Методы государственной поддержки кризисных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 11:18, реферат

Краткое описание

Главной целью данной работы является анализ имеющихся на сегодняшний день данных об участии государства в жизни предприятия в условиях кризисных ситуаций. А также рассмотрение конкретного примера по данной проблеме.

Файлы: 1 файл

Методы государственной поддержки кризисных предприятий.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

    3. Стимулирование малого бизнеса в России.

 

    Малый бизнес в России постсоветского периода развивался непросто. История цивилизованного ведения бизнеса в нашей стране началась с регистрации фирм. Однако с каждым годом, какие бы ни проводились изменения в процедурах регистрации и существования фирм, эти процессы только усложнялись и дорожали. Малый бизнес в России в своём развитии наталкивался на бюрократические препятствия.

    А тем временем, помощь малому бизнесу является одним из приоритетных направлений развития экономики нашей страны. В настоящее время малый бизнес в экономике России занимает довольно скромное место, доля частных предприятий в ВВП страны составляет около 30 %. Несмотря на все усилия правительственных и муниципальных органов, место малого бизнеса в российской экономике не слишком заметно. 

    Во  многих развитых странах малый бизнес является своеобразным локомотивом экономики, частные предприятия работают не только в сфере обслуживания, но и в производственной, финансовой и научно-технической среде. Большинство малых  предприятий России ориентировано на продажу товаров или предоставление услуг населению, место малого бизнеса среди предприятий, занимающихся научно-техническими разработками, в нашей стране крайне мало.

    По  мнению государственных деятелей, малый  бизнес должен играть не только значительную роль в экономике России, но и помочь снять социальную напряженность, создавая новые рабочие места для населения. К сожалению, в России очень много моногородов, экономическое процветание которых зависит от работы одного крупного предприятия. Развитие малого бизнеса в таких городах практически невозможно, так как частный предприниматель вынужден искать рынки сбыта за пределами своего региона.  

    Одной из основных проблем малого бизнеса  являются жесткие требования, выдвигаемые банками  при выдаче кредита на развития частного предприятия. Банки предпочитают работать с крупными предприятиями, а не выдавать миникредиты для развития малого бизнеса. В настоящее время многие банки разрабатывают регламент выдачи миникредитов частным предпринимателям, некоторые финансовые структуры планируют выдавать кредиты малому бизнесу  не только в центральных офисах, но и в филиалах банка.  После улучшения ситуации на кредитном рынке, малый бизнес сможет занять более весомое место в экономике России. 

    Планируется, что место малого бизнеса в России будет укрепляться год от года, малые предприятия постепенно будут проникать во все отрасли народного хозяйства, создавая значительную конкуренцию крупным компаниям, а доля малого бизнеса в ВВП будет постоянно возрастать. 

    Возможно, в будущем появятся семейные предприятия, которые будут сохранять традиции производства какого-либо продукта, а  крупные корпорации будут все более активно взаимодействовать с малыми предприятиями, - таким образом, малый бизнес  в экономике России будет играть более заметную роль.

    Но  какими, же способами возможно стимулирование развития малого бизнеса? Рассмотрим возможные варианты действий:

    1) Принятие законодательных решений, которые уменьшают количество всевозможных  проверок со стороны контролирующих органов. По мнению предпринимателей, как раз обилие проверок больше всего мешает развитию малого бизнеса.

    2) Создания «ярмарок идей», а  также проведение семинаров, конференций и конкурсов, победители которых могут выиграть грант (денежное пособие) на развитие собственного дела.

    3) Создание структур, которые помогают  частным предпринимателям получать  микрокредиты на небольшой срок  на очень выгодных условиях.  Для получения денежных средств на развитие частных предприятий в рамках программы господдержки малого бизнеса создан  специальный фонд, из которого будут выделяться денежные средства  для помощи частным предприятиям.

    4) Проведение тендерных торгов, на  которых малые предприятия имеют  некоторые преимущества. В результате  данных конкурсов частные предприниматели могут получить выгодный заказ на поставку товаров или услуг для государственных органов.

    5) Строительство бизнес-центров в  регионах страны, где частные  предприниматели могут снять помещения по невысоким арендным ставкам. Для предприятий, работающих в области инновационных технологий, также предусмотрены льготы, которые должны помочь развитию малого и среднего бизнеса.

    6) Утверждение разнообразных льгот.  А именно, упрощение процедуры  регистрации предприятий, благодаря чему частные предприниматели могут потратить намного меньше времени  для того, чтобы работать в легальном бизнесе.

    7) Создание упрощенной системы  налогообложения, что позволило  многим компаниям избавиться от многочисленных отчетов и платить налоги по меньшей ставке. А также снижение количества проверок малого бизнеса со стороны контролирующих органов.

    8) Разработка государственной программы переподготовки кадров, благодаря которой люди могут получить дополнительное образование, которое может пригодиться при создании и развития малого бизнеса.

    Однако, несмотря на помощь малому бизнесу со стороны государства,  предпринимательство в нашей стране развивается крайне низкими темпами. По мнению специалистов, основной причиной медленных темпов развития малого предпринимательства в России является низкая  предпринимательская активность большинства россиян. Многие решения властей «на местах» приводят к тому, что частный бизнес становится убыточным, а люди предпочитают работать в крупных корпорациях, а не на малых предприятиях.

    4. Поддержка градообразующих предприятий
 

    Для того чтобы разобраться в данной области, необходимо, прежде всего, понять, что же такое градообразующее предприятие. Под градообразующим предприятием понимается производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, посёлка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы. Города с монопрофильной экономикой, в которых расположены градообразующие предприятия, также называется моногородами.

    Традиционно экономическое и социальное развитие многих - если не большинства - российских малых и даже средних городов  в существенно степени зависело от находящихся на их территории основных градообразующих предприятий. Ряд городов обязан этим предприятиям даже своим возникновением. Сегодня же зависимость городов от своих главных предприятий может не только не иметь стимулирующего характера, но экономика города и его население часто оказываются заложниками предприятий. Многие позитивно настроенные и достаточно профессиональные руководители постепенно начинают связывать будущее своих городов с развитием на их территории не только небольшого количества крупных предприятий, но и массового малого и среднего предпринимательства. В то же время проблема развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействия малых и крупных предприятий - особенно если речь идет о малом или моногороде - выглядит по-разному в зависимости от общей социально-экономической ситуации на территории. 

    Стратегии экономического развития территории в  этих условиях часто основываются на поиске возможностей возрождения и  переориентации градообразующих и других предприятий. При наличии на территории города ресурсов - например, очень крупных (часто неиспользуемых) производственных мощностей - для него возникает потенциальная возможность создания практически новой экономической базы. К сожалению, имеется также и достаточно много примеров эгоистического, неквалифицированного и просто хищнического поведения властей и других местных групп влияния, вся деятельность которых сводится к разворовыванию ресурсов.

    Возможности развития как малых и средних, так и крупных градообразующих предприятий могут зависеть от деятельности местных властей и предпринимательского сообщества. В некоторых случаях развитие ограничивается в первую очередь из-за изоляционистской политики власти. Другим аналогичным примером является распространение "силового" предпринимательства со стороны теневых силовых структур. Эти и другие аналогичные примеры показывают, что для социально-экономических ситуаций в городах (включая вопросы предпринимательства) характерно значительное разнообразие. В этой связи представляется очевидным необходимость участия государства в регулировании дел моногородов.

    В качестве способов поддержки моногородов  можно выделить несколько. Для начала рассмотрим механизм финансовой поддержки. Предполагается, что государственная финансовая поддержка для стабилизации ситуации в моногородах должна осуществляться по двум направлениям: поддержка градообразующего предприятия в целях развития производства, решение проблемы занятости населения и поддержка бюджетов моногородов с целью сохранения необходимого уровня бюджетных услуг.

    а) Поддержка градообразующих предприятий.

    К мерам государственной поддержки градообразующих предприятий в рамках действующего бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах Российской Федерации могут быть отнесены:

  • предоставление предприятиям субсидий  на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам;
  • предоставление налоговых отсрочек и инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам предприятиям на территории моногородов;
  • предоставление государственных гарантий по кредитам банков предприятиям на территории моногородов.

    б) Поддержка бюджетов моногородов.

    К мерам государственной поддержки  бюджетов моногородов могут быть отнесены:

  • учет необходимости поддержки моногородов при выделении бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и дотаций на сбалансированность региональных бюджетов (в соответствующих методиках, исходя из удельного веса населения «проблемных» моногородов в общей численности населения);
  • развитие государственно-частного партнерства, в частности реализация инвестиционных проектов регионального значения за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в форме предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

    Необходимо  обеспечить приоритетное участие муниципальных  образований в региональных программах поддержки занятости населения, установление в местных бюджетах дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

    Не  менее важными являются мероприятия  по стабилизации ситуации и развитию моногородах. В перечень таких программ входят мероприятия, направленные на:

    - поддержку рынка труда в моногородах (в частности переподготовка, подготовка  и  стажировка  кадров, повышение мобильности  населения  для решения проблем занятости, стимулирование переселения жителей проблемных городов в случае полной ликвидации градообразующих предприятий);

    - реструктуризацию, модернизацию, перепрофилирование предприятий;

    - поддержку спроса на продукцию предприятий, путем установления приоритетности для градообразующих предприятий при размещении федерального, регионального и муниципального государственного заказа при прочих равных условиях;

    - стимулирование развития городской инфраструктуры (осуществление мероприятий по ликвидации аварийного и ветхого жилья и капитального ремонта жилого фонда, реконструкция и модернизация инженерных сетей, водозаборных и очистных сооружений, объектов тепло- и энергоснабжения, внедрение энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном и городском хозяйстве, выкуп и модернизация объектов тепло-, энерго- и водоснабжения у градообразующих предприятий).

    5. Анализ положения автопрома Тольятти в условиях кризиса и используемые методы государственной поддержки.
 

    Одним из примеров градообразующего предприятия является ОАО «АВТОВАЗ», который располагается в моногороде Тольятти. Ни для кого не секрет, что одна из наиболее сложных ситуаций все еще складывается в автомобильной промышленности. Связано это, прежде всего с тем, что склады готовой продукции и завезенной техники являются основным источником удовлетворения спроса, что в итоге сказывается на сдерживании производства. Не менее важным является и тот факт, что инвестиционные планы промсборщиков в нынешних условиях не сокращаются, а, напротив - у многих даже и расширяются.

    Не  очень гладко обстоят дела и у автопрома Тольятти. В результате экономического кризиса и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года «АВТОВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года. В этой ситуаций одним из наиболее действенных методов было привлечение государственной поддержки. А именно, Правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации «Ростехнологии» 25 млрд руб., которые та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст «АвтоВАЗу».

Информация о работе Методы государственной поддержки кризисных предприятий