Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 01:50, реферат
Целью данной работы является выяснение антикризисной политики развитых стран, действия государств, взгляд глав развитых государств на кризисные явления.
Введение...................................................................................................................2
1. Теоретические основы антикризисного управления....................................4
1.1 Понятие антикризисного управления……………………….........................4
1.2. Механизм, планирование, мероприятия А.У. применяемые
в развитых странах..................................................................................................4
1.3.Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда....................................5
2. Антикризисные действия стран Запада........................................................10
2.1. ЕС как инициатор глобальных антикризисных мер....................................10
2.2. Поддержка инноваций стран запада, способствующая А.У......................11
2.3. Антикризисная политика ЕС.........................................................................13
2.4. Российская антикризисная политика............................................................13
Заключение.............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................17
Содержание
Введение......................
1.
Теоретические основы антикризисного
управления....................
1.1 Понятие
антикризисного управления………………………...........
1.2. Механизм, планирование, мероприятия А.У. применяемые
в развитых
странах.......................
1.3.Антикризисная
направленность реформ Л. Эрхарда.......................
2. Антикризисные
действия стран Запада........................
2.1. ЕС как
инициатор глобальных антикризисных мер...........................
2.2. Поддержка инноваций стран запада, способствующая А.У......................11
2.3. Антикризисная
политика ЕС...................
2.4. Российская
антикризисная политика......................
Заключение....................
Список
литературы....................
Введение
Разработка теории и практики антикризисного регулирования получила широкое распространение в промышленно развитых странах в середине 80-х годов в связи с обострением экономического кризиса. Что такое кризис? Я считаю, что нужно сказать об этом в самом начале. Кризис-это крайнее обострение противоречий в социальной системе, угрожающая её стабильной жизнедеятельности.
Западный опыт, имеет большое значение, к примеру, для России, но необходимо учитывать, что этот опыт управления в принципиально иных условиях. Прежде всего, это то, что данный процесс осуществляется в условиях сложившейся рыночной экономики, с действующими законами конкуренции и относительно стабильной социально-политической ситуацией.
Целью данной работы является выяснение антикризисной политики развитых стран, действия государств, взгляд глав развитых государств на кризисные явления.
Объектом контрольной работы является антикризисная политика развитых государств, таких как США, Япония, страны EC.
Предметом моей работы является антикризисная деятельность по определению проблем и антикризных решений развитых стран.
Основными принципами
Характерной чертой западноевропейской экономики 90-х годов стало создание смешанной экономики и поиск путей сотрудничества между государственными предприятиями различных стран ЕС, а также с частным капиталом. Именно смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то время как для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате роста издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия, в этих странах, рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.
Особую роль в антикризисных действиях мирового сообщества призван сыграть Европейский союз как наиболее развитая форма международной экономической интеграции1.
На сегодняшний день единая точка зрения
относительно причин экономических кризисов
отсутствует. Они, как правило, различаются
в зависимости от периода их возникновения
и страны развертывания кризисных процессов.
Например, одной из самых распространенных
причин экономических кризисов является
научно-технический прогресс. Активная
часть основного капитала устаревала
в течение 10-12 лет. Это требовало ее обновления,
что служило предпосылкой экономического
роста.
Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Сам термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. При этом считается, что кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран.
Механизм антикризисного управления предприятием состоит из следующих основным подсистем:
1. подсистема диагностики финансового состояния и оценки перспектив развития бизнеса предприятия;
2. подсистема маркетинга;
3. подсистема антикризисной инвестиционной политики;
4. подсистема управления персоналом;
5. подсистема производственного менеджмента;
6. подсистема организации ликвидации предприятия;
Планирования антикризисного управления строится на учета всей совокупности факторов, определяющих финансовое положение предприятия.
Мероприятия по выходу из кризиса можно подразделить на тактические и стратегические.
Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса могут быть как защитными (сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, сокращение производства и сбыта), так и наступательными (активные маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, совершенствование управления). Оперативные мероприятия по выходу из кризиса состоят в установлении текущих убытков, выявлении внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях, получении кредитов, укреплении дисциплины и т.п.
Стратегические мероприятия заключаются в анализе и оценке положения предприятия, изучении производственного потенциала, разработке производственных программ, политики доходов, инноваций, разработке общей концепции финансового оздоровления предприятия2.
Людвига
Эрхарда (1897—1977), ученого и политика, второго
канцлера ФРГ, заслуженно называют «архитектором
германского чуда».
Послевоенное состояние экономики Западной
Германии было плачевным. Большая часть
промышленности разрушена, сохранившиеся
предприятия влачили жалкое существование.
В 1946 г. промышленное производство составляло
около одной трети от довоенного 1939 г.,
лет на 30 назад было
отброшено сельское хозяйство.
Финансовое состояние страны характеризовалось
полнейшим развалом. Количество денег,
находившихся в обращении, во много раз
превышало наличные товарные резервы.
Дефицит, карточки, пустые полки магазинов,
всеобщая спекуляция. Инфляция достигла
600% по отношению к довоенному уровню. Мелкие
и средние слои в итоге войны разорились,
оказались дезориентированными и не уверенными
в будущем. В результате огромного разрушения
городского хозяйства и миграции немцев
из восточных областей Германии обострился
жилищный кризис. В этих условиях Л.Эрхардом
были разработаны и проведены реформы,
направленные на выведение страны из глубочайшего
экономического и социального кризиса,
благодаря им за короткое время (около
10 лет) произошло «немецкое чудо», превратившее
Германию в процветающее государство,
в ведущую экономическую страну мира.
Теоретическим
фундаментом антикризисных реформ явилась
разработанная Л. Эрхардом концепция «социального
рыночного хозяйства». Это была не только
теория, но и государственная политика,
позволившая радикально изменить облик
страны. По своим теоретическим установкам
концепция «социального рыночного хозяйства»
была по существу творческим применением,
с учетом конкретных германских национальных
и исторических условий, кейнсианской
теории косвенного регулирования.
Эрхард исходил
из идеи сильного государства как «конституирующей»,
«управляющей» и «регулирующей» силы,
способной формировать общество. Государство
активно вмешивалось в экономические
процессы, но направление, характер, способы
вмешательства были четко ориентированы
на формирование рыночной экономики, основанной
на частной собственности на средства
производства и защищенной законодательной
системой власти3.
Государство поддерживало отрасли, испытывавшие
трудности, особенно угольную и электротехническую
промышленность, металлургию. Инвесторам
и предпринимателям предоставлялись налоговые
льготы.
Эрхард широко использовал государственные
рычаги, для того чтобы преодолевать неполадки,
не отклоняться от избранного курса. «По
моему твердому убеждению, — говорил Эрхард
в речи перед членами Федерального
объединения германской промышленности,
— в XX веке, в сегодняшних социальных условиях
ответственность за экономику несет
однолишь
государство». Определение рамок экономического
порядка «опять-таки может, быть задачей
только государства» Существенную роль
в успехе проводимых преобразований и
выхода ФРГ из кризиса сыграла внешняя
поддержка (экономическая помощь по плану
Маршалла, а также поставки топлива, продовольствия,
семян, удобрений по другим каналам). В
германскую экономику передавались американский
транспорт и другое имущество армии США.
Из средств Фонда европейской программы
восстановления предоставлялись на льготных
условиях кредиты.
Первым
мероприятием, проведенным в июле 1948 г.,
была денежная реформа. Ее цель — избавление
от обесцененных денег и создание твердой
валюты. Денежная реформа явилась важной
предпосылкой модернизации всего экономического
механизма германской экономики. Декретом
были введены новые деньги — дойчмарки.
Каждый житель получал 40 марок. Половину
сбережений и наличности разрешалось
поменять в соотношении 1:10, а вторая половина
была заморожена и обменивалась по курсу
1:20. В конечном счете размеры денежной
массы (наличных средств и банковских
депозитов) были сокращены более чем в
14 раз [1, с. 249].
Вслед за
денежной реформой последовала реформа
цен. Законом о принципах хозяйственной
структуры и политике цен отпускались
на свободу цены, отменялись административное
распределение ресурсов и многочисленные
нормативные документы, регулировавшие
до этого экономические отношения
Несколько позже были приняты законодательные
акты о кредитной и налоговой политике
о мерах против произвольного завышения
цен, антимонопольные и антикартельные
указы и др. Периодически публиковались
каталоги так называемых уместных цен,
т. е. учитывающих состояние покупательной
способности большинства жителей ФРГ.
Важнейшим элементом экономической политики
Эрхарда было укрепление ФРГ на мировом
рынке — удалось втрое увеличить экспорт.
Были приняты решительные меры по защите
внутреннего рынка от внешних конкурентов,
смягчено налоговое бремя, запрещались
набор новых служащих и повышение им окладов,
проводился курс на жесткую экономию государственных
расходов. Большое внимание уделялось
развитию малого и среднего бизнеса. Уже
в 1953 г. на предприятиях с числом сотрудников
до 500 человек работало до 50,8% всех занятых
и производилась половина промышленной
продукции
Государственные органы проявляли заботу
о создании системы эффективной занятости,
включающей в себя переподготовку кадров,
развитие общественных работ, увеличение
числа рабочих мест и сокращение безработицы.
По мнению Эрхарда, социальная политика
государства должна быть политикой для
миллионов. Она призвана обеспечить, с
одной стороны, защиту и поддержку слабых,
а с другой, — создание благоприятных
условий для активного развития сильным,
т. е. лицам, которые в силу своих способностей
и квалификации могут самостоятельно
добиться успехов в жизни. При этом важна
солидарность «сильных» и «слабых», забота
всего общества о потерпевших неудачу
в жизни4.
Положительную роль в преодолении кризиса в ФРГ сыграло индикативное планирование. Это не «планы-прогнозы», «планы-догадки», а очень эффективный в условиях ФРГ экономический, правовой и административный механизм воздействия на все сферы жизнедеятельности страны. Основу этого успеха, по мнению профессора Д. Валового, обеспечивали следующие факторы: высокая квалификация разработчиков планов, использовавших весь арсенал экономической науки; разнообразие методов и инструментария при реализации этих планов, отсутствие какого-либо догматизма и узости подходов; твердость и последовательность профессионального государственного аппарата, который, нередко действуя в условиях крайней политической нестабильности, целеустремленно реализовывал принятые программы; выработка широкого национального согласия в отношении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективы.
Выходу из кризисного положения в ФРГ
сопутствовало и положительное решение
ряда духовно-культурных проблем, таких,
как состояние массового сознания, особенностей
мышления, изменение образа жизни, мышления
и поведения миллионов немецких граждан.
Для социального рыночного хозяйства,
по словам Эрхарда, определяющее значение
не в последнюю очередь имеют «не только
технические, автоматические механизмы
поддержания сбалансированности на рынке,
но и духовные и нравственные представления.
Одного поддержания равновесия между
спросом и предложением через свободное
формирование цен мало для оправдания
общественного строя или наполнения его
идейного багажа»
Антикризисные
реформы, разработанные и умело проведенные
Л. Эрхардом, не имели бы успеха без активной
поддержки общественности, без участия
граждан в процессе принятия и реализации
решений по социально-экономическим вопросам,
без широкой опоры на разработки и рекомендации
ученых своей страны. В соответствии с
законом в ФРГ был образован экспертный
о совет по перспективам общего экономического
развития ФРГ, который разрабатывал необходимые
исходные предложения для принятия правительством
хозяйственно-политических решений