Конкурентоспособность товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар – точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 44.74 Кб (Скачать)

  Таким образом, принцип рациональности поведения  рыночных субъектов позволяет применять  в процессе моделирования конкурентоспособности  продукции законы общей теории ценности, теории полезности и другие законы психологии и социологии.

  Предложенные  принципы являются результатом синтеза  ранее известных законов и  концепций и выдвигаются в  качестве основных для решения конкретной задачи – оценки конкурентоспособности  продукции и определения стратегии  и тактики возможных действий в области управления ею с целью  наиболее полного удовлетворения интересов  потребителей и производителей одновременно.

  Проблема  качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

  Фактор конкуренции  носит принудительный характер, заставляя  производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

  В условиях развитого конкурентного рынка  маркетинг становится эффективным  средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет  либо снижает его возможность.

  Конечная  цель всякой фирмы – победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет  – зависит от конкурентоспособности  товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению  с аналогами – продукцией и  услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики  и почему она при всех стараниях  любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

  Обычно под  конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия  от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность  в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении  содержания этой характеристики. Все  заблуждения начинаются именно здесь.

  Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности  сопоставляет между собой некоторые  интегральные характеристики такой  оценки для разных конкурирующих  товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и  тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности  подменяется сравнительной оценкой  качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть  связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они  связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями  приобретения и будущего использования  товара. 

  2. Этапы расчета конкурентоспособности товара

  По своей  сущности товар (работа, услуги) является единственным средством получения  прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции и максимизацию прибыли, снижение издержек производства, важное значение приобретает комплексная  оценка конкурентоспособности товара. [11]

  В целом  оценка конкурентоспособности товара включает в себя изучение рынка, конкурентов, потребностей покупателей и параметров оценки товара (см. прил. №2). В мировой  практике количественная оценка конкурентоспособного товара складывается из трех этапов:

  – анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности товара;

  – определения набора сравниваемых параметров двух товаров;

  – расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара.   

  2.1 Анализ рынка

  Для определения  конкурентоспособности товаров  необходимо начать с анализа рынка: какие страны, фирмы, производители  представляют свою продукцию.

  – Определение перечня групп сравниваемых параметров их численные значений.

  – Выбор изделий аналогов в качестве базы сравнения.

  – Выбор аналога. Он может быть конкретным, т.е. реальным товаром конкурентом или абстрактным с заданными оптимальными параметрами, которые формирует потребитель и с максимальными параметрами, полученными на основе изучения рынка.

  – Собирается информация о показателях по товару и его конкурентах.

  Таким образом, на этом этапе собирается информация о конкурентах их товарах, при  расчетах используется группы показателей.

  1 группа. Технические  параметры это качественные характеристики  товара к ним относится функциональное  назначение, упаковка, обслуживание, гарантии, сопроводительные документы, инструкция  по эксплуатации, показатели качества. Нормативные характеристики показывают  соответствие стандартам, нормам  и правилам которые регламентируют  границы, за которые данные  параметры не могут выходить.

  2 группа. Экономические  параметры. К ним относят: продажная  цена, совокупные затраты на транспортировку,  установку, обслуживание, эксплуатацию, ремонт, налоги, страховка, утилизация.

  3 группа. Организационные  не ценовые маркетинговые условия.  Условия и сроки поставки, платежей, организация ТО, имидж фирмы, система  скидок, комплектность поставки, масштабы  рекламной компании.

  Требованием к изделию – аналогу необходимо выставить соответствие его класса классу исходного, аналогичного товара.   

  2.2 Определение набора сравниваемых  параметров

  При определении  набора параметров выбираются параметры, характеризующие потребительские  свойства товара, и параметры, выражающие его экономические свойства.[12] Потребительские свойства товара, из которых складывается его полезный эффект, определяются набором «жестких» и «мягких» потребительских параметров.

  «Жесткие  параметры» описывают важнейшие  функции товара и связанные с  ним характеристики, заданные конструкторскими принципами изделия. Они имеют определенную величину, выраженную в тех или  иных единицах (например, мощность, размер, температура и т.д.). Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические, а также параметры  соответствия национальным и международным  стандартам, нормативам, законодательным  актам и т.д.

  «Мягкие»  параметры характеризуют эстетические свойства товара, т.е. являются выражением дизайна, упаковки, цвета и придают  товарам особую привлекательность. «Мягкие» параметры, как правило, не имеют естественной физической меры и трудно поддаются количественной оценке.

  Определение набора потребительских параметров составляет основу анализа конкурентоспособности  товара. При анализе всех параметров на первый план выдвигают те, которые  имеют наибольшую значимость для  потребителей. Определение значения каждого параметра осуществляется группой экспертов, располагающих  достаточным объемом надежной рыночной информации. Этот подход не исключает  тщательного исследования и второстепенных параметров, которые в конкурентном состязании могут играть решающую роль. Цель такого подхода к исследованию – максимальное удовлетворение потребителей.

  Возможна  оценка на базе органолептических методов, построенных на субъективном восприятии человеком того или иного свойства объекта и выражения результата восприятия в цифровой (балльной) форме. Полезной может оказаться также  оценка изделия не столько по его  непосредственному восприятию, сколько  на основе опыта маркетинговой деятельности на рынке, на основе интуитивного определения  роли того или иного свойства в  удовлетворении потребностей покупателей. Этот метод основан на соизмерении  различных свойств изделия. С  учетом совокупности всех мнений строится количественная оценка «мягкого» параметра. 

  2.3 Расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  товара

  Этот расчет основан на сравнении параметров данного товара с параметрами  существующего или разрабатываемого товара, наиболее полно отражающего  потребности покупателей. [13]

  Образец для  сравнительного анализа выбирается на основе информация, полученной в  результате рыночных исследований о  характере требований покупателей, как прямой – в результате целенаправленного  сбора сведений, так и косвенной  – с учетом данных о размерах сбыта и долей на рынке наиболее конкурентоспособных товаров. Для  оценки соотношения параметров рассматриваемого изделия и параметров образца  находят процентное отношение степени  соответствия данного изделия параметрам эталона. Степень соответствия определяется в форме процентного отношения  фактической величины параметра  к той величине, при которой  потребность удовлетворяется на 100%. Например, ресурс выпускаемого заводом-изготовителем  авиадвигателя насчитывает 80 тыс. летных часов, тогда как аналогичные  двигатели, имеющие активный спрос  на рынке, обладают ресурсом в 100 тыс. летных часов. Отсюда следует, что потребность  по данному параметру в нашем  примере удовлетворена только на 80%, что при прочих равных условиях делает выпускаемый двигатель не конкурентоспособным на рынке. Или  другой пример. Фен для сушки и  укладки волос с автоматическим переключением непрерывно работает 30 мин, а потребителю нужно, чтобы он работал до отключения 60 мин. В этом примере потребность по данному параметру удовлетворена лишь на 50%. Аналогичный расчет проводится по всем количественно оцененным параметрам с тем, чтобы получить для каждого из них параметрический индекс. Обобщая полученные результаты, строят общую количественную оценку «мягкого» параметра, которую соотносят с подобной оценкой соответствующего параметра товара фирмы-конкурента.

  Привлекательность же реализуемого товара для продавца заключается в чистой выручке, равной контрактной цене за минусом расходов на продажу, доставку, налогов, пошлин, акцизов. Конкурентоспособность товара повышают постоянно, добиваясь максимального  соответствия его потребительских  и стоимостных характеристик  существующим и особенно прогнозируемым запросам покупателей. На основе выявления  рыночных изменений производится отбор  тех групп товаров, которые в  большей мере соответствуют запросам потребителей. Далее изучаются прогнозы появления новых товаров конкурентов  – новинок, вероятность успешной продажи которых очевидна и которые  вызовут жестокое соперничество  между конкурентами. После этого  формируются технические требования к параметрам товаров. В заключение составляются оценочные таблицы  соответствия параметров нескольких интересных новинок и тех технологий, без  которых невозможен выпуск нового товара.

  В конечном итоге выбор варианта определяют ограничения, существующие для данной промышленной фирмы в области  технологии, материального обеспечения  и коммуникаций. Правильно выбранный  вариант повышения конкурентоспособности  товара позволит в максимальной степени  избежать бессмысленных потерь, а  полученные итоги по анализу этого  широкого спектра параметров позволят сформулировать программу целенаправленного  изменения в производственной, финансово-экономической  и сбытовой работе промышленной фирмы  для усиления ее позиций в конкурентной борьбе на рынке.  
 

  3. Пути  повышения конкурентоспособности  товара

  В течение  многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации  производителей регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а – с точностью наоборот –  производство и административно-командный  механизм распределения регулировали потребление, формировали потребности  и вкусы покупателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара у производителей практически не вставала. С развитием рыночного  механизма эта проблема в нашей  стране, естественно, резко обострилась.[14]

  Выше отмечалось, что в конкурентной политике относительно товара принимается во внимание способность  товара удовлетворять совокупные потребности  покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской  ценности товара является важнейшим  условием выживания на рынке. Так, прекрасный дизайн легкового автомобиля при  плохом техническом обслуживании не спасет новую марку автомобиля от провала на рынке.

  Распространение конкуренции подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных  товаров и новых рынков их сбыта. Ключевым моментом в завоевании позиций  на рынке является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых  видов продукции. Однако создание нового товара – процесс чрезвычайно  сложный, так как речь идет, в конечном счете, о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка.

  В основе концепции  создания нового товара сегодня лежит  не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических  и технико-экономических параметров, сколько стремление создать «товар рыночной новизны» с высоким уровнем  конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров. При  выработке рыночной стратегии очень  важно научиться своевременно изымать  экономически неэффективный товар  из производственной программы промышленной фирмы.

Информация о работе Конкурентоспособность товара