Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:55, курсовая работа
Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы в средние века.
В условиях развитого капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Эти отношения стали осуществляться в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось путем введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов - 10 -15 % за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы ВОВ, в период восстановления народного хозяйства после войны. В настоящее время она реформируется.
Основа современной финансовой политики РФ:
- признание свободы предпринимательства;
- введение разнообразных форм хозяйствования;
- приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике;
- отказ государства от директивного управления;
- переход отношений предприятий и государства на налоговую основу.
Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила распространение система государственного кредита для покрытия дефицита госбюджета. Используются рыночные формы государственных займов. Изменяется организация бюджетной системы. На смену централизованной пришла система, основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Применяется система трансфертных платежей, увязывающая размер бюджетных средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Изменяется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального используется горизонтальное перераспределение средств за счет функционирования финансового рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась система управления финансами. Готовится налоговая реформа. Осуществляется структурная перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается совершенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной реформы. Укрепляется рынок ЦБ.
Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный - предусматривает детальную проработку всей системы организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
Регулирующий финансовый механизм применяется в сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства и предусматривает установление только основных правил.
Заключение
Для полного представления темы курсовой работы «Особенности функционирования системы управления финансами» мне необходимо было дать описание основных понятий управления объектами, в конкретной области управление финансами. В первой части моей работы представлены основные понятия: главные функции финансов, цель управления финансами, сферы обращения и влияния финансов, методы управления финансами, органы управления финансами. Кратко перечислила объекты управления и показала, что для управления финансами любого объекта необходимо выработать финансовые инструменты или средства управления объектами.
В отдельный раздел курсовой работы поместила описание органов управления финансами, так как наличие данных структур в современных условиях функционирования финансовой системы обязательно. Органы управления финансами на Руси существовали со времен Ивана III, в периоде длительного исторического пути развития органы управления финансам находятся в постоянной динамике, причиной постоянных изменений структуры является смена государственной власти, политического уклада страны и т.д. В этом разделе мною дана информация истории развития органов управления финансами за последние десятилетия Союза Советских Социалистических Республик и государства Российская Федерация. Я постаралась представить современную структуру финансовых органов управления, указала какие задачи сегодня решают эти структуры, какими функциями они наделены, какими методами и средствами они владеют для выполнения своих задач. Особое внимание уделила вопросу государственного регулирования финансов в рыночной экономике.
Основную часть своей работы посвятил рассмотрению методов государственного регулирования, представила описание существующих прямых и косвенных методов регулирования экономикой страны и наиболее полного изложил материал по основным макроэкономическим показателям, финансовым индикаторам, по которым можно сделать прогноз социально-экономического развития страны.
В заключение добавлю, что в первой части моей курсовой работы можно было бы больше уделить внимание описанию «понятий» управления финансовыми объектами. Однако я предположил, что базовый материал присутствует в учебной, методической литературе и большое внимание уделила вопросу “государственное регулирование”, в частности разделу финансовые индикаторы косвенного метода – макроэкономическое регулирование с подбором специальной информации из внешних источников.
Со своей стороны, считаю необходимым сделать следующий вывод: на всех уровнях финансового управления - федерального, регионального, местного значения необходимо наличие органов управления по сбору информации, проведению анализа представленной информации, финансового мониторинга экономических показателей с целью своевременного реагирования на негативные явления в финансовой сфере и выработки адекватных мероприятий по устранению этих явлений. Главной задачей финансовых служб менеджмента является :
сбор статистической информации,
проведение различных методов анализа по представленной информации,
оперативный финансовый мониторинг экономических показателей, составление прогнозного варианта различных нормативных, бюджетных и финансовых документов.
Список использованной литературы.
1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия : Учебно – экономической пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2000. – 256 с.
Беляков С.А., Лекции по экономике образования – М.: ГУВШЭ, 2002. – 208 с.
2. Акперов И., Головач С., Аполлонова – Коноплева И. Казначейская система исполнения бюджета Российской Федерации. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 352 с.
3. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А.Панков, Е.А.Головкова, Л.В.Пашковская и др.; По общ.ред.Д.А.панкова, Е.А.Головковой. – 2-е изд., испр. – М.:Новое знание, 2003. – 409 с.
4. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2000. – 208 с.
5. Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практ. пособие. М.: ПРИОР, 2001. - 96 с.
6. Бочкарев В.И. Концептуальные основы государственного общественного управления общим образованием в России // Менеджмент в образовании. – 2003. – С.9-21.
7. Вахрин П.И., Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001. – 320 с.
8. Волкова М. М., Звездова А. Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг. 2001. № 2. С. 122–143.
9. Воронин А.А. О механизме финансирования платного сектора образовательных услуг // Финансы. - 2001. - №12. - С.21-23.
32
Информация о работе Особенности функционирования системы управления финансами