Управление финансовыми результатами деятельности коммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Кроме этого, финансовый результат хозяйственной деятельности организации определяется показателями прибыли и убытка, формируемым в течении календарного (хозяйственного) года. Мотивацией деятельности юридического лица признается извлечение экономической выгоды в виде систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг в установленном законодательством порядке. Прибыль можно рассматривать также как инструмент урегулирования и защиты экономических интересов каждого физического и юридического лица, заинтересованного в делах организации. Прибыль выступает источником, используемым после обязательных платежей в бюджет на цели, определяемые уставными документами или соответствующими решениями руководства организации и учредителей [].

Оглавление

1 Теоретические основы управления финансовым результатом деятельности коммерческой организации 5
1.1 Цели и принципы управления финансовыми результатами деятельности организации 5
1.2 Понятие и этапы политики управления финансовыми результатами деятельности организации 10
1.3 Методика анализа финансовых результатов деятельности организации 21
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Диплом по фин.результатам.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

Ведущие экономисты в  области экономического анализа  и финансового менеджмента большое место уделяют в своих исследованиях изучению финансовых результатов хозяйственной деятельности организации, однако подходят к определению экономического содержания данного понятия в различных аспектах и с разной степенью детализации.

Например, А. Д. Шеремет  и Р. С. Сайфулин, раскрывая предлагаемую ими методику анализа финансовых результатов и рентабельности организации, отмечают, что «финансовый результат деятельности организации выражается в изменении величины его собственного капитала отчетного периода» []. Данное определение корреспондирует с определением выручки по Международным стандартам учета и финансовой отчетности.

Авторы перечисляют  наиболее важные показатели финансовых результатов, характеризующие абсолютную эффективность хозяйствования организации, к которым относятся: прибыль (убыток) от реализации, прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, прибыль (убыток) отчетного года, нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.

Далее, продолжая анализировать  методологию комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности, А. Д. Шеремет рассматривает организацию анализа прибыли и рентабельности продукции и дает следующее определение понятия доходов: «...приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов, либо уменьшения обязательств.» []. Подчеркивается, что сердцевиной финансового результата хозяйственной деятельности организации выступает «чистая прибыль отчетного года» [].

Н. А. Русак и другие в работе, посвященной анализу хозяйственной деятельности в промышленности, рассматривают понятие «конечный финансовый результат», под которым понимается прибыль, представляющая «собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом» []. Авторами выделяются следующие показатели прибыли []:

    1. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
    2. Прибыль от прочей реализации.
    3. Доходы и расходы от внереализационных операций (внереализационные результаты).
    4. По ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях.
    5. Штрафы, пени, неустойки, полученные и уплаченные.
    6. Прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году.
    7. Поступления долгов и дебиторской задолженности.
    8. Поступления от других предприятий и организаций финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения и пр.
    9. Налогооблагаемая прибыль.
    10. Льготная (необлагаемая налогом) прибыль.
    11. Остающаяся в распоряжении предприятия прибыль.
    12. Чистая прибыль.

Н. Н. Селезнева и А. Ф. Ионова останавливаются на влиянии  инфляции на финансовые результаты [], однако не рассматривают соотношение между понятиями «финансовый результат» и «прибыль», а сразу же дают определение прибыли: «Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса» []. Таким образом, прибыли дана достаточно широкая характеристика, это чистый доход, особый ресурс и конечная цель развития бизнеса.

О. В. Ефимова под финансовым результатом деятельности организации понимая прибыль [], в то же время отмечает, что «действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым обладают собственники», и в мировой практике под ним подразумевается «прирост чистых активов» [].

Г. В. Савицкая отмечает, что «финансовые результаты деятельности организации характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности»: «прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции» []. Г. В. Савицкая выделяет такие показатели, как балансовая (совокупная) прибыль, налогооблагаемая прибыль и чистая прибыль. «Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций» []. «Налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход, а также суммы льгот по налогу на прибыль» []. «Чистая прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды» [].

И. А. Бланк, анализируя финансовые механизмы управления формированием операционной прибыли, характеризует чистую прибыль как «один из важнейших результатов финансовой деятельности организации». Это сумма следующих видов прибыли предприятия: прибыли от реализации продукции (или операционной прибыли), прибыли от реализации имущества и прибыли от внереализационных операций при главной роли операционной прибыли, доля которой в настоящее время составляет примерно «90—95 % общей суммы прибыли» [].

В. В. Бочаров рассматривает  порядок формирования финансовых результатов организации (прибыли), систематизируя статьи, входящие в отчет о прибылях и убытках и показывая формирование прибыли от валовой до чистой прибыли (непокрытого убытка) отчетного периода [].

С. А. Бороненкова, анализируя производство и реализацию продукции, проводит анализ безубыточности продаж, в рамках которого изучает взаимосвязь между объемом продаж, выручкой и прибылью организации и определяет «точку критического объема производства, выше которой идет зона прибыльности организации, ниже — зона убытков» [].

Имеются различия и в  подходе к составу и последовательности аналитических процедур, проводимых при анализе финансовых результатов деятельности организации.

А. Д. Шереметом и Р. С. Сайфулиным определены следующие  задачи анализа финансовых результатов []:

  • анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
  • факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
  • анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности;
  • анализ и оценка использования чистой прибыли;
  • анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;
  • анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств;
  • анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты.

А. Д. Шеремет предлагает проводить анализ прибыли и рентабельности продукции в следующей последовательности []:

    1. Формируется ряд показателей, в которых проявляются финансовые результаты организации». При этом выделяются такие показатели, как валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток от продаж и прочей внерализационной деятельности, прибыль (убыток) до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль), прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).
    2. Анализ на предварительном этапе проводится как по абсолютным показателям прибыли, так и по ее относительным показателям, например по отношению прибыли к выручке от продажи — по рентабельности продаж.
    3. Углубленный анализ осуществляется путем исследования влияния на величину прибыли и рентабельность продаж различных факторов, которые подразделяются на группу внешних и группу внутренних факторов.
    4. Затем анализируется влияние инфляции на финансовые результаты от продаж продукции.
    5. Изучается качество прибыли — обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли.
    6. Проводится анализ рентабельности активов организации.
    7. Осуществляется маржинальный анализ прибыли.

Внешние факторы отличаются от внутренних тем, что организация лишь может иметь о них информацию, но не может их контролировать. Внутренние факторы поддаются контролю со стороны организации. Их можно разделить на два фактора, как зависящие, так и не зависящие от усилий организации (см. рис. 2)

Рисунок  2 – Классификация факторов, влияющих на величину прибыли

 

К внешним факторам относятся  природные условия: уровень цен  на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, тарифов, процентов, налогов ставок и льгот, штрафных санкций, нормы амортизационных отчислений и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы  воздействуют на процесс получения  прибыли через «количественные» изменения: объема средств и предметов  труда; финансовых ресурсов; численности  персонала; фонда рабочего времени  и др.

Интенсивные факторы  воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества; ускорение оборачиваемости оборотных средств; повышение квалификации и производительности труда персонала; снижение трудоемкости и материалоемкости продукции; совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственным  факторам относятся: снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и сбыта  и др.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организации в той или иной степени несут убытки. Это происходит вследствие нестабильности общеэкономической ситуации, диспаритета цен, крайне незначительной государственной поддержки и других факторов.

Убытки представляют собой расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда штрафов, пеней и других санкций за нарушение договорных или долговых обязательств; расходы на возмещение причиненного ущерба; а также суммы безнадежных долгов. Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ убытки – это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) и т.д. Систематическое получение убытка является одной из главных причин банкротства [].

Финансовый результат хозяйственной  деятельности (прибыль/убыток) формируется из двух слагаемых, основным из которых является реализационный результат, полученный от продажи продукции, товаров, работ и услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности организации. Вторая часть – в виде доходов и расходов, непосредственно не связанных с формированием основного реализационного финансового результата, образует прочий финансовый результат, включающий операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. Так, к операционным доходам, в частности относится арендная плата, суммы дивидендов по акциям акционерных обществ и прибыль от участия в уставных капиталах других организаций. В состав операционных расходов включаются расходы, связанные с выбытием основных средств и иного имущества, а также проценты, выплачиваемые по кредитным договорам и договорам займа. Доходами от внереализационных операций являются также штрафные санкции по хозяйственным договорам, положительные курсовые разницы, безвозмездно полученные активы, суммы кредиторской и депонентской задолженностей, срок исковой давности которых истек. К расходам относятся зарплаты по возмещению убытков, причиненных организацией, а также отрицательные курсовые разницы и убытки прошлых лет, признанные в отчетном году [].

Чрезвычайными доходами и расходами считаются поступления и затраты, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств, например, стихийного бедствия, пожара, аварии и т. д.

Четкая классификация доходов  и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Помимо этого классификация необходима для: определения из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода; разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности; разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа. В системе финансового управления выделяют следующую классификацию прибыли (убытка):

По источникам формирования в соответствии с НК РФ прибыль подразделяют:

на прибыль от реализации продукции, работ и услуг, в рамках которой в целях повышения степени аналитичности анализа можно выделять прибыль от основной деятельности организации и прибыль от прочей реализации (или прибыль от операционной деятельности). Прибыль от реализации определяется как разность между валовой прибылью и себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами.

Информация о работе Управление финансовыми результатами деятельности коммерческой организации