Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:35, реферат
Современный этап модернизации российского общества вызывает повышенный интерес научной общественности к тем или иным периодам и проблемам исторического развития народов России, в том числе и народов Татарстана. Все это связано с процессом усиления значения этнического фактора в развитии современного общества. Перспективы развития Татарстана и сложившуюся ситуацию невозможно в полной мере рассмотреть без изучения истории и анализа её зарождения, а так же политической жизни республики.
Введение 3
Глава I. Формирование татарского общественно-политическая жизнь Татарского народа в конце XIX – нач. ХХ вв. 5
Глава II Становление политической жизни татарского общества в 1905-1916 гг. 6
Глава III Политическая жизнь татарского общества 1917-1918 гг. 9
Глава IV Образование Татарской Республики 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Камский
государственный
Кафедра
истории
Контрольная работа по курсу
………..
НАЗВАНИЕ
Набережные
Челны 2005
Содержание
Современный этап модернизации российского общества вызывает повышенный интерес научной общественности к тем или иным периодам и проблемам исторического развития народов России, в том числе и народов Татарстана. Все это связано с процессом усиления значения этнического фактора в развитии современного общества. Перспективы развития Татарстана и сложившуюся ситуацию невозможно в полной мере рассмотреть без изучения истории и анализа её зарождения, а так же политической жизни республики.
Актуальность данной темы весьма важна не только для народов Татарстана, но и для всего российского общества. В первую очередь самоопределение — важный шаг на пути сближения и осознания себя как части одного большого целого. Дружба народов — не просто лозунг, имевший когда-то место быть, но и необходимость, которую нельзя игнорировать. Россия как многонациональный народ должна учитывать аспекты и тонкости всех населяющих её народов.
Утверждение этнополитических и социокультурных подходов к развитию общества возможно лишь учитывая единство и многообразие культур, как фундамента полиэтнического общества. Как справедливо отмечает ведущий современный российский этнолог В.А.Тишков: «Россия – это национальное государство россиян, в состав которого входят представители всех этнических групп… Государственность России и составляющих ее субъектов строится прежде всего на общегражданской основе, но учитывает этническую мозаику страны и отличительный культурный облик населения ее отдельных территорий»1.
Многие проблемы, которые поднимали татарские общественно-политические деятели в конце XIX – начале XX вв. идентичны современным этнополитическим тенденциям развития татарского общества. Поэтому обращение к наследию татарской общественно-политической мысли рубежа XIX – XX веков вполне закономерно.
Предметом исследования выступает татарское общественно-политическое движение конца XIX – начала XX веков и его составные части: джадидизм, политическая партия «Иттифак ал-муслимин» (Союз мусульман) и общероссийские мусульманские съезды 1905-06 гг. и 1917-18 гг.
Целью данной работы является анализ эволюции татарского общественно-политического движения на рубеже XIX – XX веков.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
Основные положения и выводы могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории России, татарского народа, при разработке соответствующих учебных курсов все это и является практической значимостью работы.
В первую очередь необходимо рассматреть условия формирования общественно-политического движения последней четверти XIX века, когда возникает движение джадидизма, ставшее идеологической основой и этапом в эволюции движения. Факторами, которые обусловили становление и эволюцию общественно-политического сознания татарского народа явились: процесс демократизации России, а также политическая атмосфера и социо-культурные изменения, произошедшие в демократических слоях. Ведущую роль в становлении общественно-политической культуры татарской нации сыграли традиции татарского религиозного реформаторства и просветительства XIX в. (Х.Фаизханова, Ш.Марджани, и К.Насыри).
Наличие сформировавшейся интеллигенции и буржуазии, а также осознание этими социальными слоями своих общественно-политических устремлений, присутствие у них политической воли определили условия возникновения татарского общественно-политического движения.
Выражением
таких устремлений явилось
Джадидизм
как компонент реформаторства и
просветительства явился социокультурным
этапом в эволюции татарского общественно-политического
движения.
Татаро-мусульманское общественно-политическое движение, сформировавшееся в ходе первой российской революции, развивалось по трем направлениям: консервативное, либеральное и социалистическое, которые осуществляли свою деятельность в сотрудничестве с теми или иными русскими партиями в контексте этнокультурной автономии в рамках общероссийской политической культуры.
Первое направление было представлено политической организацией «Сират ал-мустаким» (Истинный путь), организационно оформившейся в пореволюционный период из традиционалистов-кадимистов, и трансформировавшей свою идеологию сохранения социокультурной изоляции и общественно-политического консерватизма в плоскость политической деятельности.
«Сират ал-мустаким», являясь
главным политическим
На фоне подъема общественного движения активизируют свою деятельность татарские общественно-политические силы прогрессивной направленности. С началом революции движение джадидов принимает ярко выраженную политическую окраску и формируется целый ряд демократических политических организаций.
Молодая, радикально настроенная татарская интеллигенция, представлявшая левое крыло общественно-политического движения основывает организацию татарских социалистов-революционеров «Танчилар» и социал-демократическую (большевистскую) группу «Уралчилар».
Значительный след в истории татарского общественно-политического движения начала ХХ в. оставила организация либерально-демократического направления, вошедшая в историю под названием «Иттифак ал-муслимин» (Союз мусульман). Партия возникла как либеральное крыло татаро-мусульманского движения и в условиях, когда татарское общественно-политическое движение вступает в новый этап своего развития - социально-политический, «Иттифак» как партия российских мусульман становится реальной политической силой российского общества.
В
период после первой российской революции
татаро-мусульманское
Анализируя
политические требования татаро-мусульманских
либералов, которые нашли свое отражение
в программе «Иттифак-ал-муслимин» можно
сказать, что политические требования
татарских либералов в целом были близки
программным установкам партии российских
кадетов (конституционно-
Заимствование иттифаковцами идей конституционных демократов объясняется следующими причинами: во-первых, кадетская организация имела сильное влияние в Поволжье, особенно в Казанской губернии. Во-вторых, схож был и социальный состав этих партий.
В то же время не следует ставить знак равенства между программой конституционно-демократической партии и программными требованиями «Иттифак ал-муслимин». «Иттифак» являлся самостоятельной политической партией со своей программой, уставом, руководящими органами и организационно не входил в состав других политических организаций. Поддерживая требования кадетов, программа татарских либералов в то же время во многом была исправлена и дополнена, особенно в тех вопросах, которые касались национальных отношений, а также проблем, связанных с религией и школьным образованием.
Цели, которые они выдвигали в конечном счете сводились к требованию создания широкой национально-культурной автономии для татарского и других мусульманских народов России, пробуждения национального самосознания народа и приобщением его к европейскому уровню экономической, политической и правовой культуры.
Будучи самой крупной и влиятельной политической организацией татаро-мусульман в период и после революции 1905-1907 гг., «Иттифак ал-муслимин», а вместе с ней и мусульманская фракция в Государственной Думе, основанная, в свою очередь, на программе и идеях иттифаковцев, составили основу татарского либерально-демократического движения, политические требования которого соответствовали национально-демократическому этапу татарского национального движения.
В новых условиях либералы начинают менять взгляды на концепцию национального движения, пересматривают свои стратегические и тактические цели и задачи.
Многие лидеры либералов начинают все больше говорить о необходимости создания общенационального движения, способного защитить экономические и политические интересы нации. Причем, на фоне получающих все большую популярность социалистических идей, особенно среди молодой светской интеллигенции либералы стремились заручиться поддержкой левых сил, прежде всего татарских эсеров. Руководители последних, учитывая большую популярность среди населения представителей татарского либерально-демократического движения, и понимая, что союз необходим для решения всего комплекса национальных проблем в регионе, были готовы к такому сотрудничеству.