Антикризисная политика развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 01:50, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является выяснение антикризисной политики развитых стран, действия государств, взгляд глав развитых государств на кризисные явления.

Оглавление

Введение...................................................................................................................2
1. Теоретические основы антикризисного управления....................................4
1.1 Понятие антикризисного управления……………………….........................4
1.2. Механизм, планирование, мероприятия А.У. применяемые
в развитых странах..................................................................................................4
1.3.Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда....................................5
2. Антикризисные действия стран Запада........................................................10
2.1. ЕС как инициатор глобальных антикризисных мер....................................10
2.2. Поддержка инноваций стран запада, способствующая А.У......................11
2.3. Антикризисная политика ЕС.........................................................................13
2.4. Российская антикризисная политика............................................................13
Заключение.............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................17

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 50.73 Кб (Скачать)

          Подытоживая и оценивая антикризисную реформаторскую деятельность Л. Эрхарда, следует особенно подчеркнуть правильный выбор социально ориентированной модели развития. Известный знаток экономических школ и теорий Ю. Ольсевич в одной из своих последних работ пишет, что «конкурентный рынок — это не продукт стихийной игры экономических сил.  
 

2. Антикризисные действия стран Запада                                      

      2.1. ЕС как инициатор глобальных антикризисных мер 

        Финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. быстро приобрел   глобальный характер и затронул в той или иной степени практически все значимые экономики мирового хозяйства. Это одна из особенностей текущего кризиса. В условиях глобализации финансовый кризис, зародившийся в США, быстро распространился на Европу и сначала вылился в кризис ликвидности, а затем поразил реальный сектор. К концу 2008 г. экономика стран ЕС оказалась подвержена рецессии, демонстрируя два квартала подряд отсутствие роста.  Значительное ухудшение конъюнктуры началось еще во втором квартале 2008 г., когда произошло абсолютное сокращение  ряда ключевых показателей по отношению к первому кварталу, в котором они имели прирост.

       В конце первого квартала 2009 г. продолжающая свой  рост безработица в ЕС-27 составила 8,4 %, а в зоне евро – 8,9 %. Падение ВВП, по данным Евростата, составило более 4 %. Кризис активно распространялся на ведущие экономики мира.

       Президент России Д. Медведев накануне Вашингтонского антикризисного саммита «Группы двадцати» высказал мнение, что с таким кризисом человечество столкнулось впервые и что он не сопоставим даже с кризисом времен Великой депрессии Политика выхода из кризиса традиционно носила преимущественно национальную окраску и проводилась национальными правительствами в целях защитить, прежде всего, национальные отрасти экономики, что создавало предпосылки развития протекционизма в международной торговле и оказывало негативное влияние на динамику мировой экономики в целом. Видимо, более эффективным ответом на глобальный экономический кризис должна стать скоординированная политика региональных объединений или глобальная антикризисная политика. Более глобализованный характер мировой экономики по сравнению с прошлым веком означает, что те огромные  финансовые ресурсы, которые накоплены финансовыми институтами, могут быть более быстро переброшены из одного сегмента в другой: из прибыльного – в кризисный. 

          Определенную роль на движение цикла и на  развитие экономик оказывают и региональные и международные экономические организации.  Они способны смягчить действие негативных тенденций в экономике. Это может отложить наступление кризиса. Но, с другой стороны, когда внутренние экономические дисбалансы системы становятся столь значительными, что их уже  не удается гасить, то последствия становятся  более разрушительными. Обозначим и нашу точку зрения – только масштабное глобальное сотрудничество и координация действий могут позволить получить эффективную отдачу для мировой экономики в целом от принимаемых на национальном и региональном уровнях мер.

2.2. Поддержка инноваций в странах Запада, способствующая А.У.

            Условия кризиса вынуждают государство оказывать финансовую поддержку инноваций5. Необходимость государственной поддержки НИОКР в целях повышения технологического уровня страны, её технологической конкурентоспособности определяется, в данном случае, несовершенством современного рыночного механизма. Для повышения технологической конкурентоспособности страны необходимы, прежде всего, действия государства по улучшению общеэкономического климата и создание необходимых условий для увеличения капиталовложений в сферу НИОКР.

В странах  Западной Европы, США, Японии значительное место уделяется проблемам поддержания  высокой инновационной активности, решение которых достигается  как на основе прямого государственно-монополистического регулирования, так и косвенными методами регулирования развития научно-технического прогресса.

          Государственные программы поощрения НИОКР включают четыре раздела:

1)выработка общих принципов политики поощрения и её целей;

2)исчерпывающее информационное обеспечение;

3)создание групп по оценке данных программ, действующих независимо от аппарата управления, и выбор рационального временного интервала для проведения таких оценок;

4)непосредственное проведение оценок.

         Государственная финансовая поддержка в развитых странах направлена на выбор ключевых, наукоемких технологий, оказывающих революционизирующее воздействие на экономическое развитие. Широко используются агрессивная, защитная, абсорбирующая модели технологического и производственного поведения. Агрессивная модель предусматривает наличие высокого научно-технического потенциала и занятие национальными фирмами лидирующих позиций в разработке передовой технологии и на рынках сбыта. В этом случае научно-техническая политики включает осуществление рисковых и в то же время высокорентабельных научно-исследовательских проектов, крупных вложений в НИОКР.

         В случае оценки национальных возможностей как защитных, т.е. признания спорным технологического лидерства страны или факта его утраты, в арсенал государственной политики включаются меры, направленные на поддержание конкурентных позиций в передовых областях науки и техники, на активное использование рыночных и производственных возможностей.

           Процесс разработки политики государственного стимулирования НИОКР в промышленности включает следующие элементы: идентификация технологий, по отношению к которым необходимо принимать политические решения; характеристика потенциальных возможностей нации в обладании данными технологиями; оценка роли правительства. Особое внимание уделяется оценке эффективности государственного стимулирования НИОКР и методам, усиливающим государственное регулирование.

2.3. Антикризисная политика ЕС

         Европейский союз обладает мощными ресурсами воздействия на макроэкономическую ситуацию, удачно дополняющими национальные инструменты регулирования входящих в него стран с точки зрения способности противостоять глобальным экономическим вызовам времени. Для проведения общей политики есть и соответствующие институты, и механизм, и правовая база, и инструментарий. Есть и солидная основа в виде таможенного союза, емкого единого внутреннего рынка, валютного союза – укрепляющих мировые позиции ЕС и расширяющих возможность противостоять внешним экономическим потрясениям. А возможности ЕС координировать национальную политику стран членов, пожалуй, наиболее высоки среди всех международных экономических институтов.

Особое  внимание в решениях ЕС уделяется  инновациям и стимулированию инвестиций, усилению конкурентных позиций в  долгосрочном плане. Для этого  разработана  стратегия «умных» инвестиций на уровне ЕС. Они включают: инвестиции в повышение эффективности использования  энергии и энергосбережение, экологически безопасные чистые технологии, в развитие исследовательской инфраструктуры и Интернета, в повышение эффективности  НИОКР, в здравоохранение. Это подготовит Европу к переходу к более эффективной  экономике, основанной на минимальном  использовании ископаемого топлива  и минимальном влиянии на окружающую среду6.

2.4. Российская антикризисная политика

           Российская программа антикризисных мер довольно обширна. Но в ней есть несколько основных направлений. 

            Меры  социального характера (увеличение пенсий, создание общественных работ на месте основной занятости сотрудников) и поддержка отдельных предприятий. И в этом случае причины и направления поддержки имели социальную окраску. Очевидно, что поддержка ВАЗа лишь частично связана с желанием развивать автором. В значительной степени она направлена на стабилизацию социальной ситуации в регионе. 

Впрочем, в этом отношении  российское правительство мало чем отличалось от правительств других стран мира. Тем не менее, одним из эффектов антикризисных мер по этим направлениям была защита интересов и поддержка собственников и менеджмента компаний, находящихся в тяжелом экономическом положении. В отличие от других стран, собственники и менеджеры компаний, спасенных государством в ситуации, когда они были на грани банкротства, не были сменены и пострадали в минимальной степени.    

       Меры по поддержке банковского сектора, позволившие российской банковской системе удержаться на плаву без серьезных потрясений. В этом случае упор также был сделан на сохранение текущих институтов и текущих собственников.

             Поддержка спроса за счет расширения государственных закупок. Данная мера в основном коснулась автомобильного сектора и строительства. Ее эффект пока сложно оценить. Сложно оценить и эффект мер по поддержке малого бизнеса, – таких, как предоставление гарантий по кредитам и субсидий по процентным ставкам, льготной аренды помещений, а также еще одну попытку снижения административного давления.   В части проведения реформ, в том числе в финансовой сфере, прогресс пока минимальный.  
         В целом, политику 2009 года можно характеризовать как политику купирования проблем, возникших во время кризиса. Как и в других странах, эта политика шла вразрез с задачами модернизации экономики. Это  особенно хорошо видно на примере политики в отношении сокращения занятости и безработицы.

          Россия пошла по европейскому пути, стараясь всеми силами удерживать занятость и используя для этого как административные рычаги, так и организацию общественных работ прямо по месту основной занятости сотрудников. С точки зрения задач модернизации, было бы желательно позволить компаниям избавиться от излишней рабочей силы, повысить производительность труда и эффективность своей работы7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

          В данной работе было сказано о том, что пути снижения риска известны в разных странах, но при этом риск всегда имеет место быть, показано, что ряд государств доминирует в данной сфере и не скрывают своих навыков, опыт, другим менее успешным государствам нужно перенимать опыт или придумывать свои схемы успешного развития, хотя для того чтобы  входить в состав развитых стран.

          Природа кризиса такова, что периодические "встряски" обеспечивают человеку качественный рост через саморазвитие, а организациям и странам-- через самообновление вследствие реакции на изменение внешней среды. Именно кризис побуждает экономику страны к движению, которое приводит ее к повышению жизнеспособности, укрепляет и обновляет ее. Только преодоление кризиса позволяет экономике учиться повышать свой КПД, взвешенно использовать природные и человеческие ресурсы, а компании -- не останавливаться на достигнутом, эффективно развиваться и двигать вперед свою индустрию.

          Антикризисная политика государства - это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

-Степанов С.П. Антикризисное регулирование экономики: теория и практика// www.bestreferat.ru.

-Короткова Э.М. Антикризисное управление// www.arbitration.narod.ru.

-Эрхард Л. Антикризисная направленность реформ Л.Эрхарда// www.antikrizisno.ru.

-Журнал Коммерсант, 14 ноября 2008// www.panor.ru.

-Мау В.А. Антикризисная политика: Старые новые риски //www.studentbank.ru.

-Паньков В.С. Глобализация экономики: сущность, реалии, виды на будущее //www.panor.ru.

Информация о работе Антикризисная политика развитых стран