Методы государственной поддержки кризисных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 11:18, реферат

Краткое описание

Главной целью данной работы является анализ имеющихся на сегодняшний день данных об участии государства в жизни предприятия в условиях кризисных ситуаций. А также рассмотрение конкретного примера по данной проблеме.

Файлы: 1 файл

Методы государственной поддержки кризисных предприятий.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

 

     Введение 

    В промышленно развитых странах такие  явления, как спад, подъем, финансовый крах и возрождение являются непременными спутниками экономической жизни. В эпицентре этих компонентов экономического развития находятся предприятия и домохозяйства, образующие фундамент жизнедеятельности общества.

    Общими  для предприятия и домохозяйства  выступает стремление к устойчивому развитию. В этой связи возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха и какую роль здесь играет государство, возможно ли будет рассчитывать на его поддержку.

    Главной целью данной работы является анализ имеющихся на сегодняшний день данных об участии государства в жизни предприятия в условиях кризисных ситуаций. А также рассмотрение конкретного примера по данной проблеме.

 

  1. Роль государства  в рыночной экономике

    Анализ  итогов реформ в современной России показывает, что их идеологи, взяв на вооружение лозунг «реальный социализм побежден капитализмом», предприняли попытку перенести на страну принципы развития экономики, распространенные в совершенно иных географических и исторических границах, проигнорировав тем самым уроки практики: режимы функционирования экономики различаются во времени и пространстве. Наглядным подтверждением этого являются различные варианты капиталистического развития, в Германии, США, Швеции, Франции, Японии.

    Рыночная  экономика — это не самоцель, а средство. Поэтому усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.

    В соответствии с этим должны разрабатываться  конкретные методы проведения активной промышленной и социальной политики, особое внимание следует уделять проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может. Последнее очень важно для России. Ведь если даже предположить, что рынок — это саморегулируемая система, что может быть верным только при очень жестких условиях, он, тем не менее, никогда не может быть самообразующейся системой. В нашей стране ныне — не рынок, на котором господствует чистая и совершенная конкуренция, а иллюзия рынка с процветанием различных мафиозных образований. В этих непростых условиях совсем не риторическим является вопрос: почему те же самые факторы, которые позволили институту - анализировать режим массового производства и потребления после второй мировой войны, ныне усугубляют структурный кризис, характерный для многих европейских стран?

    Строго говоря, разгадка феномена механизма развития, разложения и упадка является одной из самых актуальных задач. Ей посвящены труды многих видных ученых мира. Для нас, россиян, осмысление этого феномена, как и всей современной теории регулирования, имеет непреходящее значение.

    Центральная проблема развития - это взаимодействие между правительством и рынком. Это вопрос не о том, вмешиваться или не вмешиваться государству в дела экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе. И государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды.

    Динамика  выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой и полновластием государства, а его способностью поощрять развитие институциональных форм, адекватных времени. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно разглядеть ростки нового, вокруг которых и должна совершаться перестройка всего экономического и социального пространства.

    Эта функция государства обеспечивается наличием демократической власти, заинтересованной в социально ориентированном характере проводимых реформ, способной осуществлять политику в интересах общества в целом, а не каких-либо групп, кланов и элит. Следовательно, речь идет о превращении власти в нормально действующий структурный механизм общества, обеспечивающий спокойную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью.

    Для приведения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачи необходимо обеспечить ряд условий. Прежде всего это развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов. В обществе, где не создана государственно-правовая система, гарантирующая силой закона предупреждение разрушительных конфликтов, растет теневая экономика.

    Важным  условием в решении этой проблемы выступает формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политическую стабильность и ориентацию на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности. Не стоит, однако, забывать главное: предприятие является основным структурообразующим элементом экономики. В нем для производства продукции соединяются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, оно является источником удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, а также местом приложения сил большинства трудоспособного населения страны.

    2. Государственное регулирование и финансовая поддержка в условиях кризиса

 

    Разработка  теории и практики антикризисного регулирования получила широкое распространение еще в середине 80-х годов. Связано это было с резким обострением экономического кризиса в промышленно развитых странах Запада.

    Конечно же, западный опыт имеет большое  значение для России, однако необходимо учитывать, что этот опыт управления был накоплен в принципиально иных условиях. В качестве главного отличия стоит рассматривать, прежде всего, то, что данный процесс осуществляется в условиях сложившейся рыночной экономики, с действующими законами конкуренции и относительно стабильной социально-политической ситуацией. В этих странах банкротство рассматривается как положительное явление, очищающее рынок от слабых конкурентов, и где государство, в зависимости от конкретных условий, начинает применять такие механизмы и инструменты антикризисного регулирования, как национализацию или приватизацию. Однако в условиях российской экономики, для государства предприятие рассматривается главным образом как микроэкономический потенциал страны. Через домохозяйства, например, реализуются социальные цели общественного производства. Особенно это относится к той части семейного потребления, которая идет на воспитание нового поколения.

    Общими  для предприятия и для домохозяйств является стремление к устойчивому развитию, снижению бедности, получению лучшего образования, более высокому уровню питания и здравоохранения, чистой окружающей среде, большему равенству возможностей и свободы личности, богатой культурной жизни. В этой связи, естественно, возникают вопросы: можно ли предсказать экономическое будущее? Как спасти предприятие или домохозяйство от краха? Какова при этом роль государства? Из чего складывается механизм регулирования?

    В условиях рыночной экономики главное  внимание собственников и менеджмента обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия стремятся к максимизации прибыли, а домохозяйства – к более выгодному использованию своего дохода. Однако, может оказаться, что не только задача оптимизации не будет выполнена, но и возникнет ситуация разорения домашнего хозяйства, краха предприятия, банкротства целых отраслей.

    При наличии кризисных явлений государства  осуществляют процессы регулирования  и структурные сдвиги в экономике  своих стран. Основной предпосылкой структурных изменений в экономике  Запада является низкая инвестиционная активность и низкая норма прибыли, что является симптомами снижения темпов экономического роста. В таких условиях частные страховые компании, пенсионные фонды вкладывают средства, как правило, в различную недвижимость, предоставление займов под сравнительно высокие проценты на короткие сроки, производят экспортные инвестиции. Поэтому государственная политика, в этих условиях, направлена на образование финансовых групп, состоящих из государственных и полугосударственных банков, страховых и холдинговых компаний (особенно во Франции, Англии, Японии). Целью создания этих групп является обеспечение капитальных вложений в промышленность, которая способна обеспечить рост основных фондов и повышение технического уровня производства.

    Важным  фактором структурных изменений в промышленном производстве стран Запада является интернационализация производства, основные признаки которой - рост доли международного обмена в валовом национальном продукте и расширение масштабов деятельности транснациональных компаний. Углубление разделения труда между развитыми и развивающимися странами все интенсивнее влияет на структурные изменения в промышленном производстве. Государственное регулирование в этих условиях направлено на защиту внутреннего рынка. Однако поскольку прямой тарифный протекционизм сейчас весьма не популярен, государственный аппарат разрабатывает в законодательном порядке требования к продукции, предназначенной для внутреннего рынка, учитывающие программы отечественных производителей и в то же время трудновыполнимые для иностранцев.

    В последние два десятилетия процесс  интернационализации экономики подвергся серьезным изменениям, причины которых заключаются в том, что изменили свое направление потоки миграции капитала. Если в 50-60г.г. США выступали как экспортеры капитала, то с середины 70-х - как импортеры капитала. Кроме того, в движении капитала появились новые черты. Например, отрасли с малой интенсивностью НИОКР обладали большей географической диверсификацией, и наоборот.

    Условия кризиса вынуждают государство оказывать финансовую поддержку инноваций. Необходимость государственной поддержки НИОКР в целях повышения технологического уровня страны, её технологической конкурентоспособности определяется, в данном случае, несовершенством современного рыночного механизма. Для повышения технологической конкурентоспособности страны необходимы, прежде всего, действия государства по улучшению общеэкономического климата и создание необходимых условий для увеличения капиталовложений в сферу НИОКР.

    В странах Западной Европы, США, Японии значительное место уделяется проблемам поддержания высокой инновационной активности, решение которых достигается как на основе прямого государственно-монополистического регулирования, так и косвенными методами регулирования развития научно-технического прогресса. Государственные программы поощрения НИОКР включают четыре раздела: выработка общих принципов политики поощрения и её целей; исчерпывающее информационное обеспечение; создание групп по оценке данных программ, действующих независимо от аппарата управления, и выбор рационального временного интервала для проведения таких оценок; непосредственное проведение оценок.

    Государственная финансовая поддержка в развитых странах направлена на выбор ключевых, наукоемких технологий, оказывающих революционизирующее воздействие на экономическое развитие. Широко используются агрессивная, защитная, абсорбирующая модели технологического и производственного поведения. Агрессивная модель предусматривает наличие высокого научно-технического потенциала и занятие национальными фирмами лидирующих позиций в разработке передовой технологии и на рынках сбыта. В этом случае научно-техническая политика включает осуществление рисковых и в то же время высокорентабельных научно-исследовательских проектов, крупных вложений в НИОКР.

    В случае оценки национальных возможностей как защитных, т.е. признания спорным технологического лидерства страны или факта его утраты, в арсенал государственной политики включаются меры, направленные на поддержание конкурентных позиций в передовых областях науки и техники, на активное использование рыночных и производственных возможностей.

    Если  техническая ситуация оценивается  как абсорбирующая (сильное технологическое  отставание, низкорентабельное производство и др.), то необходимо расширять международное научно-техническое сотрудничество, отдавая при этом предпочтение освоению передовых технологий и созданию необходимой институциональной и технологической инфраструктуры. Формы и масштабы государственного воздействия на научно-техническое развитие зависят от конкретных условий конкурентоспособности и технологических возможностей страны.

    Процесс разработки политики государственного стимулирования НИОКР в промышленности включает следующие элементы: идентификация технологий, по отношению к которым необходимо принимать политические решения; характеристика потенциальных возможностей нации в обладании данными технологиями; оценка роли правительства. Особое внимание уделяется оценке эффективности государственного стимулирования НИОКР и методам, усиливающим государственное регулирование.

    Следует отметить, что государственное регулирование  значительно усиливается в периоды  экстремального развития. В его деятельности выделяются такие приоритетные направления, как совершенствование управления финансовыми ресурсами; повышение отдачи от правительственных ведомств; рационализация управленческих инструментов и процедур; усиление управленческого контроля для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов.

Информация о работе Методы государственной поддержки кризисных предприятий