Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 10:23, курсовая работа
Цель выполнения курсовой работы "Планирование и обработка результатов эксперимента на основе факторного анализа"– закрепление и углубление знаний по дисциплинам фундаментального, общетехнического и профессионального циклов, а также подробное изучение современных методов планирования экспериментов, математического моделирования объектов и систем контроля и управления.
ВВЕДЕНИЕ
5
1 ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛНОГО ФАКТОРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОДЕЛИ ОБЪЕКТА КОНТРОЛЯ ИЛИ УПРАВЛЕНИЯ
9
1.1 Составление матрицы планирования
10
1.2 Проведение эксперимента на объекте исследования
12
1.3 Составление сводной таблицы, включающей рабочую матрицу
13
2 ПРОВЕРКА МОДЕЛИ ОБЪЕКТА НА ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ И АДЕКВАТНОСТЬ
16
2.1 Проверка воспроизводимости эксперимента
16
2.2 Получение математической модели объекта
21
2.3 Проверка адекватности математической модели
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) в г.Пятигорске
Инженерный факультет
КАФЕДРА КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Планирование и организация эксперимента
На тему: «Планирование и обработка результатов эксперимента на основе факторного анализа»
Исполнитель: Студент 4 курса П-ССт-с-о-101 группы инженерного факультета
специальности «Стандартизация и сертификация»
Тищенко Снежана Вячеславовна
Руководитель: Доцент кафедры КЗИС
Асланян Ирина Владимировна
Пятигорск, 2014 г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) в г.Пятигорске
Инженерный факультет
КАФЕДРА КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой КЗИС _______________
«____» ____________________ 2014 г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
По дисциплине: Планирование и организация эксперимента
студенту 4 курса П-ССт-с-о-101 группы, инженерного факультета специальности «Стандартизация и сертификация»
Тищенко Снежане Вячеславовне
1. Тема ______________________________
______________________________
______________________________
2. Перечень подлежащих
______________________________
3. Литература: ______________________________
______________________________
4. Дата выдачи задания «______» ______________________ 20 ____г.
5. Срок сдачи студентом
Руководитель работы И. В. Асланян
Задание принял к исполнению_____________ «_______» ____________ 20___г.
Пояснительная записка содержит 28 стр., 4 табл., 0 рис., 8 ист. лит.
Тема работы: «Планирование и обработка результатов эксперимента на основе факторного анализа».
Ключевые слова:
Перечень сокращений:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
5 |
1 ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛНОГО ФАКТОРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОДЕЛИ ОБЪЕКТА КОНТРОЛЯ ИЛИ УПРАВЛЕНИЯ |
9 |
1.1 Составление матрицы планирования |
10 |
1.2 Проведение эксперимента на объекте исследования |
12 |
1.3 Составление сводной таблицы, включающей рабочую матрицу |
13 |
2 ПРОВЕРКА МОДЕЛИ ОБЪЕКТА НА ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ И АДЕКВАТНОСТЬ |
16 |
2.1 Проверка воспроизводимости эксперимента |
16 |
2.2 Получение математической модели объекта |
21 |
2.3 Проверка адекватности математической модели |
23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
25 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ |
27 |
ВВЕДЕНИЕ
Цель разработки методологии эксперимента – экономия мысли и труда. Одним из направлений, позволяющим осуществить сформулированную цель, служит применение математических методов планирования эксперимента.
Математические методы планирования эксперимента позволяют исследовать и оптимизировать сложные системы и процессы, обеспечивая высокую эффективность эксперимента и точность определения исследуемых факторов. Планирование эксперимента рассматривается как одно из направлений кибернетики, так как во многих случаях, приступая к изучению некоторого объекта, исследователь не знает всех тонкостей механизма его функционирования. Тогда, основываясь на принципах кибернетики, объект в целом или его элементы можно представлять в виде «черного ящика». В основу планирования эксперимента положены принципы теории эксперимента, такие как последовательность проведения, рандомизация, оптимальное использование факторного пространства и математическое моделирование.
Логически выстроенная последовательность этапов применения специальных положений, правил, методов, способов и приемов исследования для достижения цели эксперимента отображается в виде методики эксперимента.
Методика – это совокупность мыслительных и физических операций, размещенных в определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель исследования. При разработке методик проведения эксперимента необходимо предусматривать:
проведение предварительного целенаправленного наблюдения над
изучаемым объектом или явлением с целью определения исходных данных (гипотез, выбора варьирующих факторов);
создание условий, в которых возможно экспериментирование (подбор объектов для экспериментального воздействия, устранение влияния случайных факторов);
определение пределов измерений;
систематическое наблюдение за ходом развития изучаемого явления и точные описания фактов;
проведение систематической регистрации измерений и оценок фактов различными средствами и способами;
создание повторяющихся ситуаций, изменение характера условий и перекрестные воздействия, создание усложненных ситуаций с целью подтверждения или опровержения ранее полученных данных;
переход от эмпирического изучения к логическим обобщениям, к анализу и теоретической обработке полученного фактического материала.
Рассмотрим основы изучения содержания этапов в понятиях классического и вычислительного экспериментов.
Классический эксперимент. Процесс выполнения классического (материального) эксперимента структурируется в шесть последовательно выполняемых этапов.
1 Постановка проблемы, обоснование целей и задач эксперимента. Содержание первого этапа зависит от того, какой проблемой обусловлен эксперимент, то есть совершенствование, развитие или реорганизация системы управления. Отметим некоторые его особенности. Обоснование цели и задач эксперимента основывается на анализе собранной информации, выдвинутой гипотезе и теоретических разработках. Цель должна определять ожидаемые результаты исследования, а задачи – промежуточные результаты, которые будут получены по отдельным этапам исследования.
2 Формализация изучаемой реальности. Началом изучения объекта эксперимента следует считать: а) построение его структурной модели с использованием принципов кибернетики и процессного подхода;
б) сбор, изучение и анализ имеющихся данных об объекте;
в) определение входных X (экзогенных) и выходных Y (эндогенных) параметров, также параметров преобразования Z (управляемых переменных).
3 Обоснование средств и требуемого количества измерений или наблюдений, которые рассматриваются в качестве источников сбора информации. Для измерения в первую очередь используются стандартные, серийно выпускаемые приборы и аппараты. В отдельных случаях возникает потребность в создании уникальных средств измерения.
4 Проектирование процесса проведения эксперимента. Вначале составляют последовательность (очередность) проведения измерений и наблюдений в приложении к структурной модели объекта. Затем каждую операцию измерения описывают с учетом выбранных измерительных средств. Большое внимание уделяют методам контроля качества операций, записи результатов наблюдений и измерений.
5 Планирование эксперимента. Планирование эксперимента необходимо во всех случаях, когда еще перед началом исследования предварительные знания можно представить (задать гипотезу) математической моделью. Планирование эксперимента начинается с выбора варьируемых факторов и установления из них основных и второстепенных, влияющих на исследуемый процесс.
6 Выбор методов обработки и анализа экспериментальных данных. Обработка данных сводится к систематизации всех чисел, классификации и анализу. Результаты экспериментов должны быть сведены в удобные формы записи – таблицы, графики, формулы, номограммы, позволяющие быстро сопоставить полученные результаты. Особое внимание должно быть уделено математическим методам обработки опытных данных – аппроксимации каким-либо видом эмпирической зависимости, проверке адекватности модели, нахождению критериев и доверительных интервалов
Вычислительный эксперимент. Принципиальное отличие вычислительного эксперимента от классического состоит в том, что он проводится не с реальной системой, а с ее моделью. В этом контексте особенно заслуживают внимания имитационные эксперименты. Под вычислительным экспериментом понимается численный метод проведения экспериментов с математическими и имитационными моделями, описывающими поведение сложных систем в некоторый период времени. В процессе вычислительного эксперимента исследователь имеет дело с тремя основными моделями:
реальным объектом (системой);
имитационной моделью объекта;
информационно-вычислительной системой.
Цель выполнения курсовой работы "Планирование и обработка результатов эксперимента на основе факторного анализа"– закрепление и углубление знаний по дисциплинам фундаментального, общетехнического и профессионального циклов, а также подробное изучение современных методов планирования экспериментов, математического моделирования объектов и систем контроля и управления.
Задачами курсовой работы являются:
приобретение навыков выбора необходимого
плана эксперимента в соответствии с поставленной
перед исследователем проблемой, построение
матрицы планирования, обработка и анализ
полученных результатов в зависимости
от выбранного плана эксперимента.
1 ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛНОГО ФАКТОРНОГО
ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ
Полным факторным экспериментом (ПФЭ) называется эксперимент, реализующий все возможные неповторяющиеся комбинации уровней п независимых управляемых факторов, каждый из которых варьируют на двух уровнях. Число этих комбинаций N=2nопределяет тип ПФЭ. Для упрощения дальнейшее изложение построим на примере планирования типа N = 23, т.е. на примере объекта с тремя(n = 3) независимыми управляемыми факторами x1, х2, х3. При планировании эксперимента проводят преобразование размерных управляемых независимых факторов хiв безразмерные (нормированные):
.
Это дает возможность легко построить ортогональную матрицу планирования и значительно облегчает дальнейшие расчеты, так как в этом случае верхние и нижние уровни варьирования ziв и ziн в относительных единицах равны соответственно +1 и –1 независимо от физической природы факторов, значений основных уровней xiв и xiн и интервалов варьирования факторов Δхi.
Матрица планирования. Для удобства вычислений коэффициентов регрессии все факторы в ходе полного факторного эксперимента варьируют на двух уровнях: нижнем -1 и верхнем +1, соответствующих значениям кодированных переменных x1,x2,……xn .
Таким образом, полным факторным экспериментом называется система
опытов, содержащая все возможные неповторяющиеся комбинации уровней варьирования факторов.
При построении матрицы планирования ПФЭ существует следующее правило: первая строка матрицы в столбцах, соответствующих рассматриваемым в эксперименте факторам, заполняется безразмерным символом, соответствующим нижнему уровню значений фактора в эксперименте, то есть символом «–». Продолжение заполнения столбца, соответствующего первому по порядку фактору, проводится последовательным чередованием противоположных знаков (безразмерных значений уровней варьирования фактора).Все последующие столбцы, соответствующие другим пронумерованным по порядку факторам, заполняются с частотой смены знака вдвое меньшей, чем для предыдущего столбца.
Заполнение столбцов, учитывающих взаимодействие факторов, производится как результат перемножения знаков соответствующих факторов в каждой строке.
Информация о работе Планирование и обработка результатов эксперимента на основе факторного анализа