Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:16, курсовая работа
Товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар – точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
Некоторые
специалисты разграничивают составляющие
конкурентоспособности на условно
жесткие, которые легко поддаются
измерению (например, уровень качества,
цена), и условно мягкие, которые
связаны с особенностями
1.3 Методология оценки конкурентоспособности товара
Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.
В процессе
оценки конкурентоспособности
– противоположности целей и средств субъектов рынка;
– учета особенностей различных сегментов рынка;
– преимущественно рационального поведения субъектов рынка.
Принцип противоположности
целей и средств при управлении
конкурентоспособностью продукции
означает, что конкурентоспособность
продукции как экономическую
категорию следует
Для потребителя
целью совершения покупки продукции
является приобретение ее качества –
способности удовлетворять
С точки
зрения производителя полезность продукции
определяется затратно-ценовыми факторами.
В долгосрочной перспективе целью
действий любого производителя является
достижение максимальной разницы между
ценой реализации продукции и
собственными затратами на ее производство.
В связи с этим первостепенной
задачей для производителя
Таким образом, для обоих субъектов рынка продукция представляет собой совокупность полезных свойств, материализованных в некую субстанцию, являющуюся средством удовлетворения потребностей как потребителя, так и производителя.
Принцип учета
особенностей различных сегментов
рынка основывается на богатой практике
рыночных отношений, которая показала,
что потребители на рынке не выступают
единым, монолитным сообществом. Они
по-разному реагируют даже на один
и тот же товар с одними и
теми же свойствами. При совершении
покупки потребитель
Поскольку
потребности каждого отдельного
покупателя складываются под воздействием
обширного комплекса факторов, оценки
одного и того же товара разными
потребителями могут не совпадать.
Соответственно, неодинаковыми будут
и их предпочтения, обусловливающие
закономерности потребительского выбора.
Следовательно, каждым потребителем уровень
конкурентоспособности
Однако совокупный спрос представителей какой-либо референтной группы потребителей концентрируется, как правило, вокруг некоторого уровня качества и цены товара, ввиду того что на мотивы их поведения оказывают воздействие схожие внешние факторы. Анализируя психологические аспекты поведения и ценностные ориентации потребителя, исследователь в состоянии выявить некоторые виды массовых реакций людей по отношению к определенному товару[7]. Выпуская продукцию с характеристиками, близкими к наиболее популярным, можно с помощью относительно небольшого ассортимента удовлетворять существенную часть всего платежеспособного спроса. Оптимальным принято считать сегмент, к которому относятся 20% потребителей продукции данного вида, приобретающих примерно 80% товара[8].
Вместе с
тем не следует ставить знак равенства
между массовостью продаж и сильной
конкурентоспособностью продукции, так
как продукция может быть ориентирована
на узкие слои более состоятельных
потребителей. В каждый конкретный
момент времени структура
Таким образом,
конкурентоспособность
Для того чтобы
избежать внутренней несогласованности
основных параметров модели оценки конкурентоспособности
продукции, необходимо рассматривать
такой период времени, в течение
которого должны быть неизменны психологические
аспекты восприятия полезности товаров
субъектами рыночных отношений, производственные
возможности производителей и покупательская
способность потребителей, рыночные
позиции конкурентов и прочие
условия. В качестве основных факторов
определения длительности периода
неизменности рыночной конъюнктуры
могут выступать уровень
Хотя данные периоды времени крайне малы с точки зрения возможных изменений внешней и внутренней среды, они достаточно продолжительны для того, чтобы собрать статистическую информацию для построения эконометрической модели[9]. Все события должны быть синхронизированы в дискретных временных интервалах. Так, например, доходы и расходы потребителя должны производиться в течение рассматриваемого периода, а их величина и структура – меняться только от периода к периоду.
Принцип преимущественно
рационального поведения
Данная модель поведения в большей мере реализуется производителями. Любой предприниматель будет стремиться продавать продукцию по цене как можно выше себестоимости. Необходимо отметить, что даже те предприятия, которые используют в своей конкурентной борьбе демпинговые цены, прекрасно осознают, что данный инструмент приемлем лишь как один из тактических приемов выдавливания конкурентов с определенного рыночного сегмента, а не как фактор стратегического развития фирмы, долгосрочный инструмент укрепления своей рыночной позиции.
Каждый производитель стремится использовать все резервы для получения максимальной отдачи от имеющихся в его распоряжении ресурсов. Любые усилия в сфере повышения качества продукции или снижения себестоимости мотивированы лишь одним – получением дополнительной выгоды, которая может выражаться в усилении конкурентной позиции и (или) повышении доли прибыли предприятия в цене продажи.
Действия
большинства потребителей продукции
также подчинены принципу рациональности.
Приверженность рациональному поведению
повышается с ростом доли расходов
потребителей на удовлетворение данной
потребности или с ужесточением
контроля над процессом расходования
средств. Оба этих фактора характерны
для описания поведения потребителей
товаров промышленного
Нерациональный спрос означает, что часть совокупного спроса обусловлена какими-то другими факторами, не связанными с качеством товара. Для любой категории товаров выделяют три составляющие нерационального спроса[10]:
• внешние воздействия на ощущаемую полезность товара;
• спекулятивный спрос;
• иррациональный спрос.
Наиболее
значительная часть нерационального
спроса определяется внешними воздействиями
на полезность товара. Величина ощущаемой
потребителями полезности, извлекаемая
из данного товара, увеличивается
или уменьшается от того, покупают
ли другие потребители этот товар, либо
товар имеет более высокую
цену по сравнению с другими
Эффект присоединения к большинству подразумевает увеличение спроса на товар из-за того, что его покупают другие члены данной группы потребителей.
Если большинство
действует рационально, то и действия
меньшинства также можно
При спекулятивном спросе для потребителя первоочередной целью становится не удовлетворение потребности в настоящий момент времени, а попытка сохранения или увеличения богатства в будущем. В этом случае необходимо отметить два момента:
• факт потребления продукции и результат от данного факта значительно разнесены во времени, что не согласуется с принципом квазистабильности;
• потребитель,
проявляя спекулятивный спрос, выступает
в роли предпринимателя, так как
целевые ориентиры в его
Природа иррационального
спроса характеризуется обостренным
конфликтом между основными факторами
потребительского поведения (психофизиологическими
и социокультурными, инстинктами
и удовольствием). Так, потребитель
может вести себя иррационально,
когда удовольствие и неудобство
(или боль) от процесса потребления
разнесены во времени. Случаи, когда
сначала наступает неудобство при
выработке навыков пользования
товаром, не дают возможности получать
удовольствие от приобретения товара.
Выгоды от приобретения товара для
потребителя кажутся при этом
сомнительными, и он отказывается от
него, что вызывает дефицит опыта
рационального потребления. И наоборот,
цикл «удовольствие-неудобство»