Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:20, реферат
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных функциональных составляющих жилищной сферы народного хозяйства страны и системы жизнеобеспечения и тесно связано с антикризисной политикой государства. Его состояние во многом предопределяет здоровье, а в некоторых случаях и саму возможность жизни населения страны.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………....3
1.1. Причины мирового и российского кризиса………………………..3
1.2 Антикризисные планы и программы Российской Федерации………6
2. МЕСТО И РОЛЬ ЖИЛИЩНОГО РЫНКА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ РФ …………………………………………………………………………...……12
2.1 Современное состояние ЖКХ……………………………………......13
2.2 Основные проблемы российского жилищного рынка……………...16
2.3 Формирование тарифной политики в сфере Жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………….17
2.4 Соотношение реформы жилищной сферы с другими структурными реформами экономики……………………………………………………………18
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ РФ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ …………………………………………………………..…………..20
3.1 Экономические показатели Жилищно-Коммунальной сферы Российской Федерации с 2000 по 2009 гг. (Росстат)……………………...…..20
3.2 Создание объективных условий для развития ЖКХ…………….....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………
1.1. Причины мирового и российского кризиса………………………..3
1.2 Антикризисные планы и программы Российской Федерации………6
2. МЕСТО И РОЛЬ ЖИЛИЩНОГО РЫНКА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ РФ …………………………………………………………………………..
2.1 Современное состояние ЖКХ……………………………………......13
2.2 Основные проблемы российского жилищного рынка……………...16
2.3 Формирование тарифной политики в сфере Жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………
2.4 Соотношение реформы жилищной сферы с другими структурными реформами экономики………………………………………………………
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ РФ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ …………………………………………………………..…………..
3.1 Экономические показатели Жилищно-Коммунальной сферы Российской Федерации с 2000 по 2009 гг. (Росстат)……………………...…..20
3.2 Создание объективных условий для развития ЖКХ…………….....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных функциональных составляющих жилищной сферы народного хозяйства страны и системы жизнеобеспечения и тесно связано с антикризисной политикой государства. Его состояние во многом предопределяет здоровье, а в некоторых случаях и саму возможность жизни населения страны.
В настоящее время под ЖКХ понимается производственная инфраструктура для производства и предоставления жилищных услуг непосредственно для населения и коммунальных услуг, как для населения, так и для предприятий, организаций и учреждений, как бюджетной сферы, так и иных сфер.
В силу разного рода обстоятельств степень доступа населения к жилищно-коммунальным услугам различна.
Вместе с тем кризисные явления в сфере управления многоквартирными домами нарастают и превращаются в один из основных факторов роста социальной напряженности в стране и угрожают нормальному функционированию основных механизмов жизнеобеспечения граждан. Основная задача - развитие малого и среднего бизнеса в системе ЖКХ, наиболее социально активного и заинтересованного в выходе из кризиса участника рыночных отношений, складывающихся в этом сегменте рынка - решается крайне медленно и зачастую неэффективно.
Ситуация, складывающаяся на сегодняшний день в сфере жилищно-коммунального хозяйства, характеризуется наличием множества нерешённых проблем.
В их числе наиболее острыми являются многочисленные правовые и финансовые злоупотребления со стороны привлекаемых к управлению недвижимостью организаций, а также отсутствие реальной ответственности управляющих компаний и товариществ собственников жилья перед гражданами.
Успешное проведение реформы ЖКХ затруднено, прежде всего, из-за отсутствия систематизированного законодательства и эффективного механизма правового регулирования, определяющего честные, прозрачные, понятные и обязательные для исполнения всеми участниками правоотношений правила ведения бизнеса.
Стремительная демонополизация рынка по управлению многоквартирными домами привела к потере единого информационного пространства, которое позволяло осуществлять контроль и надзор за системой жизнеобеспечения со стороны государства, муниципальных образований. В настоящий момент и органы местного самоуправления не имеют никаких полномочий в отношении деятельности управляющих компаний и не имеют никаких рычагов влияния на недобросовестных участников рынка.
3. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Причины мирового и российского кризиса
Мировой кризис. Мировая экономика за время кризиса 2007-2009 годов (на март 2009 года) потеряла в капитализации 50 трлн. долларов. Это равняется примерно годовому мировому ВВП. Знаменитый американский финансовый гуру Уоррен Баффет, занимающийся сделками по покупке-продаже бизнесов на сумму не менее 1-2 млрд. долл., считает, что экономика США (а это не меньше 20 % мировой экономики) «упала со скалы». На ее восстановление понадобится не менее 5 лет (при резком росте инфляции, хотя сейчас в условиях рецессии для США характерна дефляция).
Впервые после второй мировой войны глобальная экономика в 2009 году будет переживать спад. По данным МВФ, мировой ВВП в 2009 году может снизиться на 2-3 %. Уже в IV квартале 2008 года спад в экономике США составил более 6 % (уровень безработицы около 8%), Японии - около 12 %, в европейских странах – от 3-6 %.
В опубликованном в двадцатых числах апреля 2009 года «Обзоре о перспективах мировой экономики» аналитики МВФ, выделяют три «высокосинхронизированных» мировых кризиса, которые охватывали в последние пол века десять или более стран с развитой экономикой, которые одновременно вошли в серьезный экономический спад. Это – 1975 г., 1980 г. и 1992 г. Кроме этих трех общих спадов мировая экономика сталкивалась с 15 спадами в отдельных регионах.
Первой причиной этих спадов была нестабильность, высокая степень неопределенности в развитии конкретных финансовых рынков, а потому быстро и резко возраставшие риски, например, связанные с возвратом долгов по всей финансово-банковской цепочке. Нынешний мировой кризис начался в США весной-летом 2007 года с невозвратов ипотечных кредитов, взятых на покупку или ремонт дома. Это было связано с ухудшением общей экономической ситуацией, ростом безработицы и, соответственно, уменьшением доходов домашних хозяйств (семей). В «пусковом» звене - ипотечном кредитовании образовался и лопнул первый долговой «пузырь». Посыпались банки и фирмы, занимавшиеся ипотечным кредитованием, то есть работавшие на самом объемном рынке США – рынке жилья[1]. Это звено «потянуло» следующие звенья по всей финансово-банковской цепочке – другие банки, у которых занимали ипотечные банки и фирмы (Fanny May, Freddy May). Финансово-банковская система США потеряла устойчивость из-за вала невозвращенных и приближавшихся по срокам к возврату долгов. Систему «затрясло», долговые «пузыри», связанные с отрывом самой мощной в мире финансово-банковской и монетарной системы от реальной, материальной основы производства, стали лопаться один за другим по принципу «домино».
Вторая причина глобального финансово-банковского и экономического кризиса, четвертого с 1960 г. по версии экспертов МВФ, синхронизированного рецессией, это сохраняющаяся зависимость мировой экономики от тонуса состояния и цикличности финансово-банковской, монетарно-валютной систем и национального хозяйства США. Для однополярного в политическом и экономическом смысле мира, где правит бал одна супердержава, такое положение весьма характерно, хотя и нетерпимо.
Третья причина – это разные степени зависимости от финансово-банковских систем и экономик ведущих европейских стран (ФРГ, США, Франция, Англия, Италия, Япония, Канада, Мексика Бразилия, Китай, Индия, Россия и т.д.).
В этом плане по ряду причин в относительно лучшем положении оказались страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), но у каждой страны по-своему. Особенно это относится к Китаю, хотя и завязанному на огромные объемы экспорта (текстиля, одежды, обуви, продуктов) в США, но имеющему самые большие в мире золотовалютные резервы – более 1 трлн. долларов. Естественно, США приходится считаться с определенной зависимостью Китая, который снизил в 2009 г. в 1,5 – 2 раза темпы прироста ВВП. Безработица в Китае достигла 23-25 млн. чел. (по данным МОТ В США безработица составляет 9,1 млн. чел., в России – 7,1 млн. чел., ФРГ – 3 млн. чел.). При этом Китай продолжает оставаться развивающейся, второй в мире по мощности экономикой с ярко выраженной инновационной ориентацией. Особенности нынешнего мирового кризиса заключаются в его продолжительности и затяжного выходе из рецессии и депрессивного состояния. Это, в первую очередь, относится к США, во вторую очередь - к ведущим странам Европы.
Придется еще раз сослаться на мнение лауреата Нобелевской премии по экономике Джозефа Стиглица, который в интервью американскому агентству Вloomberg со свойственной ему прямотой заявил: «Программа помощи финансовому сектору США (TARP) в 700 млдр. долл. принесет отдачу в 25 центов от каждого потраченного доллара. Авторы программы либо в кармане у банков, либо некомпетентны».[2]
Причины российского кризиса. Основными причинами кризиса, поразившего экономическую систему России, являются:
- недостаточные мощности и запас прочности финансово-банковской системы при низком уровне компетентности топ-менеджеров. Это относится к ЦБ России, ВТБ, Сбербанку и большому количеству коммерческих банков, число которых должно быть сокращено в 3-4 раза;
- неумение собственников и топ-менеджеров ведущих корпоративных структур упреждать критические точки (события) по внешним долговым обязательствам;
- вскрывшиеся осенью 2008 – зимой 2009 г.г. слабости системы государственного управления (на федеральном и региональном уровнях), в частности неумение прогнозировать цены на нефть на мировых рынках, неспособность быстро реагировать на начавшийся еще в 2008г. ипотечно-кредитный и долговой кризис в США и других странах;
- стремление, как и в советские времена, представить на уровне высшего руководства и общественности ситуацию в мировой и российской экономике (ЦБ России, Минфин РФ, Минэкономразвития, Росстат и др.) в оптимистическом варианте. Это в то время, когда требуется разработка жестких сценариев с ориентацией на наихудшие условия, что позволяет создавать дополнительные резервы, готовить заранее решения трудных задач, предвидеть обострение социальной ситуации, чтобы преодолеть растерянность в высших и средних эшелонах власти;
- в результате некомпетентности руководителей ЦБ, экономических советников (помощников), министров, высшие руководители государства (Д. Медведев, В. Путин, И. Шувалов, В. Зубков и др.)подставлялись под «личные» рублевые сбережения (август – сентябрь 2008г.), обещали сдержать потребительскую инфляцию, адресно и пропорционально помогать отдельным государственным и коммерческим банкам, нефтяным компаниям, госкорпорациям и федеральным сетям;
- отсутствие публично обсужденной и законодательно принятой антикризисной программы с пакетом соответствующих законов говорит о том же – об использовании некого непонятного «ручного управления» применительно к 295 предприятиям из специального списка;
- непонимание того, как уберечь от гибели и сохранить корневую систему частной собственности (МСП) с тем, чтобы потом вернуться к новым возможностям, рыночным механизмам при новой структуре экономики, модернизированной системе госуправления;
- длительное время складывающаяся сырьевая ориентация[3] российской экономики с высоким уровнем монополизации (особенно после 1992 года) и неспособность, несмотря на множество призывов и заклинаний, провести глубокую модернизацию, включающую принципиальное изменение ориентации и структуры экономики. При этом, естественно, начинать надо было с науки (НИОКРов, НИРов) и образования, многократно увеличивая с помощью легких «нефтяных» денег государственные инвестиции в эти сферы;
- радикальные перемены в контексте системной модернизации должны были коснуться и собственности, и технологий, и управления.
Трудно давать какие-то рецепты, устанавливать сроки выхода из очень тяжелого кризиса. Но, очевидно, что руководители России не были научены горьким опытом додефолтовского кризиса и самого дефолта в Юго-Восточной Азии. А ведь известный финансист Сорос убедительно предупреждал о неизбежности дефолта в России.
Несмотря на системный кризис, как следует из оценок на саммите «G-20» в Лондоне, пока не достигшего своего дна, цели и стратегии социально-экономического развития нашей страны до 2020 года, а именно рост производительности труда в 3-4 раза и эффективности производства с опорой на малое и среднее предпринимательство инновационного типа, не меняются.
В текущих антикризисных мероприятиях Президент России и Правительство РФ делают акцент на помощь, прежде всего, людям, потерявшим работу (к сожалению, безработица растет[4]) и другим социально уязвимым группам населения - многодетным семьям, людям с ограниченными возможностями (более 10 млн. чел., в том числе инвалидов по зрению около 2 млн. чел.), пенсионерам (более 30 млн. чел. увольняемых в запас военнослужащих) и т.д.
1.2 Антикризисные планы и программы Российской Федерации.
Организация работы над планом антикризисных мер (АКМ). Для координации работы министерств и ведомств (служб, комитетов, агентств, надзоров), а так же региональных администраций по выработке и согласованию АКМ с учетом выделяемых из федерального бюджета и резервного фонда средств в октябре 2008 года решением Правительства РФ была создана специальная Комиссия по устойчивому развитию экономики во главе с первым вице-премьером И. Шуваловым. Несколько позже при этой Комиссии был образован Экспертный Совет из представителей научных центров и высших учебных заведений во главе с ректором Академии народного хозяйства при Правительстве РФ профессором В. Мау. Основной целью Совета было проведение научных экспертиз предлагаемых министерствами, госбанками, госкорпорациями и частными бизнес-структурами антикризисных мер и рассмотрение результатов экономических исследований, способных помочь в выработке эффективных тактических и стратегических решений. Существенно было также обобщение зарубежного опыта, особенно исследований ученых (Джозефа Стиглица, Роберта Шиллера, Нассима Талеба и др.), которые предвидели развитие кризиса в США 2007 г., акцентировали внимание на его причинах и природе, на слабостях современного капитализма и доминировавшей долгое время в экономической теории и практике неолиберальной школы 80-х годов XX века с монетаристским уклоном, берущей свое начало в трудах Мильтона Фридмана[5].