Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 05:24, доклад
Этапами аудита бухгалтерского учёта расчётов с контрагентами юридического лица выступают мониторинг организации систем внутриорганизационного финансового контроля, экспертиза гражданско-правовых договоров, экспертиза состояния первичного бухгалтерского учёта, сопоставление данных аналитического и синтетического учёта и проверка учёта задолженности перед контрагентами.
3. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ОПЕРАЦИЙ С КОНТРАГЕНТАМИ
Этапами аудита бухгалтерского учёта расчётов с контрагентами юридического лица выступают мониторинг организации систем внутриорганизационного финансового контроля, экспертиза гражданско-правовых договоров, экспертиза состояния первичного бухгалтерского учёта, сопоставление данных аналитического и синтетического учёта и проверка учёта задолженности перед контрагентами. Документальными источниками информации для формирования доказательственной базы аудитора являются бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учёта, гражданско-правовые соглашения (договоры), журналы регистрации покупок, графики документооборота, счета-фактуры, накладные и акты выполненных работ.
На первоначальной стадии аудитором проверяется состоятельность финансового контроля, и определяются его слабые стороны. Для реализации данных направлений проверки необходимо рассмотреть систему внутриорганизационного контроля во всей полноте и взаимосвязи составляющих его элементов. Перечень контрольных процедур для каждого конкретного случая нормативными актами специально не регламентирован. Поэтому предприятие вправе самостоятельно решить вопрос о содержании системы контрольных мер и способах анализа их эффективности. Как бы то ни было, но многими специалистами в области бухгалтерского учёта признаётся, что в целях исключения серьёзных пробелов и ошибок в учёте операций с контрагентами, организациям целесообразно вести контроль сразу по нескольким направлениям, таких как: оформление отношений с деловым партнёром (проверка правильности составления договора), учёт первичной документации (контроль над регистрацией и обработкой первичных документов), отражение операций на счетах (контроль за применением систем учёта, в том числе и программного обеспечения), обеспечение надёжности сохранности информации от посторонних лиц (проверка системы хранении документации, функционирования архивной службы, порядка инвентаризации документах в архиве и обеспечения доступа к документам), истребование кредиторской задолженности (проверка своевременности и полноты). Отсутствие одного или нескольких из вышеобозначенных направлений в организации внутреннего контроля даёт аудитору возможность сосредоточения своих действий на проверке именно в этом направлении.
Условно
все отношения предприятия с
другими организациями и
Вся
совокупность договоров с подрядчиками
и поставщиками, заключённых от имени
руководства предприятия за рассматриваемый
период, должна быть проверена на предмет
выявления нарушений и
Далее происходит анализ первичного учёта расчётов с контрагентами предприятия. Данная процедура производится при помощи установления фактов правильного оприходования материальных ценностей, принятия работ и услуг, отражения в полном объёме совершённых операций, совершения всей необходимой первичной документации и её регистрации в бухгалтерских регистрах, а также соблюдения правил документооборота в бухгалтерии предприятии. Установление правильности оприходования материальных ценностей и принятия выполненных работ (оказанных услуг) происходит путём процедуры сопоставления данных приходных документов с данными договоров и данных счетов-фактур с данными бухгалтерского учёта. Если аудитор придёт к выводу о недостаточности информационных данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении в процессе взаимоотношений с контрагентами, то от бухгалтерии предприятия должны быть запрошены соответствующие пояснения, а также сделаны необходимые дополнения к отчётной документации. В случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года все исправления должны производиться записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены.
Учитывая многообразие возможных деловых связей с компаньонами, особенно на крупных предприятиях, аудитор может воспользоваться выборочным методом проверки. При этом многими аудиторами отмечается, что в отношении учитываемых товаров выборка должна строиться на началах представительности, а в отношении работ и услуг – напротив. Таким образом, в первом случае аудитор применяет репрезентативную, во втором – нерепрезентативную выборку. Репрезентативность выборки означает, что все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку. Для обеспечения репрезентативности аудитор прибегает либо к случайному (по таблице случайных чисел) отбору, либо к отбору систематическому (элементы отбираются через постоянный интервал – через каждые десять, пятнадцать, двадцать и так далее документов). Также может быть использован комбинированный отбор, представляющий собой некий синтез методов случайного и систематического отбора.
Порядок регистрации фактов совершения операций, заведённый на предприятии, должен отвечать таким признакам, как своевременность, полнота и достоверность. В противном случае перед аудитором встаёт необходимость выяснения причин расхождений и неточностей. При этом проверяющий должен избегать каких бы то ни было поспешных выводов. Аудитору необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что, исходя из самой природы хозяйственных операций (их многочисленности и разнообразии), различного рода несоответствия и расхождения (отсутствие документа, несвоевременность составления, исправления и так далее) зачастую просто неизбежны. С другой стороны это может свидетельствовать о преступных действий со стороны руководства организации или работников бухгалтерии. Поэтому, учитывая все внешние и внутренние факторы, влияющие на первичный учёт (специфику производства, хозяйственных потребностей, структуры управления, правил документооборота и др.), а также степень профессионального аудиторского риска, аудитором должен быть проведён письменный опрос работников бухгалтерии с целью выяснения причин несоответствий и искажений первичного учёта.
Проверка на соответствие данных аналитического и синтетического учёта осуществляется в процессе проверки информации, содержащейся в сводных регистрах, составленных с использованием бухгалтерских программных продуктов (при автоматизированном методе учёта) и журнале-ордере № 6 (при журнально-ордерной форме учёта). Здесь происходит сопоставление численных данных регистров аналитического учёта с информацией, отражённой по счёту 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками” и всем соответствующим субсчетам к счёту 60 (неотфактурованные поставки и материалы в пути). Аудиторская проверка учёта курсовых разниц при совершении хозяйственных операций с контрагентами-нерезидентами может быть проведёна посредством сопоставления данных счетов 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками” и 91 “Прочие доходы и расходы”.
На
заключительном этапе проверки происходит
анализ бухгалтерского учёта задолженности
перед контрагентами, а в случаях
необходимости и дебиторской
задолженности. При этом аудитору следует
помнить, что расчёты с контрагентами
могут производиться с
На
данной стадии проверки аудитором должны
быть установлены факты
Информация о работе Программа проведения аудита операций с контрагентами