает, что выход из кризиса и успешное развитие экономики невозможно без ее всесто­ронней гуманизации, глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. За­кон, нормативно-правовая деятельность государства должны мак­симально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением - служить удовлетворению потребностей людей.

1.2. Финансовое регулирование

Финансовое регулирование охватывает несколько специализи­рованных областей:

–        общественные финансы — специфическая область, в которой фе­деральные, региональные и местные органы власти и их пред­ставители, а также общественные организации в ходе своей дея­тельности оперируют с крупными суммами, поступающими из разных источников, распределяя их в соответствии с приняты­ми процедурами и бюджетами. Эти органы имеют право выпускать некоторые ценные бумаги, вовлекая инвесторов в обще­ственно значимые программы. При этом цели общественных организаций имеют отличия от целей частных коммерческих организаций. Они обычно ориентированы на решение опреде­ленных социально-политических проблем, а не на получение прибыли;

–        институциональные финансы — играют особую роль и имеют дело с огромными деньгами, что объясняется наличием в экономике лю­бой страны банков, бирж, кредитных союзов, страховых компаний, пенсионных фондов и других типов финансовых институтов, ко­торые стимулируют накопления, аккумулируют деньги в фонды, достаточные для инвестирования, кредитуют, страхуют, гаранти­руют, словом, оказывают специфические финансовые услуги;

–        международные финансы — область финансов, занимающаяся проблемами, которые возникают как только потоки денежных средств пересекают национальные границы: конвертирование валют, особенности коммерческого и налогового законодатель­ства, налогообложение иностранных граждан, баланс внешней торговли, различия в структуре цен и т.д.;

–        анализ финансовых инструментов и инвестиций — область, зани­мающаяся разработкой и совершенствованием методов финан­сового анализа, необходимого для оценки риска и прибыльнос­ти при вложении денег в акции, облигации и другие ценные бу­маги, а также при проведении некоторых финансовых операций в условиях неполной или неточной информации;

–        финансовый менеджмент — специфическая деятельность, связан­ная с изучением финансовых проблем, поиском источников де­шевых фондов и возможностей прибыльного применения денег.

                            В целом финансовое регулирование можно представить как управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоря­жении домохозяйства, предприятия или государства, а также источ­никами доходов, статьями расходов, порядком их формирования и
использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюд­жетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика определяется рядом специфических фак­торов, и, прежде всего экономическим и финансовым кризисом. Из этого следует, что она не может восприниматься как типичный случай, свойственный развитой рыночной экономике. Незадачи и цели отражают особенности переживаемого периода:

–        использование бюджетной политики как средства реализации общих задач и целей экономических преобразований;

–      обеспечение минимальной в условиях кризиса управляемости экономики и экономического процесса в целом;

–      разрешение или смягчение острых социальных противоречий возникших в результате смены общественного строя, а также по­рожденных ходом реформ;

–      развитие новых отношений бюджетного федерализма.

              Бюджетная политика в известной мере реализует и общие цели, которые стоят перед любой бюджетной системой. Это концентра­ция и централизация финансовых ресурсов, воздействие на эконо­мический рост и занятость, обеспечение экономических и полити­ческих функций государства.

Глубина и продолжительность кризиса в стране во многом по­рождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регули­рования экономики. Выбранный путь «финансовой стабилизации» не привел к улучшению ситуации, а породил новые и весьма опас­ные тенденции.

В ходе исполнения бюджета самому значительному сокращению подвергаются программы, которые государство обязано финанси­ровать. Следствием этого является снижение уровня заработной платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения и образова­ния, других жизненно важных отраслей.

Вместе с тем есть несколько способов выхода из кризисной ситу­ации:

1)  постепенно восстановить утраченные сбережения;

2)  стимулировать привлечение новых накоплений граждан в бан­ки и небанковские финансовые институты;

Информация о работе Направление и меры преодоления современного кризиса государственной власти в России