Состояние и перспективы развития российского фондового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

История фондового рынка насчитывает вот уже несколько веков. 400 лет назад, в 1592 году, в Антвертпене был впервые обнародован список цен на ценные бумаги, продававшиеся на местной бирже. Этот год считается годом зарождения фондовых бирж как специальных организаций, занимающихся куплей-продажей ценных бумаг. Годом официального появления фондового рынка в России можно считать 1703 г. В этом году была открыта первая официальная биржа в Санкт-Петербурге. И хотя она длительное время была товарной, тем не менее на ней велась торговля и фондовыми ценностями - векселями в иностранной валюте.

Оглавление

Введение 3
1 Сущность фондового рынка 5
1.1 Фондовый рынок, как составная часть финансового рынка 5
1.2 Понятие, цели, задачи и функции фондового рынка 6
1.3 Ценные бумаги и их виды. Классификационные характеристики ценных бумаг 8
1.4 Понятие механизма функционирования фондового рынка 31

2 Фондовый рынок в России 34
2.1 Этапы развития фондового рынка в России 33
2.2 Функции, структура и участники фондового рынка в России 37
2.3 Состояние фондового рынка в России 41
2.4 Перспективы развития фондового рынка в России 47
Заключение 53
Список литературы 55

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

• выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета - государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

• реструктуризация внутреннего валютного долга – выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

• связывание части свободных денежных средств на основе денежкой приватизации.

Современный этап (с 1997 г.) развития рынка ценных бумаг характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности к реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-ноябре 1997 г. базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна.

После августовского кризиса 1998 г., несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3-5 раз по сравнению с июнем 1998 г. и в 10-15 раз по сравнению с октябрем 1997 г. Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов. Решительные и согласованные действия государственных органов должны способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому вложению капитала институциональными инвесторами.

В последние годы фондовой рынок значительно стабилизировался. Наметился активный рост оборота ценных бумаг на фоне стабилизации и роста национальногй экономики.

 

2.2 Функции, структура и участники  фондового рынка в России

К субъектам российского рынка ценных бумаг относятся:

Президент РФ, который осуществляет общее руководство рынком ценных бумаг, подписывает законы и издает указы, регламентирующие его развитие;

Совет Федерации, который ратифицирует законодательные акты по вопросам развития рынка ценных бумаг;

Государственная Дума, которая разрабатывает законодательные акты по вопросам развития рынка ценных бумаг;

Правительство РФ, которое определяет общие направления развития рынка ценных бумаг;

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ (ФКЦБ России), которая разрабатывает концепцию, основные направления развития рынка ценных бумаг и нормативно-правовые акты, регулирующие это развитие; осуществляет контроль за рынком ценных бумаг, аттестацию, лицензирование профессиональных участников рынка; проводит государственную регистрацию проспектов эмиссии ценных бумаг;

Министерство финансов РФ, которое проводит общее регулирование развития рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг;

Министерство по управлению государственным имуществом РФ (Мингосимущество России), которое осуществляет управление пакетами ценных бумаг, находящихся в собственности государства, в том числе и "золотыми" акциями, дающими право вето на определенные решения общего собрания акционеров акционерного общества;

Российский федеральный фонд имущества (РФФИХ, который реализует пакеты ценных бумаг, проводя аукционы и инвестиционные конкурсы;

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательских структур РФ, которое контролирует соблюдение антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг;

Центральный банк РФ, который размещает, государственные ценные бумаги, через управление ценными бумагами регулирует деятельность коммерческих банков на фондовом рынке и на основе генеральной лицензии осуществляет лицензирование специалистов коммерческих банков;

Федеральное казначейство, которое размещает казначейские обязательства; краевые и областные Думы и иные территориальные законодательные органы, которые осуществляют законодательную инициативу по регулированию развития региональных рынков ценных бумаг;

администрации автономных республик, краев, областей, городов и районов и иные территориальные органы исполнительной власти, которые осуществляют текущий контроль и управление региональными рынками ценных бумаг, а также выпуск муниципальных ценных бумаг;

территориальные управления, представительства, отделы и комитеты ФКЦБ, Министерства финансов, Мингосимущества, РФФИ, Центрального банка, Федерального казначейства, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательских структур, которые осуществляют функции федеральных органов непосредственно в регионах;

федеральные комитеты, министерства и управления, которые осуществляют руководство фондовыми операциями в организациях, находящихся в их подчинении;

фондовые биржи и фондовые отделы товарных и валютных бирж, которые организуют биржевую торговлю ценными бумагами; региональные комиссии по рынку ценных бумаг в краях и областях, которые контролируют и регулируют деятельность рынка ценных бумаг в регионах;

инвестиционные фонды и компании, которые занимаются профессиональной специализированной деятельностью на региональных рынках ценных бумаг;

коммерческие банки, которые выпускают свои ценные бумаги и участвуют в фондовых операциях других участников региональных рынков ценных бумаг, осуществляют операции с государственными и корпоративными ценными бумагами;

фондовые центры и магазины, которые занимаются реализацией ценных бумаг;

пенсионные фонды и страховые компании, которые вкладывают временно свободные финансовые ресурсы в ценные бумаги;

депозитарии и реестродержатели, которые хранят ценные бумаги и ведут их реестр;

саморегулируемые организации, которые являются общественными объединениями профессиональных участников региональных рынков ценных бумаг и вырабатывают стандарты их поведения на рынке;

акционерные общества, которые выпускают ценные бумаги (преимущественно акции);

юридические и физические лица, которые в рамках действующего законодательства могут совершать различные фондовые операции.

На рынке ценных бумаг различают три основных формы деятельности:

1) государственную;

2) профессиональную;

3) частную.

Государственной деятельностью на рынке ценных бумаг занимаются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, ФКЦБ, Центральный банк, Министерство финансов, Министерство экономики, областные администрации. К профессиональной деятельности относится работа фондовых бирж, фондовых, отделов товарных и валютных бирж, инвестиционных фондов и компаний, брокеров, дилеров, маклеров, специализированных реестродержателей, лиц, профессионально занимающихся депозитарной деятельностью, клирингом, аудитом операций с ценными бумагами и др. Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны иметь квалификационные аттестаты и лицензию. Особое место среди участников рынка ценных бумаг занимают самоуправляемые организации, которые являются объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг. Частной деятельностью на рынке ценных бумаг занимаются остальные участники рынка, которые не относятся к профессиональным участникам и не имеют лицензии на право ведения профессиональной деятельности на рынке.

Участники рынка ценных бумаг могут осуществлять различные виды деятельности (брокерская, дилерская, организация торговли Ценными бумагами, ведение реестра ценных бумаг, траст, клиринг, хранение, залог, консалтинг и др.). Дадим краткую характеристику основных видов деятельности на рынке ценных бумаг.

  • Брокерская деятельность. Брокер за чужие деньги, за комиссионное вознаграждение выполняет поручения, обычно купить или продать ценные бумаги.
  • Дилерская деятельность. Дилер за собственные деньги на свой страх и риск ведет фондовые операции.
  • Маклерская деятельность. Маклер (спекулянт) играет на повышение или понижение цен на фондовом рынке в целях получения прибыли.
  • Депозитарная деятельность. Депозитарии предлагают хранение ценных бумаг под определенную ответственность и на определенных условиях. В настоящее время в России создается единая Национальная депозитарная сеть.
  • Клиринговая деятельность. Клиринг на рынке ценных бумаг предполагает выполнение обязательств по поставке ценных бумаг и расчетам по ним.
  • Трастовая деятельность. Траст (доверительное управление) основан на передаче доверительному управляющему по трастовому договору всех или части полномочий по управлению и распоряжению ценными бумагами.
  • Ведение реестра ценных бумаг. Реестродержатель осуществляет все предусмотренные законодательством операции по учету движения ценных бумаг и отражению в реестре права собственности на них.
  • Организация торговли, ценными бумагами. Организованная торговля ценными бумагами происходит на фондовых биржах, деятельность которых регулируется Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и учредительными документами (уставом) биржи.
  • Консалтинг. Консультационная, аналитическая деятельность на рынке ценных бумаг основана на широком использовании экспертных, рейтинговых оценок, логическом моделировании. Консалтинг - это профессиональная помощь в форме консультаций или рекомендаций со стороны высококвалифицированных специалистов по анализу, прогнозу и решению практических проблем на рынке ценных бумаг.

         2.3 Состояние фондового рынка в России

         Новейший период становления фондового рынка в России можно условно подразделить на 3 этапа:

Первый этап эволюции российского рынка ценных бумаг в современной России начался в 1990 г. с появлением приватизационных чеков. По сути, рынок ценных бумаг пришлось создавать абсолютно «с нуля». Не было ни бирж, где котировались бы акции приватизируемых предприятий, ни Российской Торговой Системы, а был только неорганизованный рынок и телефонные брокеры. Только со временем у рынка появилась необходимая инфраструктура, существенно расширился набор торгуемых эмитентов. Определяющим ценовым фактором была политическая ситуация. Общий настрой определялся как радужный, на западных рынках появилась «мода на Россию». Большинство западных инвесторов считали своим долгом вложить средства в быстроразвивающийся российский рынок. Однако ожидания и реальная жизнь двигались в разные стороны- инвесторы «ставили на Россию», цены на акции уверенно ползли вверх, а промышленное производство, реальная экономика - падали. Этот этап новейшей истории российского рынка закончился в 1998 г.

Основным фактором начала второго этапа было ожидание положительной динамики макроэкономической ситуации в стране, чего не произошло, и как следствие, результатом явились разочарование западных инвесторов и крах рынка. На этом этапе ситуация была обратной: ожидания инвесторов были крайне пессимистичными, а реальная ситуация начала выправляться. В данный момент Россия находится именно на этом этапе развития. Характерная особенность текущей ситуации заключается в том, что политический фактор перестал быть решающим, на 4 смены правительства, произошедшие в прошлом году, рынок уже реагировал значительно спокойнее. Намечается сдвиг в сторону ориентации на макроэкономические показатели, которые сейчас оказывают на рынок значительно большее влияние, чем политические новости.

Вообще, даже в некоторых развитых европейских странах (Греции, например) рынки пока находятся на 2 этапе развития. Т. е. они развиты, имеют хорошие объемы, но они не являются по сути «всенародными», когда прямые инвестиции осуществляются средним инвестором - простым гражданином.

В течение последних пяти лет российский фондовый рынок демонстрировал впечатляющие результаты: индекс РТС в среднем рос на 60% в год в долларовом выражении, индекс Moscow Times ежегодно прибавлял в среднем по 80%, тогда как индекс S&P 500, считающийcя одним из основных индикаторов американского фондового рынка, поднимался в среднем на 2,19%. Неудивительно, что в подобных условиях фонды, специализирующиеся на вложении средств на российском фондовом рынке, оказались в числе наиболее успешных инвестиционных фондов. Среднегодовая доходность фонда ING Russia – лучшего по версии Morningstar – за последние пять лет составила 47,69%. На третьем месте по этому показателю оказался фонд Third Millennium Russia – также инвестирующий на российском рынке – со среднегодовой доходностью за пять лет на уровне 33,18%.

График 1.Среднегодовая доходность фондов / индексов за 5 лет (%)

С учетом блестящих результатов, демонстрируемых российским фондовым рынком на протяжении пяти лет, аналитики задаются вполне логичным вопросом: насколько хватит запаса сил? По мнению ряда экспертов, рынок будет сохранять способность к росту до тех пор, пока российское правительство будет придерживаться курса на проведение структурных реформ, а цены на нефть будут оставаться высокими. Что касается конкретных мероприятий по реформированию экономики, то в качестве позитивных сдвигов по направлению к созданию благоприятного делового климата аналитики отмечают снижение уровня подоходного налогообложения и упрощение системы налогообложения в целом. Кроме того, они положительно оценивают административную реформу по упрощению системы министерств и ведомств, рассматривая ее как попытку ослабления мощной российской бюрократии.

Информация о работе Состояние и перспективы развития российского фондового рынка