Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:57, курсовая работа
Цель выполнения работы – получить углубленные знания по дисциплине «Антикризисное управление».
Для достижения указанной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
1) в теоретической части работы раскрыть цели и функции маркетинга в антикризисном управлении;
2) в практическом задании 1 заполнить предложенную в методических указаниях таблицу, выявив особенности опыта антикризисного управления страной на примере России в 1990-е годы;
3) в практическом задании 2 рассчитать вероятность банкротства для предприятия по пятифакторной модели Альтмана, модели Лиса и модели Таффлера на основании Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках.
Введение ………………………………………………………………………………………. 3
1. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении ……………………………. 4
2. Практическое задание 1 ……………………………………………………………………. 9
3. Практическое задание 2 ……………………………………………………………………. 21
Заключение …………………………………………………………………………………….. 27
Список использованных источников ………………………………………………………… 28
Приложения ……………………………………………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………… |
3 |
1. Цели и функции маркетинга
в антикризисном управлении ……… |
4 |
2. Практическое задание 1 ……………………………………………………………………. |
9 |
3. Практическое задание 2 ……………………………………………………………………. |
21 |
Заключение ………………………………………………… |
27 |
Список использованных источников ………………………………………………………… |
28 |
Приложения ……………………………………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Теория антикризисного управления предприятием как система научных знаний в России начала активно формироваться в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Игнорирование кризисного состояния деятельности предприятия в рыночных условиях приводит к его банкротству. Необходимость предотвращения возникновения кризисных ситуаций на предприятиях, а в случае невозможности предотвращения – необходимость проведения его банкротства, предопределили формирование теории антикризисного управления предприятием.1
Цель выполнения работы – получить углубленные знания по дисциплине «Антикризисное управление».
Для достижения указанной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
1) в теоретической части
работы раскрыть цели и
2) в практическом задании
1 заполнить предложенную в
3) в практическом задании
2 рассчитать вероятность
Актуальность темы, выбранной для изучения в теоретической части работы, определяется следующим. В условиях возможного наступления кризисной ситуации в организации трудно переоценить роль маркетинга в обеспечении жизнедеятельности организации в условиях рыночных отношений.
Задачей маркетинга в данных условиях служит организация отношений по согласованию возможностей организации с запросами потребителей. Результатом этого является предоставление потребителям услуг, удовлетворяющих их потребности, и получение организацией за счет увеличения объема реализации продукции прибыли, необходимой для ее нормального и эффективного функционирования и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем. Нарушение таких отношений часто служит причинами наступления негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации.2
1. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ
МАРКЕТИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ
Маркетинг рассматривается в трех направлениях:
1. Маркетинг как культура
предусматривает выявление
2. Маркетинг как стратегия
охватывает: сегментирование рынка,
формирование цели
3. Маркетинг как тактика
Из перечисленных направлений маркетинга, первое является основой для последующих, второе – определяет стратегические направления деятельности предприятия, третье – обеспечивает реализацию его стратегии.
Концепция маркетинга держится на четырех китах:
1) целевом рынке;
2) потребительских нуждах;
3) интегрированном маркетинге;
4) рентабельности.3
Маркетинг базируется на следующих принципах:
1.Учет
потребностей, состояния и динамики
спроса и конъюнктуры рынка
при принятии хозяйственных
2.Создание
условий для максимального
.Воздействие
на рынок, покупателя с
4.Внимательное
отношение к прогнозным
5.Нацеленность
на явно выраженный
В руководствах по организации маркетинга за рубежом подчеркивается, что коммерческий успех на рынке определяется в первую очередь выгодным и нужным покупателю товаром. «Если у вас нет товара - у вас ничего нет, и не занимайтесь ничем, пока не выясните потребность в вашем товаре».
Если возможности продажи продукции ухудшаются, увеличивается объем готовой продукции на складах, падает рентабельность производимой продукции, следовательно, организация вступает в полосу финансового и коммерческого кризиса из-за несовершенства организации маркетинга.4
Маркетинговая
(снабженческо-сбытовая) политика организации
должна определяться как неотъемлемая
часть органически единого
Снабжение материально-техническими ресурсами процесса производства организации является вопросом выбора (по качеству, цене, условиям оплаты, доставки и другим факторам) нужных ресурсов, предлагаемых достаточно широким кругом организаций-продавцов.
Продажа (сбыт) производимой организацией продукции происходит в условиях жесткой конкуренции со стороны производителей аналогичной продукции, и для достижения успеха от организации требуется решение многих проблем, связанных со сбытом своей продукции и зависящих от выбора сегментов рынка, ассортимента производимой продукции, региона продаж, эффективности организации и технологии производства.5
В кризисных ситуациях цель маркетинга - обеспечение условий получения необходимых денежных средств (достаточной прибыли) организации от увеличения объема сбыта производимой ею продукции.
В соответствии с этой целью маркетинг решает следующие задачи:
1) анализа состояния рынка, деятельности конкурентов, их сильных и слабых сторон;
2) организации покупки материально-технических ресурсов, необходимых для производства продукции с меньшими затратами;
3) организации продажи продукции организации, решая при этом задачу увеличения объема продаж и повышения рентабельности продаж продукции;
4) привлечения новых покупателей, изучения потребностей в другой (близкой к изготавливаемой продукции), других типов услуг для потребителей;
5) организации обратной связи от потребителей к производству, включая рассмотрение претензий потребителей продукции и услуг.
В условиях
ухудшения экономического положения
организации функция маркетинга
становится основой деятельности организации.
Построение и организация исполнения
функции маркетинга зависит от размеров
организации, специфики производства,
разнообразия производимой ею продукции,
потребительских свойств
Маркетинг представляет собой не только систему мониторинга и анализа рыночной среды, но и является системой управления.
Конечно, это не приоритетная управленческая структура в организации, однако нужно отметить, что в зависимости от стадии антикризисного менеджмента, используются те или иные маркетинговые средства.
В свете этого можно выделить три основных состояния: предкризисное управление, кризисное и послекризисное.
1. Предкризисное управление. На этом этапе основными задачами маркетинга являются предотвращение кризисной ситуации и построение основных стратегических планов.
Основными средствами управления являются:
1) стратегии, направленные на предотвращение кризисов;
2) стратегические планы организации, бизнес-планы, составление рекламных кампаний;
3) формирование основных маркетинговых стратегий (рыночных и стратегий посредством маркетинга);
4) разработка программ стимулирования и мотивации труда;
5) диагностика состояния среды бизнеса и факторов риска;
6) разработка программы принятия решений.
Такие
методы позволяют исследовать основные
социально-экономические
2. Кризисное управление. Основной целью является скорейший и как можно более безболезненный выход из кризиса. Средства управления:
1) антикризисные стратегии и программы по выходу из кризиса;
2) стратегии, направленные на снижение негативного влияния кризиса на состояние организации;
3) планы и стратегии, разрабатываемые для каждой конкретной ситуации (если кризис достаточно глубокий);
4) программы по минимизации затрат;
5) диагностика наиболее неустойчивых структур.
В сфере маркетингового управления приоритет отдается ситуационным программам, так как они в большей степени адаптированы к конкретным условиям и, следовательно, являются более эффективными.
3. Послекризисное управление. Акцент делается на реабилитации и стабилизации положения организации:
1) стабилизационные программы;
2) стратегии, направленные на обновление проблемных зон;
3) стратегии, направленные на оценку сильных и слабых сторон организации, а также на поиск новых рыночных возможностей;
4) инновационные предпринимательские структуры.
В антикризисном управлении важное место принадлежит такому средству маркетинга, как информационные и коммуникационные структуры.7
Информация в настоящее время занимает передовые позиции в менеджменте, тем более в антикризисном, где так важна своевременная и точная оценка ситуации.
Поскольку
сам маркетинг подразумевает
под собой исследование рынка, понятно,
что на первом месте стоит качество
получаемой информации, так как на
основе получаемых данных разрабатываются
антикризисные стратегии и
Коммуникация – это способ движения информации, посредством которого устанавливаются связи. В антикризисном управлении коммуникации являются средством оценки и движения информации преимущественно для маркетинговых служб; точнее сказать, коммуникация – это основное средство маркетинга по работе с информацией. В основном используются внешние виды коммуникаций – непосредственное взаимодействие с рыночными структурами, СМИ, населением.