Управление финансовыми результатами деятельности коммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Кроме этого, финансовый результат хозяйственной деятельности организации определяется показателями прибыли и убытка, формируемым в течении календарного (хозяйственного) года. Мотивацией деятельности юридического лица признается извлечение экономической выгоды в виде систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг в установленном законодательством порядке. Прибыль можно рассматривать также как инструмент урегулирования и защиты экономических интересов каждого физического и юридического лица, заинтересованного в делах организации. Прибыль выступает источником, используемым после обязательных платежей в бюджет на цели, определяемые уставными документами или соответствующими решениями руководства организации и учредителей [].

Оглавление

1 Теоретические основы управления финансовым результатом деятельности коммерческой организации 5
1.1 Цели и принципы управления финансовыми результатами деятельности организации 5
1.2 Понятие и этапы политики управления финансовыми результатами деятельности организации 10
1.3 Методика анализа финансовых результатов деятельности организации 21
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Диплом по фин.результатам.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

Следуя данной логике анализа, прежде всего, изучается формирование прибыли, т. е. масса, динамика и структура совокупной (общей бухгалтерской) прибыли предприятия с выявлением факторов ее изменения и потенциальных резервов. Затем анализируются: составляющие совокупной прибыли в вышеуказанной последовательности, которыми являются прибыль от продаж и прибыль от прочей деятельности (операционная и внереализационная прибыль); прибыль в разрезе выпуска конкретных видов продукции, конкретных договоров с покупателями, а также прибыль от прочей деятельности в разрезе отдельных операций и сделок; рентабельность (доходность) деятельности, в частности, рентабельность продаж, характеризующая величину прибыли на каждый рубль выручки от продаж. Следующим направлением выступает анализ прибыли от продаж в составе маржинального дохода с выделением условно-постоянных и условно-переменных затрат в целом по предприятию и на уровне конкретного изделия. И, наконец, осуществляется предельный анализ или анализ приростных величин выручки и затрат в целях определения такого объема производства (продаж), которому соответствует возможность получения предприятием максимальной величины прибыли от продаж.

Показатели, используемые для анализа, оцениваются в базисных, плановых и фактически действующих  ценах, учитывается действие инфляции, факторы риска и неопределенности при получении прибыли. Расчеты изменений финансовых результатов ведутся прямым счетом и с применением различных методов экономического анализа, содержание которых изучается в его теории, позволяющих раскрыть систему частных изменений под воздействием различных факторов и показать ее связь с изменением обобщающих показателей.

Одновременно с этим изучаются источники получения  прибыли, степень стабильности получения прибыли, а также разрабатываются мероприятия в целях реализации резервов и прогноза финансовых результатов. Отдельным направлением, которое тесно взаимосвязано с анализом формирования прибыли, выступает анализ ее распределения и использования в интересах собственников, инвесторов, менеджеров и трудового коллектива организации, государства в целом.

Практически все пользователи финансовых отчетов организаций используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Однако в параграфе 1.2. не в полном объеме рассмотрена методика анализа финансовых результатов деятельности организации, более подробна она описана в параграфе 1.3.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методика анализа финансовых результатов деятельности организации

 

Финансовый анализ – это анализ финансовых показателей, которые отражают финансовые результаты деятельности и финансовое состояние организации. Финансовые показатели в значительной степени содержатся в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такой финансовый анализ для организации выступает как часть управленческого анализа, цель которого – принимать обоснованные управленческие решения по проблемам хозяйственной деятельности, а для аудитора – как информационная база, более широкая, нежели отчетность, что позволяет сделать обоснованное заключение о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности отражения в финансовой отчетности реальной хозяйственной деятельности.

Анализ формирования финансовых результатов  проводится как в самой организации  – для целей управления активами, так и внешними пользователями информации, партнерами по бизнесу или акционерами. Изучение динамики финансовых результатов по составляющим ее элементам позволит оценить:

  • конкурентные позиции организации;
  • стратегию управления активами организации;
  • качество хозяйственно-правовой работы в организации [].

 В общем плане текущие задачи по управлению финансовыми результатами определяются хозяйственной деятельностью организации, зафиксированной практически в каждом уставе: это улучшение финансовых результатов или максимизация прибыли.

В задачи анализа финансовых результатов входят:

  • оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;
  • изучение структуры и составных элементов балансовой прибыли;
  • выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль балансовую и от реализации продукции;
  • анализ показателей рентабельности [].

Целями проведения экономического анализа финансовых результатов  являются

  • своевременное обеспечение руководства предприятия и его финансово-экономических служб данными, позволяющими сформировать объективное суждение о результатах деятельности организации в различных сферах хозяйствования за отчетный год в сравнении с предыдущим годом, рядом прошедших финансовых периодов, с бизнес-планом, результатами деятельности других организаций;
  • выявление факторов, действие которых привело к изменению показателей финансовых результатов и резервов роста прибыли;
  • разработка мероприятий по максимизации прибыли организации;
  • разработка предложений по использованию прибыли организации после налогообложения.

Под управлением финансовыми результатами организации понимают комплекс мероприятий по управлению кредитно-денежными отношениями организации, реализуемых в определенном порядке ответственной структурой для решения взаимосвязанных задач восстановления, укрепления и расширения финансов [].

К конкретным задачам по улучшению финансового результата относятся:

  • оптимизация затрат (оценка размеров и структуры, выявление резервов, рекомендации по снижению и др.);
  • оптимизация доходов (соотношение прибыли и налогов, распределение прибыли и др.);
  • реструктуризация активов организации (выбор и обеспечение разумного соотношения текущих активов);
  • обеспечение дополнительных доходов организации (от непрофильной реализационной и финансовой деятельности, реструктуризации имущественного комплекса – «сброса» излишних видов имущества, основных фондов, долгосрочных финансовых вложений);
  • совершенствование расчетов с контрагентами (повышение денежной составляющей в объеме продаж);
  • совершенствование финансовых взаимоотношений с дочерними обществами;
  • соотношение этих задач путём построения «дерева целей» и выделения приоритетов должно определяться по результатам финансовой политики.

Таким образом, можно укрупнено  определить основные объекты при  управлении финансовыми результатами:

  • регулирование финансовых результатов производственной деятельности, т.е. определение оптимальных вариантов формирования отдельных элементов себестоимости производства, распределения затрат, ценообразования, налогообложения и т.д.
  • управление активами – деятельность связанная с формированием имущества предприятия [].

Для достижения поставленных целей  в процессе анализа финансовых результатов решаются следующие задачи:

  • разработка информационного механизма анализа финансовых результатов, позволяющего своевременно получать достоверную и полную информацию для его проведения в различных направлениях и соответствующих уровнях, аспектах и резервах;
  • анализ и оценка достигнутого уровня прибыли предприятия в абсолютных и относительных показателях;
  • анализ влияния на финансовые результаты инфляционных процессов в экономике и изменений в нормативно-законодательных актах в области формирования затрат и финансовых результатах деятельности предприятия;
  • выявление факторов (внутренних и внешних), повлиявших на величину прибыли, и резервов ее повышения;
  • анализ взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли в целях максимизации ее величины;
  • анализ использования прибыли;
  • прогнозирование финансовых результатов и разработка мероприятий по их достижению []

Для принятия внутренних финансовых решений необходимо:

  • иметь четкую классификацию доходов и расходов, прибылей и убытков (при этом к расходам и убыткам относятся все соответствующие статьи, уменьшающие статьи доходов, т.е. кроме статей распределения прибыли среди собственников и статей реинвестирования полученной прибыли);
  • иметь возможность оперативно анализировать влияние внутренних факторов эффективности деятельности предприятия и влияние налогового фактора;
  • оперативно получать эту информацию в удобной для анализа форме [].

Анализ финансовых результатов  деятельности организации осуществляется с помощью разных методов, в том числе:

1) с помощью горизонтального  анализа отслеживаются изменения  каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным периодом;

2) с помощью вертикального (структурного) анализа определяется изменение соответствующих статей бухгалтерской отчетности;

3) с помощью трендового анализа определяется динамика изменения показателей за ряд периодов;

4) с помощью факторного анализа  определяется влияние отдельных  факторов на показатели финансовых результатов;

5) с помощью анализа коэффициентов,  который базируется на соотношении различных абсолютных показателей между собой, вследствие чего выделятся относительные показатели. Прежде всего, это коэффициенты, характеризующие рентабельность [].

Анализ формирования и использования  прибыли предполагает следующие этапы:

1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли;

2. Анализ финансовых результатов  от обычных видов деятельности;

3. Анализ уровня среднереализационных  цен;

4. Анализ финансовых результатов  от прочих видов деятельности;

5. Анализ рентабельности деятельности  предприятия;

6. Анализ распределения и использования  прибыли [].

Балансовая прибыль учитывает  финансовые результаты от реализации продукции, прочей реализации, внереализационных  операций. Основными задачами анализа прибыли до налогообложения являются:

  • оценка плана (прогноза) прибыли;
  • изучение состава и структуры прибыли в динамике;
  • выявление и количественное измерение влияния факторов, формирующих прибыль;
  • выявление резервов роста прибыли;
  • разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учетом перспектив развития организации.

В процессе анализа изучают состав и динамику прибыли отчетного  года, устанавливают факторы, определяющие уровень прибыли, оценивают их влияние [].

Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя [23].

Прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре  балансовой прибыли. Она представляет не только собой конечный результат  деятельности предприятия в сфере производства, но и обращения.

Анализ прибыли от реализации предполагает не только общую и оценку различных  факторов, воздействующих на величину и динамику прибыли от реализации. На прибыль от реализации оказывает влияние изменение следующих факторов:

  1. Объем продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
  2. Структура реализованной продукции может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
  3. Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
  4. Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цеп сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить  способом цепной подстановки.

Прибыль от реализации товарной продукции  в общем случае находится под  воздействием таких факторов, как  изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов [].

В рамках внутреннего финансового  анализа при условии наличия необходимых аналитических бухгалтерского учета общая величина прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг) предприятия рассматривается как сумма величин прибылей (убытков) от реализации по товарным направлениям. Прибыли (убытки) от реализации товаров по товарным направлениям выступают в качестве факторов общей прибыли (убытка) от реализации предприятия. Такой факторный анализ позволяет сопоставить прибыльность различных товарных направлений и сделать соответствующие выводы о корректировке рыночной стратегии предприятия. Лишь в исключительных, особых случаях убыточное товарное направление может финансироваться за счет прибыльных товарных направлений. Как правило, в результате такого анализа принимается решение об изменении структуры деятельности предприятия.

Некоторые авторы отмечают ряд общих  методических моментов, позволяющих построить схему анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.

А. Д. Шеремет предлагает проводить анализ прибыли и рентабельности продукции в следующей последовательности:

1. Формируется ряд показателей,  в которых проявляются финансовые  результаты организации. При этом выделяются такие показатели, как валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль), чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).

2. Анализ на предварительном  этапе проводится как по абсолютным  показателям прибыли, так и по ее относительным показателям, например по отношению прибыли к выручке от продажи – по рентабельности продаж.

3. Углубленный анализ осуществляется  путем исследования влияния на  величину прибыли и рентабельность  продаж различных факторов, которые  подразделяются на группу внешних  и группу внутренних факторов.

4. Затем анализируется влияние  инфляции на финансовые результаты от продаж продукции.

5. Изучается качество прибыли  – обобщенная характеристика  структуры источников формирования  прибыли.

Информация о работе Управление финансовыми результатами деятельности коммерческой организации