Банкротство предприятий и банков, их предпосылки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:39, реферат

Краткое описание

Актуальность темы «Банкротство предприятий и банков, их предпосылки» объясняется тем, что в настоящее время большинство предприятий и банков России находится в затруднительном финансовом состоянии. В условиях массовой неплатежеспособности предприятий и практического применения ко многим из них процедуры банкротства объективный и точный анализ предпосылок банкротства и факторов их преодоления приобретает первостепенное значение.
Банкротство зарождается если отсутствует постоянная аналитическая работа, направленная на выявление и нейтрализацию скрытых негативных тенденций. Прогнозирование банкротства, как показывает зарубежный опыт, возможно за 1,5-2 года до появления очевидных признаков. На скрытой стадии начинается незаметное снижение цены предприятия по причине неблагоприятных тенденций как внутри предприятия, так и во вне его, поэтому тема «Банкротство предприятий и банков, их предпосылки»является весьма актуальной в современных условиях развития экономики России.

Файлы: 1 файл

АКУ реферат.docx

— 45.09 Кб (Скачать)

     - вынужденно сокращая объемы своей  хозяйственной деятельности в  связи с финансовыми трудностями,  такие предприятия генерирую  сокращение численности рабочих  мест и количества занятых  в общественном производстве, усиливая  тем самым социальную напряженность  в стране.

     Юридические процедуры объявления банка банкротом  и организационные мероприятия по его ликвидации в целом сходны с процедурами, предусмотренными для предприятий вообще. Мотивом для покупки вкладов неплатежеспособного банка является возможное приобретение новых клиентов.

     При возникновении у банков финансовых затруднений должно дополняться мерами по предотвращению кризисных явлений в перспективе. Исследователи выделяют два основных направления таких мер: сбалансированная макроэкономическая политика и совершенствование банковского надзора.

     На  макроэкономическом уровне политика должна направляться в первую очередь на борьбу с инфляцией, которая создает  предпосылки общей нестабильности на финансовых рынках, способствует росту  процентных ставок, что, в свою очередь, может провоцировать банкротства  заемщиков и т. д. Чрезмерно "мягкий" кредитно-денежный курс создает условия  для массовой спекуляции (например, спекуляции с недвижимостью), которая  может серьезно дестабилизировать  финансовую сферу. В то же время макроэкономическая политика должна действовать и против спада производства, который неизбежно  связан с банкротствами.

     Совершенствование банковского надзора призвано создать  механизм, обеспечивающий соблюдение финансовой дисциплины. Все страны, сталкивавшиеся в последние годы с проблемами в банковском секторе, предприняли шаги и в этом направлении, включающие, например, увеличение минимальных  размеров собственного капитала банков, усиление контроля за небанковскими  финансовыми учреждениями и т.д. Опыт стран, испытавших финансовый кризис, показывает, что само по себе дерегулирование, если оно не сопровождается совершенствованием контроля за банковским сектором, может  привести, как это ни парадоксально, не к ослаблению, а к усилению государственного участия через  механизм спасения "терпящих бедствие" кредитных учреждений.

     Системы депозитного страхования, играющие ведущую роль в осуществлении  процедур санации и банкротства  кредитных учреждений, могут успешно  функционировать лишь в условиях относительной стабильности финансовой и кредитной сфер. Размеры финансовой поддержки банков нередко выходят за рамки возможностей СДС и бюджета; при этом массовое банкротство кредитных учреждений чревато дальнейшим обострением кризиса финансовой системы. Наряду с разработкой законодательства о банкротстве и СДС обычно стремились осуществить меры по оздоровлению финансовой системы в целом.

     К числу проблем банковской сферы  постсоциалистических стран относятся, как правило, недостаточный размер собственного капитала, слабый банковский надзор, чрезмерная зависимость от ограниченного числа клиентов и  учредителей, дефицит квалифицированных  кадров, отсутствие конкуренции, коррупция  и др. Однако наиболее острой проблемой, типичной для постсоциалистических стран, является рост взаимных неплатежей предприятий, а соответственно недействующих  кредитов и убытков в банковских балансах. Поскольку обе эти проблемы неразрывно взаимосвязаны, то широкое распространение получило мнение, что оздоровление кредитной сферы должно осуществляться одновременно с финансовым оздоровлением и реструктуризацией небанковского сектора экономики.

     Как отмечают специалисты, существуют три  принципиальные возможности решения  проблемы сомнительных долгов. Наиболее простым стало бы их списание, что улучшило бы финансовое состояние предприятий, но возложило всю тяжесть оздоровления на банки. Данный путь возможен, следовательно, в условиях, когда доля недействующих кредитов в активах банков относительно невелика и их списание не приведет к массовым банкротствам. Другая возможность состоит в принудительном банкротстве заемщиков, что, привело бы к тяжелым экономическим, социальным и политическим последствиям. Третья возможность заключается в подключении государства к процессу финансового оздоровления путем дополнительного бюджетного финансирования, в рамках тщательно разработанной программы реструктуризации. По мнению многих специалистов, третий путь ввиду остроты и масштабности проблемы неплатежей является в настоящее время наиболее приемлемым или даже единственно возможным. Участие государства в финансовом оздоровлении, в свою очередь, может осуществляться разными способами. Оно, например, может предоставить предприятиям дополнительные средства в форме кредитов или специальных государственных обязательств; заменить в балансах коммерческих банков безнадежные долги предприятий своими долгосрочными обязательствами и т.п. Перспективным считается вариант предоставления дополнительных финансовых ресурсов банкам при условии их подключения в качестве активных участников к процессу реструктуризации предприятий. К преимуществам данного варианта относят заинтересованность банков в возврате долгов, а следовательно, в разработке схем реструктуризации предприятий-должников в обмен на предоставление дополнительных государственных средств; наличие у банков более полной и достоверной информации о положении на предприятиях.

     Заключение

     Под несостоятельностью (банкротством) понимается, признанная судом, неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджеты РФ, местный  бюджет) и во внебюджетные фонды  в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством, в  связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

     Банкротство на предприятии зарождается если отсутствует постоянная аналитическая  работа, направленная на выявление  и нейтрализацию его предпосылок  и скрытых негативных тенденций. В своем развитии банкротство  проходит несколько стадий: скрытая, финансовой неустойчивости и явное  банкротство.

     Предпосылки банкротства многообразны - это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера, имеющие место внутри предприятия и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала, и внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния.

     В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать  задержки с предоставлением финансовой отчетности, свидетельствующие о  работе финансовых служб, а также  резкие изменения в структуре  баланса и отчета о прибылях и  убытках.

     Финансовый  анализ позволяет выяснить, в чем  заключается конкретная «болезнь»  экономики предприятия-должника и  что нужно сделать, чтобы от нее  излечиться. Здесь не может быть универсального рецепта. Одному предприятию  достаточно сменить руководителя и  добиться компетентного управления. Другому предприятию необходима финансовая поддержка и осуществление  процедуры санации. У третьего предприятия  финансовое положение столь безнадежно, что лучше его ликвидировать, а его имущество распродать.

     Признаками  банкротства в соответствии со ст.3, п.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» является неисполнение денежных обязательств и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей в  течение трех месяцев с момента  наступления даты их исполнения.

     В этих условиях перед кредиторами  встает задача: действительно ли предприятие  является неплатежеспособным и возможно (невозможно) восстановить его платежеспособность. Для решения этой задачи необходимо провести финансовый анализ, источниками  информации, для которого служат: форма  № 1 «Баланс предприятия»; форма  № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; форма № 3 «Отчет о движении капитала». В соответствии с законодательством, предприятие признается неплатежеспособным, если в результате предварительного анализа бухгалтерской отчетности и расчета коэффициентов текущей  ликвидности и обеспеченности собственными средствами устанавливается неудовлетворительная структура его баланса.

     Существую факторы банкротства внутренние и внешние. К числу внешних относятся следующие: изменение общеэкономической ситуации, утрата банком доверия публики, массовое изъятие вкладов; обострение конкуренции, необоснованные решения органа, осуществляющего надзор за банками; недостаточный контроль с его стороны, вмешательство акционеров в деятельность банка и др.

     Внутренние  факторы не менее разнообразны и  включают в себя некомпетентность руководства  банка, недостатки внутрибанковской организации  и системы контроля, спекуляцию, недостаточную отраслевую диверсификацию кредитов, слабый контроль за заемщиками, нарушение действующих нормативов, личную зависимость от заемщика, обман  органа банковского надзора, криминальные манипуляции и др. Юридические процедуры объявления банка банкротом и организационные мероприятия по его ликвидации в целом сходны с процедурами, предусмотренными для предприятий вообще.

     При возникновении у банков финансовых затруднений должно дополняться  мерами по предотвращению кризисных  явлений в перспективе. Исследователи  выделяют два основных направления  таких мер: сбалансированная макроэкономическая политика и совершенствование банковского надзора.

     Существует  так же три принципиальные возможности  решения проблемы сомнительных долгов: списание, что улучшило бы финансовое состояние, принудительное банкротство заемщика и подключение государства к финансовому оздоровлению.

     Перспективным считается вариант предоставления дополнительных финансовых ресурсов банкам при условии их подключения в  качестве активных участников к процессу реструктуризации предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 536с.

  2. Банковское дело / Под редакцией Г.Н. Белоглазовой и Л.П. Кроливецкой. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.

  3.Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2008. – 320 с.

  4. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) : Учебно-практическое пособие - М.: Волтерс Клувер, 2006. – 360 с.

  5. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 4-е изд., исправл., доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. – 208 с.

  6. Остапенко В.В, Финансы предприятий: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2005. – 304 с.

  7. Уткин Э.А., Бинецкий А.Э. Аудит и управление несостоятельным предприятием: Учебное пособие. – М.: ТАНДЕМ, 2005. – 383 с. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Колчиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.

  8. Федорова Г.В. Учет и анализ банкротств: учеб.пособие / Г.В.Федорова. – 2-е изд. стер. – М.: Омега-Л, 2008. – 248 с.

  9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2006. – 512 с.

  10. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник для вузов Изд. 2-е доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 366 с.

  11. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Теория финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 208 с.  

Информация о работе Банкротство предприятий и банков, их предпосылки