Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:09, доклад
Рост и развитие генетически запрограммированы. Ге-
Развитие человека осуществляется в соответствии со сле-
нетическая программа обеспечивает жизненный цикл индивиду-
ального развития, последовательность переключения и депрессии
генов, контролирующих смену периодов развития. Влияние на-
следственности определяет общий план развития, в то время как
окончательная реализация генетической программы зависит от
влияний внешней среды.
10но
отличаться от средних
по отдельным показателям, по совокупности показателей. Инди-
видуальные различия варьируют в широких пределах. Особенно
сильно эти различия проявляются в период полового созревания
(подростковый),
когда за сравнительно
времени происходят весьма существенные морфологические и
функциональные изменения в организме. Существование инди-
видуальных колебаний процессов роста и развития послужило
основанием для введения, помимо понятия паспортного возрас-
та (возраста, измеряемого по стандартному календарю), понятия
биологического возраста, который отражает реальную степень
развития организма и его систем на каждом возрастном этапе.
Биологический возраст – это достигнутый уровень морфофунк-
ционального развития индивидуума, определенный относительно
сверстников
(средних возрастно-половых
ческий возраст определяется совокупностью структурных, функ-
циональных, обменных, регуляторных особенностей и приспосо-
бительных возможностей организма. Расхождение паспортного и
биологического возраста может выражаться в опережении разви-
тия индивидуума в сравнении со средними показателями для лиц
своей возрастной группы по тем или иным показателям, что оп-
ределяется как акселерация – ускоренное развитие. В том слу-
чае, когда расхождение паспортного и биологического возраста
свидетельствует об отставании достигнутых индивидуумом пока-
зателей развития от средних показателей для его возрастной
группы, говорят о ретардации – замедлении темпов развития.
Биологический возраст 7-летних детей может колебаться в
пределах от 4 до 10 лет, то есть среди них выявляются дети, кото-
рые имеют уровень биологического развития, соответствующий 4-
5
или 9-10-летнему ребенку. В
чивается доля подростков с крайними отклоняющимися от сред-
них для этого возрастного периода вариантами развития. При этом
у детей с ускоренным биологическим развитием часто наблюдает-
ся неравномерность и дисгармоничность роста и развития.
Для многих практических целей, в том числе, определения
оптимального уровня физических нагрузок при занятиях физиче-
ской культурой, спортом важна группировка детей не по пас-
портному возрасту, а по степени их развития, биологическому
11возрасту. Только сочетание возрастного и индивидуального под-
ходов к изучению особенностей развития ребенка может обеспе-
чить разработку адекватных профилактических, гигиенических и
педагогических мер, способствующих сохранению здоровья и
устойчивому развитию организма и личности ребенка.
Биологический возраст оценивается по комплексу показа-
телей. Наиболее простым и доступным способом его определения
является учет таких его критериев, как костная (скелетная) зре-
лость, зубной возраст и показатели развития вторичных половых
признаков.
Скелетная зрелость, или костный возраст, определяется
по стадиям оссификации скелета – развития костной ткани в пер-
воначально хрящевых или соединительнотканных (мезенхималь-
ных) отделах скелета. При этом учитываются число точек око-
стенения, время и последовательность их появления, сроки на-
ступления синостозов. Оссификация каждой кости начинается с
первичного центра и проходит ряд последовательных стадий уве-
личения и формирования области окостенения. Все эти этапы
можно увидеть на рентгенограмме и по числу имеющихся цен-
тров окостенения и степени их развития судить о костном возрас-
те. Оссификация скелета тесно связана с биологическим развити-
ем всего организма, ее стадии характерны для определенных эта-
пов онтогенеза. Костный возраст – наиболее универсальный кри-
терий биологического возраста, так как может определяться на
протяжении всего онтогенеза, начиная с внутриутробного перио-
да и заканчивая периодом старческого возраста. Его можно опре-
делять по любой части или частям скелета. На практике для оп-
ределения костного возраста обычно используют кисть и запястье
из-за большого количества развивающихся здесь костей, оссифи-
цирующихся (приобретающих ядра окостенения в первоначально
хрящевой модели) в разные сроки, и в связи с удобством рентге-
нографирования этой области.
Сроки появления ядер окостенения в костях кисти у отдель-
ных индивидуумов могут различаться на 4-5 лет. По скелетному
возрасту от рождения до взрослого состояния девочки опережают
мальчиков: так, уже у новорожденных мальчиков наблюдается от-
ставание от девочек примерно на месяц, а в дальнейшем их скелет-
ный возраст составляет около 80% скелетного возраста девочек.
12Рис. 1. Последовательность и сроки окостенения кисти у детей:
а – кисть 4-месячного ребенка: точки окостенения в го-
ловчатой и крючковидной костях;
б – кисть 14-месячного ребенка: точка окостенения в
дистальном эпифизе лучевой кости;
в – кисть 3-летнего ребенка: точки окостенения в дис-
тальном эпифизе лучевой кости, в эпифизах фаланг и пяст-
ных костей, трехгранной кости;
г – кисть 4-летнего ребенка: точка окостенения в полу-
лунной кости;
д – кисть 6-летнего ребенка: точки окостенения в кости-
трапеции, трапециевидной кости, ладьевидной кости;
е – кисть 11-летней девочки: точка окостенения в горо-
ховидной кости.
13Существует
взаимосвязь между темпами
ния и оссификацией скелета: при раннем половом развитии со-
зревание скелета ускоряется, а при позднем – задерживается.
В периоде старения в качестве критерия биологического
возраста,
отражающего состояние скелета,
степени разрежения костной ткани, выраженности остеопороза
(особенно, в телах позвонков, проксимальном эпифизе плечевой
кости), определение остеофитов (разрастаний костной ткани в об-
ласти фаланг кисти и стопы, на позвонках), деформаций суставов.
Зубной возраст определяется по срокам прорезывания мо-
лочных и постоянных зубов: подсчитывается число прорезав-
шихся зубов у индивидуума и сопоставляется с установленными
стандартами. Так, молочные зубы прорезываются у детей в воз-
расте от 6-8 месяцев до 2-2,5 лет, когда их должно быть 20. По-
стоянные зубы прорезываются с 6-7 до 17-20 лет. К 13 годам их
должно быть 28 (обычно отсутствуют третьи большие коренные
зубы, сроки прорезывания которых существенно варьируют), по-
этому критерий зубного возраста используется для оценки биоло-
гического возраста только до 13-14 лет. Установлена связь между
сроками прорезывания зубов и физическим развитием, половым
созреванием, оссификацией скелета.
Показатели полового созревания оцениваются по степени
развития вторичных половых признаков: волосяному покрову
подмышечных впадин и лобковой области, развитию молочных
желез и началу менструального цикла у девочек, перелому голоса
и пубертатному набуханию сосков у мальчиков. Различают не-
сколько стадий развития каждого признака. Индивидуальная из-
менчивость в наступлении периода полового созревания очень
велика. Определение биологического возраста подростка по сте-
пени выраженности вторичных половых признаков может слу-
жить надежным критерием оценки их развития, но эти показатели
могут быть использованы только в период полового созревания.
Существует связь между степенью развития вторичных половых
признаков и размерами тела (у подростков размеры тела тем
больше, чем сильнее развиты вторичные половые признаки), сте-
пенью развития мышечной системы (показатели мышечной силы
у подростков одного возраста в среднем тем выше, чем более вы-
ражены вторичные половые признаки).
14На рост и развитие оказывают влияние внутренние и внеш-
ние факторы:
• наследственные (генетические), степень их влияния не-
одинакова на разных этапах онтогенеза;
• деятельность желез внутренней секреции: соматотроп-
ный гормон гипофиза (СТГ) стимулирует рост всех тканей орга-
низма, обладая белково-анаболическим действием; тироксин щи-
товидной железы стимулирует остеогенную активность и созре-
вание костей; андрогены, действующие преимущественно в пре-
пубертатном и пубертатном периодах, усиливают развитие мы-
шечной ткани, окостенение;
• питание: продолжительный дисбаланс пищевого рацио-
на, приводящий к недостаточности незаменимых аминокислот,
витаминов, минеральных компонентов, как и калорийная недос-
таточность, могут вызвать задержку роста детей, наступления
полового созревания;
• среда обитания, климатические условия: на севере ин-
декс роста ниже, половое созревание наступает позднее, жаркий
климат и условия высокогорья обладают тормозящим влиянием
на процессы роста, одновременно ускоряя созревание детей. Се-
зонные
колебания проявляются
ной и в начале лета, а веса – к концу лета и осенью;
• физическая нагрузка: двигательная активность – фак-
тор, стимулирующий рост и развитие организма. Особенности
энергетики и степень развития организма на каждом возрастном
этапе определяются степенью и особенностями развития скелет-
ной мускулатуры (энергетическое правило скелетных мышц).
Двигательная активность, обеспечивающая достаточные механи-
ческие нагрузки на кость – необходимый фактор для полноценно-
го формирования ее структур; оптимальные нагрузки определяют
функциональную активность остеобластов и минерализацию ос-
теоида. Однако избыточные нагрузки обладают эффектом тор-
можения роста;
• конституциональная принадлежность: ростовые про-
цессы у представителей мышечного типа телосложения заканчи-
ваются обычно раньше, чем у людей астенического и торакально-
го типов; сроки вхождения в период полового созревания отлич-
ны у представителей различных типов конституции;
15• другие факторы: биологические (паразитарная и сапро-
фитная микрофлора, возбудители болезней), химические (токси-
ческие, в том числе алкоголь), социальные (образ жизни).
Процессы роста ведут к количественным, структурным и
функциональным изменениям развивающегося организма, в то
время как процессы развития обусловливают появление качест-
венных особенностей в морфологической структуре и организа-
ции деятельности физиологических систем. Периоды активиза-
ции ростовых процессов, происходящие одновременно в различ-
ных тканях – ростовые скачки, в ходе которых резко увеличива-
ются продольные размеры тела за счет увеличения длины тела и
конечностей. После рождения человека такие скачки наблюдают-
ся на первом году жизни, когда рост ребенка возрастает в 1,5
раза, а масса – в 3 и более раз за год; в возрасте 5-6 лет (полурос-
товой скачок), когда рост ребенка достигает примерно 70% роста
взрослого, что происходит преимущественно за счет удлинения
конечностей; в 13-15 лет – пубертатный скачок за счет удлинения
туловища и конечностей. Каждый скачок роста существенно ме-
няет пропорции тела. Количественные изменения сопровождают-
ся качественными изменениями функционирования физиологи-
ческих систем. Их перестройка требуется в связи с неспособно-
стью сложившейся на предыдущем этапе онтогенеза организации
функции обеспечить устойчивый процесс в новых условиях. Пе-
риоды роста и дифференцировки, чередуясь в онтогенезе, опре-
деляют специфические особенности организма на каждом из его
этапов. Каждый этап развития посвящен достижению определен-
ной цели, без чего не может быть реализован следующий этап.
Нарушения и отклонения в динамике развития, препятствующие
достижению промежуточных этапных целей, могут явиться при-
чиной болезней развития. Важно поддерживать на каждом этапе
развития ребенка условия, соответствующие его морфофункцио-
нальным возможностям и способствующие его росту и развитию.
Важнейшая задача первого года жизни ребенка – реализация
антигравитационной реакции. На ее осуществление направлены
ростовые процессы, в ходе которых укрепляется скелет и мышцы,
формируется подкожный жировой слой, играющий роль не только
резерва
питательных веществ и
го избыточную отдачу тепла, но и механической защиты внутрен-
16них
органов и скелета при
тельных движений. На протяжении первого года жизни в три раза
возрастает масса тела и в полтора раза - его длина.
В возрасте от 1 года до 5-6 лет ребенок приобретает навыки
самостоятельного функционирования в микросоциуме, в связи с
чем значительно возрастает его двигательная активность, меня-
ются структурные и функциональные возможности скелетных
мышц. Изменения общего плана строения тела, его пропорций
выявляют
его новые биомеханические
ются движения, дающие ребенку новую степень свободы пере-
движения, возможность приобретения первичных навыков рисо-
Информация о работе Возрастные изменения изменения в организме подростков