Механизм банкротства предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о несостоятельности (банкротстве) - один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые « правила игры » и для промышленных гигантов, и для мелких магазинчиков.
Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством. В соответствии с Федеральным Законом РФ « О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Файлы: 1 файл

Банкротство.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

 

2.2. Лица, участвующие в деле, а также в арбитражном процессе

по делу о банкротстве предприятий

 

            Серьезным недостатком содержавшихся в Федеральном законе "О несостоя­тельности (банкротстве)" 1998 года положений о круге лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о бан­кротстве, было то, что среди них при проведении таких основных процедур, как внешнее управление и конкурсное производство, не оказывалось ни одного лица, заинтересованного в защите прав должника. В частности, акционеры и иные уч­редители (участники) хозяйственного общества или товарищества — должника, подвергнувшегося банкротству, никак не были представлены среди названных лиц.

          Закон о банкротстве исправил эту ошибку в правовом регулировании. Соглас­но ст. 35 Закона к лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о бан­кротстве, теперь наряду с представителем работников должника отнесены также представитель учредителей (участников) должника и представитель собственника имущества должника — государственного или муниципального унитарного пред­приятия.

           Для обеспечения прав и интересов должника указанные лица наделены необ­ходимыми полномочиями, в частности: правом на обращение в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о признании недействи­тельным решения собрания кредиторов (п. 4 ст. 15); возможностью представлять арбитражному суду возражения относительно требований кредиторов (п. 2 ст. 71); правом заявлять ходатайство первому собранию кредиторов и арбитражному суду о введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления (ст. 77).

           Кроме того, при проведении процедур банкротства, введение которых ранее автоматически прекращало полномочия органов управления должника (общего собрания участников, совета директоров, правления), например внешнего управ­ления или конкурсного производства, теперь за указанными органами управления сохраняются определенные правомочия. Так,  в случае введения внешнего управ­ления органы управления должника в  пределах компетенции, установленной За­коном о банкротстве, могут принимать следующие решения: о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала; об определении количества и номинальной стоимости объявленных акций; об уве­личении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополни­тельных обыкновенных акций; об обращении с ходатайством к собранию креди­торов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций; о замещении активов должника и некоторые другие (п. 2 ст. 94 Закона).

           Вместе с тем не может не настораживать то обстоятельство, что Закон о банкротстве содержит ряд положений о так называемых третьих лицах, которые, не являясь ни лицами, участвующими в деле о банкротстве, ни лицами, участвую­щими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, нередко наделяются пол­номочиями, аналогичными тем, которые предоставлены учредителям (участни­кам) хозяйственных обществ и товариществ, а также собственнику имущества должника — унитарного предприятия.

          К примеру, третье лицо (третьи лица), так же как собственник имущества унитарного предприятия или учредители (участники) хозяйственного общества или товарищества - должника, вправе по согласованию с должником обратиться к собранию кредиторов или в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, предложив необходимое обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 1 ст. 78 Закона).

          Третьему лицу (третьим лицам), как и собственнику имущества унитарного предприятия или учредителям (участникам) корпоративной организации-должни­ка, предоставляется возможность в любое время до окончания внешнего управ­ления в целях прекращения производства по делу о банкротстве удовлетворить требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов (пп. 1 и 2 ст. 113 Закона).

           При этом кредиторы обязаны принять такое удовлетворение их требований, предложенное третьим лицом, а должник обязан использовать денежные средст­ва, переданные третьим лицом, для удовлетворения требований кредиторов и уполномоченных органов. А на случай отсутствия возможности удовлетворить требования кредиторов подобным образом, например, по причине непредоставления кредитором необходимых сведений или уклонения последнего от принятия исполнения обязательств должника от третьего лица, указанному третьему лицу предоставлено право удовлетворить требования соответствующих кредиторов путем внесения денежных средств в депозит нотариуса (п. 3 ст. 113).

          Денежные средства, направленные третьим лицом на удовлетворение требо­ваний кредиторов должника, считаются предоставленными последнему на условиях договора беспроцентного займа, срок которого определен моментом востре­бования, но не ранее окончания срока, на который была введена процедура внешнего управления. Допускается также заключение соглашения между третьим лицом и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с уч­редительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, об иных условиях предоставления денежных средств для исполнения обяза­тельств должника (л. 4 ст. 113). В аналогичном порядке третьим лицом могут быть удовлетворены требования кредиторов по обязательствам должника и в ходе конкурсного производства (па 1 ст. 142 Закона).

           Очевидно, что, направив необходимую денежную сумму на удовлетворение требований кредиторов должника, третье лицо оказывается в положении его единственного кредитора, а должник попадает в полную зависимость от этого третьего лица, единственной мотивацией действий которого (если только оно не является благотворительной организацией) может служить передел собственно­сти: полный контроль над деятельностью должника. Поэтому названные законо­положения представляют собой не что иное, как легальный механизма захвата имущества должника.[4]

 

2.3. Арбитражные управляющие и саморегулируемые организации

 

            Одной из ключевых фигур всякого дела о банкротстве на любой его стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедур банкротства должника, а при осуществлении внешнего управления и конкурсного производства на него возлагаются также обязанности руководителя соответствующей организации.

           Новый Закон о банкротстве содержит нормы, превращающие арбитражного управляющего в один из элементов огромного и непонятного механизма, которые способны вовсе погубить эту зарождающуюся профессию. Теперь каждый арбитражный управляющий должен быть членом одной из так называемых саморегулируемых организаций (СРО), которые и будут представлять арбитражному суду и собранию кредиторов кандидатуры этих самых арбитражных управляющих из числа своих членов. Причём представляться будут целым списком ( из трёх членов СРО), в каковом списке кандидатуры должны располагаться, как говорится в ст. 45 Закона о банкротстве, " в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего" или " в порядке снижения уровня их профессиональных качеств". Более того, должник и заинтересованный кредитор наделены правом безмотивно отвести по одной из кандидатур из числа представленных СРО, а на арбитражный суд возлагается обязанность утвердить в качестве арбитражного управляющего оставшуюся кандидатуру. И никакой альтернативы: всё, что было наработано в ходе применения законодательства о несостоятельности, в частности списки независимых арбитражных управляющих, зарегистрированных при арбитражных судах, перечёркиваются.

           Нельзя не обратить внимания и на так называемые саморегулируемые организации (СРО) арбитражных управляющих, претендующие на монополизацию услуг в области антикризисного управления, да и самих субъектов, оказывающих такие услуги,- арбитражных управляющих. Согласно Закону о банкротстве (ст.21) в таком качестве может выступать некая некоммерческая организация, внесенная в единый государственный реестр  саморегулируемых организаций, для чего требуется иметь в своём составе не менее ста арбитражных управляющих, каждый из которых должен внести взнос в компенсационный фонд соответствующей организации в размере не менее 50 тыс.рублей.

          По всей вероятности, подобные саморегулируемые организации будут создаваться( гласно или негласно) заинтересованными коммерческими структурами, располагающими необходимыми финансовыми ресурсами. В этом случае арбитражные управляющие попадают в полную зависимость от саморегулируемых организаций. В частности, согласно п.1 ст22 саморегулируемые организации наделяются правом применять в отношении своих членов меры дисциплинарной ответственности вплоть до исключения из числа членов  саморегулируемой организации ( что для арбитражного управляющего - верная профессиональная смерть), а также заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении своих членов от участия в делах о банкротстве в качестве арбитражных управляющих.

          Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом по делу о банкротстве, должен в течение десяти дней обеспечить страхование своей ответственности на страховую сумму не менее 3 млн.рублей в год (п. 8 ст. 20 Закона).                Выполнение этого требования неми­нуемо влечет полную финансовую зависимость арбитражного управляющего.[5]

 

2.4. Определение и учёт требований кредиторов

 

           В отличие от ранее действовавшего законодательства о несостоятельности, Закон о банкротстве четко определяет те требования кредиторов, которые могут участвовать в деле о банкротстве. Согласно п. 2 ст. 4 Закона для определения наличия признаков банкротства должника учитываются: размер денежных обяза­тельств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих упла­те должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.

            Кредиторы, обладающие названными требованиями, относятся к числу кон­курсных кредиторов, которые вправе обращаться в арбитражный суд с заявлени­ем о банкротстве должника, а также участвовать в собраниях кредиторов с пра­вом голоса.

          Другую категорию требований составляют обязательства должника перед гра­жданами в связи с причинением вреда жизни или здоровью; обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам; обязанности должника, выте­кающие из трудовых отношений, по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Обладатели указанных требований не признаются конкурсными кредиторами, хотя сами требования подлежат учету в реестре требований кредиторов и в период конкурсного производства составляют первые две очереди требований, подлежащие удовлетворению в привилегиро­ванном порядке.

          К требованиям конкурсных кредиторов приравнены требования о взыскании недоимок по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Упол­номоченные государственные органы, так же как конкурсные кредиторы, могут инициировать дело о банкротстве должника и принимают участие во всех собра­ниях кредиторов с правом голоса.

         Что касается иных требований кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, то они не рассматриваются в деле о банкротстве, в подлежат предъ­явлению в суд, арбитражный суд в рамках общей подведомственности в соответ­ствии с процессуальным законодательством (п. 5 ст. 5 Закона).

          В Законе о банкротстве предусмотрен дифференцированный порядок опреде­ления состава и размера требований кредиторов, а также уполномоченных орга­нов.Для тех кредиторов (уполномоченных органов), которые обращаются в арбит­ражный суд с заявлением о признании должника банкротом, установлен порядок, согласно которому состав и размер их требований определяются на дату подачи соответствующего заявления. В отношении требований кредиторов, вступающих в дело о банкротстве после его возбуждения арбитражным судом, но до открытия конкурсного производства, действует правило, в соответствии с которым состав и размер денежных обяза­тельств и обязательных платежей определяются на дату введения каждой про­цедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответст­вующего обязательства (обязанности).

             Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей по требо­ваниям кредиторов, заявленным после признания должника банкротом и откры­тия конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного про­изводства.

Указанные правила определения состава и размера требований кредиторов и уполномоченных органов имеют особое значение для тех случаев, когда денеж­ные обязательства и обязательные платежи выражены в иностранной валюте, что делает необходимым перевод соответствующих сумм в рубли (например, для включения соответствующих требований в реестр требований кредиторов). В этих целях должен использоваться курс Центрального банка РФ на дату введения ка­ждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения обязательства (обязаности).

             В отличие от ранее действовавшего порядка теперь требования кредиторов могут быть включены в реестр требований кредиторов или, напротив, исключены из него только на основании судебных актов, устанавливающих состав и размер соответствующих требований. Исключение составляют лишь требования о вы­плате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому дого­вору, которые включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управ­ляющим или по представлению последнего — реестродержателем (п. 6 ст. 16 Закона).

Информация о работе Механизм банкротства предприятия