Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:45, курсовая работа
Цель работы: изучение и написание на основе литературных источников развития пищеварительного тракта человека.
Задачи данной работы:
рассмотреть онтогенез ротовой полости;
изучить онтогенез пищеварительной трубки;
проследить развитие желез пищеварительного тракта;
рассмотреть аномалии развития пищеварительной системы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………………3
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ……………………………......4
1.1. Преддверие и собственно полость рта………………………...4
1.2. Язык и миндалины……….……………………………………..6
1.3. Зубы……………………………………………………………...7
1.4. Слюнные железы рта…………………………………………...9
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ ТРУБКИ…………………..10
2.1. Глотка и пищевод……………………………………………...10
2.2. Желудок………………………………………………………...10
2.3. Тонкий и толстый кишечник………………………………….12
2.4. Развитие брюшины и формирование брюшинной полости...14
РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА………..16
3.1. Печень…………………………………………………………..16
3.2. Поджелудочная железа………………………………………..18
РАЗДЕЛ 4. АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА…20
ВЫВОДЫ……………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ……………………………......4
1.1. Преддверие и собственно полость рта………………………...4
1.2. Язык и миндалины……….……………………………………..6
1.3. Зубы……………………………………………………………...
1.4. Слюнные железы рта…………………………………………...9
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ ТРУБКИ…………………..10
2.1. Глотка и пищевод……………………………………
2.2. Желудок………………………………………………………..
2.3. Тонкий и толстый кишечник………………………………….12
2.4. Развитие брюшины и формирование брюшинной полости...14
РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА………..16
3.1. Печень…………………………………………………………..
3.2. Поджелудочная железа…………………………
РАЗДЕЛ 4. АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА…20
ВЫВОДЫ……………………………………………………………2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Пищеварительная система имеет огромное значение в жизни человека. Изучение данной темы позволяет более детально рассмотреть происхождение органов пищеварительной системы в онтогенезе, показывает влияние развития пищеварительного тракта на организацию всего организма. В связи с загрязнением окружающей среды всё чаще наблюдаются аномалии развития пищеварительной системы у новорожденных.
Объект исследования: живой организм.
Предмет исследования: пищеварительная система.
Цель работы: изучение и написание на основе литературных источников развития пищеварительного тракта человека.
Задачи данной работы:
Практическое значение курсовой работы: работа может быть использована студентами при изучении курса «Анатомия человека» при прохождении темы: «Пищеварительная система человека», при преподавании в школе на уроках биологии по теме: «Пищеварительная система человека», а также при написании доклада для научной конференции по биологии.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, четырёх разделов, выводов, приложений и списка использованных источников.
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ
1.1. Преддверие и собственно полость рта
На головном конце эмбриона человека третьей недели, когда его тело достаточно обособилось от желточного мешка, возникает впячивание эктодермы, получившее название ротовой бухты, или стомадеума. В дальнейшем ротовая бухта углубляется в каудальном направлении до тех пор, пока эктодермальный эпителий не встретится с энтодермальным эпителием головного конца первичной кишки. Образовавшаяся двуслойная перегородка между ротовой бухтой и первичной кишкой получила наименование глоточной перепонки. У четырёхнедельного эмбриона глоточная перепонка прорывается, и место прорыва указывает на границу между полостями рта и глотки. Дорсальная стенка ротовой бухты в непосредственной близости к глоточной пластинке образует выпячивание в сторону пузыря промежуточного мозга, которое вскоре отшнуровывается и служит источником развития передней доли гипофиза. [10]
Вентральная и боковые стенки ротовой бухты и прилежащего участка первичной кишки являются местом, где у ранних эмбрионов всех хордовых закладываются парные сегментные жаберные дуги, расположенные дорсально-вентрально. У человека таких дуг закладывается 5-6. При этом 5-я пара жаберных дуг является рудиментарным образованием. В мезенхимную основу каждой жаберной дуги врастают кровеносные сосуды и нервы. [2]
На ранних стадиях эмбрионального развития происходит выпячивание эпителия ротовой бухты и полости глотки в виде так называемых жаберных, или глоточных, карманов. Снаружи соответственно этим карманам образуются впячивания эктодермы – жаберные, или глоточные, борозды.
У человека, как и у всех наземных позвоночных, жаберные карманы и жаберные борозды обычно не прорываются, за исключением небольшого дорсального участка в промежутке между первой и второй жаберными дугами. За счёт этого участка в эмбриогенезе возникает слуховая труба и среднее ухо, или барабанная полость.
Первая жаберная дуга (нижнечелюстная) в дальнейшем расщепляется на верхний и нижний отростки. Из верхнего отростка развиваются две боковые трети верхней губы, верхняя челюсть с небом, верхняя часть щеки, скуловая кость и др. Из нижнего отростка первой жаберной дуги развиваются нижняя челюсть, нижняя губа, нижняя часть щеки, слизистая передних двух третий языка, дно полости рта, жевательные, челюстно-подъязычные мышцы и др. [1,2,6,10,20]
Вторая жаберная дуга носит название подъязычной. Из неё развиваются малые рога подъязычной кости и стремячко. Третья жаберная дуга участвует в формировании подъязычной кости и щитовидного хряща. Четвёртая жаберная дуга, самая малая, срастается с третьей. Вскоре от второй жаберной дуги вниз вырастает кожная складка, покрывающая нижние жаберные дуги и срастающаяся с кожным покровом шеи. Кзади от описанной складки образуется ямка – шейный синус, сообщающийся с внешней средой отверстием, которое в дальнейшем зарастает. Вторая, третья и другие жаберные дуги принимают участие в образовании слизистой корня языка, зева, а также в развитии небной и язычной миндалин и др.
Из жаберных карманов формируются органы. Из 1-й пары жаберных карманов образуется полость среднего уха и слуховые трубы; 2-я пара жаберных карманов даёт начало небным миндалинам; из 3-й и 4-й пар карманов возникают зачатки паращитовидных и зобной желез. Из передних отделов первых трёх жаберных карманов формируются зачатки языка и щитовидной железы. [2,6]
В формировании полостей
рта и носа помимо жаберных дуг
принимают участие верхний
В дальнейшем возникает сплошное небо, образуются отверстия глаз, носа, рта, срастаются верхняя и нижняя губы, разделяется полость носа, исчезают признаки жаберных дуг. Однако в раннем эмбриогенезе возможны отклонения от нормы, что ведёт к врождённым порокам развития. В одних случаях в результате разрастания отростков жаберных дуг зарастают естественные отверстия. В других – вследствие торможения роста названных выше отростков эмбриональные щели остаются незаращёнными и после рождения.
У новорожденных и детей первых 3-х месяцев жизни полость рта чрезвычайно мала, а костное небо широкое и уплощенное. У детей щеки выпуклые за счёт жирового тела, которое с возрастом почти исчезает и отодвигается кзади. [2,3,9,10]
1.2. Язык и миндалины
Вначале пятой недели утробной жизни из эктодермы дна ротовой бухты сзади от нижнечелюстного отростка первой жаберной дуги возникают: непарный бугорок, расположенный по срединной плоскости, и несколько кнаружи и кпереди от него правый и левый латеральные бугорки. Из непарного бугорка образуется небольшой участок слизистой, прилежащий спереди к слепому отверстию языка. Боковые бугорки представляют собой начало развития слизистой оболочки тела языка, вплоть до пограничной борозды. Слизистая оболочка корня языка возникает из энтодермы, покрывавшей до прорыва ротовой мембраны вентромедиальные участки 2, 3, 4 и частично 5 жаберных дуг.
Как известно, у рыб язык представлен только складкой слизистой оболочки. У амфибий и рептилий в язычную складку слизистой врастают мышечные пучки, отщепившиеся от подбородочно-подъязычной и грудино-подъязычной мышц. От этих же мышц, по-видимому, произошли и собственные мышцы языка высших позвоночных, включая человека.
Рекапитуляция этого процесса в раннем эмбриогенезе человека точно не определена. Однако, косвенные факты (иннервация подъязычным нервом) дают основание считать, что источником развития мускулатуры языка, так же как и мышц, расположенных ниже подъязычной кости, являются затылочные миотомы.
Первые признаки эмбриогенеза небных миндалин появляются в конце третьего месяца развития, когда происходит вселение лимфоцитов в соединительную ткань в пределах редуцирующихся вторых жаберных карманов. В последующем в лимфоидную ткань врастают тяжи эпителиальных клеток, которые являются производными эктодермы стомадеума. Затем эпителиальные тяжи расщепляются и из них образуются крипты, пронизывающие миндалину. Окончательно миндалины формируются в течении последней трети антенатального периода. Эмбриогенез язычной и глоточной миндалин в основном сходен с развитием небной миндалины с той лишь разницей, что крипты их мельче и устроены они проще. [2,3,10,12,20]
1.3. Зубы
Первые признаки развития зубов у человека появляются к концу второго месяца эмбриогенеза и выражаются в образовании быстро развивающихся эпителиальных валиков, соответственно расположению будущих дуг. Вскоре валики погружаются вглубь мезенхимы и отшнуровываются от полости рта в виде дугообразной пластинки. Эта пластинка затем разделяется по длине на переднюю и заднюю. Из передней, или щечно-губной, пластинки в результате её расщепления формируется борозда, отделяющая десну от губ и щёк. В задней, или зубной, пластинке происходит очаговое разрастание эпителия, дающего начало так называемым эмалевым органам. На нижней стороне каждого эмалевого органа, по внешнему виду похожего на колокольчик, образуется углубление, куда врастают мезенхимальные клетки, составляющие сосочек зуба, где наружные клетки превращаются в одонтобласты, которые секретируют промежуточное вещество и формируют волокнистые образования дентина. Из внутренней части зубного сосочка развивается пульпа. [5,8,10,12,20]
В результате слияния
эмалевого органа с сосочком зуба формируется зубной
зачаток. Таких зачатков, из которых развиваются
выпадающие зубы, закладывается по десяти
в обеих челюстях: для 4 резцов, 2 клыков
и 4 коренных зубов.
Зубная пластинка продолжает развиваться
в двух направлениях. Во-первых, на её язычной
поверхности соответственно расположению
зубных зачатков выпадающих зубов возникают
в обеих челюстях по десять зубных зачатков
постоянных зубов: для 4 резцов, 2 клыков
и 4 коренных зубов. Во-вторых, за счёт роста
зубной пластинки в длину на её концах
в каждой челюсти развиваются ещё по три
зубных зачатка для 6 больших коренных
зубов. Итого на каждой стороне челюстей
возникает по 16 зубных зачатков постоянных
зубов.
Из эмалевого органа, развивающегося из эктодермального эпителия ротовой полости, формируется эмаль и кутикула, выстилающие коронку зуба. Остальные элементы зуба (дентин, цемент и пульпа зуба) образуются из мезенхимы.
Таким образом, возникновение зачатков как выпадающих, так и постоянных зубов происходит почти одновременно, но сроки их прорезывания, как было указано выше, различны. [10,11]
На 19-й неделе эмбрионального периода зубная пластинка полностью обособляется от эпителия ротовой полости. Одонтобласты образуют многочисленные отростки, которые пронизывают дентин, проходя по специальным дентинным канальцам. Одонтобласты формируют органическое и неорганическое вещество зуба. При разрушении одонтобластов дентин постепенно темнеет, становится более хрупким и разрушается.
На границе между наружной поверхностью развивающейся почки зуба и костью наблюдается скопление мезенхимальных клеток в виде зубного мешочка. Во время прорезывания зубов мешочек под коронкой разрушается, а оставшаяся его часть плотно прилегает к дентину корня, образуя надкостницу. В ней залегают цементобласты, формирующие промежуточное вещество и образующие волокна цемента.
Между корнем зуба и костью имеется пространство, заполненное волокнистой соединительной тканью, которая превращается в фиброзные связки. Эти волокна со стороны корня зуба замуровываются цементом, а со стороны кости челюстей – костным веществом. Таким образом, соединительнотканные волокна пародонта закрепляются в зубе и кости. [5,12]
1.4. Слюнные железы рта
Мелкие слюнные железы возникают в результате врастания эпителия стомадеума и прехордальной пластинки в толщу подлежащей мезенхимы. Среди крупных слюнных желез раньше всех (середина 6 недели) закладывается околоушная железа. На внутренней поверхности каждой щеки эпителий стомадеума начинает врастать вглубь мезенхимы и направляется к уху. Достигнув позадинижнечелюстного пространства, зачаток протока распадается на ветви, на конце которых в дальнейшем вырастают концевые альвеолы. Несколько позже околоушной возникают зачатки подъязычной и подчелюстной слюнных желез. При этом подчелюстная железа начинает расти из эпителия стомадеума в виде парного клеточного тяжа. Оба тяжа врастают вглубь мезенхимы под языком вблизи срединной плоскости. Подъязычная железа возникает из многих зачатков в результате слияния небольших желез, образующихся на дне полости рта, которые в дальнейшем объединяются вторично. [2,10]
Полость рта и её органы
в течении становления и
Информация о работе Аномалии развития пищеварительного тракта