Маркетинг в малом бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинг сегодня обеспечит минимальные потери и максимальные прибыли на пути к успеху компании.
Целью курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности, изучение его в малом бизнесе, и рассмотрение его на примере ООО СМНУ "КАЛУЖСКОЕ", и разработка предложений по совершенствованию организации маркетинговой деятельности на указанном предприятии.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Современный малый бизнес 5
1.1 Состояние и главные проблемы малого бизнеса 5
1.2 Государственное регулирование малого бизнеса. 7
Глава 2.организация маркетинга в малом бизнесе 10
2.1 Особенности маркетинга. 10
2.2 Плюсы и минусы. 13
Глава 3. Разработка комплекс маркетинга на примере ООО "СМНУ "КАЛУЖСКОЕ" 16
3.1 Характеристика предприятия. 16
3.2 Каналы распространения. 19
3.3 особенность маркетинга в малом бизнесе. 21
Список литературы 27
Приложение 1. 28
Приложение 2. 30

Файлы: 1 файл

Курсовая Артура2.docx

— 60.12 Кб (Скачать)
  1. Нехватка ресурсов

Конечно, данная особенность  характерна не только для малых и  средних компаний. Большие компании также сталкиваются с этой проблемой. Но у крупных игроков рынка  этот вопрос рассматривается в другой плоскости. Ведь согласитесь, маркетинговый  бюджет в несколько миллионов  это нечто иное, чем маркетинговый  бюджет в несколько тысяч. Это  очень существенная разница. Это  ставит перед маркетингом малых  и средних компаний очень и  очень серьезную задачу – подход к выбору маркетинговых инструментов должен быть ответственным и продуманным  до мелочей. Здесь нужно минимизировать вероятность совершения ошибки, иначе  последствия могут довольно сильно повлиять на финансовое здоровье компании.

 

  1. Влияние владельцев

Иногда этот фактор влияет на результативность маркетинга компании даже больше, чем нехватка ресурсов. Обычно, руководят малыми и средними предприятиями сами основатели, их родственники или друзья. Соответсвенно за все происходящее в компании они чувствуют личную ответственность. Не то чтобы предприниматели не делегировали полномочия сотрудникам. Нет, с этим все более ли менее в порядке. Но в отличии от больших компаний в малых и средних руководители нередко считают обязательным принимать участвие в решении повседневных, оперативных вопросов. Здесь нет ничего плохого, если, скажем, владелец автосервиса, сам хороший автомеханик, помогает своему подчиненному найти поломку (хотя часто решать оперативные вопросы предпринимателям не рекомендуется). Но если владелец автосервиса говорит, к примеру, что рекламное сообщение ему не нравится и не объясняет причины такого умозаключения (просто нужно переделать), то именно это может ухудшить результат работы маркетингового специалиста. Можно предположить, что одна из причин, по которой предприниматели участвуют в оперативных процессах – уровень подготовки специалистов. Так, если руководителю кажется, что есть основания не доверять специалисту (скажем, вчерашнему студенту), то влияние на оперативные решения со стороны высшего начальства сохранятся. В основном, эта проблема связана с первой (нехватка ресурсов). Предпринимателям довольно сложно заинтересовать высококлассных специалистов. Выход из данной ситуации может быть следующим: можно сотрудничать с одним из маркетинговых агенств. Как правило специалисты работающие там обладают и опытом и необходимыми знаниями, что должно помочь устранить эффект недоверия.  

 

  1. Отношение к маркетинговым возможностям

          Довольно часто можно встретить ситуацию, когда малые и средние предприятия далеко не в полной мере используют маркетинг. У большинства небольших компаний маркетинговая деятельность осуществляется на тактическом и оперативном уровне. На простом языке это означает, что предприниматели в основном живут сегодняшним днем – увеличить продажи и подумать, что делать дальше. Но даже на этом уровне наблюдается определенная неразбериха и хаотичное применение различных маркетинговых инструментов. Меньше всего малые и средние используют маркетинг для повышения конкурентоспособности. Для того, чтобы это осуществить, нужно жить не только сегодняшним, но и завтрашним днем (конечно, нужно, чтобы соблюдались и другие условия). Я хочу сказать, что хаотичное использование тактического и оперативного маркетинга позволяет фирме решать бизнес задачи, которые актуальны только сегодня, но не позволяет компании развиваться и наращивать свой потенциал. Из этого следует, что компании, которые не заботятся об увеличении своей конкурентоспособности, становятся очень уязвимыми для конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе иследования мы определили, что малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью и влияет на все сферы нашей жизни: экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Обеспечивает стабильность рыночных отношений, втягивает большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Сущность малых предприятий  характеризуется следующим: они  хорошо адаптируются к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым  предприятиям легче проконтролировать  производственный процесс и быстро переналадить его в связи с  изменениями спроса на рынке. Им присущи  высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению  новой техники и технологий, более  эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса  создает благоприятные условия  для оздоровления экономики, развивается  конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский  сектор. Развитие малого бизнеса ведет  к насыщению рынка товарами и  услугами, лучшему использованию  местных сырьевых ресурсов и он является надежным источником бюджетных поступлений. Отсюда следует, что развите малого бизнеса необходимо для государства.

Развитие малого предпринимательства  в России осуществлялось в основном за счет разукрупнения государственных  предприятий и организаций и  возникновения новых малых предприятий с участием физических и юридических лиц. Этот процесс проходил очень кропотливо, подержки со стороны государства как таковой и не было, предприниматели шли на свой страх и риск, ради своего благополучия и насыщения рынка необходимыми товароми и услугами.

Проанализировав современное  состояние малого бизнеса выеснелось, что происходит абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал. Это обусловлено финансовым кризисным явлением, оно существенно повлияло на доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения. Чтобы избежать подобных проблем необходимо осуществлять государственное регулирование. Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Однако этот процесс далеко не завершен, а меры, которые применяются, или которые планируется применять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый бизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно. В частности, необходимо принять меры: по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого предпринимательства в России, сделать более доступную законодательную базу, упростить процесс регистрации, увеличить объем финансовой поддержки, упростить налоговую систему, облегчить доступ малым предприятиям к кредитам.

Перспективы в малом бизнесе  всегда за теми, кто заранее готовится  ко всем ситуациям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс  инновационные технологии и комплексно изучает рынок своей деятельности, и больше нацелен на конечного  потребителя.

Можно сделать выводы в  целом, маркетинг в малой фирме является слабым звеном, именно поэтому оказывается зоной внешней консультационной поддержки. Это подчеркивается отсутствием во многих малых и средних фирмах чисто выделенной маркетинговой функции: формального маркетингового планирования, управления маркетингом и продажами, сложных методов анализа сбыта, обучения сбыту и маркетингу. Однако для малой фирмы это не всегда обязательно, так как очень часто личные знания владельца-управляющего о позиции его фирмы на рынке компенсируют отсутствие маркетинговых исследований, а неформальное знакомство с клиентами облегчает выявление изменений в их запросах. Кроме обычного исследования рынка малое предприятие может использовать широкий спектр методов сбора информации, из которых неоценимое значение приобретают личные встречи владельца с потребителями. Наконец, весьма возможно, что в голове владельца малого предприятия существует отчетливый маркетинговый план, которому и не обязательно быть воплощенным на бумаге.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Астафьев Л.В. Стратегическое планирование в условиях конкуренции. - М.: 2001
  2. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. - М.: Экспертное бюро, 2003.
  3. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002
  4. Бабич Т.Н., Кузьбожев Э.Н. Планирование на предприятии. М.: КНОРУС, 2007
  5. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации. - М.: Изд-во Михайлова В.А. 2000
  6. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2002
  7. Гавриленко Н.И. Роль стратегического маркетинга в управлении предприятиями в условиях рыночных отношений//Финансы и кредит. - 2007
  8. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности Изд. Символ Плюс, -М: 2006
  9. Ефимова О.В., Мельник М.В., Анализ финансовой отчетности. Изд. Омега М: - 2006,
  10. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Бизнес-книга, 1995.
  11. Якоби В.С. Анализ сбытовой деятельности предприятий. - М: «Финансы и статистика», 2008 г.
  12. Ярославец М.М., Ярославец С.М. анализ финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях. - М.: ИНФРА – М: 2008

Приложение 1.

Таблица 1.1

Проблемы субъектов малого предпринимательства

Категория субъектов малого предпринимательства (МП)

Проблемные точки

Субъекты МП, которые активно  используют заемные средства для  производства, оказания услуг

отсутствие доступа к  банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшения  условий кредитования, проблемы с  оборотными средствами, переход к  теневому кредитованию в форме нелегальных  кредитных услуг ростовщиков  и организованных преступных группировок

Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных  предприятий

снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов

Субъекты МП, оказывающие  производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и  прочие услуги

снижение спроса на услуги, риск неплатежей

Субъекты МП, действующие  в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ)

снижение спроса на продукцию  и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли  быть закуплены по высоким ценам начала-середины года

Субъекты МП, действующие  в оптовой и розничной торговле

повышение стоимости импортной  продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе  снижение спроса на продукцию

Субъекты МП, действующие  в сфере общественного питания  и ресторанном бизнесе

снижение спроса на продукцию  и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий

Субъекты МП, оказывающие  услуги в сфере транспорта

снижение спроса на продукцию  и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий

Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу

2008 г. повышение конкуренции  за государственный и муниципальный  заказ

Субъекты МП, реализующие  инвестиционные проекты направленные на модернизацию, расширение производства

отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития

Все субъекты МП

административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников


 

Приложение 2.

Таблица 2.1

Основные доводы, которые приводят сторонники выполнения исследований только силами собственных  сотрудников

Внутренний отдел  маркетинга предприятия

Маркетинговая компания

— компетентность сотрудников  в данной области (кто может лучше  знать специфику предприятия  и его клиентов)

— некомпетентность универсальных маркетологов

— доступность конфиденциальной внутрифирменной информации (самая  ценная информация никогда не выносится  за пределы компании)

— недоступность конфиденциальной внутрифирменной информации

— соблюдение конфиденциальности сотрудниками (сотрудник зависит  от предприятия, он уже проверен и  заслуживает доверия)

— возможность перепродажи  результатов исследования конкурентам

— объективность своих  сотрудников (сотрудник заинтересован  в процветании предприятия)

— возможность подтасовки результатов

— низкая итоговая стоимость  исследования (после выполнения исследования сотрудников можно перебросить  на другой фронт работ)

— высокая стоимость исследования


Основные доводы, которые приводят сторонники выполнения исследований только в специализированных маркетинговых компаниях

Маркетинговая компания

Внутренний отдел  маркетинга предприятия

— высокий профессионализм  маркетологов в проведении исследований и в анализе (для удачного исследования надо не столько знать технологический  процесс, сколько владеть источниками  информации и методиками ее обработки  и анализа)

— недостаточный профессионализм  сотрудников, часто загруженных  другими делами

— соблюдение конфиденциальности компанией (даже подозрение в двойной  игре вычеркнет компанию с рынка  навсегда)

— возможность перепродажи  результатов исследования конкурентам (можно уйти в другую компанию с  повышением)

— объективность маркетологов (они не знают ожиданий клиента)

— высокая вероятность  подтасовки результатов (влияет “корпоративное мнение” — общие ожидания, настрой, убеждения)

— низкая итоговая стоимость  исследования (работа выполняется быстро, нет необходимости платить зарплату весь год)

— высокая стоимость исследования (зарплату отделу надо платить весь год, а еще аренда, налоги и т.д.


Информация о работе Маркетинг в малом бизнесе