Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:59, реферат
В данной работе рассмотрены основные положения гигиены письма и зрения на производстве и в учебных заведениях, а также показаны две концепции устройства и работы зрительного тракта
Введение 2
Анатомофизиологические особенности зрительного анализатора 3
Основные формы нарушения зрения 7
Гигиена зрения, чтения и письма 9
Комплексы упражнения для глаз 12
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Слезная жидкость
В слезной жидкости содержатся вещества, убивающие микробы.
Благодаря этому слезная жидкость играет особо важную защитную роль. Слезная жидкость через слезные канальцы, отверстия которых расположены во внутренних углах глаз, попадает в так называемый слезный мешок, а уже отсюда - в носовую полость.
Когда слезная железа производит избыточное количество жидкости (а
это бывает, когда человек плачет), то она не успевает уходить в слезные
канальцы и стекает через край нижнего века.
Глаз - самый подвижный из всех
органов человеческого
совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Мелкие движения глаз (микродвижения) играют значительную роль в зрительном восприятии. Без них невозможно было бы различать предметы. Кроме того, глаз совершает заметные движения (макродвижения) - повороты, перевод взора с одного предмета на другой, слежение за движущимся предметом (например, на экране телевизора, дисплея и т.д.), сведение глаз к носу, когда предмет
приближается к лицу.
Различные движения глаза, повороты в стороны, вверх, вниз
обеспечивают
поле зрения, поскольку утрачивается способность поворачивать глаза в ту или иную сторону.
Итак, глаз человека представляет собой сложную оптическую систему,
которая состоит из роговицы, хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая сила глаза (прохождение луча света через прозрачные среды и изменение его направления) зависит от состояния оптической системы глаза у данного
человека.
Основные
формы нарушения
зрения.
Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора работают гармонично и без помех. Но может наступить момент, когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы» перед глазами и т.д. - это, значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора . Наиболее распространенные формы нарушения зрения - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.
Спазм аккомодации
Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное
Напряжение глазодвигательных мышц, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Он (спазм) сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.
Частота спазма аккомодации значительна. Профессор А.И. Данилевский и его сотрудники полагают, что подобным нарушением страдает каждый шестой близорукий школьник. По данным Р.С. Зильбермана, при слабой близорукости спазм встречается в 35, 2 %, при средней (3,0D - 6,0D) - в 28,4 %.
Школьник, у которого развивается стойкий спазм аккомодации,, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою
успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз.
Профилактика спазма аккомодации, имеющая большое значение ввиду частоты этого поражения, его тяжести и длительности, должна осуществляться родителями, педагогами и офтальмологами.
Близорукость
Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению и нарушению правильной работы глазодвигательных мышц.
В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
Дальнозоркость
В отличие от близорукости, это , как правило, приобретенное расстройство зрения, связанное с особенностью строения глазного яблока.
Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.
Астигматизм
Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны глазного яблока. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.
Косоглазие
Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия оси одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в
сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы
мышц глаза. При
этом работает только один здоровый глаз
а, косящий же глаз практически
бездействует, что постепенно ведет к
стойкому понижению зрения.
Гигиена зрения, чтения и письма
Для предупреждения близорукости и других нарушений зрения, важное значение имеет соблюдение правил школьной гигиены: хорошее освещение классов, классных досок, парт и столов для занятий, отсутствие на них ярких предметов и отблесков, раздражающих глаза, правильное устройство парт, столов и сидений, четкий шрифт учебников, прямое письмо, 15-20-минутные перерывы в занятиях на каждый час чтения или письма, обеспечивающие расслабление глазодвигательных мышц, уменьшение общего числа учебных занятий, запрещение чтения и письма лежа или при наклонном положении головы, ношение темных очков, защищающих глаза от попадания солнечных лучей.
При соблюдении правил
гигиены зрения улучшение зрения
происходит на уроках рисования, черчения,
в игре. После занятий и игр,
связанных с напряжением
В упражнении зрения у старших школьников велика роль спортивных игр в теннис, баскетбол, волейбол, стрельбы в цель, метаний, гимнастических упражнений, плаванья, езды не велосипеде, хождения на лыжах по пересеченной местности, скоростных спусков на лыжах с гор, вырезывания фигур, рассмотрения чертежей, рисунков и картин, деталей, моделей, инструментов и приборов, астрономических наблюдений. Однако не следует утомлять глаза. Один из признаков переутомления глаз - учащенное мигание.
Для предупреждения утомления зрения при нормальном зрении книга или тетрадь должны находиться на расстоянии не меньше 30 см от глаз, для детей и подростков 35-40 см., для взрослых – 30-35 см.
При чтении, необходимо, чтобы свет падал с левой стороны, а исскуственное освещение было не менее 150 лк. При чтении книга или тетрадь должны находиться не в горизонталсном положении, а в наклонно с углом в 30-40◦. Через 20-30 минут чтения следует делать кратковременные перерывы и смотреть вдаль. Эти перерывы в чтении нужны также для отдыха мышц шеи и спины, находящихся в состоянии тонуса и сокращения. При чтении вслух голос не напрягают и делают паузы. Обязательно во время чтения соблюдать правильную позу за партой или столом и иметь опору для ног. Категорически запрещается читать лежа, во время еды, в трамвае, автобусе, так как при этом нарушаются аккомодация и кровоснабжение глаз.
При письме необходимо соблюдение тех же правил, что и гигиене чтения. Правильная посадка при письме имеет особенное значение, так как, кроме мышц шеи и спины, здесь принимают участие мышцы плеча, предплечья, кисти и пальцев. Во время письма не следует опираться грудью на край стола, так как это приводит к сдавлению грудной клетки и нарушению кровообращения и дыхания. Неправильная поза, принимаемая в результате утомления мышц при письме, может привести к искривлению позвоночника. (рис.)
Существенное значение имеет положение тетради, которая при косом письме должна лежать против середины туловища и образовывать с краем стола или парты угол в 30-40◦, открытый враво, а косые линии в тетрадях младших классов – перпендикулярны краю стола. Прямое письмо не требует косого положения тетради. При наклонном способе письма биоэлектрическая активность мышц туловища значительно больше, чем при прямом. При наклонном письме признаки утомления в трапециевидной и крестцово-остистой мышцах появляются после 15 мин урока, а при прямом – после 30 мин. В косой мышце живота признаки утомления появляются примерно в одно время. При наклонном письме асимметрия наблюдается в этих трех мышцах, а при прямом – только в и крестцово-остистой, к концу урока. Поэтому прямой способ письма лучше наклонного. В школах принято писать с наклоном 10-15◦, тетрадь находится на расстоянии 35-40 см от глаз, не ближе 30 см. освещенность тетради 150 лк.
При письме ученика нужно научить правильно держать ручку или карандаш. Кисть руки должна быть неподвижной и перемешаться только при переносе руки. В правильном письме только три пальца. Ручку по отношению к тетради нужно держать без напряжения под углом в 60◦ между большим и указательными пальцами на расстоянии 4-5 см от кончика пера с опорой ручки на средний палец, а кисти рук – на наружный край мизинца (рис.)
Пальцы при держании
должны быть слегка изогнуты. Продолжительное
письмо без отдыха может привести
к писчей судороге, при наступлении
которой письмо нужно прервать до
ее прекращения. предельно допустимая
продолжительность письма по возрастам
(мин) : в 6-7 лет -5, 7-10 лет – 10, 10-12 лет – 15,
12-15 лет – 20 и 15-18 лет – 35-30 мин. Те же гигиенические
правила соблюдаются при рисовании и черчении.
В младших классах нельзя пользоваться
миллиметровой бумагой и транспарантами,
вызывающими напряжение зрения.
Комплексы упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
ВАРИАНТ 1.
1. Закрыть глаза,
сильно напрягая глазные мышцы,
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
ВАРИАНТ 2.
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая
головы (голова прямо), делать медленно
круговые движения глазами