Сегментация рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Каждый продавец знает, что покупатель должен получать выгоду от приобретения товара. Тогда он будет приобретать товар еще и еще. Усилия прямого маркетинга направлены на то, чтобы увеличить знания покупателя об этих выгодах. Но какие выгоды ищут покупатели в товаре? Как понять потребности покупателей? И как много покупателей со схожими потребностями присутствует на рынке? На эти и многие другие вопросы о потребностях и желаниях покупателей дает ответы сегментирование - одно из основных направлений маркетинговой деятельности. Сегментация рынка необходима рыночно ориентированным компаниям по следующим основным причинам:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сегментация рынка……………………………………………………...5
Цели сегментирования……………………………………………………..5
1.2 Предпосылки сегментирования рынка………………………………………6
1.3 Важность сегментирования рынка для компании…………………………..7
Глава 2. Процесс сегментирования рынка………………………………………8
2.1 Этапы сегментирования рынка………………………………………………8
Глава 3. Деление рынка на сегменты…………………………………………..10
3.1 Признаки используемые при сегментировании…………………………...10
3.2 Критерии эффективности сегментов……………………………………….17
3.3 Выбор целевых сегментов рынка…………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Сегментация рынка. - Курсовая doc.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

  измеримы: должна быть возможность разграничения, изменения и оценки сегментов для определения потенциала рынка. Помните, что избыточный спрос может принести не меньше проблем, чем отсутствие спроса вообще;

  достаточно  велики: чтобы можно было развивать  маркетинговую деятельность, выбранный  сегмент должен быть достаточно большим, чтобы быть жизнеспособным и тем самым заслуживающим обслуживания с помощью специальных товаров/услуг;

  достижимы: найдя рыночный сегмент и проверив его потенциальную жизнестойкость, компания должна иметь возможность  внедрить свою маркетинговую программу, то есть предложить целевым покупателям свой маркетинг – микс. Иногда потребители в рамках сегмента оказываются недостаточно схожими друг с другом, чтобы можно было полностью воплощать маркетинговые программы;

  стабильны: должна проводиться оценкакраткосрочной, среднесрочной и долгосрочной жизнеспособности сегмента, особенно в свете изменения конкурентной и рыночной среды. Сегменты редко когда остаются неизменными в течение долгого времени, что говорит о необходимости взвесить степень и влияние вероятных перемен.

  То, что эти сегменты обязательно  должны удовлетворять этим критериям, подтверждается на примере рынка  автомобильных запчастей. На этом рынке  компании (в их роли могут выступать  национальные торговые сети или агенты автопроизводителей) продают запасные части конечным пользователям. В исследовании продавцы этого рынка были успешно определены и объединены в группы. Однако попытки построить профили сегментов окончились неудачей. Произошло это потому, что выявленные сегменты были недостаточно достижимы. 

  3.3 Выбор целевых  сегментов рынка 

  Маркетинговое сегментирование вскрывает возможности  различных сегментов рынка, на котором  предстоит выступать продавцу. После  этого фирме необходимо решить, сколько  сегментов следует охватить и  как определить самые выгодные для нее сегменты.

  Три варианта охвата рынка. Фирма может  воспользоваться тремя стратегиями  охвата рынка: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и  концентрированный маркетинг.

  Недифференцированный  маркетинг. Возможно, фирма решится пренебречь различиями в сегментах и обратиться ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. В этом случае она концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов а на том, что в этих нуждах общее. Она разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему числу покупателей. Она полагается на методы массового распределения и массовой рекламы. Фирма стремится придать товару образ превосходства в сознании людей. В качестве примера недифференцированного маркетинга можно привести действия фирмы «Херши», которая несколько лет назад предложила одну марку шоколада в расчете на всех.

  Недифференцированный  маркетинг экономичен. Издержки по производству, распространению и  рекламе товара невелики. Фирмы, прибегающие к недифференцированному маркетингу, обычно создают товар, рассчитанный на самые крупные рынки.

  Дифференцированный  маркетинг. В данном случае фирма  решает выступить на большинстве  или даже на всех сегментах и разрабатывает для каждого из них отдельное предложение. Так напомним корпорация «Дженерал моторс» стремится выпускать автомобили «для любых кошельков, любых целей, любых лиц». Предлагая соответствующие товары для каждого сегмента, она надеется добиться роста сбыта и более глубокого проникновения на каждый из сегментов рынка. Она рассчитывает, что благодаря упрочению позиции на нескольких сегментах рынка ей удастся идентифицировать в сознании потребителя фирму с данной товарной категорией, надеется на рост повторных покупок.

  Концентрированный маркетинг. Многие фирмы видят для  себя и третью маркетинговую возможность, особенно привлекательную для организаций  с ограниченными ресурсами. Эти  фирмы концентрирует усилия на одном  или нескольких сегментах рынка.

  Концентрированный маркетинг связан с повышенным уровнем риска. Избранный сегмент рынка может не оправдать надежд, например потребители могут перестать покупать товар предлагаемого типа. В результате фирма потерпит большие убытки.

  Выбор стратегии охвата рынка. При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы:

  1) ресурсы фирмы. При ограниченности  ресурсов наиболее рациональной  оказывается стратегия концентрированного  маркетинга;

  2) степень однородности продукции.  Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для единообразных товаров, таких, как пшеница или сталь. Для товаров, которые могут отличаться друг от друга по конструкции, таких, как фотокамеры и автомобили, больше подходят стратегии дифференцированного или концентрированного маркетинга;

  3) этап жизненного цикла товара. При выходе фирмы на рынок  с новым товаром целесообразно  предлагать только один вариант  новинки. При этом наиболее  эффективны стратегии недифференцированного  или концентрированного маркетинга;

  4) степень однородности рынка. Если у покупателей одинаковые вкусы, они закупают одно и то же количество товара в одни и те же отрезки времени и одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга;

  5) маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратегии недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. Если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования концентрированного или дифференцированного маркетинга.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

    Итак, подводя итоги курсовой  работы, можно сделать следующий  вывод.

    Одним из основных направлений  маркетинговой деятельности является  сегментация рынка, позволяющая аккумулировать средства предприятия на определенном направлении своего бизнеса. У фирмы может не хватать ресурсов для того, чтобы работать на всем рынке. Поэтому фирма ищет доходный сегмент, который соответствует ее ресурсам и возможностям. Сегментация рынка заключается в его разделении на относительно четкие группы потребителей (рыночные сегменты), которые могут быть ориентированы на разные продукты и, соответственно, требовать разных маркетинговых усилий.

    Правильно выбранные сегменты  увеличивают доходность фирмы. Именно поэтому практическая полезность выделения доходных сегментов рынка очевидна.

    В моей работе были рассмотрены  основные методы сегментирования.  В реальности существует гораздо  больше методов определения рыночного  сегмента. Выбор соответствующего метода – сложная задача, которую каждое предприятие должно решать самостоятельно, опираясь на свои цели, задачи и возможности.

    Сегментация может иметь преимущества  и недостатки, однако обойтись  без неё невозможно, поскольку  в современной экономике каждый товар может быть успешно продан лишь определённым сегментам рынка, но не всему рынку.

    Сегментация рынка может производиться  с использование различных критериев.  Для сегментации рынка товаров  народного потребления основными  критериями (признаками) являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические.

    В качестве основы для сегментирования  рынков товаров промышленного  назначения можно использовать  большую часть тех же переменных, что и при сегментировании  потребительских рынков. Чаще всего сегментирование рынка товаров промышленного назначения проводят по разновидностям конечных потребителей товара или по весомости заказчика.

    Одним из важнейших этапов  сегментации рынка, после определения  критериев, принципов и методов сегментации, является выбор целевого рынка. Выбор стратегии охвата рынка производится на основе анализа конкурентоспособности, применительно к каждому сегменту. Выбор целевого сегмента осуществляется на основе критериев сегментации потребительского или промышленного рынков, подробно рассмотренных выше.

    Позиционирование рынка — маркетинговая  деятельность на целевых рынках, предполагающая анализ позиций  продуктов и элементов комплекса  маркетинга на выделенных сегментах  рынка с целью выявления тех  их атрибутов (параметров), которые способствуют завоеванию конкурентных преимуществ. Если все организации будут выпускать одни и те же продукты с одинаковыми атрибутами, использовать одни и те же методы продвижения и доставки продукта, оказывать аналогичные сервисные услуги и к тому же иметь одинаковый имидж, то для потребителей все они будут одинаковыми. Анализ возможностей организации и конъюнктуры рынка позволяет маркетологам выбрать такие атрибуты продукта и элементов комплекса маркетинга, которые могут в выгодную сторону отличить ее продукты от продуктов конкурентов, т.е. проводить организацию дифференциацию своих рыночных предложений.

    Позиционирование предполагает  проведение глубоких маркетинговых  исследований, направленных на понимание  того, как потребители воспринимают продукт, какие параметры по их мнению являются наиболее важными. По результатам таких исследований строятся карты восприятия, на которых изображаются исследуемые продукты с помощью наиболее значимых в глазах потребителей параметров.

    Несмотря на то, что сегментация  обычно является ориентированным  на потребителя, эффективным и  прибыльным инструментом маркетинга, ею не следует злоупотреблять. Фирмы могут разбивать рынки  на слишком маленькие сегменты, неправильно интерпретировать сходства и различия потребителей, быть неэффективными по издержкам, выпускать слишком много имитаций первоначальных моделей, проявлять близорукость в исследованиях и т.д. Некоторые ошибки в сегментации могут быть предусмотрены при моделировании и прогнозировании сбыта на конкретном целевом рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы 

  
  1. Голубков  Е.П. «Сегментация и позиционирование».// «Маркетинг в России и за рубежом», №4, 2011 г.
  2. Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка.- СПб: Питер, 2010. – 240 с.:ил. – (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  3. Карпенко, О.И. Промышленный маркетинг: учеб. Пособие О.И. Карпенко. Минск: БГЭУ, 2010. - 415 с.
  4. Костерин А.Г. «Практика сегментирования рынка», Санкт-Петербург, «Питер», 2009 г., - 288 с.
  5. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива Ж. Ж Ламбен. - СПб.: Наука, 2006. - 589 с.
  6. Маркетинг: Учебник/коллектив авторов; Под ред.проф. Н.П.Ващекина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.- 312 с.
  7. Маркетинг: Учебное пособие под ред. Мурзиной Е.В. ИНФРА-М., 2009. – с.450
  8. Попов, Е.В. Сегментация рынка Е.В. Попов Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 2. - с. 9 - 14.
  9. Разумова, С.В. Стратегический маркетинг: учеб. пособие / С.В. Разумова. Минск: БГЭУ, 2008. - 375 с.
  10. Цахаев, М.К. Основы маркетинга: учебник М.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева, С.А. Алиев. - М.: Экзамен, 2008. - 448 с.

Информация о работе Сегментация рынка