Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 13:22, практическая работа

Краткое описание

Программы
- целями Программы являются:
сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

Задачами Программы являются:

предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
развитие системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;

сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;

совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;
сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

повышение уровня безопасности транспортных средств;
существенное повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях управления;

совершенствование правовых основ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного

самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения, исключение пробелов и противоречий в регламентации общественных отношений в указанной сфере

Файлы: 1 файл

федеральная целевая программа.doc

— 126.50 Кб (Скачать)
 

                УТВЕРЖДЕНА

                постановлением  Правительства

                Российской  Федерации

                от 20 февраля 2006 г. № 100 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"Повышение  безопасности дорожного  движения

в 2006 - 2012 годах" 

 

П А С П О  Р Т 

федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" 
 

Наименование

Программы

- федеральная целевая  программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"
Дата  принятия решения о разработке

Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

- распоряжение  Правительства Российской Федерации  от 17 октября 2005 г. № 1707-р
Государственный заказчик-координатор Программы - Министерство  внутренних дел Российской Федерации
Государственные заказчики

Программы

- Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию,

Федеральное дорожное агентство

Основные  разработчики Программы - Министерство  внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, государственное учреждение "Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России"
Цели  и задачи

Программы

- целями Программы  являются:

сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с  пострадавшими.

Задачами Программы являются:

    предупреждение  опасного поведения участников дорожного  движения;

развитие системы  подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию  в дорожном движении;

сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;

    совершенствование организации движения транспорта и  пешеходов в городах;

сокращение времени  прибытия соответствующих служб  на место дорожно-транспортного  происшествия, повышение эффективности  их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

    повышение уровня безопасности транспортных средств;

существенное  повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях управления;

совершенствование правовых основ деятельности федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного

    самоуправления  в области обеспечения безопасности дорожного движения, исключение пробелов и противоречий в регламентации общественных отношений в указанной сфере
Важнейшие целевые показатели и индикаторы - важнейшими  показателями Программы являются:

сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с  пострадавшими.

    Важнейшими  индикаторами Программы являются:

снижение транспортного  риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. транспортных средств);

снижение социального  риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения);

снижение тяжести  последствий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших);

сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с  участием водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет;

сокращение количества детей, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий по собственной неосторожности

Сроки и этапы реализации 
Программы
  Программа рассчитана на 2006 - 2012 годы и осуществляется в 2 этапа:

I  этап - 2006 - 2007 годы;

II  этап - 2008 - 2012 годы

Объемы  и источники 
финансирования Программы
- общий объем  финансирования Программы составляет 52 765 млн. рублей, в том числе:

за счет средств  федерального бюджета - 21 630 млн. рублей (из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 2 406 млн. рублей, капитальные вложения - 15 271,5 млн. рублей и прочие нужды - 3 952,5 млн. рублей);

за счет средств  бюджетов субъектов Российской Федерации - 30 602,7 млн. рублей (из них на капитальные вложения - 25 437,7 млн. рублей и

прочие нужды - 5 165 млн. рублей);

за счет средств  внебюджетных источников - 532,3 млн. рублей (из них на капитальные  
вложения - 422,3 млн. рублей и прочие нужды - 110 млн. рублей)

Ожидаемые конечные 
результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
- сокращение  к 2012 году количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,5 раза по сравнению с аналогичным показателем в 2004 году.

Социально-экономический  эффект от реализации Программы составит 626 059,2 млн. рублей, а бюджетный эффект - 85 079,5 млн. рублей

 

    

I. Характеристика проблемы

 

     Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом (далее - аварийность), в последнее  десятилетие приобрела особую остроту  в связи с несоответствием  дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

     В 2004 году произошло свыше 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 34,5 тыс. человек. По сравнению с 1997 годом число погибших возросло на 27,8 процента. Всего за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 312,5 тыс. человек, из которых более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет).

     Коренной  перелом в состоянии аварийности  произошел после 2000 года. Рост основных показателей аварийности в 2001 - 2004 годах по отношению к 1 проценту роста количества транспортных средств составил:

     по  дорожно-транспортным происшествиям - 3,6 процента;

     по  количеству лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, - 2,7 процента;

     по  количеству лиц, получивших ранения  в результате дорожно-транспортных происшествий, - 4,5 процента.

     Начиная с 2000 года устойчиво растут такие относительные показатели аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск). В 2004 году они достигли своего максимума (более 10 и свыше 24  лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, соответственно).

     Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике  России значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2 - 2,6 процента валового внутреннего продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. рублей).

     Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, а также столкновение и  опрокидывание. Свыше трех четвертей  всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 13 процентов дорожно-транспортных происшествий. Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое седьмое - не имевший права на управление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80 процентов всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.

     Наиболее  многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет количество пешеходов, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, увеличилось на треть. Всего за этот период погибли свыше 100 тыс. и ранены свыше 500 тыс. пешеходов.

     Сложная обстановка с аварийностью и наличие  тенденций к дальнейшему ухудшению  ситуации во многом объясняются следующими причинами:

     постоянно возрастающая мобильность населения;

     уменьшение  перевозок общественным транспортом  и увеличение перевозок личным транспортом;

     нарастающая диспропорция между увеличением  количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.

     Так, современный уровень обеспечения  автомобилями в городах уже превысил 200 штук на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60 - 100 штук на 1 тыс. жителей.

     Следствием  такого положения дел являются ухудшение  условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время в городах и населенных пунктах происходит более 70 процентов всех дорожно-транспортных происшествий. Темпы увеличения количества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в городах, опережают темпы увеличения количества дорожно-транспортных происшествий. Почти 60 процентов дорожно-транспортных происшествий в городах приходится на столицы и административные центры субъектов Российской Федерации.

     Изучение  особенностей современного дорожно-транспортного  травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в  результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности. Общая смертность указанных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.

     Усугубление обстановки с аварийностью и наличие  проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.

     Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий федеральных органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

     В ряде нормативных правовых актов  дублируются функции федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления. Некоторые сферы общественных отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения не урегулированы. Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обеспечивают в полной мере функцию предупреждения правонарушений. Кроме того, отдельные положения законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения не согласуются с нормами международных договоров, участницей которых является Российская Федерация.

     Сложившееся положение дел усугубляется неэффективным использованием реальных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Меры, принимаемые субъектами Российской Федерации, не носят целенаправленного характера, не подчинены единой задаче и, как следствие, не могут коренным образом изменить существующие негативные тенденции в этой области. Кроме того, в условиях дотационности большинства субъектов Российской Федерации и их значительных социальных обязательств существенно снижаются возможности для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения.

     В России фактически отсутствует система  организационно-планировочных и  инженерных мер, направленных на совершенствование  организации движения транспорта и пешеходов в городах (регламентация скоростных режимов, введение одностороннего движения и т.д.). Реализуемые мероприятия носят эпизодический характер. Не определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, связанные с проведением указанных мероприятий. Поэтому в городах постоянно возникают заторы, существенно затрудняющие и ограничивающие дорожное движение.

     Система организации прибытия на место дорожно-транспортного происшествия и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, неэффективна. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55 процентов общего количества лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий.

     Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

     Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:

     высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в том числе детский травматизм). При этом в 2012 году ожидается увеличение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, до 38 - 40 тыс. человек и количества дорожно-транспортных происшествий до 212 тысяч;

     значительная  доля людей наиболее активного трудоспособного  возраста (26 - 40 лет) среди лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

     продолжающееся  ухудшение условий дорожного  движения в городах;

     низкий  уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

     Ожидаемые показатели аварийности в условиях отсутствия программно-целевого метода приведены в приложении № 1.

     Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена  следующими причинами:

     социально-экономическая  острота проблемы;

     межотраслевой и межведомственный характер проблемы;

     необходимость привлечения к решению проблемы федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных институтов.

     Без государственной поддержки на федеральном  уровне в сложившихся условиях субъекты Российской Федерации и муниципальные  образования не в состоянии эффективно удовлетворить жизненную потребность в безопасности проживающего на их территории населения.

Информация о работе Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах