Особые экономические зоны: промышленно-производственные

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:35, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ особых экономических зон (промышленно - производственных) и возможностей, которые они предоставляют в современном мире, на примере ООЭ ППЗ - «Алабуга» и «Липецк».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;
выявить условия создания и функционирования особых экономических зон более подробно это - промышленно-производственных.

Оглавление

Введение
1. Теоретическая часть
Особая экономическая зона: промышленно-производственная
«Липецк» (ОЭС ППЗ)
«Алабуга» (ОЭС ППЗ)
2. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание оэз ппз.docx

— 68.77 Кб (Скачать)

Согласно ст. 21 данного  Закона срок функционирования особой экономической зоны на территории Калининградской  области составляет 25 лет.

Особенности налогообложения  касаются лишь налога на прибыль и  налога на имущество организаций. В  связи с принятием Закона № 16-ФЗ НК РФ был дополнен ст. ст. 288.1 и 385.1.

В течение первых шести  лет с момента включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ прибыль, которая была получена от реализации инвестиционного проекта, облагается по нулевой ставке. В период с седьмого по двенадцатый год включительно ставка налога будет составлять 24%, а при условии, что будут соблюдены требования абз. 2 и 3 п. 1 ст. 284 НК РФ, т.е. размеры поступлений в федеральный и региональный бюджеты в долевом соотношении не изменятся, - 12%.

Налог на имущество организаций, созданное или приобретенное  в рамках реализации инвестиционного  проекта, в течение первых шести  лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ взимается  по ставке 0%. На протяжении следующих  шести лет налоговая ставка по данному налогу в отношении такого имущества будет составлять величину, установленную законом Калининградской  области и уменьшенную на 50%. Такие  послабления не касаются стоимости имущества, созданного или приобретенного для реализации инвестиционного проекта, которое используется для производства товаров (работ, услуг), не имеющих отношения к инвестиционному проекту.

Основной проблемой организации  особых экономических зон на территории Российской Федерации является отсутствие теоретического научно - разработанного базиса. Следует также заметить, что до недавнего времени вопрос функционирования ОЭЗ был излишне  политизирован в ущерб его  экономической сути.

Создание особых экономических  зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

Особые экономические  зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, действенным  инструментом зарождения ее нового оздоровленного типа.

Однако не стоит забывать, что при существующих масштабах  распространения свободных зон  в мировом хозяйстве налоговые  льготы - далеко не главный стимул для  притока в зону иностранного капитала. Большее влияние в этом отношении  могут оказать политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, упрощение административных процедур. Но пика своего действия они могут  достигнуть лишь в совокупности с базовыми налоговыми преференциями. Это еще раз подтверждает их значимость и важность.

Промышленные  ОЭЗ

Обширные территории, расположенные  в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой  инфраструктуре и основным транспортным артериям - это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность  продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

В промышленно-производственных зонах резидентами могут быть только организации.

Промышленные зоны располагаются  на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (Тольятти (особая экономическая зона)), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В декабре 2010 года - была создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Титановая долина" (Верхняя Салда, Свердловская область)

В числе приоритетных направлений  деятельности промышленных зон производство:

  • Автомобилей и автокомпонентов
  • Строительных материалов
  • Химической и нефтехимической продукции
  • Бытовой техники и торгового оборудования

Резиденты особых экономических  зон с марта 2006 г. на пять лет освобождаются  от всех местных налогов. До этого  должны быть приняты законы субъектов Российской Федерации и соответствующие нормативные акты муниципальных образований, освобождающие резидентов ОЭЗ от всех местных налогов - земельного налога, транспортного налога и налога на прибыль в части, которая идет в местный бюджет (4%).

Согласно действующему законодательству в течение пяти лет с момента  постановки на учет резидент ОЭЗ освобождается  от обложения налогом на имущество. По истечении льготного периода  налог будет рассчитываться исходя из остаточной стоимости имущества  с учетом амортизации. Подобная льгота действует и в отношении земельного налога (ст. 395 НК РФ). Его не нужно  платить в течение пяти лет  с момента возникновения права  собственности на земельный участок. Эта льгота будет применяться  лишь к тем резидентам ОЭЗ, которые  создадут объекты недвижимости и  выкупят расположенные под ними земельные участки. Но в таком  случае остается неурегулированным  вопрос - будет ли выкупленный участок, ставший частной собственностью, территорией ОЭЗ? Ведь по Закону № 116-ФЗ ею могут быть лишь территории, находящиеся  в государственной и муниципальной  собственности.

Налоговые послабления для  резидентов ОЭЗ касаются и налога на прибыль. Ускоренная амортизация  предусмотрена для резидентов промышленно-производственных особых экономических зон. В отношении  основных средств к общей норме  амортизации такие налогоплательщики  могут применять специальный  коэффициент, но не выше двух (ст. 259 НК РФ). Также им предоставлено право  перенести убытки предыдущего налогового периода на текущий год, в то время как остальные налогоплательщики могут переносить убытки только в размере 50% налоговой базы.

Кроме этого во всех ОЭЗ  налогоплательщики могут экономить  на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. В отличие от обычных плательщиков, для которых при положительном результате исследования его стоимость равномерно включается в состав прочих расходов в течение двух лет, а при отрицательном - в течение трех (ст. 262 НК РФ), зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ организации стоимость таких исследований включают в расходы в полном размере в период их осуществления. Это правило касается не только резидентов ОЭЗ, но и всех организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в пределах ОЭЗ.

Согласно ст. 10 Закона № 116-ФЗ на территории ОЭЗ осуществлять предпринимательскую  деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия - не резиденты. Подобное положение  предоставляет последним такую  льготу без заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении  промышленно-производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.

Однако, пожалуй, главной льготой, предоставляемой резидентам ОЭЗ, будет являться так называемая "дедушкина оговорка" - гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 38 Закона № 116-ФЗ акты, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Исключение сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.

Условия создания

В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г., оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

  • На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
    • Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);
    • Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);
    • Туристско-рекреационные;
    • Портовые
  • Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;
  • На территории ОЭЗ не допускается:
    • Добыча и переработка полезных ископаемых;
    • Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
  • ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

Рассмотрим несколько  ОЭЗ ППЗ, такие как «Липецк» и  «Алабуга».

Источники

  • Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

Примечания

  1. ↑ Иванов: особые экономические зоны позволят РФ слезть с «нефтяной иглы», rian.ru, 25.01.2008
  2. ↑ СЭЗ «Гомель-Ратон» павялічылі больш чым на тысячу га(белор.)
  3. ↑ Андрей Пушкин. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации.— М.: Альпина Паблишер, 2012.— С. 217.— ISBN 978-5-9614-1954-2.
  4. ↑ Игорь Рогачёв, "Фонтанка.Ру"
  5. ↑ Всеволод Овчинников: Самая крупная община китайцев находится в США — Всеволод Овчинников — "Мост во внешний мир" — Российская газета — Всеволод Овчинни …

Источник — «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Особая_экономическая_зона&oldid=52849730»

 

  1. «Липецк» (особая экономическая зона)

Особая экономическая  зона промышленно-производственного  типа (ОЭЗ ППТ) "Липецк" создана  в соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005г. № 116-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 782 "О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа".

Правительством Российской Федерации, Администрацией Липецкой области  и Администрацией Грязинского района Липецкой области заключено соответствующее Соглашение, предусматривающие создание на территории Грязинского района ОЭЗ и объектов инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры.

Логотип ОЭЗ «Липецк» был  установлен на её территории в 2006 году.

Общая площадь ОЭЗ ППТ "Липецк" составляет 1024,5 га, из которых  под объекты инфраструктуры отведено около 350 га.

Данная зона создана в  целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологических  отраслей и производства новых видов  продукции. Имеет федеральное значение, располагается в Липецкой области между юго-восточной границей города Липецка и его пригородом, городом Грязи.

Приоритетными направлениями  развития ОЭЗ ППТ "Липецк" являются:

  • производство энергетического оборудования,
  • производство элементов и систем альтернативной энергетики,
  • производство машин, оборудования, автокомпонентов,
  • производство бытовой техники,
  • производство медицинского оборудования,
  • производство строительных материалов,
  • производство био - и наноматериалов.

Создание особой экономической  зоны регламентируется следующими основными  условиями:

  • срок действия зоны составляет 49 лет;
  • инвестиционный проект должен содержать капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 3 млн. евро (в том числе в течение года с даты заключения соглашения - не менее 1 млн. евро) по курсу Центрального банка РФ;
  • создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Липецкой области, а также других привлеченных источников;
  • предоставление государственной поддержки для резидентов особой экономической зоны.

История

В 2005 году на уровне правительства РФ было принято решение о создании в России шести особых экономических зон разного типа (две зоны— промышленно-производственного типа и четыре— технико-внедренческого типа).

Целью данного проекта  является создание условий для масштабного  привлечения инвестиций, как отечественных, так и иностранных. По замыслу инициаторов проекта на избранных путём конкурсного отбора территориях в кратчайшие сроки должны быть созданы современные промышленные и научные территориально-экономические кластеры, отвечающие мировым стандартам, способные обеспечить привлечение высоких технологий в соответствующих отраслях.

Заявки на размещение ОЭЗ  на своей территории подало 43 региона, но конкурсный отбор прошли единицы. Среди победителей оказалась Липецкая область как регион, наиболее подготовленный к реализации этого важного проекта: [1]

  • Во-первых, область является донором федерального бюджета
  • Во-вторых, отнесена, по экспертным оценкам, к регионам с уровнем развития выше среднего
  • В-третьих, первой в РФ получила национальный рейтинг международного агентства Fitch «А +», что означает хорошие бюджетные показатели, отсутствие долгов, высокую кредитоспособность, а также прозрачность экономики и финансовой отчетности.
  • В-четвертых, в области уже имеется успешный опыт привлечения иностранных инвестиций, причем их количество давно уже превысило объем ее консолидированного бюджета. По этому соотношению Липецк опережает даже столицу, известную размахом своего бизнеса. Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал здесь составляет 20 процентов.

Информация о работе Особые экономические зоны: промышленно-производственные