Государственная антикризисная политика Российской Федерации в сфере Жилищно-Коммунального Хозяйства и жилищного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:20, реферат

Краткое описание

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных функциональных составляющих жилищной сферы народного хозяйства страны и системы жизнеобеспечения и тесно связано с антикризисной политикой государства. Его состояние во многом предопределяет здоровье, а в некоторых случаях и саму возможность жизни населения страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………....3

1.1. Причины мирового и российского кризиса………………………..3

1.2 Антикризисные планы и программы Российской Федерации………6

2. МЕСТО И РОЛЬ ЖИЛИЩНОГО РЫНКА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ РФ …………………………………………………………………………...……12

2.1 Современное состояние ЖКХ……………………………………......13

2.2 Основные проблемы российского жилищного рынка……………...16

2.3 Формирование тарифной политики в сфере Жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………….17

2.4 Соотношение реформы жилищной сферы с другими структурными реформами экономики……………………………………………………………18

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ РФ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ …………………………………………………………..…………..20

3.1 Экономические показатели Жилищно-Коммунальной сферы Российской Федерации с 2000 по 2009 гг. (Росстат)……………………...…..20

3.2 Создание объективных условий для развития ЖКХ…………….....21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...25

Файлы: 1 файл

Исследовательская работа.doc

— 238.00 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

1.                  ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………....3

1.1.           Причины мирового и российского кризиса………………………..3

1.2 Антикризисные планы и программы Российской Федерации………6

2.                  МЕСТО И РОЛЬ ЖИЛИЩНОГО РЫНКА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ РФ …………………………………………………………………………...……12

2.1 Современное состояние ЖКХ……………………………………......13

2.2 Основные проблемы российского жилищного рынка……………...16

2.3 Формирование тарифной политики в сфере Жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………….17

2.4 Соотношение реформы жилищной сферы с другими структурными реформами экономики……………………………………………………………18

3.     РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ РФ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ …………………………………………………………..…………..20

3.1 Экономические показатели Жилищно-Коммунальной сферы Российской Федерации с 2000 по 2009 гг. (Росстат)……………………...…..20

3.2 Создание объективных условий для развития ЖКХ…………….....21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных функциональных составляющих жилищной сферы народного хозяйства страны и системы жизнеобеспечения и тесно связано с антикризисной политикой государства. Его состояние во многом предопределяет здоровье, а в некоторых случаях и саму возможность жизни населения страны.

В настоящее время под ЖКХ понимается производственная инфраструктура для производства и предоставления жилищных услуг непосредственно для населения и коммунальных услуг, как для населения, так и для предприятий, организаций и учреждений, как бюджетной сферы, так и иных сфер.

В силу разного рода обстоятельств степень доступа населения к жилищно-коммунальным услугам различна.

Вместе с тем кризисные явления в сфере управления многоквартирными домами нарастают и превращаются в один из основных факторов роста социальной напряженности в стране и угрожают нормальному функционированию основных механизмов жизнеобеспечения граждан. Основная задача - развитие малого и среднего бизнеса в системе ЖКХ, наиболее социально активного и заинтересованного в выходе из кризиса участника рыночных отношений, складывающихся в этом сегменте рынка - решается крайне медленно и зачастую неэффективно.

Ситуация, складывающаяся на сегодняшний день в сфере жилищно-коммунального хозяйства, характеризуется наличием множества нерешённых проблем.

В их числе наиболее острыми являются многочисленные правовые и финансовые злоупотребления со стороны привлекаемых к управлению недвижимостью организаций, а также отсутствие реальной ответственности управляющих компаний и товариществ собственников жилья перед гражданами.

Успешное проведение реформы ЖКХ затруднено, прежде всего, из-за отсутствия систематизированного законодательства и эффективного механизма правового регулирования, определяющего честные, прозрачные, понятные и обязательные для исполнения всеми участниками правоотношений правила ведения бизнеса.

Стремительная демонополизация рынка по управлению многоквартирными домами привела к потере единого информационного пространства, которое позволяло осуществлять контроль и надзор за системой жизнеобеспечения со стороны государства, муниципальных образований. В настоящий момент и органы местного самоуправления не имеют никаких полномочий в отношении деятельности управляющих компаний и не имеют никаких рычагов влияния на недобросовестных участников рынка.

 

3.      ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

3.1.           Причины мирового и российского кризиса

 

Мировой кризис. Мировая экономика за время кризиса 2007-2009 годов (на март 2009 года) потеряла в капитализации 50 трлн. долларов. Это равняется примерно годовому мировому ВВП.  Знаменитый американский финансовый гуру Уоррен Баффет, занимающийся сделками по покупке-продаже бизнесов на сумму не менее 1-2 млрд. долл., считает, что экономика США (а это не меньше 20 % мировой экономики) «упала со скалы». На ее восстановление  понадобится не менее 5 лет (при резком росте инфляции, хотя сейчас в условиях рецессии для США характерна дефляция).

Впервые после второй мировой войны глобальная экономика в 2009 году будет переживать спад. По данным МВФ, мировой ВВП  в 2009 году может снизиться на 2-3 %. Уже в IV квартале 2008 года спад в экономике США составил более 6 % (уровень безработицы около 8%), Японии - около 12 %, в европейских странах – от 3-6 %.

В опубликованном в двадцатых числах апреля 2009 года  «Обзоре о перспективах мировой экономики» аналитики МВФ, выделяют три «высокосинхронизированных» мировых кризиса, которые охватывали в последние пол века десять или более стран с развитой экономикой, которые одновременно вошли в серьезный экономический спад. Это – 1975 г., 1980 г.  и 1992 г. Кроме этих трех общих спадов мировая экономика сталкивалась с 15 спадами в отдельных регионах.

Первой причиной этих спадов была нестабильность, высокая степень неопределенности в развитии конкретных финансовых рынков, а потому быстро и резко возраставшие риски, например, связанные с возвратом долгов по всей финансово-банковской цепочке.  Нынешний мировой кризис начался в США весной-летом 2007 года с невозвратов ипотечных кредитов, взятых на покупку или ремонт дома.  Это было связано с ухудшением общей экономической ситуацией, ростом безработицы и, соответственно, уменьшением доходов домашних хозяйств (семей). В «пусковом» звене -    ипотечном кредитовании  образовался и  лопнул первый долговой  «пузырь». Посыпались банки  и фирмы, занимавшиеся ипотечным кредитованием, то есть работавшие на самом объемном рынке США – рынке жилья[1]. Это звено «потянуло» следующие звенья по всей финансово-банковской цепочке – другие банки, у которых занимали ипотечные банки  и фирмы (Fanny May, Freddy May). Финансово-банковская система США потеряла устойчивость  из-за  вала  невозвращенных и приближавшихся по срокам  к возврату долгов.  Систему  «затрясло», долговые  «пузыри»,  связанные  с отрывом самой мощной  в мире финансово-банковской и монетарной системы от реальной, материальной основы производства, стали лопаться один за другим по принципу «домино».

Вторая причина глобального финансово-банковского и экономического кризиса,  четвертого с  1960 г. по версии экспертов МВФ, синхронизированного рецессией, это  сохраняющаяся зависимость мировой экономики от тонуса состояния и цикличности финансово-банковской, монетарно-валютной систем и национального хозяйства США.  Для однополярного  в политическом  и экономическом смысле  мира, где правит бал одна супердержава, такое положение  весьма характерно, хотя и нетерпимо.

Третья причина – это разные степени зависимости от  финансово-банковских систем и экономик  ведущих европейских стран (ФРГ, США, Франция, Англия, Италия, Япония, Канада, Мексика Бразилия, Китай, Индия, Россия и т.д.).

В этом плане по ряду причин  в  относительно лучшем положении  оказались  страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай),  но  у каждой страны по-своему. Особенно это относится  к  Китаю, хотя  и завязанному на огромные объемы  экспорта (текстиля, одежды, обуви, продуктов) в США, но имеющему самые большие  в мире золотовалютные  резервы – более  1 трлн. долларов.  Естественно, США приходится считаться с определенной зависимостью Китая, который  снизил  в 2009 г. в 1,5  – 2 раза темпы прироста ВВП. Безработица в Китае достигла 23-25 млн. чел. (по данным МОТ В США  безработица составляет  9,1 млн. чел., в России  –  7,1 млн. чел., ФРГ – 3 млн. чел.). При этом Китай  продолжает оставаться  развивающейся, второй  в мире  по мощности экономикой  с  ярко выраженной  инновационной ориентацией. Особенности нынешнего мирового кризиса заключаются   в его продолжительности  и затяжного выходе из рецессии и депрессивного состояния. Это,  в первую очередь, относится  к США, во вторую очередь -  к ведущим странам Европы.

Придется еще раз сослаться  на мнение  лауреата Нобелевской премии по экономике  Джозефа Стиглица, который  в интервью   американскому агентству  Вloomberg  со свойственной ему прямотой заявил: «Программа помощи финансовому сектору США (TARP)   в  700  млдр. долл.  принесет отдачу  в 25  центов от каждого потраченного доллара. Авторы программы либо  в кармане  у банков,  либо некомпетентны».[2]

Причины российского кризиса.  Основными причинами кризиса, поразившего экономическую систему России, являются:

- недостаточные мощности и запас прочности финансово-банковской системы при низком уровне компетентности топ-менеджеров. Это относится к ЦБ России, ВТБ, Сбербанку и большому количеству коммерческих банков, число которых должно быть сокращено в 3-4 раза;

- неумение собственников и топ-менеджеров ведущих корпоративных структур упреждать критические точки (события) по внешним долговым обязательствам;

- вскрывшиеся осенью 2008 – зимой 2009 г.г. слабости системы государственного управления (на федеральном и региональном уровнях), в частности неумение прогнозировать цены на нефть на мировых рынках, неспособность быстро реагировать на начавшийся еще в 2008г. ипотечно-кредитный и долговой кризис в США и других странах;

- стремление, как и в советские времена, представить на уровне высшего руководства и общественности ситуацию в мировой и российской экономике (ЦБ России, Минфин РФ, Минэкономразвития, Росстат и др.) в оптимистическом варианте. Это в то время, когда требуется разработка жестких сценариев с ориентацией на наихудшие условия, что позволяет создавать дополнительные резервы, готовить заранее решения трудных задач, предвидеть обострение социальной ситуации, чтобы преодолеть растерянность в высших и средних эшелонах власти;

- в результате некомпетентности руководителей ЦБ, экономических советников (помощников), министров, высшие руководители государства (Д. Медведев, В. Путин, И. Шувалов, В. Зубков и др.)подставлялись под «личные» рублевые сбережения (август – сентябрь 2008г.), обещали сдержать потребительскую инфляцию, адресно и пропорционально помогать отдельным государственным и коммерческим банкам, нефтяным компаниям, госкорпорациям и федеральным сетям;

- отсутствие публично обсужденной и законодательно принятой антикризисной программы с пакетом соответствующих законов говорит о том же –   об использовании некого непонятного «ручного управления» применительно к 295 предприятиям из специального списка;

- непонимание того, как уберечь от гибели и сохранить корневую систему частной собственности (МСП) с тем, чтобы потом вернуться к новым возможностям, рыночным механизмам при новой структуре экономики, модернизированной системе госуправления;

- длительное время складывающаяся сырьевая ориентация[3] российской экономики с высоким уровнем монополизации (особенно после 1992 года) и неспособность, несмотря на множество призывов и заклинаний, провести глубокую модернизацию, включающую принципиальное изменение ориентации и структуры экономики. При этом, естественно, начинать надо было с науки (НИОКРов, НИРов) и образования, многократно увеличивая с помощью легких «нефтяных» денег государственные инвестиции в эти сферы;

- радикальные перемены в контексте системной модернизации должны были коснуться и собственности, и технологий, и управления.

Трудно давать какие-то рецепты, устанавливать сроки выхода из очень тяжелого кризиса. Но, очевидно, что руководители  России не были научены горьким опытом додефолтовского кризиса и самого дефолта в Юго-Восточной Азии. А ведь известный финансист Сорос убедительно предупреждал о неизбежности дефолта в России.

Несмотря на системный кризис, как следует из оценок на саммите «G-20» в Лондоне, пока не достигшего своего дна, цели и стратегии социально-экономического развития нашей страны до 2020 года, а именно  рост производительности труда в 3-4 раза и эффективности производства с опорой на малое и среднее предпринимательство инновационного типа, не меняются.

В текущих антикризисных мероприятиях Президент России и Правительство РФ делают акцент на помощь, прежде всего, людям, потерявшим работу (к сожалению, безработица растет[4]) и другим социально уязвимым группам населения - многодетным семьям, людям с ограниченными возможностями (более 10 млн. чел., в том числе инвалидов по зрению около 2 млн. чел.), пенсионерам (более 30 млн. чел. увольняемых в запас военнослужащих) и т.д.

 

1.2 Антикризисные планы и программы Российской Федерации.

         Организация работы над планом антикризисных мер (АКМ). Для координации работы министерств и ведомств (служб, комитетов, агентств, надзоров), а так же региональных администраций  по выработке и согласованию АКМ с учетом выделяемых из федерального бюджета и резервного фонда средств в октябре 2008 года решением Правительства РФ была создана специальная Комиссия по устойчивому развитию экономики во главе с первым вице-премьером И. Шуваловым. Несколько позже при этой Комиссии был образован Экспертный Совет из представителей научных центров и высших учебных заведений во главе с ректором Академии народного хозяйства при Правительстве РФ профессором  В. Мау. Основной целью Совета было проведение научных экспертиз предлагаемых министерствами, госбанками, госкорпорациями и частными бизнес-структурами антикризисных мер и рассмотрение результатов экономических исследований, способных помочь в выработке эффективных тактических и стратегических решений. Существенно было также обобщение  зарубежного опыта, особенно исследований ученых (Джозефа Стиглица, Роберта Шиллера, Нассима Талеба и др.), которые предвидели развитие кризиса в США 2007 г., акцентировали внимание на его причинах и природе, на слабостях современного капитализма и доминировавшей долгое время в экономической теории и практике неолиберальной школы 80-х годов XX века с монетаристским уклоном, берущей свое начало в трудах Мильтона Фридмана[5].

Информация о работе Государственная антикризисная политика Российской Федерации в сфере Жилищно-Коммунального Хозяйства и жилищного рынка