Возрастные изменения изменения в организме подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:09, доклад

Краткое описание

Рост и развитие генетически запрограммированы. Ге-
Развитие человека осуществляется в соответствии со сле-
нетическая программа обеспечивает жизненный цикл индивиду-
ального развития, последовательность переключения и депрессии
генов, контролирующих смену периодов развития. Влияние на-
следственности определяет общий план развития, в то время как
окончательная реализация генетической программы зависит от
влияний внешней среды.

Файлы: 1 файл

Возрастные изменения в организме подростков (11-14 лет, анатомия, физиология и гигиена).docx

— 37.17 Кб (Скачать)

10но  отличаться от средних показателей  для его возрастной группы

по  отдельным показателям, по совокупности показателей. Инди-

видуальные различия варьируют в широких пределах. Особенно

сильно  эти различия проявляются в период полового созревания

(подростковый),  когда за сравнительно короткий  промежуток

времени происходят весьма существенные морфологические и

функциональные  изменения в организме.  Существование  инди-

видуальных колебаний процессов роста и развития послужило

основанием  для введения, помимо понятия паспортного  возрас-

та (возраста, измеряемого по стандартному календарю), понятия

биологического  возраста,  который отражает реальную степень

развития  организма и его систем на каждом возрастном этапе.

Биологический возраст –  это достигнутый  уровень морфофунк-

ционального развития индивидуума, определенный относительно

сверстников  (средних возрастно-половых нормативов). Биологи-

ческий возраст определяется совокупностью структурных, функ-

циональных, обменных, регуляторных особенностей и приспосо-

бительных возможностей организма. Расхождение паспортного и

биологического  возраста может выражаться в опережении разви-

тия индивидуума в сравнении со средними показателями для лиц

своей возрастной группы по тем или иным показателям, что оп-

ределяется как акселерация – ускоренное развитие. В том слу-

чае,  когда расхождение паспортного и биологического возраста

свидетельствует об отставании достигнутых индивидуумом пока-

зателей развития от средних показателей для его возрастной

группы, говорят о ретардации – замедлении темпов развития.

Биологический возраст 7-летних детей может колебаться в

пределах от 4 до 10 лет, то есть среди них выявляются дети, кото-

рые имеют уровень биологического развития, соответствующий 4-

5 или 9-10-летнему ребенку. В период  полового созревания увели-

чивается доля подростков с крайними отклоняющимися от сред-

них для этого возрастного периода  вариантами развития. При этом

у детей с ускоренным биологическим  развитием часто наблюдает-

ся неравномерность и дисгармоничность роста и развития.

Для многих практических целей, в том  числе, определения

оптимального  уровня физических нагрузок при занятиях физиче-

ской культурой,  спортом важна группировка детей не по пас-

портному  возрасту,  а по степени их развития,  биологическому

11возрасту. Только сочетание возрастного и индивидуального под-

ходов к изучению особенностей развития ребенка  может обеспе-

чить разработку адекватных профилактических, гигиенических и

педагогических  мер,  способствующих сохранению здоровья и

устойчивому развитию организма и личности ребенка.

Биологический возраст оценивается по комплексу  показа-

телей. Наиболее простым и доступным способом его определения

является  учет таких его критериев,  как  костная  (скелетная) зре-

лость, зубной возраст и показатели развития вторичных половых

признаков.

Скелетная зрелость, или костный возраст, определяется

по  стадиям оссификации скелета – развития костной ткани в пер-

воначально хрящевых или соединительнотканных (мезенхималь-

ных)  отделах скелета.  При этом учитываются число точек око-

стенения,  время и последовательность их появления,  сроки на-

ступления синостозов.  Оссификация каждой кости начинается с

первичного  центра и проходит ряд последовательных стадий уве-

личения и формирования области окостенения.  Все эти этапы

можно увидеть на рентгенограмме и по числу  имеющихся цен-

тров окостенения и степени их развития судить о костном возрас-

те. Оссификация скелета тесно связана с биологическим развити-

ем  всего организма, ее стадии характерны для определенных эта-

пов онтогенеза. Костный возраст – наиболее универсальный кри-

терий биологического возраста,  так как может определяться на

протяжении  всего онтогенеза, начиная с внутриутробного перио-

да  и заканчивая периодом старческого  возраста. Его можно опре-

делять по любой части или частям скелета. На практике для оп-

ределения костного возраста обычно используют кисть и запястье

из-за большого количества развивающихся  здесь костей, оссифи-

цирующихся (приобретающих ядра окостенения в первоначально

хрящевой  модели) в разные сроки, и в связи  с удобством рентге-

нографирования этой области.

Сроки появления ядер окостенения в  костях кисти у отдель-

ных индивидуумов могут различаться на 4-5  лет.  По скелетному

возрасту  от рождения до взрослого состояния  девочки опережают

мальчиков:  так, уже у новорожденных мальчиков  наблюдается от-

ставание от девочек примерно на месяц, а в дальнейшем их скелет-

ный возраст составляет около 80% скелетного возраста девочек.

12Рис. 1. Последовательность и сроки  окостенения кисти у детей: 

а – кисть 4-месячного ребенка: точки  окостенения в го-

ловчатой и крючковидной костях;

б –  кисть 14-месячного ребенка:  точка окостенения в

дистальном  эпифизе лучевой кости;

в – кисть 3-летнего ребенка:  точки  окостенения в дис-

тальном эпифизе лучевой кости,  в эпифизах фаланг и пяст-

ных костей, трехгранной кости;

г – кисть 4-летнего ребенка: точка окостенения в полу-

лунной  кости;

д – кисть 6-летнего ребенка: точки окостенения в кости-

трапеции, трапециевидной кости, ладьевидной  кости;

е – кисть 11-летней девочки: точка  окостенения в горо-

ховидной кости.

13Существует  взаимосвязь между темпами полового  созрева-

ния и оссификацией скелета:  при раннем половом развитии со-

зревание скелета ускоряется, а при позднем – задерживается.

В периоде старения в качестве критерия биологического

возраста,  отражающего состояние скелета,  используется оценка

степени разрежения костной ткани,  выраженности остеопороза

(особенно,  в телах позвонков,  проксимальном  эпифизе плечевой

кости), определение остеофитов (разрастаний  костной ткани в об-

ласти фаланг кисти и стопы, на позвонках), деформаций суставов.

Зубной  возраст определяется по срокам прорезывания мо-

лочных и постоянных зубов:  подсчитывается число прорезав-

шихся зубов у индивидуума и сопоставляется с установленными

стандартами. Так, молочные зубы прорезываются у  детей в воз-

расте от 6-8 месяцев до 2-2,5 лет, когда их должно быть 20. По-

стоянные зубы прорезываются с 6-7 до 17-20 лет. К 13 годам их

должно  быть 28 (обычно отсутствуют третьи большие  коренные

зубы, сроки прорезывания которых существенно варьируют), по-

этому критерий зубного возраста используется для оценки биоло-

гического возраста только до 13-14 лет. Установлена связь между

сроками прорезывания зубов и физическим развитием, половым

созреванием, оссификацией скелета.

Показатели  полового созревания оцениваются по степени

развития  вторичных половых признаков:  волосяному покрову

подмышечных впадин и лобковой области,  развитию молочных

желез и началу менструального цикла у  девочек, перелому голоса

и пубертатному набуханию сосков у  мальчиков.  Различают не-

сколько стадий развития каждого признака. Индивидуальная из-

менчивость в наступлении периода полового созревания очень

велика. Определение биологического возраста подростка по сте-

пени  выраженности вторичных половых  признаков может слу-

жить  надежным критерием оценки их развития, но эти показатели

могут быть использованы только в период полового созревания.

Существует  связь между степенью развития вторичных  половых

признаков и размерами тела  (у подростков размеры тела тем

больше, чем сильнее развиты вторичные  половые признаки), сте-

пенью развития мышечной системы (показатели мышечной силы

у подростков одного возраста в среднем  тем выше, чем более вы-

ражены вторичные половые признаки).

14На  рост и развитие оказывают  влияние внутренние и внеш-

ние факторы:

• наследственные (генетические), степень  их влияния не-

одинакова на разных этапах онтогенеза;

• деятельность желез внутренней секреции:  соматотроп-

ный гормон гипофиза (СТГ) стимулирует рост всех тканей орга-

низма, обладая белково-анаболическим действием; тироксин щи-

товидной железы стимулирует остеогенную активность и созре-

вание костей; андрогены, действующие преимущественно в пре-

пубертатном и пубертатном периодах,  усиливают развитие мы-

шечной ткани, окостенение;

• питание: продолжительный дисбаланс  пищевого рацио-

на,  приводящий к недостаточности незаменимых аминокислот,

витаминов, минеральных компонентов,  как  и калорийная недос-

таточность,  могут вызвать задержку роста детей,  наступления

полового  созревания;

• среда обитания,  климатические  условия:  на севере ин-

декс роста ниже, половое созревание наступает позднее, жаркий

климат  и условия высокогорья обладают тормозящим влиянием

на  процессы роста, одновременно ускоряя  созревание детей. Се-

зонные  колебания проявляются нарастанием  скорости роста вес-

ной и в начале лета, а веса – к  концу лета и осенью;

• физическая нагрузка:  двигательная активность –  фак-

тор,  стимулирующий рост и развитие организма.  Особенности

энергетики  и степень развития организма  на каждом возрастном

этапе определяются степенью и особенностями развития скелет-

ной мускулатуры  (энергетическое правило  скелетных мышц).

Двигательная  активность, обеспечивающая достаточные механи-

ческие нагрузки на кость – необходимый фактор для полноценно-

го  формирования ее структур; оптимальные  нагрузки определяют

функциональную  активность остеобластов и минерализацию  ос-

теоида.  Однако избыточные нагрузки обладают эффектом тор-

можения роста;

• конституциональная принадлежность:  ростовые про-

цессы у представителей мышечного типа телосложения заканчи-

ваются обычно раньше, чем у людей астенического и торакально-

го  типов; сроки вхождения в период полового созревания отлич-

ны у представителей различных типов конституции;

15•  другие факторы: биологические  (паразитарная и сапро-

фитная микрофлора,  возбудители болезней),  химические  (токси-

ческие, в том числе алкоголь), социальные (образ жизни).

Процессы  роста ведут к количественным,  структурным и

функциональным  изменениям развивающегося организма,  в то

время как процессы развития обусловливают  появление качест-

венных  особенностей в морфологической  структуре и организа-

ции деятельности физиологических систем.  Периоды активиза-

ции ростовых процессов, происходящие одновременно в различ-

ных тканях – ростовые скачки, в ходе которых резко увеличива-

ются продольные размеры тела за счет увеличения длины тела и

конечностей. После рождения человека такие скачки наблюдают-

ся на первом году жизни,  когда рост ребенка возрастает в 1,5

раза, а масса – в 3 и более раз  за год; в возрасте 5-6 лет (полурос-

товой скачок), когда рост ребенка достигает примерно 70% роста

взрослого,  что происходит преимущественно  за счет удлинения

конечностей; в 13-15 лет – пубертатный скачок за счет удлинения

туловища  и конечностей. Каждый скачок роста  существенно ме-

няет пропорции тела. Количественные изменения сопровождают-

ся качественными изменениями функционирования физиологи-

ческих систем. Их перестройка требуется в связи с неспособно-

стью сложившейся на предыдущем этапе онтогенеза организации

функции обеспечить устойчивый процесс в  новых условиях. Пе-

риоды роста и дифференцировки,  чередуясь в онтогенезе,  опре-

деляют специфические особенности организма на каждом из его

этапов. Каждый этап развития посвящен достижению определен-

ной цели,  без чего не может быть реализован следующий этап.

Нарушения и отклонения в динамике развития, препятствующие

достижению  промежуточных этапных целей, могут  явиться при-

чиной болезней развития. Важно поддерживать на каждом этапе

развития  ребенка условия, соответствующие  его морфофункцио-

нальным возможностям и способствующие его росту и развитию.

Важнейшая задача первого года жизни ребенка  – реализация

антигравитационной реакции.  На ее осуществление направлены

ростовые  процессы, в ходе которых укрепляется  скелет и мышцы,

формируется подкожный жировой слой, играющий роль не только

резерва питательных веществ и теплоизолятора, предотвращающе-

го  избыточную отдачу тепла, но и механической защиты внутрен-

16них  органов и скелета при падениях  во время освоения самостоя-

тельных движений. На протяжении первого года жизни в три раза

возрастает  масса тела и в полтора раза - его длина.

В возрасте от 1 года до 5-6 лет ребенок  приобретает навыки

самостоятельного  функционирования в микросоциуме,  в связи с

чем значительно возрастает его двигательная активность,  меня-

ются структурные и функциональные возможности скелетных

мышц.  Изменения общего плана строения тела,  его пропорций

выявляют  его новые биомеханические свойства.  Совершенству-

ются движения,  дающие ребенку новую степень свободы пере-

движения, возможность приобретения первичных  навыков рисо-

Информация о работе Возрастные изменения изменения в организме подростков