Современное состояние потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:06, контрольная работа

Краткое описание

Потребительский рынок – важный фактор экономического роста России Основные движущие моменты: - Увеличение доходов населения - Снижение инфляции, сокращение безработицы - Изменения в потребительском поведении. Рост импорта. Расширение потребительского кредитования - Развитие инфраструктуры. Высокий уровень урбанизации. Перенос интересов в регионы - Иностранная конкуренция 2. Основные тенденции развития отрасли

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 43.69 Кб (Скачать)

     В зависимости от категории товара и стадии процесса покупки, влияние  мужа и жены проявляется в разной степени. Кроме того, распределение  ролей изменяется вместе со стилем жизни. В США традиционно жена покупает для семьи продукты питания, предметы домашнего обихода и  одежду. Но сегодня ситуация меняется, так как 70% женщин работают, а мужья  все чаще берут на себя покупки  товаров для дома. В разных странах  и общественных классах роли в  семье распределяются по-разному.

     На  поведение покупателя также оказывают  влияние его персональные характеристики: возраст и этап жизненного цикла, род занятий, экономическое положение, стиль жизни, особенности характера и самооценка.

     Экономическое положение человека сказывается  на его выборе товаров. Маркетологи, работающие с дорогостоящими товарами, отслеживают тенденции в изменении личных доходов, сбережений и процентных ставок. Если экономическое положение потребителей ухудшается, то маркетолог может рассмотреть возможность изменения характеристик товара, его цены или позиционирования.

     Поведение потребителей, как индивидуальных, так и коллективных сводится к  конечному потреблению товаров  и услуг для удовлетворения определенных потребностей. Все конечные потребители  образуют потребительский рынок. Международный потребительский рынок состоит из 5,5 миллиардов человек, причем миллиард проживает в Северной Америке, Западной Европе и на них приходится потребление 70% производимых товаров и услуг. Даже в рамках этих потребительских рынков, потребители значительно различаются по возрастным критериям, уровню образования и дохода, а также своими вкусами и предпочтениями. Существует множество факторов, влияющих на потребление того или иного товара.

     Механизм  формирования и функционирования потребительского рынка представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений  и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления  товаров и услуг.

     Функционирование  потребительского рынка России определяется связями: между потребностями населения  страны и производством; спросом  и предложением рынке товаров  и услуг; дифференциацией доходов  и характером потребления; уровнем  и структурой потребления; текущим  потреблением и накоплением; обобществленной  и индивидуализированной формами  потребления, и др.

     Объем потребительского рынка России в 2010 году составил 420 миллиардов долларов США. Только оборот розничной торговли в 2010 году составил 325 миллиардов долларов США. И, по мнению экспертов, рост будет  продолжаться. Такие данные были озвучены на конференции «Потребительский рынок  России сегодня и завтра» в  Торгово-промышленной палате РФ. По мнению участников встречи, минувший год стал переломным в развитии потребительского рынка страны.

     В целом же по своей экономической  сущности потребительский рынок  – это совокупность социально-экономических  процессов и отношений в сфере  обмена и потребления, формируемых  под влиянием особенностей спроса и  предложения каждого территориально - административного образования, с  учетом адекватных методов регулирования  конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.

     По  своему удельному весу и роли в  обеспечении жизнедеятельности  населения потребительский рынок  занимает ведущее место. Он представляется нам как динамичная система причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства (или ввоза из- за пределов региона) товаров и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономических  отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации.

     Насыщенность  и емкость потребительского рынка  во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в стране.

     На  потребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между  собой в едином процессе:

  • потребности населения;
  • производство (предложение);
  • денежные доходы населения;
  • реализация (торговля);
  • потребление (удовлетворение потребностей).

     Блок  потребностей в начале процесса выступает  в роли заявок производству, ориентирует  его на определенный объем и структуру  производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе страны.

     Однако  в условиях современной российской экономики, когда происходит беспрецедентный  спад производства, а система рынков только складывается, потребительский  рынок также только формируется.

     Продолжающийся  и усиливающийся кризис в российской экономике приводит к нестабильности, перепадам в доходах и потреблении, их дифференциации в различных сферах и по различным социальным группам, что снижает стимулы к эффективному труду, нарушает равновесие между спросом  и предложением. Чтобы выдержать  принцип «рыночным ценам –  рыночные доходы», необходимо иметь  в виду, что либерализация цен, начавшаяся в России с 1992 г., имеет место при значительном спаде производства товаров массового потребления.

     Регулирующие  органы используют следующие методы для воздействия на потребительский  рынок:

  • прямое директивное централизованное установление цен и тарифов на продукцию и услуги общероссийских монополистов;
  • установление федеральными и региональными органами предельных посреднических наценок вне зависимости от числа посредников;
  • снятие любого вида преград для конкретного ценообразования в немонополизированных секторах экономики и т.д.

     Демонополизация сферы товарного обращения, происходящая в последние годы, либерализация  цен, приватизация торговых предприятий  и усиление на этой основе конкуренции  стали существенными факторами  стабилизации потребительского рынка  России, насыщения его товарами массового  потребления, ликвидации таких явлений, как дефицит, ажиотажный спрос, очереди.

     Состояние потребительского рынка – это  совокупный результат взаимодействия комплекса факторов и условий  воспроизводственного процесса, которые  в конкретный период времени определяют соотношение спроса и предложения  товаров и услуг, а также тенденции  развития этого соотношения в  зависимости от динамики цен, уровня доходов, объемов производства, структуры  ввозимой продукции.

     Для среднего слоя населения цена перестала  быть определяющим фактором. Россия вошла  во Всемирное общество потребления. Состояние ВВП по расходам показывает, что на конечное потребление домашних хозяйств в России составляет 49% 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Система показателей  потребительского  рынка

 

     Потребительский рынок можно определить как сферу  проявления причинно-следственных связей между производителями и потребителями  материальных, нематериальных и духовных благ в форме товарно-денежного  оборота, между потребностями, спросом  и потребительным производством. Потребительский  рынок - это интегральная категория, где происходит удовлетворение личных потребностей населения, оказывающее действенное воздействие на все фазы воспроизводственного процесса.1

     Потребительский рынок представляет собой ту часть  товарного рынка, на которой товары (услуги) покупаются для личного  пользования. Рынок товаров - это  еще не потребительский рынок  в его широком социально-экономическом  значении. Если главная функция товарного  рынка - реализация товаров, то на потребительском  рынке товар не только реализуется, но и через сложный механизм потребностей и спроса переходит в сферу  потребительного производства, потребляется, в результате воспроизводится рабочая  сила. Здесь происходит столкновение интересов производителей и потребителей, завершается экономическое движение товара, дается оценка товарам. Специфические  черты, присущие потребительскому рынку, обусловлены экономическим назначением  потребительских товаров и услуг, как средства удовлетворения личных и коллективных потребностей, и содержанием  услуг, оказываемых покупателям  хозяйствующими субъектами рынка.

     По  своему удельному весу и роли в  обеспечении жизнедеятельности  населения потребительский рынок  занимает ведущее место в системе  рынков.

     Потребительский Рынок может быть классифицирован  в следующий тип рынков: 2

     Рынок Потребительских  товаров

     Этот  рынок включает рынки для различных  потребительских товаров. Это включает рынок для потребительских товаров  длительного пользования, FMCG (Быстро двигающиеся Товары народного потребления), потребитель электронные товары, внутренние электрические приборы, косметика, драгоценности, мебель, кондиционеры, велосипеды и одеяния.

     На  рынке потребительских товаров  требуется агрессивный маркетинг, потому что клиенты нехватки рынка  потребительского товара в лояльности и имеют тенденцию перемещаться от одной марки до другого очень  быстро. Рынок потребительских товаров  характеризован высоким уровнем  соревнования среди продавцов. Компании непрерывно заняты в модификацию  деловых моделей и видов деловой  деятельности, чтобы совпасть с изменяющимися  потребностями потребителя. Кроме  того, нормы ВТО (Всемирная торговая организация) приводят к различным  слияниям компаний, союзам и связям среди компаний. Компании вынуждаются  пойти для этих союзов, чтобы остаться конкурентоспособными и существовать на рынке, потому что, теряя конкурентное превосходство гарантирует полный выход рынка.

     Пища  и Рынок Напитков

     Этот  рынок состоит из подрынков как  рынки для молочных продуктов, продуктов  пекарни, упаковывал продовольственные  продукты, Напитки, Кондитерскую, Пиво, Алкоголь, мясо и продукты домашней птицы.

     Этот  тип потребительского рынка полон  возможностей роста из-за изменяющегося  образа жизни существующей эры. Потребительское  Понимание и Приверженность потребителя  к данной марке товара клиентов помогают этому рынку расти к различному высоко.

     Розничный рынок

     Розничный рынок включает Супермаркеты, Универсальные  магазины, Выходы Цепи Пищи, Специализированные магазины и Раны Привилегии.

     Этот  тип потребительского рынка обнаруживает новые деловые возможности с  каждым мимолетным днем из-за быстро изменяющегося  образа жизни и тратит образец  людей. Даже в пригородных областях и в маленьких городах, Универсальные  магазины подходят от больших розничных  зданий цепи как вестернизировавший образ жизни, и западная культура делает их присутствие чувствовавшим во всем мире. Этот тип рынка производит низкий размер прибыли, но имеет высокую способность к росту. Чтобы использовать эту способность к росту, компании должны изменить свои виды деловой деятельности в соответствии с изменяющимся образом жизни и изменяющимися тенденциями потребления клиентов. Если клиенты получат достаточно соотношения цены и качества, то только тогда они будут лояльны к маркам и сделают повторенную покупку.

     Рынок Обслуживания Транспортировки

     Этот  тип потребительского рынка состоит  из Почтовых Услуг, Услуг Курьера  и Логистических Услуг.

     Рынок обслуживания транспортировки вообще во власти большого нет. из средних  и мелких предприятий и некоторых  нет. из больших предприятий. Компании в этом типе рынка по существу требуют  фирменного знака и сильной распределительной  сети и существенного количества капиталовложения. С появлением базируемых передовых услуг технологии как  электронная коммерция и с  увеличивающимся использованием Интернета, новые горизонты открываются  для этого типа рынка. Компании могут  использовать преимущества уменьшенных  ценных, улучшенных отношений клиента  и ускоренное движение материалов и  могут пойти для стратегической связи ups с международными деловыми зданиями. Этим путем, они могут сделать  надлежащее использование из новых  деловых возможностей, которое было произведено возрастающим уровнем  Иностранных Прямых инвестиций и  Экономического роста вокруг мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Инновации на современном потребительском  рынке.

  Ежегодные темпы роста розничной торговли в России составляют 8-10%. Высокой динамике отрасли способствует также то, что развитие инфраструктуры торговли попросту не успевает за ростом спроса. По обобщенным оценкам участников рынка, сегодня удовлетворяется только 70-75% платежеспособного спроса, а действующие торговые предприятия именно в силу этого получают высокую норму прибыли (от 25-30% до 50-100%), что привлекает в этот сектор все новых участников. В последние годы в розничную торговлю активно приходили и финансово-промышленные группы, и крупные оптовики, и международные торговые сети.

     Еще одной особенностью российской розницы  является то, что среднестатистический житель расходует на потребление  и услуги 2/3 всех получаемых доходов, что серьезно отличается от ситуации в развитых странах Запада.

     Все большее количество россиян готово платить больше за гарантированное  качество товаров и услуг, за более  широкий ассортимент выбора, за удобство самого процесса покупки. Наиболее оптимальным  путем создания таких условий  является создание торговых сетей, преимущества которых очевидны.

Информация о работе Современное состояние потребительского рынка