Нормативно-правовое и государственное регулирование механизма банкротства предприятий.

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

В современной России в ходе рыночных преобразований возникает необходимость нормативно-правового и государственного регулирования механизма банкротства предприятий.
В настоящее время к нормативно-правовой базе банкротства предприятий Российской Федерации относятся следующие документы.

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

1.1

В современной  России в ходе рыночных преобразований возникает необходимость нормативно-правового  и государственного регулирования  механизма банкротства предприятий. 

В настоящее  время к нормативно-правовой базе банкротства предприятий Российской Федерации относятся следующие документы. 
 

Гражданский кодекс РФ (введен в действие с 1 января 1995 г.). 
 

Арбитражный процессуальный кодекс РФ (принят Государственной  Думой 5 апреля 1995 г.). 
 

Уголовный кодекс РФ от 9 июля 1999 г. № 158. 
 

Федеральный закон  от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 
 

Федеральный закон  от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». 
 

Федеральный закон  от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». 
 

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных  правил проверки арбитражным управляющим  наличия признаков фиктивного и  преднамеренного банкротства». 
 

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового  анализа». 
 

Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». 
 

Методические  положения по оценке финансового  состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением Федерального управления России по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. № 31-р. 
 

Методические  рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, утвержденные Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994 г. № 70-р. 
 

Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» и др. 

За последнее  десятилетие Государственная Дума РФ, учитывая важность для экономики  страны законодательной базы такого регулирования, трижды занималась разработкой  и принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (от 19 ноября 1992 г. № 3929-1, от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). 

Следует отметить, что целенаправленность действия нового Закона претерпела принципиальные изменения. Так, если Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прежде всего был направлен на защиту интересов кредиторов, то цель Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач по: 
 

оздоровлению  экономики путем банкротства  неэффективно работающих предприятий; 
 

защите интересов  кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с его нерациональным использованием; 
 

защите интересов  инвесторов; 
 

восстановлению  финансовой устойчивости несостоятельных  предприятий, оказавшихся не по своей  вине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести  к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам. 

Федеральным законом  № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  понятие банкротства определено следующим образом: «Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным  судом неспособность должника в  полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» (ст. 3). 

В названном  Законе установлены признаки банкротства: должник считается несостоятельным (банкротом), если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются размеры денежных обязательств и обязательных платежей. В размер денежных обязательств включают: 
 

размер задолженности  за переданные товары, выполненные  работы и оказанные услуги; 
 

суммы займа  с учетом процентов, подлежащих уплате должником; 
 

размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения; 
 

размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда  имуществу кредиторов. 

К обязательным платежам относят налоги, сборы и  иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные  внебюджетные фонды в порядке  и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации. Размер обязательных платежей исчисляется без учета штрафов (пеней) и иных финансовых санкций. 

Дела о банкротстве  рассматриваются арбитражным судом. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.; к должнику-гражданину не менее 10 тыс. руб., а также имеются признаки банкротства. 

В Законе определены состав участников (рис. 1.2) и их функции  в процедурах банкротства. Закон состоит из 12 глав и содержит 233 статьи. 

В нем регулируются порядок и условия осуществления  мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий, определяются следующие процедуры банкротства (ст. 27): 
 

наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; 
 

финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; 
 

внешнее управление применяется к должнику с целью  восстановления его платежеспособности; 
 

конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом, с целью соразмеренного удовлетворения требований кредиторов; 
 

мировое соглашение представляет собой процедуру банкротства, которая может быть применена  на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. 

С экономической  точки зрения в системе предложенных процедур важную роль играет финансовое оздоровление организаций, оказавшихся  в столь затруднительном финансовом положении. Такая процедура на законных основаниях в систему банкротства российских предприятий введена впервые. В финансовом оздоровлении заинтересован, прежде всего, сам должник, поскольку он продолжает свою деятельность, но с ограничениями органов управления должника. У него появляется реальная возможность избежать банкротства, продолжая удовлетворять требования кредиторов, не доводя дело до конкурсного производства и продажи имущества. 

В Законе раскрывается система мер по восстановлению платежеспособности должника. 

Как видим, законодательство о банкротстве предприятий основывается на принципе их неплатежеспособности. Руководство предприятия, столкнувшись с финансовыми затруднениями, должно дать оценку сложившейся ситуации и, оценив степень своих финансовых проблем, принять решение о его дальнейшем функционировании, своевременно выработать меры по предупреждению банкротства либо принять решение о ликвидации предприятия, распродаже его по частям. 
 

Методика анализа  банкротства организаций У. Бивера 

Исследования  зарубежных ученых в области предсказания банкротства предприятий позволяют  сделать вывод о том, что из множества финансовых показателей  можно выбрать лишь несколько  полезных и более точно предсказывающих  банкротство. 

Одной из первых попыток использовать аналитические коэффициенты для прогнозирования банкротства считается работа У. Бивера. Он проанализировал за пятилетний период 20 коэффициентов по группе компаний, половина из которых обанкротилась. 

У. Бивер пришел к выводу, что, к примеру, отношение чистых денежных потоков к общей сумме долга является наилучшим показателем предстоящего банкротства, который теперь носит название коффициента Бивера. Бивер создавал базу данных, которую использовал потом в своей модели для статистического тестирования надежности (табл. 1). 

Система показателей  У. Бивера 

Показатель Формула расчета  по данным финансовой отчетности Группа 1 «Благополучные компании» Группа 2 «За  пять лет до банкротства» Группа 3 «За  один год до банкротства»
1. Коэффициент  Бивера ( Kб1)        
         
         
         

Информация о работе Нормативно-правовое и государственное регулирование механизма банкротства предприятий.