Государственная антикризисная политика Российской Федерации в сфере Жилищно-Коммунального Хозяйства и жилищного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:20, реферат

Краткое описание

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных функциональных составляющих жилищной сферы народного хозяйства страны и системы жизнеобеспечения и тесно связано с антикризисной политикой государства. Его состояние во многом предопределяет здоровье, а в некоторых случаях и саму возможность жизни населения страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………....3

1.1. Причины мирового и российского кризиса………………………..3

1.2 Антикризисные планы и программы Российской Федерации………6

2. МЕСТО И РОЛЬ ЖИЛИЩНОГО РЫНКА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ РФ …………………………………………………………………………...……12

2.1 Современное состояние ЖКХ……………………………………......13

2.2 Основные проблемы российского жилищного рынка……………...16

2.3 Формирование тарифной политики в сфере Жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………….17

2.4 Соотношение реформы жилищной сферы с другими структурными реформами экономики……………………………………………………………18

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ РФ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ …………………………………………………………..…………..20

3.1 Экономические показатели Жилищно-Коммунальной сферы Российской Федерации с 2000 по 2009 гг. (Росстат)……………………...…..20

3.2 Создание объективных условий для развития ЖКХ…………….....21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...25

Файлы: 1 файл

Исследовательская работа.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Направленность тарифной политики государства в настоящее время определяется:

- необходимостью модернизации всей совокупности инженерно-технических сетей (электрических, тепловых, сетей водоснабжения и водоотведения) и покрытия соответствующих затрат предприятий;

- необходимостью привлечения инвестиций в отрасль;

- необходимостью сдерживания значительных темпов роста тарифов на энергоресурсы и услуги ЖКХ.

Реформирование отрасли (с конца 1990-х годов) направлено, в том числе, на постепенное доведение тарифов для потребителей услуг до экономически обоснованных расходов предприятий, оказывающих данные услуги. Бюджетные дотации предприятиям ЖКХ на покрытие существовавшей разницы поэтапно снижались. Еще одно направление проводимой государством тарифной политики - постепенный отказ от системы перекрестного субсидирования, когда тарифы для населения искусственно занижались за счет завышения тарифов на услуги для промышленных предприятий.

Вместе с тем, создана гарантированная система мер социальной поддержки малообеспеченных слоев населения (субсидии) и отдельных категорий граждан (льготы). С 2006 года для сдерживания необоснованного роста стоимости жизненно важных услуг ФСТ России устанавливает предельные индексы изменения тарифов и индексы изменения платы населения за услуги ЖКХ. Индексы утверждаются в разрезе субъектов РФ.
          Один из последних документов федерального уровня по тарифному регулированию в ЖКХ – постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». В нем, в частности, предусматриваются три метода регулирования тарифов и надбавок:

- метод установления фиксированных тарифов (традиционный);

- метод установления предельных тарифов;

- метод индексации установленных тарифов.

Порядок установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда определен в соответствии с Жилищным кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения…».
         

2.4 Соотношение реформы жилищной сферы с другими структурными реформами экономики

 

В настоящее время никто не сомневается в необходимости срочного и радикального улучшения состояния ЖКХ страны. Предметом дискуссий являются только меры, реализация которых позволила бы в течение обозримых сроков перевести ЖКХ страны из крайне неэффективного в, хотя бы, удовлетворительное.

При выборе этих мер необходимо исходить из очевидного факта, что проводившееся реформирование ЖКХ страны не дало положительных результатов. Последнее не означает, что реализуемые в процессе реформирования меры были неправильные или несвоевременные. Это означает только то, что этих мер было недостаточно либо в сложившихся условиях эти меры не являются определяющими.

В связи с этим возникает задача выбора и принятия первоочередных мер, позволяющих добиться в относительно короткие сроки перелома в сторону улучшения процесса развития ЖКХ. При этом необходимо отдавать себе отчет, что такой цели нельзя добиться в принципе без радикального изменения отношений не только внутри сферы ЖКХ, но и во всех других сферах, оказывающих влияние на состояние сферы ЖКХ.

Так, например, если в ближайшие годы не добиться реализации во всех хозяйственных сферах страны, в том числе (а может и в первую очередь) в бюджетной сфере, принципа безусловного исполнения обязательств (прежде всего бюджетных), то любые предпринимаемые внутри сферы ЖКХ меры окажутся либо невыполнимыми, либо паллиативными. Или, если не прекратить строительство энергорасточительных домов и систем тепло- и водоснабжения, то без кратного повышения среднедушевых реальных доходов население в принципе не сможет покрывать подобное энергорасточительство. Подобные примеры можно приводить достаточно много.

Из всего этого следует, что локальное реформирование только ЖКХ без серьезных структурных реформ других непосредственно связанных с ним сфер не даст нужного результата.

В связи с этим представляется актуальным обсуждение вопроса: что первично - отношения в ЖКХ или отношения во всей экономике страны?

До настоящего времени ЖКХ страны было прямым индикатором общего состояния экономики страны. (Принцип “Как работаем, так и живем!” как никогда актуален.)

Этот фактор придется учитывать при выборе основных направлений реформирования ЖКХ, если не сводить эту реформу к сложению решения всех настоящих и будущих проблем крайне неэффективного ЖКХ и энергорасточительного жилищного фонда только “на плечи” населения.

 

 

 

 

 

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ РФ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

 

3.1 Экономические показатели Жилищно-Коммунальной сферы Российской Федерации с 2000 по 2009 гг. (Росстат)

 

ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ
(миллионов квадратных метров общей площади)

Годы

Всего построено

в том числе

Удельный вес в общем объеме
ввода, процентов

населением за счет собственных и заемных средств

жилищно-строительными
кооперативами

жилых домов населения

жилых домов жилищно-строительных кооперативов

2000

30,3

12,6

0,7

41,6

2,4

2004

41,0

16,1

0,5

39,2

1,2

2005

43,6

17,5

0,6

40,2

1,4

2006

50,6

20,0

0,6

39,5

1,2

2007

61,2

26,3

0,9

43,0

1,5

2008

64,1

27,4

0,6

42,7

0,9

2009

              59,9

28,5

0,5

47,7

0,8


ИНДЕКСЫ ВВОДА В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ
(1990=100)

 

1.1.     ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Валовой внутренний продукт:

 

 

 

 

 

 

всего, млрд. руб.

7305,6

21609,8

26917,2

33247,5

41428,6

39100,7

на душу населения, руб.

49834,9

150997,0

188909,5

233948,1

291840,0

275532,8

Численность населения
(на конец года)1), млн. человек

146,3

142,8

9851,7

12118,4

14886,2

16791,8

 

Жилищные условия населения

 

 

 

 

 

 

Общая площадь жилых помещений:

 

 

 

 

 

 

всего, млн. м2

2787

2955

3003

3060

3116

3177

в среднем на одного жителя, м2

19,2

20,9

21,3

21,5

22,0

22,4

 

Оплата жилья и коммунальных услуг

Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг:

 

 

 

 

 

 

всего, млн. руб.

13069,7

36121,2

42237,1

46503,9

45589,4

76451,9

в процентах от начисленных жилищно-коммунальных платежей

12,9

7,0

6,5

6,0

5,0

6,7

Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц, руб.

274,35

780,33

815,91

916,95

1092,93

1361,04

в том числе:

 

 

 

 

 

 

жилищных

64,09

179,93

225,29

240,06

285,81

396,56

коммунальных

210,26

600,40

590,62

676,89

807,12

964,48


 

ВЕТХИЙ И АВАРИЙНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД
(на конец года; общая площадь жилых помещений)

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Весь ветхий и аварийный жилищный фонд,
тыс. м2

65603,6

94589,1

95939,0

99059,2

99666,3

99518,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

ветхий

56144,3

83363,2

83175,5

83997,5

83135,9

80081,1

аварийный

9459,3

11225,9

12763,5

15061,6

16530,4

19437,7

Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, процентов

2,4

3,2

3,2

3,2

3,2

3,1

Информация о работе Государственная антикризисная политика Российской Федерации в сфере Жилищно-Коммунального Хозяйства и жилищного рынка