Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:48, курсовая работа
Кроме этого, финансовый результат хозяйственной деятельности организации определяется показателями прибыли и убытка, формируемым в течении календарного (хозяйственного) года. Мотивацией деятельности юридического лица признается извлечение экономической выгоды в виде систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг в установленном законодательством порядке. Прибыль можно рассматривать также как инструмент урегулирования и защиты экономических интересов каждого физического и юридического лица, заинтересованного в делах организации. Прибыль выступает источником, используемым после обязательных платежей в бюджет на цели, определяемые уставными документами или соответствующими решениями руководства организации и учредителей [].
1 Теоретические основы управления финансовым результатом деятельности коммерческой организации 5
1.1 Цели и принципы управления финансовыми результатами деятельности организации 5
1.2 Понятие и этапы политики управления финансовыми результатами деятельности организации 10
1.3 Методика анализа финансовых результатов деятельности организации 21
Список использованных источников 30
Ведущие экономисты в области экономического анализа и финансового менеджмента большое место уделяют в своих исследованиях изучению финансовых результатов хозяйственной деятельности организации, однако подходят к определению экономического содержания данного понятия в различных аспектах и с разной степенью детализации.
Например, А. Д. Шеремет и Р. С. Сайфулин, раскрывая предлагаемую ими методику анализа финансовых результатов и рентабельности организации, отмечают, что «финансовый результат деятельности организации выражается в изменении величины его собственного капитала отчетного периода» []. Данное определение корреспондирует с определением выручки по Международным стандартам учета и финансовой отчетности.
Авторы перечисляют наиболее важные показатели финансовых результатов, характеризующие абсолютную эффективность хозяйствования организации, к которым относятся: прибыль (убыток) от реализации, прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, прибыль (убыток) отчетного года, нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.
Далее, продолжая анализировать методологию комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности, А. Д. Шеремет рассматривает организацию анализа прибыли и рентабельности продукции и дает следующее определение понятия доходов: «...приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов, либо уменьшения обязательств.» []. Подчеркивается, что сердцевиной финансового результата хозяйственной деятельности организации выступает «чистая прибыль отчетного года» [].
Н. А. Русак и другие в работе, посвященной анализу хозяйственной деятельности в промышленности, рассматривают понятие «конечный финансовый результат», под которым понимается прибыль, представляющая «собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом» []. Авторами выделяются следующие показатели прибыли []:
Н. Н. Селезнева и А. Ф. Ионова останавливаются на влиянии инфляции на финансовые результаты [], однако не рассматривают соотношение между понятиями «финансовый результат» и «прибыль», а сразу же дают определение прибыли: «Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса» []. Таким образом, прибыли дана достаточно широкая характеристика, это чистый доход, особый ресурс и конечная цель развития бизнеса.
О. В. Ефимова под финансовым результатом деятельности организации понимая прибыль [], в то же время отмечает, что «действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым обладают собственники», и в мировой практике под ним подразумевается «прирост чистых активов» [].
Г. В. Савицкая отмечает, что «финансовые результаты деятельности организации характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности»: «прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции» []. Г. В. Савицкая выделяет такие показатели, как балансовая (совокупная) прибыль, налогооблагаемая прибыль и чистая прибыль. «Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций» []. «Налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход, а также суммы льгот по налогу на прибыль» []. «Чистая прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды» [].
И. А. Бланк, анализируя финансовые механизмы управления формированием операционной прибыли, характеризует чистую прибыль как «один из важнейших результатов финансовой деятельности организации». Это сумма следующих видов прибыли предприятия: прибыли от реализации продукции (или операционной прибыли), прибыли от реализации имущества и прибыли от внереализационных операций при главной роли операционной прибыли, доля которой в настоящее время составляет примерно «90—95 % общей суммы прибыли» [].
В. В. Бочаров рассматривает порядок формирования финансовых результатов организации (прибыли), систематизируя статьи, входящие в отчет о прибылях и убытках и показывая формирование прибыли от валовой до чистой прибыли (непокрытого убытка) отчетного периода [].
С. А. Бороненкова, анализируя производство и реализацию продукции, проводит анализ безубыточности продаж, в рамках которого изучает взаимосвязь между объемом продаж, выручкой и прибылью организации и определяет «точку критического объема производства, выше которой идет зона прибыльности организации, ниже — зона убытков» [].
Имеются различия и в
подходе к составу и
А. Д. Шереметом и Р. С. Сайфулиным определены следующие задачи анализа финансовых результатов []:
А. Д. Шеремет предлагает проводить анализ прибыли и рентабельности продукции в следующей последовательности []:
Внешние факторы отличаются от внутренних тем, что организация лишь может иметь о них информацию, но не может их контролировать. Внутренние факторы поддаются контролю со стороны организации. Их можно разделить на два фактора, как зависящие, так и не зависящие от усилий организации (см. рис. 2)
Рисунок 2 – Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
К внешним факторам относятся природные условия: уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, тарифов, процентов, налогов ставок и льгот, штрафных санкций, нормы амортизационных отчислений и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «количественные» изменения: объема средств и предметов труда; финансовых ресурсов; численности персонала; фонда рабочего времени и др.
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества; ускорение оборачиваемости оборотных средств; повышение квалификации и производительности труда персонала; снижение трудоемкости и материалоемкости продукции; совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.
К внепроизводственным
факторам относятся: снабженческо-сбытовая
и природоохранная
При осуществлении финансово-
Убытки представляют собой расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда штрафов, пеней и других санкций за нарушение договорных или долговых обязательств; расходы на возмещение причиненного ущерба; а также суммы безнадежных долгов. Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ убытки – это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) и т.д. Систематическое получение убытка является одной из главных причин банкротства [].
Финансовый результат
Чрезвычайными доходами и расходами считаются поступления и затраты, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств, например, стихийного бедствия, пожара, аварии и т. д.
Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Помимо этого классификация необходима для: определения из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода; разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности; разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа. В системе финансового управления выделяют следующую классификацию прибыли (убытка):
По источникам формирования в соответствии с НК РФ прибыль подразделяют:
на прибыль от реализации продукции, работ и услуг, в рамках которой в целях повышения степени аналитичности анализа можно выделять прибыль от основной деятельности организации и прибыль от прочей реализации (или прибыль от операционной деятельности). Прибыль от реализации определяется как разность между валовой прибылью и себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами.
Информация о работе Управление финансовыми результатами деятельности коммерческой организации