Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:35, реферат
Современный этап модернизации российского общества вызывает повышенный интерес научной общественности к тем или иным периодам и проблемам исторического развития народов России, в том числе и народов Татарстана. Все это связано с процессом усиления значения этнического фактора в развитии современного общества. Перспективы развития Татарстана и сложившуюся ситуацию невозможно в полной мере рассмотреть без изучения истории и анализа её зарождения, а так же политической жизни республики.
Введение 3
Глава I. Формирование татарского общественно-политическая жизнь Татарского народа в конце XIX – нач. ХХ вв. 5
Глава II Становление политической жизни татарского общества в 1905-1916 гг. 6
Глава III Политическая жизнь татарского общества 1917-1918 гг. 9
Глава IV Образование Татарской Республики 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Обосновывая
историческую преемственность культур
средневековых тюрко-татарских
В конце XIX – начале XX вв. с активизацией общественно-политической жизни, начали проявляться противоречия между национальным и конфессиональным компонентами самосознания татар, которое выразилось в форме исламизма. Если тюркизм и татаризм являлись сравнительно новым явлением, то исламизм берет свое начало еще с VII – X вв. (Хазарский Каганат, Волжская Булгария).
Исламизм как идеология была характерна для основной массы крестьянского населения и духовенства вплоть до середины XIX века. Однако в конце XIX века такая идеология перестала отвечать потребностям развития татарского общества в условиях Нового времени.
Все более актуальной становится задача создания новой идеологии, которая позволила бы выделить татарскую нацию из общемусульманского социума в целях свободного развития языка, особенностей культуры (в том числе и политической), а также определения государственных форм устройства.
Другим течением общественно-политической мысли рубежа XIX-XX вв. был тюркизм, который развивался по трем направлениям. Первое направление было представлено родоначальником тюркизма И.Гаспринским. Его концепция опиралась на идею создания общетюркской общности всех тюрко-мусульманских народов России. Его лозунг «Единство в мыслях, словах и делах» отразил идею социокультурного и политического единства тюрко-мусульманских народов в составе России.
Вместе с тем идеология тюркизма имела социальную поддержку лишь среди незначительной части татарской интеллигенции и не пользовалась популярностью среди татарского населения.
Каюм Насыри, вслед за Марджани, обосновывал идею единой татарской нации, впервые сформулировав его признаки. К таковым он относил:
Большую роль в формировании идеологий татаризма, как компонента национального самосознания татарского народа в начале ХХ в. сыграли исторические труды Г.Баттала «История татар», Х.Габяши «Подробная история тюркских племен», З.Валиди «История тюрко-татар», «Краткая иллюстрированная история тюрко-татар» и др. Новые исторические произведения пользовались огромной популярностью в татарском обществе и использовались в качестве учебников в мектебах и медресе. В период с 1905 по 1913 годы было издано 394 учебных пособия для татарских школ, из которых более 50 по истории татарского народа.2
На первом съезде мусульман России, который состоялся 1-11 мая 1917 года в Москве присутствовало 900 человек. Большинство участников съезда — мусульмане внутренней России (преимущественно татары) представляли различные политические течения: либералы, эсеры, левые эсеры, социал-демократы.
При обсуждении одного из основных вопросов – о государственном устройстве России, съезд разделился на два течения - унитаристов и федералистов. Первые считали национально-культурную форму автономии наиболее приемлемой для мусульман России. Федералисты же настаивали на территориальной автономии. Этот вопрос вызвал острые споры.
В результате дискуссий большинством голосов делегатами съезда было принято решение о федеративном устройстве России, основанное на принципе территориальных автономий. В окончательном варианте резолюции большинством голосов 446 против 271 было зафиксировано компромиссное решение, что формой государственного устройства России, наиболее обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократическая республика на национально-территориальных началах; Эта формулировка устраивала большинство делегатов, так как по сути означала двойную автономию: территориальную с элементами национально-культурной автономии. Таким образом, на съезде победила идея создания отдельных наций России, а не единой нации мусульман.
21 июля в Казани открылся II Всероссийский мусульманский съезд (21 июля-2 августа). Он проходил без участия представителей национальных окраин, и в целом прошел как съезд мусульман внутренней России, во многом благодаря нежеланию татар договариваться с отдельными лидерами национальных движений. На съезде участвовали представители практически всех политических партий и течений национального движения: от либералов (бывших членов «Иттифака») до левых эсеров. В работе съезда приняли участие также представители Мусульманского социалистического комитета.
Высшим
законодательным органом
22 ноября 1917 года Национальное собрание (Миллет мэджлисе), созванное в Уфе, приняло «Основы национально-культурной автономии мусульман внутренней России» в виде законодательного акта в форме Конституции. 16 января 1918 года Конституция была опубликована в официальном органе Национального управления в журнале «Мухтариат»3. Эта была первая попытка документального оформления государственности татар. По этому документу этническая общность волжских татар, как «ведущей» нации, была названа «тюрко-татары».
В собрании заявили о себе две группировки: «тюркисты» (торекчелэр) и «татаристы» (татарчылар) или «туфракчилар» - территориалисты. Тюркисты были сторонниками единства нации на религиозной основе, культурно-национальной автономии.
Важным результатом длительной работы Собрания стало достижение согласия между сторонниками культурно-национальной и территориальной автономии. В результате Собрание, избранное для реализации идей культурно-национальной автономии в резолюции от 29 ноября 1917 г. приняло решение о создании территориальной автономии (государственности).
Национальное управление как исполнительный орган тюрко-татар просуществовало до 21 апреля 1918 г. и было распущено указом правительства большевиков. Национальное управление – первое правительство тюрко-татар окончательно прекратило существование в 1919 году после победы большевиков над Колчаком, который также запретил деятельность Национального управления.
Вторая сессия Национального собрания, намеченная на 1 мая 1918 г., так и не состоялась. Таким образом, Национальное собрание – первый парламент тюрко-татар, хотя и просуществовал чуть меньше полугода, сыграл значительную роль в поднятии самосознания тюрко-татар.
6
января 1918 г. после провозглашения
Российской Федеративной
Татары и башкиры должны были составить основное население штата, наряду с чувашами и марийцами, более 7 млн. человек, включающего всю Уфимскую, Казанскую губернии, западную часть Оренбургской губернии, некоторые уезды Самарской, Вятской, Пермской, Симбирской губерний.
Решение о создании штата Идель-Урал было обязательным и для башкир, поскольку Национальное собрание имело ввиду создание татаро-башкирской государственности, хотя термин «башкир» в документах отсутствовал, только — «тюрко-татары», но подразумевался. 6 января 1918 года лидер башкирского национального движения Валиди выступил на заседании Национального собрания, где сказал, что Общебашкирский съезд учредил Автономную Башкирскую республику. Таким образом, произошло окончательное размежевание татар и башкир по поводу государственного устройства.
Создание штата Идель-Урал вполне соответствовало решению III Всероссийского съезда совета рабочих и солдатских депутатов (10-13 января 1918 г.), провозгласившего создание Советской Российской республики как федерации советских национальных республик. Был даже избран орган по осуществлению Урало-Волжского штата – Коллегия Урало-Волжского штата во главе с председателем Военного совета И.Алкиным и Г.Шарафом. Планировалось включение в ее состав пяти представителей от русского населения, двух – от чувашского, одного – от марийцев. Коллегия должна была координировать свои действия с Казанским советом рабочих и солдатских депутатов. Коллегией штата издавалась татарская газета «Идель-Уральский штат» — орган Всероссийского мусульманского военного совета (шура)4.
8 января 1918 г. в Казани открылся II Всероссийский мусульманский военный съезд, где было принято окончательное решение о создании штата Идель-Урал.
Большевики выступили против решения съезда о создании данного штата. Отказ большевиков признать штат Идель-Урал привел лидеров Военного совета к конфликту с Советской властью.
Конфронтация в Казани продолжалась в течение марта 1918 года и, чтобы привлечь на свою сторону татарское и башкирское население большевики разработали положение о Татаро-Башкирской Советской республике5. Главная цель нового проекта — похоронить идеи штата Идель-Урал, заменив его Татаро-Башкирской Советской республикой, контролируемой центром.
На совещании ЦК партии большевиков, специально посвященным Татаро-Башкирской республике, проходившем в Москве с 10 по 17 мая 1918 г. проект так и не был принят.
Слабость татарского национального движения в 1917-1918 гг. состояла в том, что не только произошел раскол внутри самого движения между либералами, социал-демократами и эсерами, но и то, что в это время не удалось создать ни одной общенациональной партии. Основу общественно-политического движения татарской нации составляли различные фонды, благотворительные общества, а после февральской революции 1917 года – мусульманские комитеты и бюро, то есть органы занятые культурно-просветительской работой: образованием, религией, благотворительностью. Хотя органы самоуправления начали формироваться на местах сразу же после I Всероссийского мусульманского съезда, они не были эффективными, а органы управления, образованные после II Всероссийского мусульманского съезда просуществовали совсем недолго – менее полугода и были упразднены большевиками. Последние сначала шли на временные уступки в национальном вопросе, затем по мере решения проблем образования государства, данные ранее обещания, не выполнялись и часто имели обратную силу.
Глава IV Образование Татарской Республики
Особенно тяжелое положение сложилось на тех териториях, которые были ареной боевых действий. На треть снизился выпуск продукции промышленны-предприятиями Татарии, посевные площади уменьшись в полтора раза.6
Однако
в условиях, когда в высших эшелонах
власти РСФСР в связи с планами
объединения советских
Одной из первых автономных республик, созданных на территории послереволюционной России, была Башкирия. Создание башкирской автономии вновь выдвинуло на первый план вопрос о давно обещанной большевиками Татарской республике.
Между тем, проблема национального самоопределения татарского народа в той или иной форме требовала своего решения. В октябре 1918г. была создана Трудовая коммуна немцев Поволжья, в марте следующего года Башкирская республика.
Вопрос же о государственности татар затягивался. Это начало вызывать беспокойство широких кругов татарского населения. К тому времени выявились два подхода к проблеме. Одни предлагали продолжит работу по созданию Татаро-Башкирской республики, другие – образовать отдельную Татарскую республику.