Особые экономические зоны: промышленно-производственные

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:35, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ особых экономических зон (промышленно - производственных) и возможностей, которые они предоставляют в современном мире, на примере ООЭ ППЗ - «Алабуга» и «Липецк».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;
выявить условия создания и функционирования особых экономических зон более подробно это - промышленно-производственных.

Оглавление

Введение
1. Теоретическая часть
Особая экономическая зона: промышленно-производственная
«Липецк» (ОЭС ППЗ)
«Алабуга» (ОЭС ППЗ)
2. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание оэз ппз.docx

— 68.77 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

1. Теоретическая часть

Особая экономическая  зона: промышленно-производственная

  • «Липецк» (ОЭС ППЗ)
  • «Алабуга» (ОЭС ППЗ)

2. Практическая часть

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Система оффшоров является одной из наиболее эффективных и  перспективных форм сотрудничества, привлечения инвестиций, дальнейшего  развития экономического и научного потенциала любого государства.

Кроме того, снижение налогового бремени посредством льготных налоговых  юрисдикций - фактор, позволяющий наиболее эффективно осуществлять национальную экономическую деятельность. Использование  подобного правового средства позволяет  государству привлекать инвестиции и поощрять международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на регулирование  и вмешательство в экономику.

Особые экономические  зоны (ОЭЗ) создаются государством с  учетом его экономических задач  в переходный период и предлагаются в качестве перспективной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования  центров роста.

Актуальность выбранной  темы контрольной работы предопределена самим процессом развития особых экономических зон. 
Особые экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 ОЭЗ.

Эта формулировка понятия "особая зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального  режима хозяйствования. При таком  подходе особая зона - это "не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях".

Целью данной работы является анализ особых экономических зон (промышленно - производственных) и возможностей, которые они предоставляют в современном мире, на примере ООЭ ППЗ - «Алабуга» и «Липецк». 
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 
определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон; 
выявить условия создания и функционирования особых экономических зон более подробно это - промышленно-производственных.

 
Структура работы строилась в соответствии с поставленной целью и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 
Рассмотрим более подробнее.

 

Особая экономическая  зона

Особая, свободная  или специальная экономическая  зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ)— ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон— решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цели создания ОЭЗ

Цели создания с точки зрения государства

  • Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг.
  • Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
  • Развитие экспортной базы.
  • Импортозамещение.
  • Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов

  • Приближение производства к потребителю.
  • Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин
  • Доступ к инфраструктуре.
  • Использование более дешёвой рабочей силы.
  • Снижение административных барьеров.
  • Развитие территории.

Классификация ОЭЗ

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени  интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

  • Зона свободной торговли (ЗСТ)— территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.).
  • Промышленно-производственная зона (ППЗ)— часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
  • Технико-внедренческая зона (ТВЗ)— территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
  • Туристско-рекреационная зона (ТРЗ)— территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность— создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
  • Сервисная зона— территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)
  • Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это— зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени  интеграции в экономику

  • Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.
  • Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот

  • Налоговые: налоговые «каникулы» - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до 16%) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26% до 14%.)[1]
  • Таможенные (импорт) - частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т.п., ввозимых для использования внутри зоны;
  • Таможенные (экспорт) - частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
  • Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
  • Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Особые экономические  зоны по странам

Россия

До недавнего времени  в российском законодательстве однозначного термина, характеризующего подобные территории, не существовало.

Появление зон офшорного типа в России приходится на середину 1990-х гг. Основными в то время являлись учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования "Ингушетия" и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позднее такие зоны были образованы в ряде других регионов.

Большинство из них так  и не стали функционировать в  полной степени, их деятельность во многом нарушала федеральное законодательство, по причине чего они и были ликвидированы.

Особые экономические  зоны - это территории, которые государство  наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения  российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

Ситуация изменилась с  момента принятия Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации" (далее - Закон № 116-ФЗ), который закрепил их правовое определение.

В соответствии с положениями  Закона особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, на которой действует  особый режим осуществления предпринимательской  деятельности, создаваемая в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, импортозамещающих производств, туризма и санитарно - курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции и развития и расширение транспортной инфраструктуры. В перспективе благодаря отечественным и иностранным инвестициям ОЭЗ должны стать основным стимулом развития наукоемких производств, внедрения передовых технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных на мировых рынках.

В январе 2006 г. Правительство  РФ и шесть субъектов Федерации - Москва, Санкт-Петербург, Томск, Липецкая область, Московская область и Республика Татарстан - подписали соглашения о  создании особых экономических зон.

Постановлениями Правительства  РФ в декабре 2005 г. особого статуса  по результатам конкурса были удостоены  разработчики микроэлектроники в Зеленограде (Москва), ядерные физики Дубны (Московская область), специалисты по информационным технологиям Санкт-Петербурга, создатели  новых материалов в Томске. Кроме  того, в Липецке будут производить  бытовую технику, а в Елабуге (Республика Татарстан) - автокомпоненты и высокотехнологичные продукты нефтехимии.

Развитием особых экономических  зон в России занимается специально созданная управляющая компания - "Особые экономические зоны", единственным акционером которого является государство.

На территории ОЭЗ действует  особый режим осуществления предпринимательской  деятельности:

  • Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
  • Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
  • Предоставляется ряд налоговых преференций
  • Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

  • Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
  • Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
  • Портовые зоны
  • Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

В Российской Федерации действуют 25 особых экономических зон четырёх типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 14 туристических и 3 портово-логистические.

Кроме того, помимо указанных  шести территорий в пределах Российской Федерации ОЭЗ действуют в  Калининградской области и в  Магаданской области.

В Магаданской области  на основании Федерального закона от 31.05.1999 № 104-ФЗ "Об особой экономической  зоне в Магаданской области" и  Закона Магаданской области от 15.06.1999 "Об особой экономической зоне в  Магаданской области" ОЭЗ создана с целью развития производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области.

На территории области  установлен особый налоговый режим, который предполагает освобождение от уплаты налогов до 31 декабря 2006 г. в части, поступающей в федеральный  бюджет (за исключением поступлений  в ПФР и ФСС РФ).

Данный Федеральный закон  будет действовать до 31 декабря 2014 г. Участники ОЭЗ в Магаданской  области с 1 января 2007 г. и до указанной  даты освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии ее инвестирования в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской  области. Подобные льготы предоставляются  в том случае, если участники особой экономической зоны ведут отдельный  учет операций финансово-хозяйственной деятельности, которые осуществляются ими в пределах ОЭЗ и Магаданской области.

Принятие Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ (далее - Закон № 16-ФЗ) направлено на обеспечение дальнейшего  экономического развития Калининградской  области и преемственности особого  режима, введенного Федеральным законом  от 22.01.1996 № 13-ФЗ "Об Особой экономической  зоне в Калининградской области", СЭЗ «Янтарь». В связи со вступлением  Литвы и Польши в Европейский  Союз, а стран Балтии - в НАТО сложилась  принципиально новая геополитическая, военно-стратегическая и экономическая  ситуация и остро встал вопрос о принятии комплекса правовых мер  для решения проблем обеспечения  территориальной целостности, государственного и экономического суверенитета Российской Федерации.

В рамках Закона № 16-ФЗ решаются вопросы о признании юридических  лиц резидентами ОЭЗ, действия соответствующего специального таможенного режима, налогообложения  и валютного контроля в особой экономической зоне, а также особенностей въезда в Калининградскую область, выезда из нее и порядка пребывания на ее территории.

Информация о работе Особые экономические зоны: промышленно-производственные