Возрастные изменения изменения в организме подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:09, доклад

Краткое описание

Рост и развитие генетически запрограммированы. Ге-
Развитие человека осуществляется в соответствии со сле-
нетическая программа обеспечивает жизненный цикл индивиду-
ального развития, последовательность переключения и депрессии
генов, контролирующих смену периодов развития. Влияние на-
следственности определяет общий план развития, в то время как
окончательная реализация генетической программы зависит от
влияний внешней среды.

Файлы: 1 файл

Возрастные изменения в организме подростков (11-14 лет, анатомия, физиология и гигиена).docx

— 37.17 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Введение:

1. Рост и развитие генетически  запрограммированы. Ге-

Развитие  человека осуществляется в соответствии со сле-

нетическая программа обеспечивает жизненный цикл индивиду-

ального развития, последовательность переключения и депрессии

генов,  контролирующих смену периодов развития.  Влияние на-

следственности определяет общий план развития,  в то время как

окончательная реализация генетической программы  зависит от

влияний внешней среды. В процессе роста  генетически обуслов-

ленная  регуляция обмена веществ и энергии  дополняется нейроэн-

докринной регуляцией,  связывающей генетическую программу с

условиями окружающей среды. Влияние генетических и средовых

факторов  на развитие человека неодинаково в  различные возрас-

тные периоды.  Наиболее выражено влияние факторов внешней

среды на развитие в первые годы жизни  и в подростковом возрас-

те. Эффект влияния внешней среды  на организм человека зависит

от  природы признака, свойства организма  и от силы воздействую-

щих факторов (характера питания, климата, времени года, солнеч-

ной радиации, уровня интенсивности физических нагрузок, испы-

тываемых организмом и др.). Наследственные факторы определя-

ют  морфологические показатели в большей  степени, чем физиоло-

гические. Среди морфологических признаков наиболее значитель-

ны влияния наследственности на продольные размеры тела, мень-

шие – на объемные размеры, еще меньшие – на состав тела. Среди

физических  качеств генетическому контролю в наибольшей степе-

ни  подвержены быстрота,  гибкость;  меньшая генетическая обу-

словленность характерна для силы и выносливости.

2. Рост и развитие идут последовательно,  проходя опре-

деленные  этапы,  необратимо, однонаправленно,  без возможно-

5сти  вернуться в предшествующий период.  Границы между от-

дельными  периодами условны. 

3. Индивидуальное развитие идет  неравномерно, с чередо-

ванием периодов ускоренного роста или интенсивного разви-

тия. Периоды быстрого увеличения отдельных размеров тела сме-

няются периодами относительного замедления этих процессов, пе-

риоды ускоренного развития чередуются с периодами медленного

совершенствования функций.  Темпы роста и развития тем выше,

чем моложе организм.  Наиболее высоки они  во внутриутробном

периоде. В постнатальном онтогенезе падение скорости роста носит

волнообразный характер:  наибольшая в первые годы жизни,  она

затем ослабевает и вновь усиливается  в период полового созрева-

ния. Так, длина тела новорожденных удваивается от момента рож-

дения к 4 годам, утраивается к 12 годам. У детей старше одного года

имеется два максимума скорости роста: первый отмечается с 4  до

5,5  лет у мальчиков и в 6  лет у девочек;  второй пик  у мальчиков

приходится  на 13-14 лет, а у девочек – на 10-12 лет. Далее следует

период  замедленного роста.  Прекращение  роста у большинства

юношей  происходит к 18-20 годам, а у девушек  – к 17-18 годам. 

Неравномерность темпов роста и развития характерна и для

развития  органов одной системы, так:

• кости растут в длину и толщину  поочередно; 

• для двух длинных костей одной  конечности периоды

активного роста и замедления его темпов чередуются, что опре-

деляет постоянное изменение пропорций тела и конечностей ре-

бенка до окончания роста;

• до периода полового созревания рост увеличивается в

основном за счет удлинения нижних конечностей, а после поло-

вого созревания – за счет удлинения туловища.

4.  Развитие организма происходит гетерохронно  (неод-

новременно). Различные органы формируются в разное время,

одни  функциональные системы развиваются  раньше других. Не-

одновременное созревание частей и структур органов  биологиче-

ски целесообразно, так как в процессе онтогенеза, в первую оче-

редь, созревают те функциональные системы, которые необходи-

мы  для решения задач очередного периода развития. Существует

определенная  очередность роста и развития структурных образо-

ваний, органов и их функций.

65. Половой диморфизм –  обусловленность  роста и раз-

вития полом. Существуют различия в темпах,  сроках и показа-

телях роста и развития мальчиков и девочек. Мальчики до начала

полового  созревания имеют более высокие  антропометрические

показатели.  В начале периода полового созревания девочки по

длине,  массе тела и окружности грудной  клетки превосходят

мальчиков. В 14-15 лет интенсивность роста  мальчиков возраста-

ет, они по антропометрическим показателям опережают девочек.

При этом наблюдаются различия темпов развития мышечной,

дыхательной, сердечно-сосудистой систем.

6.  Для индивидуального развития  характерна гетеро-

сенситивность, то есть различная чувствительность (воспри-

имчивость)  развивающихся систем к внешним воздействиям в

различные периоды.  В период интенсивного роста и развития

функциональных  систем наблюдается их повышенная чувстви-

тельность к действию специфических факторов. Способность ор-

ганизма к конкретным видам деятельности,  его устойчивость к

разнообразным факторам внешней среды определяются уровнем

созревания  соответствующей функциональной системы.  Эта за-

кономерность – основа дифференцированного нормирования сре-

довых факторов,  в том числе физических нагрузок,  в различные

возрастные  периоды.

Периоды интенсивного роста –  критические  периоды

развития.  Для них характерна повышенная активность генов и

их  комплексов,  контролирующих развитие определенных при-

знаков  организма. В такие периоды существенные качественные

преобразования  происходят в разных системах организма. Пере-

стройка регуляторных процессов в такие  периоды, качественный

и количественный скачок в развитии отдельных  органов и систем

создают в организме условия для адаптации  к новому уровню

существования и взаимодействия с внешней средой. Это - перио-

ды неустойчивого равновесия развивающихся систем, значитель-

ного напряжения механизмов саморегуляции.  Действовавшие в

предшествующем  периоде механизмы регуляции исчерпали свои

возможности в поддержании целостности организм, а механизмы,

соответствующие новому уровню,  еще не достигли зрелости,

обеспечивающей  надежные приспособительные реакции  орга-

низма к факторам внешней среды.

7Периоды  снижения генетического контроля  и повышения

чувствительности  отдельных признаков организма  к средовым

влияниям  (в том числе,  тренерским,  педагогическим)  –  сенси-

тивные периоды развития. В ходе критических периодов созда-

ется морфофункциональная основа существования организма в

новых условиях жизнедеятельности, в сенситивные периоды эти

возможности реализуются с наибольшей полнотой,  обеспечивая

оптимальный уровень адаптации организма  к внешним условиям.

Время сенситивных периодов может быть использовано для эф-

фективных целенаправленных воздействий,  способствующих

развитию  организма. В то же время влияние  негативных факто-

ров внешней среды  (нерациональных,  сверхмерных нагрузок)

может привести к нарушению развития организма.

Сенситивные периоды различных двигательных качеств не

совпадают по времени: для быстроты он приходится на возраст 11-

14 лет, достигая максимума к 15 годам и сохраняясь на этом  уровне

до 30-35 лет; для качества мышечной силы характерен ежегодный

прирост небольшими темпами в дошкольном и младшем школьном

возрасте  с замедлением в 11-13  лет и  наступлением сенситивного

периода в 14-17 лет, а к 18-20 годам юноши, 17-19 годам девушки

достигают его максимального проявления,  сохраняющегося до 40-

45 лет; для выносливости – 15-20 лет, после чего наблюдается  мак-

симальное его проявление, общая выносливость к длительной рабо-

те  умеренной мощности снижается после 55 лет. 

Учет  сенситивных периодов развития функций  организма – 

непременное условие создания благоприятных адекватных усло-

вий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка. Вы-

сокая чувствительность определенных функций должна быть,  с

одной стороны,  использована для эффективного целенаправлен-

ного воздействия, способствующего прогрессивному развитию, с

другой  стороны, несоответствие внешнесредовых воздействий, в

частности,  уровня физических нагрузок может стать  причиной

нарушений развития организма.

Критические периоды развития обусловлены как  интенсив-

ным морфофункциональным созреванием, так и усложняющимся

взаимодействием внутренних и социально-психологических фак-

торов развития. Один из таких периодов приходится на возраст

начала  систематического обучения,  когда  качественные пере-

8стройки  морфофункционального созревания  основных физиоло-

гических систем совпадают с периодом смены социальных усло-

вий,  другой – пубертатный период,  начало полового созревания,

когда из-за значительного повышения активности центрального

звена эндокринной системы снижается  эффективность центральных

регуляторных  механизмов. На этом фоне повышаются социальные

требования  к подросткам.  Это приводит к  несоответствию функ-

циональных возможностей организма социально-психологическим

факторам,  снижает адаптационные возможности  организма к воз-

действию  внешних факторов.

Этапы индивидуального развития человека. В онтогене-

зе человека выделяют пренатальный период  (до рождения)  и

постнатальный (после рождения). Эволюционный этап постна-

тального периода характеризуется преобладанием на его протя-

жении процессов образования структур над их разрушением, со-

провождающихся увеличением размеров тела до дефинитивных,

свойственных  взрослому организму величин. В  ходе следующего

– стабильного этапа индивидуального  развития – процессы об-

разования и разрушения клеток уравновешиваются. Прекращение

роста и наступление зрелости не означает прекращения деления

клеток, сохраняющих эту способность  после рождения. Инволю-

ционный период,  сменяющий стабильный,  отличается преобла-

данием разрушающихся структур над образующимися, уменьше-

нием в органах доли специализированной ткани,  обеспечиваю-

щей функции органа  (паренхимы),  возрастанием доли соедини-

тельнотканных, стромальных структур, замещающих утраченную

паренхиму,  снижением функциональной активности органов,

адаптационных возможностей организма.

Схема возрастной периодизации развития человека,

учитывающая анатомические,  физиологические,  социальные

факторы, выделяет двенадцать возрастных периодов (принята на

VII  Международной конференции по проблемам возрастной

морфологии, физиологии и биохимии в 1965 году).

1. Внутриутробный период: 

• эмбриональный – 0-8 недель,

• плодный (фетальный) – с 9-й недели до 9 месяцев.

2. Новорожденный – с 1-го по 10-й  день после рождения.

3. Грудной возраст – с 10-го  дня до 1 года.

94. Раннее детство – от 1 года  до 3 лет. 

5. Первое детство – от 4 до 7 лет. 

6. Второе детство – у мальчиков  – от 8 до 12 лет, у девочек

– от 8 до 11 лет.

7. Подростковый период – у мальчиков  – с 13 до 16 лет, у де-

вочек – с 12 до 15 лет.

8. Юношеский период – у юношей  – с 17 до 21 года, у де-

вушек – с 16 до 20 лет. 

9. Зрелый возраст: первый период  – у мужчин между 22 и 35

годами, у женщин – между 21 и 35 годами; второй период – у муж-

чин – между 36 и 60 годами, у женщин –  между 36 и 55 годами.

10. Пожилой возраст – у мужчин  – от 61 до 74 лет, у жен-

щин – от 56 до 74 лет.

11. Старческий возраст – от 75 до 90 лет. 

12. Долгожители – лица старше 90 лет. 

Для каждого периода характерны свои морфологические,

функциональные, биохимические, психологические особенности,

данные о которых обобщены по результатам многолетних иссле-

дований и постоянно обновляются.  Каждый период онтогенеза

имеет свою специфику и закономерности,  отражающие возрас-

тные особенности организации и управления произвольными

движениями, которые связаны с морфофункциональным созрева-

нием всех структур двигательной системы.

Морфологические характеристики получены в ходе антро-

пометрических исследований людей разного возраста с вычисле-

нием средних показателей для каждой возрастной группы (гене-

рализующее исследование),  а также при многолетних наблюде-

ниях за одними и теми же группами людей с оценкой показателей

размеров  их тела через определенные промежутки времени  (ин-

дивидуализирующее исследование).  Оценка возрастных измене-

ний внутренних органов и динамики их функционирования, раз-

вития скелета,  соединений костей, мышц произведена с исполь-

зованием многообразных диагностических методов (лучевой ди-

агностики,  микроскопической,  функциональных исследований,

гониометрического, динамометрического методов и др.).

Особенности строения и функций, характерные  для каждо-

го  возрастного периода, определяются по оценке средних показа-

телей. Особенности конкретного индивидуума могут существен-

Информация о работе Возрастные изменения изменения в организме подростков