Антикризисное управление в маркетинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель выполнения работы – получить углубленные знания по дисциплине «Антикризисное управление».
Для достижения указанной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
1) в теоретической части работы раскрыть цели и функции маркетинга в антикризисном управлении;
2) в практическом задании 1 заполнить предложенную в методических указаниях таблицу, выявив особенности опыта антикризисного управления страной на примере России в 1990-е годы;
3) в практическом задании 2 рассчитать вероятность банкротства для предприятия по пятифакторной модели Альтмана, модели Лиса и модели Таффлера на основании Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………. 3
1. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении ……………………………. 4
2. Практическое задание 1 ……………………………………………………………………. 9
3. Практическое задание 2 ……………………………………………………………………. 21
Заключение …………………………………………………………………………………….. 27
Список использованных источников ………………………………………………………… 28
Приложения ……………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление 9 вариант.docx

— 74.58 Кб (Скачать)

Конечно, существуют и внутренние коммуникации – это взаимосвязи между отделами и подразделениями организации), однако приоритет принадлежит все-таки внешним. В работе с информацией  большое значение имеют методы ее использования и обработки. Эффективность  использования зависит от оснащенности организации техническими средствами и новейшими разработками, которые  значительно сокращают сроки  обработки и повышают качество получаемых данных.

В антикризисном  управлении роль эффективных коммуникаций резко возрастает, так как от достоверности  и своевременности информации зависят  правильность и направление действий. Говоря о средствах маркетинга в  антикризисном управлении, нельзя не сказать о рекламе как о  наиболее распространенном и эффективном  средстве коммуникации. Реклама –  это вид коммуникации, действующий  на рынке и обеспечивающий движение товара к потребителю посредством  предоставления информации об основных характеристиках товара – разумеется, наиболее положительных. Реклама устанавливает  взаимосвязь между производителем и потребителем, тем самым являясь  средством управления, обеспечивающим развитие производства и рыночных отношений.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

 

Таблица 1

Опыт антикризисного управления на примере России в 1990-ые годы

 

 

Опыт  антикризисного управления

Особенности кризисной ситуации

Экономический кризис 1998 г. был одним из самых  тяжелых кризисов в России. Он произошел  на фоне тяжелой экономической ситуации в стране, усугублявшейся неэффективной  макроэкономической политикой, проводившейся  властями в середине 1990-х гг. По мнению экономистов, к кризису 1998 г. привела макроэкономическая политика «валютного коридора», проводившаяся в 1995 – 1998 гг. вице-премьером А. Б. Чубайсом и председателем Центробанка С. К. Дубининым при участии Е. Т. Гайдара.

В 1990-ые гг. жесткая  денежная политика (сдерживание инфляции за счет отказа от эмиссионного финансирования госбюджета и за счет удержания завышенного  курса рубля) сочеталась с мягкой бюджетной политикой (раздутые бюджеты). Толчок к возникновению кризиса дали два внешних фактора: резкое снижение мировых цен на товары топливно-энергетического комплекса (основной статьи российского экспорта) и кризис в Юго-Восточной Азии, вспыхнувший в середине 1997 г.9

Инициатор реформ

Правительство РФ под руководством Б. Н. Ельцина.

Особенности антикризисного регулирования в  различных областях

Финансовая и  банковская сфера

17 августа  1998 г. Правительство РФ и Центральный  банк объявили о техническом  дефолте по основным видам  государственных ценных бумаг  и о переходе к плавающему  курсу рубля в рамках резко  расширенного валютного коридора (его границы были расширены  до 6 – 9,5 рублей за доллар США). Позже ЦБ практически отказался  от поддержки курса рубля.


 

 

 

Продолжение таблицы 1

 

Одним из решений Правительства  РФ явилось решение о реструктуризации государственного долга по государственным облигациям (ГКО-ОФЗ), что фактически означало технический дефолт.

Программа реструктуризация задолженности по ГКО-ОФЗ предусматривала  следующие финансовые условия:

- физическим лицам и компаниям, обязанным по российскому законодательству держать активы в гособлигациях, погашение ГКО и ОФЗ производится согласно первоначальным условиям обращения облигаций, то есть в отношении физических лиц и некоторых юридических лиц никакого отказа государства от долговых обязательств не было;

- иностранным и российским юридическим лицам:

70 % долга конвертируется в четырёх- и пятилетние облигации с ежегодным купоном, уменьшающимся на 5 процентных пунктов; купон первого года составляет 30 % годовых,

20 % долга погашается бездоходными краткосрочными облигациями,

10 % долга погашается наличными средствами тремя траншами в течение 9 месяцев,

Долгосрочные облигации  Минфина (70 % долга) и краткосрочные облигации (20 % долга) обращаются на вторичном рынке.

Кроме того, краткосрочные  облигации могли быть использованы для погашения налоговых недоимок, образовавшихся до 1 июля 1998 года. Облигации  также учитываются по номиналу в  счет резервных требований для российских банков.

Российские юридические  и физические лица имели право  использовать полученные при реструктуризации ГКО-ОФЗ средства для покупки  иностранной валюты в рамках действующего валютного законодательства. Деньги, полученные в результате реструктуризации иностранными инвесторами, блокировались  на транзитных счетах до особого распоряжения Центрального банка.10


Продолжение таблицы 1

 

Также было смягчено монетарное регулирование. Власти полностью отказались от практики ограничения денежного предложения  за счет невыплат зарплат, пенсий, а  также невыполнения обязательств по госзаказу и т.п.

В постдефолтные  годы значительно повысилась бюджетная  дисциплина.

Было также  решено отказаться от финансирования дефицита госбюджета за счет крупных  заимствований.

Регулирование занятости и рынка труда

Реформы в системе занятости в 1990-ые гг.

Нормативный аспект новой стратегии занятости в  РФ:

  • отказ от принудительного труда
  • учреждение свободы труда
  • отказ от ориентации на всеобщую занятость.

Экономический аспект:

  • ликвидация «сверхзанятости»
  • достижение сбалансированной структуры занятости

Этапы реализации:

  1. Цель: достижение полной занятости

Задачи:

  • достижение сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов в количественном и качественном отношении
  • создание механизма планомерного высвобождения рабочей силы за счет внедрения новой техники, структурных сдвигов в экономике, совершенствовании организации производства
  • создание системы переподготовки и перераспределения высвобожденных работников
  • дифференцированный подход к занятости на различных этапах жизненного цикла (во время обучения, воспитания детей, пенсионного возраста)
  • распространение гибких форм занятости.

Недостатки: отсутствие регулирования безработицы


 

 

Продолжение таблицы 1

 

2. Принятие закона  «О занятости..» в 1992 г.

Цель: допустимость безработицы, законодательное оформление рынка  труда и социально-экономических  прав трудящихся

Недостатки: в условиях отказа от жесткой регламентации  и регулировании занятости в  законодательных границах капиталистической  экономики (самоустранение государства), понизилась оплата труда и резко  возросла эксплуатация труда работодателями.

Следствия:

  • возникла массовая безработица;
  • масштабно сократилось производство;
  • выросло налоговое бремя;
  • упала производительность труда и реальная заработная плата;
  • усилилась сегментация трудящихся на включенных в продуктивную часть рыночного хозяйства и обреченных на прозябание, отсталые занятия;
  • сократился потребительский спрос, в т.ч. сократились затраты на образование и понизился профессионально-квалификационный уровень населения;
  • деградировала часть видов трудовой деятельности;
  • в структуре занятости наметились сдвиги в сторону уменьшения доли (роли) лиц интеллектуального труда;
  • снизился общий уровень трудовой культуры и морали;
  • снизилась общая численность лиц, находящихся в трудоспособном возрасте;
  • активизировались негативные миграционные процессы (постоянная сильная массовая мотивация к эмиграции из страны).11

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

Налоговая политика

После развала союзного государства и  оформления России как самостоятельного государства в августе 1991 г. была осуществлена широкомасштабная комплексная  налоговая реформа. Формирование новой  самостоятельной налоговой системы России приходится на октябрь - декабрь 1991 г. Именно тогда были подготовлены и приняты: основополагающий налоговый Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и целый пакет законодательных актов — по налогу на добавленную стоимость, подоходном налоге, налогу на прибыль, акцизах и т.д. Указанный выше закон был определяющим налоговым документом вплоть до 1999 г., когда почти все его статьи были отменены, за исключением статьей, устанавливающих перечень налогов России.

Построение налоговой системы было осуществлено на важных, но вместе с тем не увязанных в единую систему принципах. Основной упор был сделан на усиление фискальной функции налогов, в результате налоговая нагрузка на законопослушных плательщиков резко увеличилась. Стали усиливаться тенденции массового уклонения от уплаты налогов и увеличения теневого сектора экономики. Середину 1990-х гг. характеризуется как период неустойчивого налогообложения, когда «правила игры» в налоговой сфере менялись практически ежегодно, а то и несколько раз в течение года. Несмотря на постоянные налоговые изменения, становятся очевидными несовершенство налогового законодательства, его неспособность обеспечивать минимальные потребности государства в централизованных финансовых ресурсах, многочисленность и неупорядоченность налогов, наличие большого числа налоговых льгот и соответственно лазеек для сокрытия доходов от обложения.

Требуется масштабное, подчиненное  единой логике реформирование налоговой системы, что и было осуществлено с принятием Налогового кодекса (НК).


 

 

 

Продолжение таблицы 1

 

Первая часть НК, устанавливающая  важнейшие положения функционирования налоговой системы страны, регламентирующая перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также единый комплекс взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами, вступила в действие с 1 января 1999 г. Она имела архиважное значение для стабилизации отношений государства с налогоплательщиками на новой принципиальной основе. Вторая часть НК вводилась по отдельным главам, раскрывающим все особенности применения, исчисления и уплаты в отношении каждого налога и специальных режимов налогообложения, в период с 2001 по 2005 г.12

Социальная политика

90-е  годы прошлого столетия характеризуются  экономическим кризисом и ростом  социальных проблем, которые возникли  в результате распада единого  социального, экономического и  геополитического пространства.

В нашем обществе появились тенденции, ранее не характерные  для него: снижение уровня жизни  огромной части населения, безработица, вынужденная миграция населения, ухудшение  криминогенной обстановки, резкое падение  уровня рождаемости и повышение  уровня смертности, распад института  семьи и брака.

Стихийные процессы и процессы, связанные со стабилизацией  социально-экономической ситуации, выдвинули на первый план задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев  населения в современном обществе. В первую очередь необходимо было выделить приоритетные группы населения, которым в первую очередь должна быть оказана социальная поддержка. К таким группам были отнесены дети, семья, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие и военнослужащие, уволенные  в запас. 

В декабре 1991 г. выходит в свет президентский  указ «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.».

 

Согласно  этому указу органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное  право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация  и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации  цен.

Для формирования финансовых источников предполагалось образовать территориальные и республиканский  фонд социальной поддержки населения, который бы образовывался за «счет  средств остатков продукции и  товаров, … части доходов от приватизации, … а также от деятельности предприятий  фондов, организуемых ими денежно-вещевых  лотерей, аукционов, добровольных взносов  предприятий, учреждений и организаций, граждан, иностранных юридических  и физических лиц, гуманитарной помощи, других поступлений».13

Принимается ряд  законодательных мер в области  семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих. В начале 1990-х гг. выходят законы, указы Президента и постановления Правительства  Российской Федерации. По подсчетам  специалистов, всего лишь с 1991 г. по 1992 г. принято двадцать пять законов, направленных на защиту граждан.

В области  охраны детства и материнства  принимаются специальные указы  Президента и постановления Правительства («О мерах по социальной поддержке  многодетных семей», « О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг. и др.).  Всего  же институту материнства и детства  к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению.

В 1993 – 1995 гг. реализуются  различные федеральные программы. Например, по программе «Дети-инвалиды»  создано около шестидесяти реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.14


 

 

Продолжение таблицы 1

 

В 1990 году Постановлением Верховного Совета РСФСР фактически была изменена Пенсионная система РФ, был образован  Пенсионный фонд России (ПФР) - «в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в Российской Федерации».

Если в старой Пенсионной системе выплата пенсий осуществлялась прямо из государственного бюджета, то в новой Пенсионной системе новый орган (ПФР) стал сам собирать пенсионные взносы и выплачивать пенсии.

Поскольку в  ходе рыночных реформ подавляющее большинство  предприятий и организаций стало  негосударственными (одни приватизировались, другие сразу создавались как  частные), то государству в рамках новой Пенсионной системы пришлось ввести отдельные платежи в Пенсионный фонд - «страховые взносы» по ставке 28% от начисленной оплаты труда.

Формально они назывались не налогами, а «платежами во внебюджетные фонды», но суть от этого не менялась: с каждого рубля выплаченной зарплаты работодатель должен был заплатить 28 копеек в Пенсионный фонд.

Впоследствии  эти взносы были включены в состав единого социального налога (ЕСН).

При этом пенсионный возраст, требуемый стаж и сами принципы назначения пенсии в новой пенсионной системе оставались сходными с теми, что были установлены в советской  пенсионной системе.

Однако  в условиях новой Пенсионной системы  жизнеспособность Пенсионной системы  оказалась весьма низкой: доходы ПФР  росли намного медленнее, чем  цены, и индексация пенсий не поспевала  за инфляцией.

В рамках новой  Пенсионной системы к середине 1990-ых гг. средняя пенсия упала ниже прожиточного минимума, и пенсионеры оказались  одной из самых социально незащищенных категорий населения.

 

При этом в течение нескольких лет  неоднократно вносились изменения  в Пенсионное законодательство, менялись принципы начисления пенсий в постоянно меняющейся пенсионной системе (в частности, было введено понятие «индивидуального коэффициента пенсионера», сложным образом устанавливался допустимый «потолок» пенсии), возникала путаница из-за разнообразных и нечетко прописанных в Пенсионном законодательстве компенсаций и индексаций.

И всё же эти изменения Пенсионной системы не позволяли существенно улучшить положение пенсионеров.15

Реформы в промышленности

Основная  роль в процессе перехода к рынку  отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия  розничной торговли, общественного  питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных  предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий. Ваучерная приватизация 1992 – 1994 гг. и последующие приватизационные акты привели к потере государственным сектором ведущей роли в экономике.

Однако изменение  формы собственности не повысило эффективности экономики. В середине 1993 – 1994 гг. падение промышленного  производства составляло 21%, в т.ч. в  машиностроении – 31%, в производстве предметов широкого потребления  – 30%. Свыше половины товаров российского рынка приходилось на долю импортной продукции.

Одним из последствий  приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.

Во второй половине 90-х гг. большинство крупных и  средних предприятий России превратились в частные, коммерческие и акционерные  общества. Возникли и активно действовали  многочисленные коммерческие банки, фондовые биржи и торговые дома. Все это привело к окончательной потери государством возможности управлять новыми производственными и финансовыми структурами с помощью прежних административных

Информация о работе Антикризисное управление в маркетинге