История Татарстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:35, реферат

Краткое описание

Современный этап модернизации российского общества вызывает повышенный интерес научной общественности к тем или иным периодам и проблемам исторического развития народов России, в том числе и народов Татарстана. Все это связано с процессом усиления значения этнического фактора в развитии современного общества. Перспективы развития Татарстана и сложившуюся ситуацию невозможно в полной мере рассмотреть без изучения истории и анализа её зарождения, а так же политической жизни республики.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Формирование татарского общественно-политическая жизнь Татарского народа в конце XIX – нач. ХХ вв. 5
Глава II Становление политической жизни татарского общества в 1905-1916 гг. 6
Глава III Политическая жизнь татарского общества 1917-1918 гг. 9
Глава IV Образование Татарской Республики 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

История Татарстана.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     В итоге Татарская АССР, так же как  и другие советские республики, была создана как результат проведения в жизнь национальной политики Коммунстической партии – политики равноправия и дружбы народов в братской семье РСФСР.

     Декрет  об образовании ТАССР положил  конец существованию организованной при царизме Казанской губернии, которая была в административно-национальном отношении создана помещиками крепостниками по принципу разобщения народов.

     Вхождение Татарии в состав РСФСР имело значение. Автономия создала широкие возможности для развития народа и способствовала дальнейшему укреплению дружбы русских и татар. Как и другие народы страны, создав свою республику татарский народ, встал на путь коренных преобразований.

 

Заключение

      Конец XIX – начало XX века вошел в историю России и ее народов как переломная веха в общественно-политической жизни государства. В условиях начавшейся  демократизации и активизации общественных движений, происходит модернизация татарского общества, которая затронула практически все стороны жизни татаро-мусульман и развивалась в русле приобщения формирующейся нации к общеевропейским ценностям.

      Воплощение  такой модели нашло отражение  в возникновении в пореформенный  период XIX в. социокультурного движения – джадидизм, которое развивалось под лозунгами просветительства и европеизации. Успехи джадидов в начале ХХ века обусловили образование татарской нации, как нации политической и европейской по своим социокультурным характеристикам.

      В рамках джадидизма также шел процесс  конструирования тюрко-татарской  нации, формировалась концепция  татарской национальной идентичности.

      Под влиянием революции 1905-1907 годов и  образования многопартийной системы, татарское общественно-политическое движение переходит в качественно новый этап своего развития – социально-политический. Возникают татаро-мусульманские политические партии и организации следующих направлений: 1) консервативное («Сират ал-мустаким»); 2) либерально-демократическое («Иттифак ал-муслимин»); 3) радикально-демократическое: («Танчилар» – татарские эсеры и «Уралчилар» – татарские большевики).

      Наиболее  влиятельной и массовой была партия «Иттифак ал-муслимин» (Союз мусульман) – либеральная партия с ярко выраженным демократическим  содержанием, которая со своей парламентской группой в Государственной Думе России выступила на политической арене как реальная и влиятельная политическая сила российского общества, став основой национально-демократического этапа татарского национального движения.

      Татарские либералы, являясь убежденными сторонниками национально-культурной автономии, разработали  проекты реформ в национальном образовании  и в религиозных делах мусульман, требовали предоставления мусульманским  народам России широких прав в  развитии всех сторон общественной, духовной, политической и культурной жизни.

      Политические  требования и деятельность татарских  либералов отражали национально-демократический  этап татарского национального движения и способствовали повышению национального  самосознания  татарского народа, выводу татарской нации на качественно новый уровень общественного и национального прогресса и приобщению ее к передовому общеевропейскому уровню экономической, политической и правовой культуры.

      Cледует  отметить, что выходцы из села  обучаются и в профессиональных религиозных учебных заведениях РТ8, что говорит о развитости республики и гарантии прав и свобод всем гражданам.

      Развитие  и дифференциация идей и взглядов на самоопределение, политическую ситуацию татарского народа и привели к мнению необходимости образования татарской республики. Именно активные действия различных мусульманских, в том числе и татарских партий повлияли на развитие республики, благодаря чему мы имеем ту республику, которая есть на данный момент.

 

Список  использованной литературы

  1. Вестник Международного Союза общественных объединений  «Всемирный конгресс татар» (апрель-декабрь 2004 г.). — Казань, 2004.
  2. Гайнанов Р.Р., Марданов Р.Ф, Шакуров Ф.Н. Татарская периодическая печать начала XX века. Библиографический указатель. – Казань, 2000.
  3. Гибатдинов М.М. Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность. – Казань, 2003.
  4. История Татарстана: Учебное пособие. под ред. В.И. Пискарева, Казань: ТаРИХ, 2001 – 309с.,
  5. Исхаков С. Российские мусульмане и революция 1917-18 гг. – М., 2004. – С.505.
  6. Рашитов Ф. А. История татарского народа: С древнейших времен до  наших дней: Учебное пособие для национальных школ, гимназий, лицеев. — Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 2001. — 288 с: ил. — (Знай и люби родной край)
  7. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. – М., 2001.
  8. Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII-XX веков. – Казань, 2001.

Информация о работе История Татарстана