Механизм банкротства предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о несостоятельности (банкротстве) - один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые « правила игры » и для промышленных гигантов, и для мелких магазинчиков.
Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством. В соответствии с Федеральным Законом РФ « О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Файлы: 1 файл

Банкротство.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

б) организация труда: рациональное разделе­ние и кооперация труда; организация и .обслуживание ра­бочих мест; улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение производ­ственных вредностей и опасностей; внедрение передовых приемов и методов труда; организация рациональных ре­жимов труда и отдыха; укрепление трудовой и производ­ственной дисциплины; развитие коллективных форм тру­да; совершенствование системы стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и многоагрегатного обслуживания; рациональная расстановка и эффективное использование кадров и т.п.;

в) организация управления: формирование организационной структуры; создание экономичной и дей­ственной управленческой структуры; координация работы предприятия внутри страны и за рубежом; привлечение высококвалифицированных специалистов; эффективная организационно-экономическая форма; совершенствова­ние стилей и методов управления; финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент; управление ценовой поли­тикой, издержками, амортизационной политикой и т.п.;

      социально-экономические — факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работ­ников к собственности, условиями труда и быта, эффектив­ностью стимулирования труда. К ним относятся: матери­альная и моральная заинтересованность; уровень квалифи­кации работников; уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на средства произ­водства и результаты труда и т.п.

            В зависимости от преобладания причин возникновения банкротства предприятий в экономике различают следующие их типы:

- предприятие-банкрот, функционирующее в сбалансирован­ной экономике, — это предприятие, которое не могло вы­полнить ранее взятые на себя обязательства по субъектив­ным причинам;

- предприятие-банкрот, функционирующее в экономике мас­сового банкротства, — это предприятие, которое не годится для решения экономических задач в перспективе.

             Возвращаясь к поставленному вопросу, следует выделить разницу в экономике России и США. В России преоблада­ет второй тип банкротства, а в США — первый. Соответственно вид­на разница в наличии у первого и отсутствии у второго причин, обу­словливающих это состояние. В нашей стране доминирует влияние следующих факторов, которое ослаблено в США:

1) внешние: бедность населения, обусловливающая его низкую покупательную способность; недостаточная матери­ально-техническая и финансовая ресурсная база предпри­ятий по причине возрождения предпринимательства на пус­том месте; несовершенство законодательной базы из-за от­сутствия собственного опыта в этой области в сущест­вующих условиях; отсутствие законопослушания; несовер­шенство методического обеспечения проведения монито­ринга и антикризисного управления предприятий из-за несо­вершенства действующей системы учета и отчетности; убы­точность производства продукции с длительным производ­ственным циклом, включая наукоемкую, по причине инфля­ции; слабая государственная поддержка;

2) внутренние: слабое материально-техническое обеспе­чение с высоким уровнем морального и физического износа основных фондов, доставшихся в наследство от социалисти­ческого хозяйства, отсутствие средств на их обновление, ог­раничение допуска к высоким технологиям; низкий культур­но-технический уровень участников предпринимательства.

             Следовательно, в российской экономике ярко выражено действие от­рицательных факторов, повлекших за собой массовое банкротство предприятий. Это свидетельствует о низком профессионализме управления, осуществляемого на всех уровнях.

 

1.2.           Мониторинг управления банкротством предприятий

 

              Мониторинг управления банкротством предприятий пред­ставляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позво­ляющих диагностировать возникновение банкротства, отслежи­вать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по ре­гиону и стране в целом.

             В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» от 31 марта 1999 г. № 13-р. С этой целью сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы:

1)              участников системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы, руководитель, конкурсный (арбитражный) управляющий, арбитражный суд, инвесторы, дебиторы и др.;

2)              государственное регулирование, включающее: правовое (законодательное,  методическое,  информацион­ное) обеспечение; налоговое регулирование, в том числе установление мора­тория на уплату обязательных платежей, замораживание начисления пеней, рассрочку и отсрочку погашения долга, налоговый кредит, наделение льготами по налогам; реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функцио­нирующих элементов бизнеса или их продажа; приватизацию несостоятельных предприятий; обучение административных и арбитражных управляющих; финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и  на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям; коммерциализацию на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в государственной собственности; социальную защиту работников предприятия-банкрота ,выражающуюся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий.

3) систему государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регулирование, в которую входят службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; арбитражные суды; департаменты управления инвестициями; службы занятости; государственные налоговые службы; налоговая полиция; внебюджетные фонды;

4)              принципы управления банкротством, к которым относятся:

      создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;

      уменьшение влияния государственного и административно­го управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;

      предоставление честным должникам возможности возоб­новления своей деятельности;

      введение системы безопасных мер при банкротстве;

      создание мер для возрождения бизнеса;

      защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его развала;

      сохранение перспективных  предприятий,  имеющих вре­менные финансовые трудности;

      защита интересов всех участников банкротства;

      справедливое распределение конкурсной массы, которая со­ставляет все имущество должника, имеющееся на момент от­крытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

5) меры, применяемые к банкроту, их можно объединить в две группы: оптимистические (реорганизационные) и пессимистические (ликвидационные). [2]

          Виды пессимистических мер: 

а) добровольная ликвидация под контролем кредиторов,                         

б) конкурсное производство,

в) принудительная ликвидация по решению арбитражного суда.

         Виды оптимистических мер:

а) наблюдение,

б) внешнее управление,

в) санация,

г) мировое соглашение

д) финансовое оздоровление.

      

1.3.           Пути предотвращения банкротства предприятий

 

              Как уже отмечено выше, в развитии любого предприятия просмат­риваются определенные закономерности, которые могут отличаться скоростью протекания и амплитудой уровня развития. Проследим их по схеме жизненного цикла предприятия (рис.2). В нем можно вы­делить следующие стадии: стадия 1 - зарождение; стадия II — разви­тие; стадия III - бурный рост; стадия IV - стабильное развитие; ста­дия V — появление тенденции спада; стадия VI — активный спад, ста­дия VII — банкротство; стадия V1I1 —- ликвидация деятельности.

             Однако ликвидация деятельности предприятия не всегда совпадает с ликвидацией самого предприятия. Так, на рисунке между жиз­ненными циклами Б  и В существует временной период Т, т.е. предприятие, исчерпав все свои резервы в период функционирования в цикле Б, мо­жет продлить свою жизнь в цикле В лишь при условии сторонних фи­нансовых инъекций. В период же Т предприятие претерпевает кризис. Такой жизненный путь характерен для большинства отечественных предприятий, адаптированных к бюджетным ассигнованиям.

Рис. 2. Жизненный цикл предприятия

 

 

 

 

 

 

 

             Однако существует и другой путь. Кризис можно предотвратить, если вовремя переориентировать направление деятельности предпри­ятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в пе­риод стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследо­вания и перепрофилирование этой деятельности в будущем. Причем стадия развития нового вида деятельности должна совпасть со стадией появления тенденции спада в результатах осуществляемой дея­тельности. В этом случае скачок в развитии предприятия в переход­ный период будет сглажен (на рисунке — линия О), так как влияние негативной тенденции на жизнедеятельность предприятия будет ос­лаблено наложением позитивной тенденции в развитии новой дея­тельности. Таким образом жизненный цикл предприятия можно про­длить. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При на­ступлении рискового случая возникает потребность в финансовом оздоровлении «неудачников».

           Различают два вида тактики финансового оздоровления:

      Защитная — проведение сберегающих мероприятий, осно­ву которых составляет сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фон­дов и персонала.

      Наступательная — проведение мероприятий реформатор­ского характера, направленных на приток инвестиций извне либо обеспечение условий для их поступлений в любой форме: от реали­зации производства, венчурного капитала, кредитов, капитала за счет повышения эффективности использования имущества, включая фондовый портфель, истребование государственной поддержки, на­логовых льгот, участие в конкурсах инвестиционных проектов.

              Из сказанного можно сделать вывод, что основная задача управления банкротством предприятий заключается не в том, что­бы предотвратить кончину какой-либо деятельности его, которая неизбежна в силу объективных обстоятельств, а в том, чтобы при выявлении диагноза этой кончины направить все усилия на качест­венное преобразование этой деятельности на базе умирающей.

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности предприятий

2.1. Основания возбуждения дела о банкротстве предприятий

 

            В соответствии с новым Законом о несостоятельности, под несостоятельностью (банкротством) должника понимается признанная арбитражным су­дом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) ис­полнить обязанности по уплате обязательных платежей. При этом юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денеж­ным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных плате­жей, если соответствующие обязательства (обязанности) не исполнены ими в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения при условии, что сумма его обязательств превышает стоимость принад­лежащего ему имущества (ст. 2, 3 Закона). В новом законе  уточнен один из внешних признаков несостоятельности: сумма задолжен­ности должника — юридического лица должна быть не менее 100 тыс. рублей (п. 2 ст. 33 Закона).

            В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона к заявлению кредитора о признании должника банкротом должны быть приложены вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требование кредитора к должнику, а также доказательст­ва направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Заявление кредитора, подан­ное с нарушением данных требований, арбитражный суд не принимает к рас­смотрению и возвращает его заявителю (ст. 44 Закона).

            В случае вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом данный факт более не влечет за собой автомати­ческого введения в отношении должника процедуры наблюдения. Указанная пер­вая процедура банкротства может быть введена только по результатам рас­смотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случая возбуждения дела о банкротстве на основании заявления самого должни­ка, когда наблюдение вводится с момента вынесения арбитражным судом опре­деления о принятии такого заявления. В остальных случаях судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя проводится арбитражным судом не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесе­ния определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Если до назначенного арбитражным судом заседания на его рассмотрение поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц, все поступившие за­явления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступле­нии в дело о банкротстве и должны быть рассмотрены в течение 15 дней с даты судебного заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя, обратившегося в арбитражный суд( пп.6, 8 ст.42, ст.62 Закона о банкротстве).[3]

Информация о работе Механизм банкротства предприятия