История Татарстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:35, реферат

Краткое описание

Современный этап модернизации российского общества вызывает повышенный интерес научной общественности к тем или иным периодам и проблемам исторического развития народов России, в том числе и народов Татарстана. Все это связано с процессом усиления значения этнического фактора в развитии современного общества. Перспективы развития Татарстана и сложившуюся ситуацию невозможно в полной мере рассмотреть без изучения истории и анализа её зарождения, а так же политической жизни республики.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Формирование татарского общественно-политическая жизнь Татарского народа в конце XIX – нач. ХХ вв. 5
Глава II Становление политической жизни татарского общества в 1905-1916 гг. 6
Глава III Политическая жизнь татарского общества 1917-1918 гг. 9
Глава IV Образование Татарской Республики 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

История Татарстана.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

       Обосновывая историческую преемственность культур  средневековых тюрко-татарских государств, Ш.Марджани выработал концепцию  татарской национальной идентичности и выступил идеологом зарождения татарской нации. Он считал татарами  автохтонное население Поволжья и Приуралья, имеющего характерные культурные, этнические и лингвистические особенности.

       В конце XIX – начале XX вв. с активизацией общественно-политической жизни, начали проявляться противоречия между национальным и конфессиональным компонентами самосознания татар, которое выразилось в форме исламизма. Если тюркизм и татаризм являлись сравнительно новым явлением, то исламизм берет свое начало еще с VII – X вв. (Хазарский Каганат, Волжская Булгария).

       Исламизм  как идеология была  характерна для основной массы крестьянского  населения и духовенства вплоть до середины XIX века. Однако в конце XIX  века такая идеология перестала отвечать потребностям развития татарского общества в условиях Нового времени.

       Все более актуальной становится задача создания новой  идеологии, которая  позволила бы выделить татарскую  нацию из общемусульманского социума  в целях свободного развития языка, особенностей культуры  (в том  числе и политической), а также  определения государственных форм устройства.

       Другим  течением общественно-политической мысли  рубежа  XIX-XX вв. был тюркизм, который развивался по трем направлениям. Первое направление было представлено родоначальником тюркизма И.Гаспринским. Его концепция опиралась на идею создания общетюркской общности всех тюрко-мусульманских народов России. Его лозунг «Единство в мыслях, словах и делах» отразил идею социокультурного и политического единства тюрко-мусульманских народов в составе России.

       Вместе  с тем идеология тюркизма имела социальную поддержку лишь среди незначительной части татарской интеллигенции и не пользовалась популярностью среди татарского населения.

       Каюм  Насыри, вслед за Марджани, обосновывал идею единой татарской нации, впервые сформулировав его признаки. К таковым он относил:

  1. происхождение («народ тюркского племени»);
  2. общность территории («татары, живущие в Сибири, Оренбургской, Казанской и других губерниях правой стороны Волги и Астраханской губернии»);
  3. общность государства («живущие в России»);
  4. общность культуры («имеют свою литературу»);
  5. общность языка

     Большую роль в формировании идеологий татаризма, как компонента национального самосознания татарского народа в начале ХХ в. сыграли  исторические труды Г.Баттала «История татар», Х.Габяши «Подробная история  тюркских племен», З.Валиди «История тюрко-татар», «Краткая иллюстрированная история тюрко-татар» и др. Новые исторические  произведения пользовались огромной популярностью в татарском обществе и использовались в качестве учебников в мектебах и медресе. В период  с 1905 по 1913 годы было издано 394 учебных пособия для татарских школ, из которых более 50 по истории татарского народа.2

     На первом съезде мусульман России, который состоялся 1-11 мая 1917 года в Москве присутствовало 900 человек. Большинство участников съезда — мусульмане внутренней России (преимущественно татары) представляли различные политические течения: либералы, эсеры, левые эсеры, социал-демократы.

     При обсуждении одного из основных вопросов – о государственном устройстве России, съезд разделился на два течения - унитаристов и федералистов. Первые считали национально-культурную форму автономии  наиболее приемлемой для мусульман России. Федералисты же настаивали на территориальной автономии. Этот вопрос вызвал острые споры.

     В результате дискуссий большинством голосов  делегатами съезда было принято  решение о федеративном устройстве России, основанное на принципе территориальных  автономий. В окончательном варианте резолюции большинством голосов 446 против 271 было зафиксировано компромиссное решение, что формой государственного устройства России, наиболее  обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократическая республика на национально-территориальных началах; Эта формулировка устраивала большинство делегатов, так как по сути означала двойную автономию: территориальную с элементами национально-культурной автономии. Таким образом, на съезде победила идея создания отдельных наций России, а не единой нации мусульман. 

       21 июля в Казани открылся II Всероссийский мусульманский съезд (21 июля-2 августа). Он  проходил без участия представителей национальных окраин, и в целом прошел как съезд мусульман внутренней России, во многом благодаря нежеланию татар договариваться с отдельными лидерами национальных движений. На съезде участвовали представители практически всех политических партий и течений национального движения: от либералов (бывших членов «Иттифака») до левых эсеров. В работе съезда приняли участие также представители Мусульманского социалистического комитета.

       Высшим  законодательным органом автономии (мухтариата) провозглашалось Национальное собрание (Миллет меджлисе) – парламент, которое наделялось широкими полномочиями и правами; на местах в губерниях, населенных мусульманами высшим органом объявлялось губернское Национальное собрание. В качестве исполнительного органа было образовано временное Национальное управление (Милли идара) – правительство, состоящее из трех ведомств (назаратов) – по делам религии,  просвещения и финансов. Лидеры национальных либералов и социалисты полностью контролировали деятельность Национального собрания и управления, поскольку составляли представительное большинство в обоих органах.

       22 ноября 1917 года Национальное собрание (Миллет мэджлисе), созванное в Уфе, приняло «Основы национально-культурной автономии мусульман внутренней России» в виде законодательного акта в форме Конституции. 16 января 1918 года Конституция была опубликована в официальном органе Национального управления в журнале «Мухтариат»3. Эта была первая попытка документального оформления государственности татар. По этому документу этническая общность волжских татар, как «ведущей» нации, была названа «тюрко-татары».

       В собрании заявили о себе две группировки: «тюркисты» (торекчелэр) и «татаристы» (татарчылар) или «туфракчилар» - территориалисты. Тюркисты были сторонниками единства нации на религиозной основе, культурно-национальной автономии.

       Важным  результатом длительной работы Собрания стало достижение согласия между  сторонниками культурно-национальной и территориальной автономии. В результате Собрание, избранное для реализации идей культурно-национальной автономии в резолюции от 29 ноября 1917 г. приняло решение о создании территориальной автономии (государственности).

       Национальное  управление как исполнительный орган  тюрко-татар просуществовало до 21 апреля 1918 г. и было распущено указом правительства большевиков. Национальное управление – первое правительство тюрко-татар окончательно прекратило существование в 1919 году после победы большевиков над Колчаком, который также запретил деятельность Национального управления.

       Вторая  сессия Национального собрания, намеченная на 1 мая 1918 г.,  так и не состоялась. Таким образом, Национальное собрание – первый парламент тюрко-татар, хотя и просуществовал чуть меньше полугода, сыграл значительную роль в поднятии самосознания тюрко-татар.

       6 января 1918 г. после провозглашения  Российской Федеративной республики  Национальное собрание объявило  о рождении новой формы государственности  тюрко-татар - штата Идель-Урал.

       Татары  и башкиры должны были составить  основное население штата, наряду с  чувашами и марийцами, более 7 млн. человек, включающего всю Уфимскую, Казанскую  губернии, западную часть Оренбургской губернии, некоторые уезды Самарской, Вятской, Пермской, Симбирской губерний.

       Решение о создании штата Идель-Урал было обязательным и для башкир, поскольку  Национальное собрание имело ввиду  создание татаро-башкирской государственности, хотя термин «башкир» в документах отсутствовал, только — «тюрко-татары», но подразумевался. 6 января 1918 года лидер башкирского национального движения Валиди выступил на заседании Национального собрания, где сказал, что Общебашкирский съезд учредил Автономную Башкирскую республику. Таким образом, произошло окончательное размежевание татар и башкир по поводу государственного устройства.

       Создание  штата Идель-Урал вполне соответствовало  решению III Всероссийского съезда совета рабочих и солдатских депутатов (10-13 января 1918 г.), провозгласившего создание Советской Российской республики как федерации советских национальных республик. Был даже избран орган по осуществлению Урало-Волжского штата – Коллегия Урало-Волжского штата во главе с  председателем Военного совета И.Алкиным и Г.Шарафом. Планировалось включение в ее состав пяти представителей от русского населения, двух – от чувашского, одного – от марийцев. Коллегия должна была координировать свои действия с Казанским советом рабочих и солдатских депутатов. Коллегией штата издавалась татарская газета «Идель-Уральский штат» — орган Всероссийского мусульманского военного совета (шура)4.

       8 января 1918 г. в Казани открылся  II Всероссийский мусульманский военный съезд, где было принято окончательное решение о создании штата Идель-Урал.

       Большевики  выступили против решения съезда  о создании данного штата. Отказ большевиков признать штат Идель-Урал привел лидеров Военного совета к конфликту с Советской властью.

       Конфронтация  в Казани продолжалась в течение  марта 1918 года и, чтобы привлечь на свою сторону татарское и башкирское население большевики разработали положение о Татаро-Башкирской Советской республике5. Главная цель нового проекта — похоронить идеи штата Идель-Урал, заменив его Татаро-Башкирской Советской республикой, контролируемой центром.

       На  совещании ЦК партии большевиков, специально посвященным Татаро-Башкирской республике, проходившем в Москве с 10 по 17 мая 1918 г. проект так и не был принят.

       Слабость  татарского национального движения в 1917-1918 гг. состояла  в том, что  не только произошел раскол внутри самого движения между либералами, социал-демократами и эсерами, но и то, что в это время не удалось создать ни одной общенациональной партии. Основу общественно-политического движения татарской нации составляли различные фонды, благотворительные общества, а после февральской революции 1917 года – мусульманские комитеты и бюро, то есть органы занятые культурно-просветительской работой: образованием, религией, благотворительностью. Хотя органы самоуправления начали формироваться на местах сразу же после I Всероссийского мусульманского съезда, они не были эффективными, а органы управления, образованные после II Всероссийского мусульманского съезда просуществовали совсем недолго – менее полугода и были упразднены большевиками. Последние сначала шли на временные уступки в национальном вопросе, затем по мере решения проблем образования государства, данные ранее обещания, не выполнялись и часто имели обратную силу.

 

       Глава IV Образование Татарской Республики

     Особенно тяжелое положение сложилось на тех териториях, которые были ареной боевых действий. На треть снизился выпуск продукции промышленны-предприятиями Татарии, посевные площади уменьшись в  полтора раза.6

       Однако  в условиях, когда в высших эшелонах власти РСФСР в связи с планами  объединения советских республик царило разногласие, идеи татарских коммунистических лидеров вызвали сильное смятение.7

       Одной из первых автономных республик, созданных  на территории послереволюционной России, была Башкирия. Создание башкирской автономии  вновь выдвинуло на первый план вопрос о давно обещанной большевиками Татарской республике.

     Между тем, проблема национального самоопределения  татарского народа в той или иной форме требовала своего решения. В октябре 1918г. была создана Трудовая коммуна немцев Поволжья, в марте  следующего года Башкирская республика.

     Вопрос  же о государственности татар  затягивался. Это начало вызывать беспокойство широких кругов татарского населения. К тому времени выявились два подхода к проблеме. Одни предлагали продолжит работу по созданию Татаро-Башкирской республики, другие – образовать отдельную Татарскую республику.

Информация о работе История Татарстана