Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:02, реферат
Актуальность темы исследования. В результате глобальных социально-экономических преобразований во многих странах происходит поступательное движение к постиндустриальному обществу, где доминирующее положение занимают услуги. В цивилизованном мире услуги стали быстро растущим элементом как производственного, так и личного потребления. Динамичный рост сферы услуг, либерализация и глобализация рынка услуг, обострение конкуренции в этом секторе мировой экономики привлекают пристальное внимание, как со стороны деловых кругов, так и со стороны государственных органов управления.
Оглавление
Введение 3
1. Услуга. Классификация услуг 4
2. Оценка использования потенциала услуг 8
3. Пути повышения эффективности использования экономического потенциала сферы услуг 12
Заключение 14
Список литературы: 15
При использовании методики оценки какой-либо группы услуг их временные характеристики, влияющие на полезность и на стоимость услуг, должны быть разделены.
Принцип 6. Формирование номенклатуры критериев с учетом рекомендуемых требований и превышения обязательных требований стандарта или закона.
Основу номенклатуры критериев составляют показатели качества и качественные характеристики, лежащие в основе рекомендуемых требований. В номенклатуру могут войти и характеристики, превышающие обязательные требования стандарта. Превышение обязательных требований может достигаться разными путями, в частности, применение услуг, не предусмотренных стандартом для данной категории организаций.
Например, охраняемая автостоянка обязательна для гостиниц категории «три звезды» и выше, если она будет предусмотрена в гостинице категории «две звезды», то данная характеристика составит ее конкурентное преимущество перед другими гостиницами данной категории.
Методы, применяемые исходя из используемого принципа.
При оценке единичных критериев конкурентоспособности, исходя из используемого принципа, применяются органолептические, регистрационные, измерительные, экспериментальные, социологические методы и др. Определение группового и обобщенного критериев осуществляется расчетным методом.
При оценке конкурентоспособности организаций используется такой метод, как SWOT-анализ: оценка сильных сторон (S); слабых сторон (W); возможностей (O); угроз (T). SWOT-анализ применяется как на начальных этапах оценки, в частности на этапе сбора и анализа данных о конкурентах, так и на заключительном этапе, когда определен обобщенный показатель конкурентоспособности. Анализируются результаты оценки, разрабатывается конкурентная стратегия деятельности организации, отражающая конкурентоспособность ее продукции/услуг.
Оценка конкурентоспособности товаров по результатам их продаж (выявление «лидеров продаж») является примером использования статистических методов. Конкурентоспособность услуг связи, учреждений культуры также проверяется методами статистики.
Например, рейтинг спектаклей театров устанавливается по статистическим данным дирекции театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс и информации Интернет-сайтов по продаже театральных билетов.
Маркетинговый метод используется для определения такого распространенного критерия конкурентоспособности, как доли на рынке товаров/услуг, товаропроизводителей, организаций сферы услуг.
Методы, применяемые исходя из используемой номенклатуры критериев.
Прямые методы, основанные на номенклатуре критериев, включающей как минимум качество (уровень качества) и цену, и позволяющие рассчитывать интегральный показатель качества или оценивать отношение качество/цена.
К косвенным методам относятся методы, основанные на номенклатуре, включающей один из двух основных критериев - качество или цену либо другие критерии, которые опосредованно характеризуют качество или отношение качество/цена. Для косвенной оценки потребителем конкурентоспособности ряда услуг (например, медицинских, туристских) используется критерий «имидж» (в частности, положительные или отрицательные отзывы знакомых, воспользовавшихся услугами интересующих потребителя организаций), по которому опосредованно судят о качестве услуг.
Методы, в зависимости от формы представления данных.
Графические методы (многоугольник конкурентоспособности, радар конкурентоспособности), матричный метод (матрица Нильсена), расчетные методы (метод средневзвешенного арифметического, метод анализа иерархий), расчетно-графические, расчетно-матричные.
Многоугольник
конкурентоспособности представлен схематически
на рисунке 1. При построении «многоугольника
конкурентоспособности» из центра протягивают
заранее заданное количество осей (в случае
примера 8). Их может быть от 3 до 360. На каждой
оси откладывают значения анализируемых
показателей. Затем точки, соответствующие
этим
показателям, соединяют прямыми линиями.
Площадь многоугольника между ними является
зоной возможной конкурентоспособности.
Концепция
Внешняя
политика
Качество
Рисунок
1. Многоугольник конкурентоспособности
К недостаткам метода относятся: отражение большого числа показателей на осях «многоугольника» требует увеличения масштаба построения, чтобы отметки и линии не сливались в однородную массу и не ухудшали визуальное восприятие изображения; затрудняется работа по определению последовательности расположения элементов в схеме, чтобы соблюсти причинно-следственную связь взаимодействия и взаимозависимости показателей.
1) Россия должна использовать путь инновационной экономики, который означает, прежде всего, постоянное обновление ассортимента услуг, основанное на последних достижениях научно-технического прогресса.
Реализация инновационной модели развития отечественной экономики, ориентируется на постепенное повышение доли завершающих стадий технологического цикла при одновременном сосуществовании разноуровневых конкурентных преимуществ. В условиях реально функционирующей в России многоукладной конкурентной экономики принципиально возможной и достижимой в среднесрочной перспективе является инновационная диверсификация экспорта, эксплуатирующая уникальное многообразие конкурентообразующих факторов.
2) Для повышения конкурентоспособности сферы услуг необходимо активное участие государства, в том числе создание общенациональной программы повышения конкурентоспособности.
В
программе следует отразить основные
этапы и направления
При
разработке государственной политики
повышения
В этом плане могут быть эффективными предложения о создании полноценной и стабильной законодательной и нормативной базы, безусловное соблюдение прав собственности и контрактного права, устранение таких отрицательных моментов как коррупция, организованная преступность. Проведение антимонопольной деятельности, создание мер поддержки малого и среднего бизнеса. Для отраслей услуг необходимо упорядочение практики доступа на рынок новых фирм, ликвидация неоправданно высоких и многочисленных бюрократических заслонов, в том числе получение лицензий, аккредитации, сертификации, питающих коррупцию, тормозящих процесс образования нового бизнеса.
Для
повышения
Определенную роль может сыграть использование возможностей поставки услуг в рамках участия в государственных закупках за рубежом на основе взаимности. Этому могут также способствовать политическая поддержка российских экспортных проектов, устранение торгово-политических барьеров и меры в области повышения степени информированности российских компаний о соответствующих рынках.
3) Более широкое вовлечение России в международные экономические отношения должно самым положительным образом повлиять на повышении уровня конкурентоспособности национальных поставщиков услуг, а чрезмерная защита слабых национальных производителей и «консервация» отсталости приводит к замедлению развития всех отраслей услуг, что не отвечает национальным интересам Российской Федерации.
Сфера услуг становится доминирующей в постиндустриальных экономических системах, что характеризуется изменением взаимоотношений между секторами народного хозяйства — промышленности и сельского хозяйства — с одной стороны и сферы услуг - с другой.
Ведущая роль сферы услуг - это причинный, закономерный процесс, который не мог не зародиться и не развиться на фоне идущих в рамках индустриальных экономических систем перемен.
Перспективы дальнейшего хода процесса совершенствования сектора услуг позволили прийти к выводу о том, процесс преобладания сферы услуг не только не завершится в ближайшем будущем, но и выйдет на новый этап своего развития, отдельные характеристики которого встречаются уже и в наши дни.
Мы вывели пути повышения эффективности использования экономического потенциала сферы услуг:
- путь инновационной экономики
- активное участие государства
- более широкое
вовлечение России в международные экономические
отношения
1. Нормативные акты
2. Общероссийский
классификат ор услуг
3. Проект Программы
социально-экономического
4. Федеральный
закон «Об основах
5. Налоговый кодекс РФ 4.1 Инструкция МНС РФ № 62. М.: Дело и Сервич., 2001.
6. Четыркина,
Н. Ю. /Управление
Информация о работе Пути повышения эффективности использования экономического потенциала сферы услуг