Гигиена письма и зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:59, реферат

Краткое описание

В данной работе рассмотрены основные положения гигиены письма и зрения на производстве и в учебных заведениях, а также показаны две концепции устройства и работы зрительного тракта

Оглавление

Введение 2

Анатомофизиологические особенности зрительного анализатора 3

Основные формы нарушения зрения 7

Гигиена зрения, чтения и письма 9

Комплексы упражнения для глаз 12

Заключение 13

Список используемой литературы 14

Файлы: 1 файл

Мой реферат.docx

— 67.69 Кб (Скачать)

        Слезная жидкость вырабатывается  специальными слезными железами. Она содержит 97,8 % воды, 1,4 %  органических  веществ  и  0,8  %  солей.  Слезы увлажняют роговицу и способствуют сохранению ее прозрачности.

        В  слезной  жидкости  содержатся   вещества,   убивающие   микробы.

Благодаря этому  слезная жидкость играет особо важную защитную роль.  Слезная жидкость  через  слезные  канальцы,   отверстия   которых   расположены   во внутренних углах глаз, попадает  в  так  называемый  слезный  мешок,  а  уже отсюда - в носовую полость.

        Когда слезная железа производит избыточное количество  жидкости  (а

это бывает, когда  человек плачет), то она  не  успевает  уходить  в  слезные

канальцы и стекает  через край нижнего века.

        Глаз - самый подвижный из всех  органов человеческого организма.  Он

совершает постоянные движения, даже в  состоянии  кажущегося  покоя.  Мелкие движения  глаз  (микродвижения)  играют  значительную  роль   в   зрительном восприятии. Без них невозможно было бы различать предметы. Кроме того,  глаз совершает заметные движения (макродвижения)  -  повороты,  перевод  взора  с одного предмета на другой, слежение за движущимся  предметом  (например,  на экране телевизора, дисплея и т.д.), сведение  глаз  к  носу,  когда  предмет

приближается к  лицу.

        Различные  движения  глаза,  повороты  в   стороны,   вверх,   вниз

обеспечивают глазодвигательные  мышцы, расположенные в глазнице. Всего их  6, 4 прямые мышцы крепятся к передней  части склеры  (сверху,  снизу,  справа, слева) и каждая из них поворачивает глаз в свою сторону. А две косые  мышцы, верхняя и нижняя,  прикрепляются к задней  части склеры и участвуют в изменении формы глаза от шаровидной к овальной. Это способствует аккомодации глаза для видения вблизи. То, что аккомодация глаза происходит за счет изменения формы хрусталика и работы циллярной мышцы, является заблуждением основоположника данной теории Германа Гельмгольца. Содружественное действие глазодвигательных мышц обеспечивает одновременный  поворот  глаз  в ту или иную сторону, а также играют решающую роль в аккомодации и рефракции глаза. При повреждении мышц глаза  у  человека  ограничивается

поле зрения, поскольку  утрачивается способность поворачивать глаза в ту  или иную сторону.

        Итак, глаз человека представляет  собой сложную оптическую  систему,

которая состоит из роговицы, хрусталика и стекловидного тела.  Преломляющая сила глаза (прохождение луча света через прозрачные среды  и  изменение  его направления)  зависит  от  состояния  оптической  системы  глаза  у  данного

человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  формы нарушения  зрения. 

Окружающий нас  мир виден четко и ясно, когда  все отделы зрительного анализатора работают гармонично и без  помех.  Но  может  наступить  момент, когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов  становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы»  перед  глазами и т.д. - это, значит, произошло нарушение работы зрительного  анализатора . Наиболее распространенные формы нарушения  зрения  -  это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Спазм аккомодации

Большинство офтальмологов  называют спазмом аккомодации  чрезмерное

Напряжение глазодвигательных  мышц, которое не проходит, даже когда глаз в нем не  нуждается. Он (спазм) сопровождается напряжением зрения  вдаль,  зрительным  утомлением при  работе  на  близком  расстоянии.  Такой  спазм  дает  стойкое  усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

       Частота спазма аккомодации значительна. Профессор А.И. Данилевский и его сотрудники полагают, что  подобным  нарушением  страдает  каждый  шестой близорукий школьник. По данным Р.С.  Зильбермана,  при слабой  близорукости спазм встречается в 35, 2 %, при средней (3,0D - 6,0D) - в 28,4 %.

      Школьник, у  которого  развивается  стойкий  спазм аккомодации,,   становится   раздражительным,   быстро   устает,    снижает    свою

успеваемость,  жалуется   на   головные   боли.   Продолжительность   спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от  общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий,  своевременности  диагностики и правильно назначенного лечения глаз.

     Профилактика спазма аккомодации, имеющая большое значение  ввиду частоты этого поражения, его тяжести и длительности,  должна  осуществляться родителями, педагогами и офтальмологами.

Близорукость

Как  правило,  это  приобретенное  заболевание,  когда  в   период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр  телепередач,  игр на  компьютере)  из-за  нарушения  кровоснабжения  происходят  изменения   в глазном яблоке, приводящие к его растяжению и нарушению правильной работы глазодвигательных мышц.

      В результате такого растяжения ухудшается  зрение  вдаль,  которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость

 В отличие от  близорукости,  это , как правило, приобретенное расстройство зрения, связанное с особенностью строения глазного яблока.

     Первые  признаки  появления  дальнозоркости  -  ухудшение  остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя.  В  более  выраженных  и поздних  стадиях  -  понижение  зрения  вдаль,  быстрая  утомляемость  глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

 Астигматизм

Это  особый  вид  оптического  строения   глаза.   Явление  этого врожденного   или   приобретенного   характера   обусловлено   чаще   всего, неправильностью кривизны глазного яблока. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой  утомляемости  и  болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Косоглазие

Косоглазие - положение  глаз, при котором зрительная  линия оси  одного глаза направлена  на  рассматриваемый  предмет,  а  другого  -  отклонена  в

сторону. Отклонение в сторону  носа  называется  сходящимся  косоглазием,  к виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения  согласованной  работы

мышц глаза. При  этом работает только один здоровый глаз а,  косящий  же  глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению  зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гигиена зрения, чтения и письма

Для предупреждения близорукости и других нарушений  зрения, важное значение имеет соблюдение правил школьной гигиены: хорошее освещение  классов, классных досок, парт и столов для занятий, отсутствие на них ярких  предметов и отблесков, раздражающих глаза, правильное устройство парт,  столов и сидений, четкий шрифт учебников, прямое письмо, 15-20-минутные перерывы в  занятиях на каждый час чтения или письма, обеспечивающие расслабление глазодвигательных мышц, уменьшение общего числа учебных занятий, запрещение чтения и письма лежа или при наклонном положении головы, ношение темных очков, защищающих глаза от попадания солнечных лучей.

При соблюдении правил гигиены зрения улучшение  зрения происходит на уроках рисования, черчения, в игре. После занятий и игр, связанных с напряжением аккомодации, рекомендуется 1-2 минуты смотреть вдаль. Зрительные ощущения игрушек, имеющих  различную форму (куб, шар, цилиндр  и др.) , сочетаются с осязанием и движениями рук и головы. Для совершенствования зрения  большое значение также имеют упражнения зрительных восприятий игрушек различных цветов и на экскурсиях, при сборе различно окрашенных цветов, грибов и других растений.

В упражнении зрения у старших школьников велика роль спортивных игр в теннис, баскетбол, волейбол, стрельбы в цель, метаний, гимнастических упражнений, плаванья, езды не велосипеде, хождения на лыжах  по пересеченной местности, скоростных спусков на лыжах с гор, вырезывания  фигур, рассмотрения чертежей, рисунков и картин, деталей, моделей, инструментов и приборов, астрономических наблюдений. Однако не следует утомлять глаза. Один из признаков переутомления глаз - учащенное мигание.

        Для предупреждения утомления зрения при нормальном  зрении книга или тетрадь должны находиться на расстоянии не меньше 30 см от глаз, для детей и подростков 35-40 см., для взрослых – 30-35 см.

При чтении, необходимо, чтобы свет падал с левой стороны, а исскуственное освещение было не менее 150 лк. При чтении книга или тетрадь должны находиться не в горизонталсном положении, а в наклонно с углом в 30-40◦. Через 20-30 минут чтения следует делать кратковременные перерывы и смотреть вдаль. Эти перерывы в чтении нужны также для отдыха мышц шеи и спины, находящихся в состоянии тонуса и сокращения. При чтении вслух голос не напрягают и делают паузы. Обязательно во время чтения соблюдать правильную позу за партой или столом и иметь опору для ног. Категорически запрещается читать лежа, во время еды, в трамвае, автобусе, так как при этом нарушаются аккомодация и кровоснабжение глаз.

         При письме необходимо соблюдение тех же правил, что и гигиене чтения. Правильная посадка при письме имеет особенное значение, так как, кроме мышц шеи и спины, здесь принимают участие мышцы плеча, предплечья, кисти и пальцев. Во время письма не следует опираться грудью на край стола, так как это приводит к сдавлению грудной клетки и нарушению кровообращения и дыхания. Неправильная поза, принимаемая в результате утомления мышц при письме, может привести к искривлению позвоночника. (рис.)

Существенное значение имеет положение тетради, которая  при косом письме должна лежать против середины туловища и образовывать с  краем стола или парты угол в 30-40◦, открытый враво, а косые линии в тетрадях младших классов – перпендикулярны краю стола. Прямое письмо не требует косого положения тетради. При наклонном способе письма биоэлектрическая активность  мышц туловища значительно больше, чем при прямом. При наклонном письме признаки утомления в трапециевидной и крестцово-остистой мышцах появляются после 15 мин урока, а при прямом – после 30 мин. В косой мышце живота признаки утомления появляются примерно в одно время. При наклонном письме асимметрия наблюдается в этих трех мышцах, а при прямом – только в и крестцово-остистой, к концу урока. Поэтому прямой способ письма лучше наклонного. В школах принято писать с наклоном 10-15◦, тетрадь находится на расстоянии 35-40 см от глаз, не ближе 30 см. освещенность тетради 150 лк.

При письме ученика  нужно научить правильно держать ручку или карандаш. Кисть руки должна быть неподвижной и перемешаться только при переносе руки. В правильном письме только три пальца. Ручку по отношению к тетради нужно держать без напряжения под углом в 60◦ между большим и указательными пальцами на расстоянии 4-5 см от кончика пера с опорой ручки на средний палец, а кисти рук – на наружный край мизинца (рис.)

Пальцы при держании должны быть слегка изогнуты. Продолжительное  письмо без отдыха может привести к писчей судороге, при наступлении  которой  письмо нужно прервать до ее прекращения. предельно допустимая продолжительность письма по возрастам (мин) : в 6-7 лет -5, 7-10 лет – 10, 10-12 лет – 15, 12-15 лет – 20 и 15-18 лет – 35-30 мин. Те же гигиенические правила соблюдаются при рисовании и черчении. В младших классах нельзя пользоваться миллиметровой бумагой и транспарантами, вызывающими напряжение зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются  сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

ВАРИАНТ 1.

1. Закрыть глаза,  сильно напрягая глазные мышцы,  на счет 1-4, затем раскрыть глаза,  расслабив мышцы, посмотреть вдаль  на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 

2. Посмотреть на  переносицу и задержать взор  на счет 1-4. До усталости глаза  не доводить. Затем открыть глаза,  посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить  4-5 раз. 

3. Не поворачивая  головы, посмотреть направо и  зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо  на счет 1-6. Аналогичным образом  проводятся упражнения, но с фиксацией  взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перенести взгляд  быстро по диагонали: направо  вверх - налево вниз, потом прямо  вдаль на счет 1-6; затем налево  вверх - направо вниз и посмотреть  вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 

ВАРИАНТ 2.

1. Закрыть глаза,  не напрягая глазные мышцы,  на счет 1-4, широко раскрыть глаза  и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 

2. Посмотреть на  кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая  головы (голова прямо), делать медленно  круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Информация о работе Гигиена письма и зрения