Система размещения государственного заказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:10, реферат

Краткое описание

Активный рост экономики Российской Федерации в последние годы все серьезнее ставит вопрос соотношения доходов и расходов государства и повышает значимость института государственного и муниципального заказа. Бюджет Российской Федерации на 2008-2011 годы предполагает увеличение расходов, то есть денежных средств, направляемых на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, которые в среднем составят 18 % внутреннего валового продукта ежегодно. Консолидированные закупки федеральных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2006 году по различным оценкам составили от 1 до 2 триллионов рублей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………3

Понятия и формы государственного заказа…………………5

Государственный заказ…………………………………..5

Размещение заказа………………………………………..9




2. Система размещения государственного заказа……………14

Заключение………………………………………………………21

Список литературы……………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Реферат на тему - Система размещения государственного заказа.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик, уполномоченный орган проводят предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее также - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий в себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для государственных нужд путем запроса котировок.

     Перечень  поставщиков, подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до дня проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник размещения заказа, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней со дня исключения предпоследнего участника размещения заказа из такого перечня. 

     Размещение  заказа у единственного  поставщика (исполнителя, подрядчика). 

     Под размещением заказа у единственного  поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

     Размещение  заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если:

     поставки  товаров, выполнение работ, оказание услуг  относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий; осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов; осуществляется работа по поддержанию мобилизационных мощностей; возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями; возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно; производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации; только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона; конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный контракт не заключен; размещается заказ на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

     Размещение  заказов на поставки биржевых товаров  для государственных нужд на сумму, превышающую пять миллионов рублей, может осуществляться на товарных биржах.

     Порядок размещения заказов на поставки биржевых товаров для государственных нужд на товарных биржах устанавливается Правительством Российской Федерации.

     Предметом государственного контракта, заключенного заказчиком с участником биржевой торговли в ходе биржевых торгов, являются поставки биржевых товаров. Особенности заключения государственного контракта в ходе биржевых торгов определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о товарных биржах и биржевой торговле и требованиями к заключению государственных контрактов, установленными настоящим Федеральным законом. 

Вывод:

 Размещение заказа проводится двумя  путями- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без торгов.

В каждой из форм  проведения заказа есть свои особенности. 

Заказ проведённый с помощью конкурса- формируется комиссия, создаётся ряд документов ,за 30 дней до начала конкурса публикуются  приглашения. Участники конкурса после принятия решения о проведении конкурса уведомляют территориальное управление федерального антимонопольного органа о проведении конкурсного отбора; подготавливают ряд документов. По результатам торгов  лицо  получившее 1 место,  предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. 

Заказ, проведённый с  помощью аукциона- понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну. 

Размещение  заказа путем запроса  котировок - размещение заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок. Перечень поставщиков, подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до дня проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник размещения заказа. 
 
 
 

  1. СИСТЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА.
 
 

     Делегирование полномочий по расходованию бюджетных  средств каждому государственному и муниципальному учреждению влечет за собой децентрализацию закупочного процесса. Получив финансовую самостоятельность, многие государственные и муниципальные заказчики оказались не в состоянии обеспечить эффективную организацию закупочного процесса и, как следствие, допускают нарушение законодательства, перерасход бюджетных средств, ненадлежащее использование выделяемого финансирования. Тому подтверждение - результаты проверок, проведенных Главным контрольным управлением президента РФ, которые показали, что закупка продукции для государственных нужд на конкурсной основе не стала инструментом эффективного расходования средств федерального бюджета и развития добросовестной конкуренции среди поставщиков. Треть общего объема государственного заказа размещалась на неконкурсной основе, в субъектах Российской федерации - около 40%. В Челябинской области доля открытых конкурсов в общем, объеме закупок в 2006 году составляла 24,9%, При этом количество закупок методом котировок составило 74,5%%. Одной из причин может быть именно децентрализация, поскольку объемы закупок, выставляемые на конкурс каждым заказчиком, снизились, и появилась возможность использовать простой способ закупок - метод котировок. Преобладание закупок методом котировок приводит к следующим негативным последствиям:

     • существенному снижению их эффективности;

     • уменьшению уровня конкуренции среди  поставщиков (в среднем количество поставщиков, участвующих в закупках методом котировок, не превышает трех участников);

     • созданию более благоприятных условий  для злоупотреблений, осложнению практической реализации функции контроля за расходованием бюджетных средств.

     Характеристика, преимущества и недостатки централизованной, децентрализованной и смешанной  форм организации закупок представлены в таблице 1.1

     Таким образом, при использовании механизмов централизации государственного (муниципального) заказа органам исполнительной власти региона (местного самоуправления) следует исходить из принципа экономической целесообразности, т.е. возможности получения дополнительного экономического эффекта, исходя из реализации мероприятий, направленных на централизацию (децентрализацию) бюджетных закупок.

     При централизации бюджетных закупок  возможно получение дополнительной экономии бюджетных средств за счет закупки укрупненных партий однородной продукции при одновременной экономии на расходах, связанных с организацией и проведением закупочных процедур. Это также может способствовать решению проблемы нехватки квалифицированных кадров в сфере бюджетных закупок.

     Однако  централизация закупок может сопровождаться одновременно возрастанием роли определенных негативных факторов, связанных с неоправданной унификацией закупаемой продукции, ее несоответствием требованиям отдельных бюджетных учреждений, что в конечном счете может сказаться на качестве и степени удовлетворения общественных потребностей и, в частности, потребностей бюджетных организаций. Следует ожидать также возрастания транзакционных издержек координации и согласования при объединении размещаемых заказов. В силу наличия таких взаимно противоречивых тенденций вопрос о масштабах использования механизмов централизации бюджетных закупок должен разрешаться субъектом РФ (МО) самостоятельно.

     Решение об использовании механизма централизованных закупок должно приниматься на основании  заранее проведенной экономической экспертизы, демонстрирующей значительную экономию (более 5-10 %) от проведения преобразований в этом направлении. Целесообразно постепенное и последовательное внедрение механизма централизации закупок, охватывающее ту номенклатуру продукции, эффект от централизации закупок которой очевиден. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1.1

     Формы организации закупок 

  Централизованная Смешанная Децентрализованная
1 2 3 4
Характеристика Закупочная  компания проводится централизованно  специально созданным органом. Централизованные  функции:

- политика и  стратегия;

- методическая  база;

- обучение;

-проведение  закупок по крупным контрактам или по однотипной продукции.

Делегированные  функции:

- проведение  закупок, не вошедших в объединенный заказ.

Все функции по закупкам делегированы:

-закупочным  подразделениям в составе и под контролем местного органа управления;

- непосредственно  бюджетным организациям, самостоятельно осуществляющим закупки для своих нужд.

Преимущества 1)Данный тип  закупок подходит в случаях, когда:

- для достижения  успеха необходим жесткий контроль;

- закупается  наиболее

дорогостоящая и/или

1) Данный тип  контроля подходит в случаях, когда:

-существуют  смешанные потребности как в простой продукции, так и в сложной;

1) Данный тип  закупок может подходить когда:

- расходы на  закупку столь не значительны, что их консолидация не сможет обеспечить должную экономию;

- большинство

1 2 3 4
Преимущества сложная продукция, требующая высокой квалификации;

- существуют  реальные возможности снижения стоимости закупаемой продукции в связи с увеличением объемов закупок;

- наибольшее  количество подведомственных учреждений имеют схожие потребности. 

2)Консолидация  спроса. 

3)Функционирование  информационной системы управления и контроля. 

4)Соблюдение  квалификационных требований к специалистам, осуществляющим закупочную деятельность. 

5) Сокращение  расходов по проведению закупочных процедур. 

6) Единый контрактный центр для поставщиков. 

7) усиление контроля.

- географически  разбросана структура;

- имеются региональные представительства. 

2) Возможность  при необходимости консолидация спроса. 

3) Возможности  эффективного распределения профессиональных кадров. 

4) Гибкое использование структурных преимуществ и накопленного в организациях знания и опыта. 

5) Повышение квалификации специалистов путем перемещения их из центральных в региональные организации и обратно. 

6) Возможность  на ряду с применением типовых  процедур и документов учитывать специфику заказчика. 

7) Мониторинг  и контролирование для обеспечения соответствия с законодательством

потребностей различных заказчиков разные;

- необходимые  профессиональные кадры имеются на местах;

- осуществляется  закупка стандартизированной простой продукции. 

2) привлекательно  для пользователей и бюджетных  организаций.

Недостатки 1) Излишняя бюрократия.

2) Замедление поставок продукции.

3)Увеличение сроков проведения закупок.

4) Унификация и стандартизация

закупаемой продукции

1) Возможное

отсутствие ясности, какие именно закупки должны осуществляться централизованно, а какие на местах.

2) Контроль за соблюдением стандартов при

1) Не предусматривает координацию закупок.

2) Контроль за расходованием бюджетных средств затруднен.

3) Трудно обеспечить на должном уровне профессиональные -

1 2 3 4
Недостатки не позволяет в полной мере учесть потребности и пожелания всех потребителей-заказчиков децентрализованных закупках затруднен.

3) Отсутствие

профессиональных  кадров в региональных подразделениях и муниципальных организациях.

4) Нечеткое разграничение обязанностей приводит к дублированию функций.

5) Необходимы соответствующие системы для координации деятельности, обеспечения прозрачности и повышения эффективности.

знания и  навыки, этику и стандарты.

4) Повышение риска коррупции.

5) Поставщики могут доминировать в процессе закупок.

6) Потери эффекта от масштаба закупок.

7) Повышение риска неэффективности из-за

преобладания  более простых способов закупок.

 
 

     В случае невозможности осуществления  расчета дополнительной бюджетной экономии при планируемой централизации орган исполнительной власти может принять решение о возможности организации централизованной закупки в рамках экономического эксперимента на фиксированный временной период (1-3 года). Такое решение может быть принято только относительно ограниченной номенклатуры закупаемой продукции, ожидаемый эффект от централизованной закупки которой является наибольшим. По результатам проведенного эксперимента может быть принято решение о его расширении либо, наоборот, сворачивании. 

     Для организации проведения централизованных закупочных процедур целесообразно выбрать наиболее экономичный вариант из двух возможных подходов:

     • создать отдельную единую государственную  закупочную службу, делегировав ей право проведения централизованных закупок;

     • осуществить конкурсный (квалификационный) отбор среди специализированных организаций, осуществляющих предоставление государственным (муниципальным) заказчикам услуг по проведению конкурсов, на право организации и проведения централизованных закупок.

     При этом важно соблюдать принцип самостоятельности бюджетных учреждений, при выборе ими возможности участив в процедурах централизованных закупок.

     Для успешной реализации на практике механизмов централизации бюджетных закупок дополнительно следует учесть также следующее:

     • разработать методику, основные принципы и порядок разделения регионального заказа на отдельные лоты;

     • разработать порядок планирования проведения закупочной кампании и нормативно закрепить сроки формирования и  предоставления заказчиками необходимой информации на различных этапах организации централизованной закупки;

     • определить в нормативных документах степень ответственности заказчика  при формировании спецификаций закупаемой продукции и нарушении сроков предоставления необходимой для конкурса информации, если эти нарушения повлекли за собой изменение сроков проведения конкурса;

     • нормативно закрепить обязанность  заказчика, при проведении конкурсов предоставлять режим наибольшего благоприятствования для участия в распределении регионального заказа предприятиям малого и среднего бизнеса посредством адаптации квалификационных критериев и требований к потенциальным возможностям малого и среднего бизнеса, введения квотирования части государственного заказа, выделения в сложной структуре регионального заказа простых частей и их размещения среди субъектов малого предпринимательства, а также привлечения их к выполнению госзаказа на основе субконтрактов (субподряда).

Информация о работе Система размещения государственного заказа