Институт банкротства. Причины. диагностика, процедуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ банкротства градообразующих предприятий, выявить нерешенные вопросы в области градообразующих предприятий, понять перед какими проблемами стоит Россия сегодня.
Задачи:
Анализ нормативно-правовой базы банкротства.
Анализ практики применения процедуры банкротства.
Сделать выводы и дать рекомендации по антикризисным мероприятиям касающихся градообразующих предприятий.

Оглавление

Введение. 2
Глава 1. Институт банкротства. Причины. диагностика, процедуры. 5
1.1 Причины банкротства 7
1.2 Диагностика банкротства предприятия. 8
1.3 Процедуры, применяемые в деле о банкротстве: 12
1.3.1 Процедура наблюдения. 13
1.3.2 Процедура финансового оздоровления. 14
1.3.3 Процедура внешнего управления. 18
1.3.4 Конкурсное производство. 20
1.3.5 Мировое соглашение. 23
1.4 Особенности банкротства градообразующих предприятий. 24
1.4.1 Поручительство. 24
1.4.2 Погашение требований кредиторов. 25
1.4.3 Продажа предприятия градообразующей организации. 25
Глава 2. Особенности практики процедуры банкротства на примере ОАО «Байкальского ЦБК». 28
2.1 Особенности Байкальского ЦБК. 29
2.2 Причины банкротства БЦБК. 31
2.2.1 Программа экологической и технологической модернизации и перепрофилирования ОАО «БЦБК». 32
2.3 Реализация процедур банкротства Байкальского ЦБК . 36
2.4 Экологическое воздействие. Протесты против возобновления работы комбината. 38
2.5 Перспективы развития. 40
2.5.1 Перепрофилирование. 40
2.5.2 Туризм. 41
2.5.3 Утилизация отходов. 41
Заключение. 43
Список используемой литературы. 46

Файлы: 1 файл

МОЙ КУРСОВИК!_ГОТОВО.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

На стадии обработки  материала осуществляются расчет индексов и определение синтетических показателей для оценки состояния диагностируемого объекта, тенденций и закономерностей его развития.

Заключительная стадия (анализ информации) необходима для получения выводов о состоянии диагностируемого объекта.

Результаты диагностики  излагаются в следующей последовательности:

  1. Определение общей тенденции экономического (социального, политического) развития объекта.
  2. Деление процесса развития диагностируемого объекта на стадии и определение, на какой из них находится объект.
  3. Представляется прогноз развития объекта.

С точки зрения менеджмента  возможное наступление банкротства является кризисным состоянием предприятия. Это значит, что оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение своей производственной деятельности. Неплатежеспособности предприятия соответствует неудовлетворительная структура его баланса.

Существующая официальная  процедура диагностики кризисного состояния предприятия предусматривает определение четырех коэффициентов:

  • коэффициента текущей ликвидности Ктл;
  • коэффициента обеспеченности собственными средствами Косс;
  • коэффициента восстановления платежеспособности предприятия Квп;
  • коэффициента утраты платежеспособности предприятия Куп.

Ктл характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными и денежными средствами для ведения хозяйственной деятельности.

Косс характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

Решение о признании  структуры баланса неудовлетворительной по перечисленным основаниям может быть отложено на срок, определяемый федеральным органом по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, если установлено наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия.

Преодоление кризисного состояния требует разработки специальных методов управления предприятием. Рыночная экономика сформировала систему методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства. Этот методический материал называется «Система антикризисного управления». Реализацией этой системы на практике занимаются менеджеры по антикризисному управлению. Задача системы и этих менеджеров состоит

в том, что предполагаемое банкротство диагностируется на ранних стадиях его возникновения. Это позволяет своевременно отреагировать на проблему и воспользоваться механизмом защиты или обосновать необходимость применения последовательных процедур по реорганизации предприятия. Если эти меры не выводят предприятие из кризиса и не способствуют его финансовому оздоровлению, оно в добровольном или принудительном порядке прекращает свою деятельность и начинает ликвидационные процедуры.

Цель антикризисного управления состоит возобновление платежеспособности и восстановлении достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия.

Диагностика банкротства  — прежде всего выявление объекта исследования. В первую очередь, это показатели текущего и перспективного потоков платежей и показатели формирования чистого денежного потока по производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Нередко ликвидация должника-банкрота невыгодна ни кредиторам, ни государству. С этой целью законом предусмотрена процедура восстановления

платежеспособности предприятия.

Уровень текущей угрозы банкротства определяется с помощью двух показателей: коэффициента текущей платежеспособности и коэффициента автономии, рассматриваемых в динамике. Устойчивая тенденция к снижению этих коэффициентов свидетельствует об «отложенной угрозе банкротства» (чем ниже абсолютные значения этих коэффициентов, тем более вероятна угроза банкротства).

Методы интегральной оценки угрозы банкротства основаны на комплексном рассмотрении приведенных показателей. Одним из наиболее распространенных методов интегральной оценки является модель Альтмана. Это пятифакторная модель, факторами которой выступают показатели диагностики угрозы банкротства, такие, как:

  1. отношение рабочего капитала к сумме всех активов предприятия (он показывает степень ликвидности активов);
  2. уровень рентабельности активов или всего используемого капитала, представляющий собой отношение чистой прибыли к средней сумме используемых активов или всего капитала (он показывает уровень генерирования прибыли);
  3. уровень доходности активов (или всего используемого капитала). Этот показатель представляет собой отношение чистого дохода (валового дохода за вычетом налоговых платежей, входящих в цену продукции) к средней сумме используемых активов или всего капитала (он показывает, в какой степени доходы предприятия достаточны для возмещения текущих затрат и формирования прибыли);
  4. оборачиваемость активов или капитала, представляющая собой отношение объема продажи продукции к средней стоимости активов или всего используемого капитала;
  5. коэффициент отношения суммы собственного капитала к заемному.

Ни один из этих методов  диагностирования нельзя считать совершенным, но тем не менее они дают возможность оценить степень вероятности банкротства, которая классифицируется как очень высокая, высокая, возможная, очень низкая. С учетом принадлежности результата к одной из этих характеристик переходят ко второму этапу диагностики, а именно, к определению масштабов кризисного

состояния организации, при этом используются три его характеристики: легкий кризис, тяжелый кризис, катастрофа. В зависимости от масштабов кризисного состояния организации разрабатывается антикризисный механизм.

Заключительный этап диагностики банкротства — этап изучения основных факторов, обусловливающих кризисное развитие организации.

По итогам факторного анализа разрабатывается антикризисный механизм банкротства.

Наибольший эффект от проведения диагностических исследований достигается в

том случае, если они носят  комплексный поступательный характер.

1.3 Процедуры, применяемые в деле о банкротстве:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Дадим характеристику каждой из процедур.

1.3.1 Процедура наблюдения.

Наблюдение - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Целью процедуры наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Тем самым должнику предоставляется возможность работать без долгов, что способствует изучению истинной картины возможности восстановления платежеспособности и продолжения деятельности должника, установление реального срока такого восстановления. На этот период назначается временный управляющий.

Не менее важная задача наблюдения — принятие эффективных  мер по сохранению имущества должника.

В период наблюдения выявляется размер требований кредиторов, определяются конкурсные кредиторы и количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего решения (определения) арбитражного суда по существу рассматриваемого дела либо о прекращении производства по делу в случаях, предусмотренных законом. Работа, проведенная в период наблюдения, является необходимой основой для проведения иных назначаемых арбитражным судом процедур банкротства.

Анализ финансового состояния должника — одна из важнейших обязанностей временного управляющего, определяющих основное содержание процедуры наблюдения. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, и для определения наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Проведение такого анализа дает возможность предложить конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника либо сделать однозначный вывод о невозможности ее восстановления.

1.3.2 Процедура финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности, согласно Федеральному закону.

В ходе наблюдения должник  на основании решения своих учредителей, органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредители должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в установленном настоящим Федеральным законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

При обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления лица, принявшие решение об обращении с таким ходатайством, обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее, чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление может быть введено на основании  ходатайства учредителей должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия. В этом случае решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия.

Решение об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать:

  • сведения о предлагаемом учредителями исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности;
  • предлагаемый учредителями срок финансового оздоровления.

К решению об обращении  к первому собранию кредиторов с  ходатайством о введении финансового  оздоровления прилагаются:

  • план финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности;
  • протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия;
  • перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления;
  • сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения).

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению. Также оно может быть обжаловано.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два  года. Управление должником в ходе финансового оздоровления осуществляют, как правило, органы управления должника. Однако руководитель должника может быть отстранен судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение. Управление должником в период финансового оздоровления должно проводиться с рядом ограничений. Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения.

Информация о работе Институт банкротства. Причины. диагностика, процедуры