Государственная антикризисная политика Российской Федерации в сфере Жилищно-Коммунального Хозяйства и жилищного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:20, реферат

Краткое описание

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных функциональных составляющих жилищной сферы народного хозяйства страны и системы жизнеобеспечения и тесно связано с антикризисной политикой государства. Его состояние во многом предопределяет здоровье, а в некоторых случаях и саму возможность жизни населения страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………....3

1.1. Причины мирового и российского кризиса………………………..3

1.2 Антикризисные планы и программы Российской Федерации………6

2. МЕСТО И РОЛЬ ЖИЛИЩНОГО РЫНКА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ РФ …………………………………………………………………………...……12

2.1 Современное состояние ЖКХ……………………………………......13

2.2 Основные проблемы российского жилищного рынка……………...16

2.3 Формирование тарифной политики в сфере Жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………….17

2.4 Соотношение реформы жилищной сферы с другими структурными реформами экономики……………………………………………………………18

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ РФ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ …………………………………………………………..…………..20

3.1 Экономические показатели Жилищно-Коммунальной сферы Российской Федерации с 2000 по 2009 гг. (Росстат)……………………...…..20

3.2 Создание объективных условий для развития ЖКХ…………….....21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...25

Файлы: 1 файл

Исследовательская работа.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

 

2.1 Современное состояние ЖКХ.

Государство принято ругать по всем поводам. По поводу «квартирного вопроса» – особенно. Конечно, есть за что. Но такой ли уж неэффективной всегда была государственная жилищная политика? Если бы не хрущевки, не массовое строительство 60–80-х годов прошлого века, не известно, в каких условиях жили бы большинство граждан сейчас.

В современной России все еще сложнее. Благодаря проведенным в 1991–2005 годах реформам в жилищной сфере мы окончательно ушли от планово-административных методов строительства, и сейчас старые методы и подходы не работают. Поэтому нет нужды вспоминать прошлое – надо думать о будущем и создавать жизнеспособные и эффективные механизмы решения жилищных проблем. Причем изобретать велосипед вовсе не требуется: во многих странах такой механизм давно работает. Это – сформированный рынок жилья.

Важные предпосылки для его создания есть и в современной России. В предыдущие годы в стране была разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование жилищного рынка. Уже к 2004 году доля помещений, находящихся в частной собственности, увеличилась с 33 до 73,5%. На сегодняшний день более 90% строительных организаций являются частными компаниями; успешно развивается ипотечное жилищное кредитование и появляются новые инструменты для улучшения жилищных условий.

По данным социологических опросов, к началу реализации национального проекта жилищная проблема стояла перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляла 1570 млн кв. м, и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо было увеличивать на 46,1%.

На сегодняшний день 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств, однако даже ограниченный платежеспособный спрос превышает предложение на рынке жилья, что приводит к постоянному росту цен. Развитию жилищного строительства препятствует сложная процедура выделения земельных участков и слабое развитие инженерной инфраструктуры. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальных сетей (53% от общего количества аварий в ЖКХ происходит из-за их ветхости).

Сами собой эти проблемы не решатся. Для обеспечения достойной жизни граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства. Мы должны увеличить темпы жилищного строительства, предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, выполнить обязательства перед льготниками, ветеранами и инвалидами и совершенствовать существующую законодательную базу.

Как уже отмечалось ранее, одними из направлений антикризисной политики являются:

- рост внутреннего спроса

- снижение административных барьеров для бизнеса

-формирование мощной финансовой системы государства (нормализация банковской и страховой системы).

Все эти аспекты тесно связаны с настоящим положение Жилищно-коммунального хозяйства страны.

Социальную значимость и актуальность законодательного регулирования деятельности управляющих компаний и ТСЖ. Именно от законодательного регулирования деятельности ТСЖ, управляющих компаний и других участников жилищного рынка зависит бесперебойное получение воды, тепла и энергии, состояние подъездов и улиц. То, что во многом определяет качество жизни наших граждан.

Большое количество конфликтных ситуаций между ТСЖ и управляющими компаниями. Конфликты происходят там, где жильцы пытаются взять ситуацию под свой контроль, взять управление домом в свои руки. Что мы можем предложить гражданам на рынке услуг ЖКХ?

ЖКХ – это объемный рынок услуг, оцениваемый примерно в 3 триллиона рублей. Все существующие сегодня проблемы, проблемы в ЖКХ от которых страдают граждане, - результат тотальной безответственности управляющих компаний и чиновников, плюс коррупция, воровство и разгильдяйство. Последствия же крайне серьезны – люди не могут реализовать свои жилищные права в полном объёме.

Тот факт, что нормативное правовое регулирование отрасли, в которой оборот средств превышает 7% ВВП, пущено в последние годы на самотёк, вызывает, по меньшей мере, недоумение. Проблемы, которые здесь накопились, всем присутствующим хорошо известны.

Ещё в 2007 году в президентском Послании Федеральному Собранию было отмечено, что у ТСЖ чрезмерная налоговая нагрузка. Они должны платить налог на прибыль, НДС, налоги на землю и имущество. По своей сути ТСЖ - некоммерческие организации, и если мы хотим, чтобы ТСЖ создавались и эффективно работали, то их необходимо освободить от налогообложения, но только в части той деятельности, которая непосредственно связана с эксплуатацией дома.

Государство должно добиться того, чтобы жилищно-коммунальная отрасль перестала быть «тёмным царством» российской экономики. Сделать так, чтобы эта сфера стала понятной и привлекательной для добросовестного бизнеса. А каждый собственник жилья был уверен в качестве и объёме получаемых услуг. ЖКХ осталась единственной сферой российской экономики, где нет рыночных отношений.

Дом – это жизненно важный социальный объект, и главнейшая, важнейшая роль принадлежит управляющей компании. За период реформирования ЖКХ с 8,8% до 50% выросло количество частных управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Одним из ключевых направлений реформирования ЖКХ стал постепенный уход от государственно-административных методов управления в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в пользу рыночных механизмов, развитие государственно-частного партнёрства и создание условий для осуществления деятельности на рынке жилищно-коммунальных услуг организациями различных форм собственности.

Вместе с тем кризисные явления в сфере управления многоквартирными домами нарастают и превращаются в один из основных факторов роста социальной напряженности в стране и угрожают нормальному функционированию основных механизмов жизнеобеспечения граждан. Основная задача - развитие малого и среднего бизнеса в системе ЖКХ, наиболее социально активного и заинтересованного в выходе из кризиса участника рыночных отношений, складывающихся в этом сегменте рынка - решается крайне медленно и зачастую неэффективно.

Ситуация, складывающаяся на сегодняшний день в сфере жилищно-коммунального хозяйства, характеризуется наличием множества нерешённых проблем.

В их числе наиболее острыми являются многочисленные правовые и финансовые злоупотребления со стороны привлекаемых к управлению недвижимостью организаций, а также отсутствие реальной ответственности управляющих компаний и товариществ собственников жилья перед гражданами.

Успешное проведение реформы ЖКХ затруднено, прежде всего, из-за отсутствия систематизированного законодательства и эффективного механизма правового регулирования, определяющего честные, прозрачные, понятные и обязательные для исполнения всеми участниками правоотношений правила ведения бизнеса.

К числу основных проблем в этой сфере относятся:

Отсутствие четко и всесторонне проработанных формулировок основополагающих понятий, таких как управляющая организация, управление и способы управления многоквартирным жилым домом, жилищные и коммунальные услуги и т.п. Отсутствие чётко сформулированных понятий свидетельствует об отсутствии понимания определяемых этими понятиями явлений и процессов, в отсутствие, которого, в свою очередь, снижает эффективность правового регулирования.

Жилищно-коммунальная отрасль остро нуждается в скорейшем определении основных правил и требований, касающихся осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и эффективного контроля за субъектами соответствующих отношений, а также в создании эффективной системы финансирования капитального ремонта МКД и стимулирования собственников помещений в МКД к принятию решений, необходимых для своевременного проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в МКД.

На уровне законодательства не определен перечень видов работ по содержанию и ремонту жилого здания, влияющий на безопасность проживания и пребывания в нем людей, выполнение которого необходимо вне зависимости от решения общего собрания собственников и подлежит обязательному включению в состав платы за содержание и ремонт общего имущества.

Среди правового блока проблем можно выделить возможность доступа любого лица к обслуживанию многоквартирного дома. Учитывая, что деятельность управляющих компаний связана с системой жизнеобеспечения, и в случае сбоев в работе этих организаций под угрозу ставится бесперебойная работа указанных систем, несомненно к организациям, планирующим заниматься указанной деятельностью, должны предъявляться особые требования как по профессиональным, так и по финансовым параметрам. К работе в указанной сфере должны допускаться лишь те организации, которые отвечают определенным критериям (по размеру уставного капитала, обеспеченности квалифицированным персоналом, техникой, организации управленческих процессов).

Неопределённость правового статуса управляющих компаний. Объектом критики управляющих организаций являются обязанности и ответственность последних. Но обязанности не могут быть выполнены, ответственность не может быть реализована, в отсутствие у управляющих организаций реальных прав, которые не определены, ни одним правовым актом.

В настоящее время, в отсутствие законодательных механизмов, регулирующих движение денежных средств от населения через управляющие компании к поставщику коммунальных услуг, долги управляющих компаний во многих регионах России достигли катастрофических размеров.

Стремительная демонополизация рынка по управлению многоквартирными домами привела к потере единого информационного пространства, которое позволяло осуществлять контроль и надзор за системой жизнеобеспечения со стороны государства, муниципальных образований. В настоящий момент и органы местного самоуправления не имеют никаких полномочий в отношении деятельности управляющих компаний и не имеют никаких рычагов влияния на недобросовестных участников рынка.

 

2.2 Основные проблемы российского жилищного рынка.

 

Готовясь к реализации приоритетного национального проекта, мы постарались выделить основные проблемы российского жилищного рынка:

•        Большинство людей нуждается в жилье, но не может себе позволить его покупку.

•        В России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования.

•        Нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения.

•        В стране не выработана эффективная схема реализации земельных участков и выделения земель под жилищное строительство.

•        В муниципальных образованиях отсутствуют схемы территориального планирования и градостроительная документация.

•        Качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким.

•        Социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами.

•        Процедуры согласования строительной документации затруднены.

•        Граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья.

 

2.3 Формирование тарифной политики в сфере Жилищно-коммунального хозяйства

 

Система ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве страны характеризуется различным уровнем государственного регулирования на услуги, работы, оказываемые потребителям, и, прежде всего, населению в жилищной сфере и коммунальном комплексе. Установление цен и тарифов на услуги по содержанию и ремонту жилья – полномочия собственников помещений многоквартирного дома (ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации). В конечном итоге цена определяется составом работ по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, состоянием инженерных коммуникаций, степенью износа конструктивных элементов здания и его благоустроенностью. 

Коммунальное хозяйство – сектор экономики, который работает по регулируемым тарифам, рассчитываемым в порядке и по методическим рекомендациям, утверждаемым Правительством Российской Федерации и соответствующими органами власти.

Тарифную политику в сфере ЖКХ формирует Правительство РФ (в том числе, установление федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг) совместно с федеральными органами исполнительной власти – Федеральной службой по тарифам, Министерством регионального развития РФ, Минэнерго России, Минпромторг России, Минэкономразвития России и др., а также региональными и муниципальными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования – Региональными энергетическими комиссиями, региональными и муниципальными комитетами, департаментами, службами по регулированию цен и тарифов.

Принципы, методы расчета, срок установления, условия пересмотра тарифов на коммунальные услуги, предельные индексы изменения тарифов и платы за ЖКУ определены в Федеральном законе от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и ряде подзаконных актов.

Информация о работе Государственная антикризисная политика Российской Федерации в сфере Жилищно-Коммунального Хозяйства и жилищного рынка