Оценка уровня банковских рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

В течение долгих лет существования банковских структур остается неизменным их главное предназначение, заключающееся в посредничестве при перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от покупателей к продавцам.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.28 Кб (Скачать)

В практике работы банков огромное значение имеет время возникновения  банковского риска. В соответствии с данным критерием риски разделяют  на ретроспективные (прошлые), текущие  и перспективные. Учет ретроспективных  прошлых рисков позволяет банку более точно рассчитать текущий и будущий риск. В сделках банка всегда имеет место разрыв во времени между совершением платежа (вложением) и отдачей вложенных средств. От правильности расчета текущего риска поэтому во многом зависит риск будущих потерь. Практика показывает, что чем дольше время операции, тем выше оказывается риск. Роль прогнозирования рисков в этих условиях, с учетом предотвращения прошлых рисков и ошибок, существенно возрастает.

По степени зависимости  риск может быть не зависимым и  зависимым от банка. Не зависимый  от банка риск, как правило, связан с действием политических и общеэкономических  факторов, непредсказуемым изменением законодательства. Зависимые от банка  риски возникают на уровне микроотношений с клиентом, многое здесь поэтому  зависит от самого банка, уровня его  менеджмента (внутренние причины). В  переходных экономических системах не зависимые и зависимые от банка  риски зачастую возникают параллельно, вызывая значительные противоречия в движении банковского капитала и локальные банковские кризисы, замедляя общий экономический рост.

При расчете банковских рисков немалую роль играет вид банка.

Риск специализированного  банка чаще всего связан с тем  специфическим продуктом, на производстве которого специализируется кредитное  учреждение. Спрос на данный продукт, его качество выступают в данном случае решающими факторами, определяющими  риски и эффективное развитие банка. Как правило, качество денежно-кредитного обслуживания у специализированного  банка выше, что позволяет ему  привлекать определенный круг клиентов.

На практике, однако, часто  бывает так, что клиенту требуется  комплексное обслуживание (совершение не одной-двух операций, а нескольких), что вынуждает банки расширять  спектр своих услуг.

Известно, например, что крупнейший в мире Сити-банк в качестве девиза своей деятельности провозгласил: «Мы  делаем все, что делают другие банки». Это означает, что клиенту не надо ходить в другие кредитные организации, все финансовые услуги он может получить в данном банке.

Иногда банки специализируются не только на тех или иных продуктах, но и на клиентуре, обслуживании определенных отраслей. Отраслевые риски, возникающие  в этом случае, оказываются преимущественно  зависимыми от состояния соответствующей  отрасли. Как известно, в современной  России коммерческие банки образовывались на базе отраслевых министерств (легкой, авиационной, нефтяной, часовой и  других отраслях промышленности). При  благополучной экономической конъюнктуре  отраслевые банки имеют существенные шансы для расширения и повышения  эффективности своей деятельности.

Наряду со специализированными  и отраслевыми рисками, возникающими у соответствующих видов банка, различают также риски универсального банка. К универсализации своей  деятельности банки подталкивают сами клиенты, предъявляя спрос на многообразные  банковские услуги и операции. Российские коммерческие банки также встали на путь универсализации своей деятельности. Для многих из них такая ориентация может оказаться ошибочной. Как  известно, российские кредитные организации  по масштабам своего капитала в своем  большинстве являются небольшими денежно-кредитными институтами, поэтому стремление к  выполнению множества операций для  всех разновидностей клиентов в различных  регионах может стать непосильной задачей как в финансовом, так и профессиональном отношении. Недаром даже крупные банки, по определению могущие стать универсальными, начинают исповедовать идею мультиспециализации в рамках универсальной деятельности, организуя в своей структуре специализированные подразделения, что позволяет поддерживать высокое качество банковского продукта и снизить его себестоимость.

В разделе банковских рисков особо выделяются риски эмиссионного банка, как известно, выполняющего тот  же круг банковских операций, но в отношении  другой категории клиентов и преимущественно  на макроуровне экономических отношений. Клиентами эмиссионных (центральных, национальных) банков по существу является каждый член общества (выпущенными  им денежными знаками пользуется каждый субъект экономики). Риски  эмиссионного банка могут поэтому  проявляться как во взаимоотношениях с каждым индивидуальным экономическим  агентом (коммерческим банком и другими  юридическими лицами там, где нет  учреждений коммерческих банков), так  и по отношению к экономике  в целом.

Выполняя задачу повышения  покупательной способности национальной денежной единицы, ее стабилизации, эмиссионный  банк часто сталкивается с проблемой  излишнего выпуска денег в  обращение. Эмиссионный риск сопряжен, однако, не только с излишним, но и  недостаточным выпуском денег, что  в свою очередь может привести к «голоду» на платежные средства, задержать расчеты между товаропроизводителями.

Осуществляя денежно-кредитное  регулирование, эмиссионный банк, помимо своей основной задачи по укреплению денежного обращения, призван обеспечивать защиту от подделки платежных средств, выпуска фальшивых денежных купюр. В условиях российской экономики  Банк России наделен также полномочиями надзора за деятельностью коммерческих банков. Это означает, что его  риски дополняются в процессе выдачи им и отзыва у них лицензии на право осуществления банковской деятельности. Задача, поставленная перед  Банком России по обеспечению устойчивости национальной банковской системы, требует  от него механизма оперативного предотвращения неплатежеспособности кредитных организаций, содействия их эффективной деятельности.

При классификации банковских рисков заметную роль играет их разделение в зависимости от величины. Здесь  риски делятся на низкие, умеренные  и полные. Для каждого отдельного субъекта размер ущерба может быть различным, различается он и в  зависимости от масштабов тех  или иных операций. Вместе с тем  в определенных случаях могут  быть установлены свои пределы. Так, при выполнении кредитных операций минимальным считается риск, размер которого находится на уровне 0—0,25% потерь расчетной прибыли; повышенным — при потери расчетной прибыли  в пределах 25—50%; критическим считается  риск, при котором потери расчетной  прибыли составляют 50—75%, и, наконец, недопустимым считается риск, при  котором ущерб достигает 75—100% расчетной  прибыли.

Исходя из масштабов, банковские риски также разделяют на комплексные (совокупные) и частные (индивидуальные). Например, комплексными при совершении кредитных операций будут считаться  такие, которые охватывают все кредиты, которыми пользуются заемщики. Практически  комплексным риском в данном случае будет риск кредитного портфеля, который  складывается у коммерческого банка  в данный момент по всем выданным кредитам. Частным здесь будет риск, относящийся  к отдельным разновидностям ссуд.

Банковские риски могут  различаться и в соответствии с составом клиентов банка. Здесь  выделяют две разновидности риска:

1) риск, исходящий от крупных,  средних и малых клиентов;

2) риск, исходящий от отраслевой  структуры клиентов.

В первом случае крупный  клиент далеко не всегда означает и  крупный риск. Напротив, крупный  клиент с большими денежными оборотами  и проходящими через банк операциями приносит банку значительную прибыль. Опасность состоит, однако, в том, что концентрация вложений банка  в экономику крупного предприятия  в случае существенного ухудшения  его финансового положения и  банкротства может привести к  крупным потерям банка-кредитора. Определенные потери могут исходить и от небольшого предприятия, подверженного  в условиях рыночных отношений заметным колебаниям в области производства и сбыта своей продукции.

Риск, исходящий от отраслевой структуры клиентов, также бывает не менее заметен. Как уже отмечалось, отраслевой риск сопряжен с состоянием экономического развития соответствующей  отрасли. Преимущественные инвестиции банка в одну даже процветающую отрасль  экономики (например, нефтяную или газовую) с макроэкономических позиций может  также оказать негативное влияние  на экономику в целом, закрепляя  сырьевую ориентацию национального  производства в ущерб обрабатывающим отраслям промышленности.

Исходя из учета выполняемых  банком операций выделяются две разновидности  риска: риск по балансовым операциям  и риск по внебалансовым операциям. В обоих случаях риск касается как активных, так и пассивных  операций кредитного учреждения. При  совершении активных операций могут  возникать риски инфляции, процентные риски, портфельные риски, кредитные, факторинговые и другие риски. Риски  по пассивным операциям могут  быть связаны с формированием  капитала, его структуры и увеличением  за счет прибыли.

Непредвиденный банком отток  привлеченных ресурсов может вызвать  риски по депозитным операциям. Практика, в том числе отечественная, свидетельствует  о том, что снятие крупных депозитов  предприятий при затруднениях в  погашении ранее размещенных  кредитов не менее крупным заемщиком  приводило к острым платежным  затруднениям и даже банкротству  банков.

Подобная ситуация, в частности, случилась с Кредобанком в  середине 1990-х годов, когда богатый  клиент, ранее разместивший большую  сумму депозитов в данном кредитном  учреждении, не пролонгировал их срок и потребовал возврата своих денежных ресурсов, что вызвало серьезные  платежные проблемы у банка, а  затем и его ликвидацию. Балансовые риски могут быть связаны с  потерей банком своей ликвидности  при несоблюдении им норматива достаточности  капитала и др. Внебалансовые риски  чаще всего возникают при гарантийной  деятельности банка, невыполнении обязательств по валютным сделкам, выпущенным ценным бумагам. Внебалансовые риски при  банкротстве клиентов могут усиливаться  за счет рисков по балансовым операциям.

Практика показывает, что  банковские риски при всем их многообразии отражают специфику деятельности кредитного учреждения, они исходят из его  действия или бездействия, задержки, преждевременности или ошибочности  его действий. В любом случае их наличие, представленное в настоящей  классификации, требует от банка  целенаправленной, планомерной деятельности, не разрозненного набора отдельных мероприятий, а определенной системы управления риском.

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА  УПРАВЛЕНИЕЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ

Система управления банковскими  рисками — это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала  банка, позволяющих обеспечить положительный  финансовый результат при наличии  неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового  события и принимать меры к  исключению или снижению его отрицательных  последствий. Эта система управления может быть описана на основе разных критериев.

Исходя из видов банковских рисков, в этой системе можно выделить блоки управления кредитным риском, риском несбалансированной ликвидности, процентным, операционным, потери доходности, а также комплексные блоки, связанные  с рисками, возникающими в процессе отдельных направлений деятельности кредитной организации. При другой системе классификации рисков в  качестве самостоятельных блоков выделяются подсистемы управления индивидуальными (частными) рисками и блок управления совокупными рисками. К первому  блоку относятся управление риском кредитной сделки и других видов  операций банка, ко второму — управление рисками различных портфелей  банка — кредитного, торгового, инвестиционного, привлеченных ресурсов и т.д.

Имеются особенности управления рисками на разных уровнях. В соответствии с этим различаются подсистемы управления рисками на уровне банка в целом, уровне центров финансовой ответственности (ЦФО), групп клиентов и банковских продуктов. На базе такого критерия, как  технология управления рисками система  управления банковскими рисками  может быть описана как совокупность следующих элементов: выбор стратегии  деятельности банка, способствующей минимизации  рисков; система отслеживания рисков; механизм защиты банка от рисков.

Выбор стратегии работы банка  осуществляется на основе изучения рынка  банковских услуг и отдельных  его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как  известно, стратегия лидера и стратегия, связанная с продажей новых услуг  на новом рынке. Рискованность этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая  ей отработанный пакет услуг. Относительно рискованна и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг. Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга  риска. Механизм защиты банка от риска  складывается из текущего регулирования  риска и методов его минимизации. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических  показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям  банка. Наконец, в аспекте организации  процесса управления рисками рассматриваемая  система предполагает выделение  следующих элементов управления:

·  субъекты управления;

·  идентификация риска;

·  оценка степени риска;

·  мониторинг риска.

Все элементы этого описания системы управления банковскими  рисками, как и предыдущего, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала  банка. Остановимся подробнее на отдельных элементах данного  построения системы. Субъекты управления банковскими рисками зависят  от размеров и структуры банка.

Но общим для всех банков является то, что к их числу можно  отнести:

·  руководство банка, отвечающее за стратегию и тактику банка, направленные на рост прибыли при допустимом уровне рисков;

·  комитеты, принимающие решения о степени определенных видов фундаментальных рисков, которые может принять на себя банк;

·  подразделение банка, занимающееся планированием его деятельности;

·  функциональные подразделения, отвечающие за коммерческие риски, связанные с направлениями деятельности этих подразделений;

·  аналитические подразделения, предоставляющие информацию для принятия решений по банковским рискам;

Информация о работе Оценка уровня банковских рисков