Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 06:10, реферат
Направления и меры преодоления современного кризиса государственной власти в России; нормативно - законодательная деятельность; финансовое регулирование; регулирование в сфере производства; перераспределение дохода. Этапы инновационного процесса, их содержание и роль в антикризисном управлении. Сущность и содержание основных ролей менеджера по антикризисному управлению.
1. Направления и меры преодоления современного кризиса государственной власти в России
1.1. Нормативно-законодательная деятельность
1.2. Финансовое регулирование
1.3. Регулирование в сфере производства
1.4. Перераспределение дохода
2. Этапы инновационного процесса, их содержание и роль в антикризисном управлении
3. Сущность и содержание основных ролей менеджера по антикризисному управлению
Список использованных источников:
3
Содержание:
1. Направления и меры преодоления современного кризиса государственной власти в России
1.1. Нормативно-законодательная деятельность
1.2. Финансовое регулирование
1.3. Регулирование в сфере производства
1.4. Перераспределение дохода
2. Этапы инновационного процесса, их содержание и роль в антикризисном управлении
3. Сущность и содержание основных ролей менеджера по антикризисному управлению
Список использованных источников:
1. Направления и меры преодоления современного кризиса государственной власти в России.
1.1. Нормативно-законодательная деятельность
«Экономической конструкцией» по праву называют ГК РФ. Это образное выражение очень точно и емко характеризует значение ГК РФ в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. I ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».
Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону — застой производства. Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.
Динамично развивающиеся отношения между участниками гражданского оборота, обусловленные экономикой переходного периода, неизбежно приводят к изменению и совершенствованию отечественного законодательства. Примером этому служит законодательство о несостоятельности (банкротстве). За шесть лет существования в современной России института банкротства было принято три закона, при этом в производстве арбитражных судов еще в 2003 г. находились дела, рассматриваемые по закону о банкротстве от I992 г.
Новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 2002 г. учитывает накопленный негативный опыт процедур банкротства и выстраивает систему «сдержек и противовесов имущественным притязаниям кредиторов:
– более сложная процедура возбуждения дел о банкротстве и установления размера требований кредиторов в арбитражном суде;
– процедура выбора арбитражного управляющего, при которой кредиторы не выбирают конкретную личность, а только определяют профессиональные требования, что должно способствовать назначению управляющего, изначально независимого от кредиторов;
– четкая регламентация действий с имуществом должника;
– наделение собственника должника правами, дающими возможность активно участвовать в процедурах банкротства и при необходимости защищать свои законные интересы.
Собственник должника получает права и возможности, которые можно разделить на четыре группы:
1) права по досудебной санации и предупреждению банкротства должника;
2) процессуальные права собственника должника;
3) определение порядка и сроков рассмотрения жалоб представителя учредителей (участников) должника и представителя собственника имущества должника — унитарного предприятия на действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов
или комитета кредиторов, нарушающие права и законные интересы учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, а также право заявлять возражения относительно требований кредиторов;
4) обширная группа прав и возможностей собственника по защите своих имущественных интересов во всех процедурах, предусмотренных новым Законом.
Следует подчеркнуть, что в период процедуры наблюдения собственник имеет возможность через руководителя должника осуществить мероприятия, улучшающие финансовое состояние, и попытаться накопить денежные средства для расчета с кредиторами до рассмотрения дела о банкротстве по существу.
Процедура финансового оздоровления должника, новая для российского законодательства о несостоятельности, в полной мере предоставляет собственникам возможность реабилитировать себя и продемонстрировать эффективность управления собственностью. Законом определено, что план финансового оздоровления разрабатывается учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и утверждается
собранием кредиторов. Исполнение мероприятий плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности перед кредиторами обеспечивает руководитель должника под контролем административного управляющего.
Закон ввел новшества и в процедуру внешнего управления: разрешен спор о возможности дополнительной эмиссии акций должника в процедуре внешнего управления; изменился порядок продажи предприятия должника; решение собственника требуется теперь и для внесения в план внешнего управления мероприятий по замещению активов должника на акции вновь создаваемых одного или нескольких акционерных обществ.
В Законе достаточно подробно изложен порядок удовлетворения собственником или учредителем всех требований кредиторов, учтенных в реестре ил и предоставления должнику денежных средств в необходимом объеме. Важно, что в соответствии с этим Законом меняется место собственника в процедурах банкротства - от пассивного созерцателя к активному участнику процедуры, играющему роль эффективного противовеса в случае необоснованных притязаний кредиторов на имущество должника.
Вместе с тем закон не решает всех проблем, связанных с деятельностью предприятий, поскольку почти каждое из них является сложной социально-экономической и технической системой, интегрирующей разнородные ресурсы и факторы. Описание предприятия не исчерпывается его представлением ни как имущественного комплекса, ни как юридического лица, ни как товаропроизводителя, ни как источника спроса на факторы. Каждое из этих представлений отражает один из аспектов предприятия, но не отражает всего объекта в целом.
Соответственно этому многообразная деятельность предприятий в настоящее время регламентируется множеством нормативных актов: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, законы «Об акционерных обществах», «О защите прав потребителей», «О несостоятельности (банкротстве)» и др. Каждый из них ориентирован на один из аспектов деятельности и не учитывает остальных. При этом в каждом из нормативных актов допускается известная вариантность в выборе управленческих и организационных решений, но формально законный выбор сочетаний этих вариантов создает порой возможности для таких недобросовестных действий, как захват собственности через банкротство, обман партнеров, нарушения прав работников и акционеров. В этих условиях ни одну системную проблему предприятий нельзя решить, внося изменения в каждый из актов по отдельности.
Становится все более очевидной необходимость принятия закона о предприятии, в котором были бы определены основы его деятельности как целостного и сбалансированного социально-экономического хозяйствующего субъекта российской экономики. В нем должны быть отражены все аспекты внутрипроизводственного управленческого рынка ресурсов, прав и ответственности, учтены требования демократизации внутрифирменного управления.
В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства обусловлено объективной необходимостью поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, получения потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей факторов. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных, например, с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.
Исключительно велика роль государства в регулировании таких сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.
Анализ итогов, проведенных реформ показывает, что выход из кризиса и успешное развитие экономики невозможно без ее всесторонней гуманизации, глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. Закон, нормативно-правовая деятельность государства должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением - служить удовлетворению потребностей людей.
1.2. Финансовое регулирование
Финансовое регулирование охватывает несколько специализированных областей:
– общественные финансы — специфическая область, в которой федеральные, региональные и местные органы власти и их представители, а также общественные организации в ходе своей деятельности оперируют с крупными суммами, поступающими из разных источников, распределяя их в соответствии с принятыми процедурами и бюджетами. Эти органы имеют право выпускать некоторые ценные бумаги, вовлекая инвесторов в общественно значимые программы. При этом цели общественных организаций имеют отличия от целей частных коммерческих организаций. Они обычно ориентированы на решение определенных социально-политических проблем, а не на получение прибыли;
– институциональные финансы — играют особую роль и имеют дело с огромными деньгами, что объясняется наличием в экономике любой страны банков, бирж, кредитных союзов, страховых компаний, пенсионных фондов и других типов финансовых институтов, которые стимулируют накопления, аккумулируют деньги в фонды, достаточные для инвестирования, кредитуют, страхуют, гарантируют, словом, оказывают специфические финансовые услуги;
– международные финансы — область финансов, занимающаяся проблемами, которые возникают как только потоки денежных средств пересекают национальные границы: конвертирование валют, особенности коммерческого и налогового законодательства, налогообложение иностранных граждан, баланс внешней торговли, различия в структуре цен и т.д.;
– анализ финансовых инструментов и инвестиций — область, занимающаяся разработкой и совершенствованием методов финансового анализа, необходимого для оценки риска и прибыльности при вложении денег в акции, облигации и другие ценные бумаги, а также при проведении некоторых финансовых операций в условиях неполной или неточной информации;
– финансовый менеджмент — специфическая деятельность, связанная с изучением финансовых проблем, поиском источников дешевых фондов и возможностей прибыльного применения денег.
В целом финансовое регулирование можно представить как управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и
использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.
Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов, и, прежде всего экономическим и финансовым кризисом. Из этого следует, что она не может восприниматься как типичный случай, свойственный развитой рыночной экономике. Незадачи и цели отражают особенности переживаемого периода:
– использование бюджетной политики как средства реализации общих задач и целей экономических преобразований;
– обеспечение минимальной в условиях кризиса управляемости экономики и экономического процесса в целом;
– разрешение или смягчение острых социальных противоречий возникших в результате смены общественного строя, а также порожденных ходом реформ;
– развитие новых отношений бюджетного федерализма.
Бюджетная политика в известной мере реализует и общие цели, которые стоят перед любой бюджетной системой. Это концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.
Глубина и продолжительность кризиса в стране во многом порождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики. Выбранный путь «финансовой стабилизации» не привел к улучшению ситуации, а породил новые и весьма опасные тенденции.
В ходе исполнения бюджета самому значительному сокращению подвергаются программы, которые государство обязано финансировать. Следствием этого является снижение уровня заработной платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения и образования, других жизненно важных отраслей.
Вместе с тем есть несколько способов выхода из кризисной ситуации:
1) постепенно восстановить утраченные сбережения;
2) стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты;