Международные аспекты банкротства кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:29, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является выявление особенностей процедур банкротства коммерческих банков в РФ. Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:
• рассмотрены причины и факторы современных банковских кризисов
• проанализирован зарубежный опыт банкротства кредитных организаций

Оглавление

Введение……………………………………………………..…………………...3
Глава I. Банкротство как способ преодоления кризиса кредитной организации. Причины и факторы современных банковских
кризисов……………………………………………………………………….…4
1.1 Внешнеэкономические факторы…………………………………...….6
1.2 Рыночные реформы…………………………………………………….7
Глава 2. Международный опыт банкротства кредитной организации
2.1. Причины банкротства зарубежных кредитных учреждений……..16
2.2. Оздоровление банковской системы в странах Восточной
Европы……………………………………………………………………..18
Глава 3. Пути решения проблем и основные пути минимизации
банковских рисков……………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………..37
Библиография…………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Международные аспекты банкротства кредитных организаций.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Роль и значение этих факторов меняется в зависимости от страны и состояния экономики. Так, в условиях кризисного развития экономики повышается значимость общеэкономических факторов. Существенный вес в отдельные периоды могут иметь колебания коньюнктуры на отдельных рынках. Например, кризис рынка недвижимости в Японии в начале 90-х годов привел к резкому ухудшению состояния японской банковской системы.

Среди внешних причин некоторые зарубежные исследователи особо выделяют недостаточно продуманные решения инстанцией, предоставляющих лицензии на банковскую деятельность. Так, при предоставлении лицензии на осуществление операций в тех регионах, где рынок и клиентура уже поделены между имеющимися банками и конкуренция между ними высока, подобные решения могут в отдельных случаях создавать предпосылки будущего банкротства. То же самое происходит, если лицензии предоставляются банкам, ориентирующимся в своей деятельности на одну или несколько фирм, что с самого начала обусловливает зависимость и неустойчивость такого рода ”домашних банков”.

В тоже время зарубежные исследователи приходят к выводу, что подавляющее большинство банковских банкротств сводится в конечном счете к внутренним причинам. При этом особое значение имеет ошибочная кредитная политика банков, которая, по оценкам ряда исследователей, ”ответственна” за 90-95 процентов случаев резкого ухудшения финансового состояния банков. Так, крупнейший европейский банк “Креди Лионнэ“ понес в начале 90-х годов значительные убытки, предоставив миллиардные кредиты на сомнительные операции итальянским финансистам Паретти и Фиорини.* Помощь банку обойдется французскому государству, по некоторым оценкам, в сумму свыше 2 млрд. долларов. Широкий резонанс получило в Германии ”дело Шнайдера”, который, взяв крупные кредиты у ряда банков (например, Дойче Банк), весной 1994 года скрылся. Неверная кредитная политика (в частности, одностороннее увлечение кредитованием операций с недвижимостью) привела в 1991 году почти все крупные скандинавские банки на грань краха.

Ошибки в кредитной политике, по оценкам зарубежных экспертов, в основном сводятся к слабому контролю за действиями и финансовым состоянием заемщиков, к превышению допустимых размеров кредитов, а также к недостаточной их отраслевой диверсификации. При несостоятельности кредитных учреждений действие этих факторов обычно прослеживается одновременно. Примерно в половине случаев эти факторы дополняются общей спекулятивной направленностью кредитной политики, а также обманом органов надзора. Одной из важных причин банкротств следует считать одностороннюю ориентацию банка на одного или несколько заемщиков. Так, банкротство германского концерна “Хуго Стиннес ОХГ“ неизбежно повлекло за собой банкротство финансировавшего этот концерн “Хуго-Стиннес-Банка“. По данным Федеральной корпорации страхования вкладов (ФКСВ) США, в этой стране среди причин банкротства банков отмечаются криминальные действия сотрудников банка и внешних лиц - такие действия “ответственны“ за 25-30 процентов случаев краха кредитных учреждений.

Таким образом, доверие образует тот базис, на котором только и способен функционировать банк (как и банковская система в целом). Банки имеют благоприятные возможности для преодоления временных платежных затруднений (в первую очередь за счет межбанковского кредита и рефинансирование через центральный банк). Однако именно данное обстоятельство может усилить панику среди вкладчиков при возникновении первых признаков платежных затруднений (а следовательно, отказе других банков от предоставления кредитов).

Утрата доверия к банку резко снижает его рыночную стоимость, поскольку он в значительной мере утрачивает возможность проведения прибыльных активных и пассивных операций. Привлечение средств требует повышение ставок процента в качестве компенсации за риск. Отток вкладов, кроме того, побуждает ограничивать активные операции, в частности приостанавливать финансирование долгосрочных проектов, которые вследствии этого быстро падают в цене. Потенциальные покупатели ликвидируемых активов приобретают их не по полной, а по существенно заниженной цене. Американский экономист Джеймс, проанализировав причины банкротств банков в США за 1985-1988 годы, пришел к выводу, что “издержки банкротств“ банков (разница между балансовой и рыночной стоимостью банка на момент ликвидации) составили в среднем 30 прцентов, что значительновыше, чем при банкротстве предприятий других отраслей.

 

 

 

2.2. Оздоровление банковской системы в странах Восточной Европы

Системы депозитного страхования, играющие ведущую роль в осуществлении процедур санации и банкротства кредитных учреждений, могут успешно функционировать лишь в условиях относительной стабильности финансовой и кредитной сфер. В странах Восточной Европы, для которых характерен глубокий кризис банковской системы, размеры финансовой поддержки банков нередко выходят за рамки возможностей СДС и бюджета; при этом массовое банкротство кредитных учреждений чревато дальнейшим обострением кризиса финансовой системы. В связи с этим в странах Восточной Европы наряду с разработкой законодательства о банкротстве и СДС обычно стремились осуществить меры по оздоровлению финансовой системы в целом.

К числу проблем банковской сферы постсоциалистических стран относится, как правило, недостаточный размер собственного капитала, слабый банковский надзор, чрезмерная зависимость от ограниченного числа клиентов и учредителей, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие конкуренции, коррупция и др. Однако наиболее острой проблемой, типичной для постсоциалистических стран, является рост взаимных неплатежей предприятий, а соответственно недействующих кредитов и убытков в банковских балансах. Поскольку обе эти проблемы неразрывно взаимосвязаны, в Восточной Европе широкое распространение получило мнение, что оздоровление кредитной сферы должно осуществляться одновременно с финансовым оздоровлением и реструктуризацией небанковского сектора экономики.

По мнению многих специалистов восточно-европейских стран, третий путь ввиду остроты и масштабности проблемы неплатежей является в настоящее время наиболее приемлемым или даже единственно возможным. Участие государства в финансовом оздоровлении, в свою очередь, может осуществляться различными способами. Оно, например, может предоставить предприятиям дополнительные средства в форме кредитов или специальных государственных обязательств; заменить в балансах коммерческих банков безнадежные долги предприятий своими долгосрочными обязательствами и т.п. Перспективным считается вариант предоставления дополнительных финансовых ресурсов банкам при условии их подключения в качестве активных участников к процессу реструктуризации предприятий. К преимуществам данного варианта относят заинтересованность банков в возрасте долгов, а следовательно, в разработке схем реструктуризации предприятий-должников в обмен на предоставление дополнительных государственных средств; наличие у банков более полной и достоверной информации о положении на предприятиях и др.

Практически все названные варианты в тех или иных формах применялись в странах Восточной Европы.

В Венгрии, например, государство предложило коммерческим банкам выкупить долги предприятий со скидкой 20-25 процентов. Эта мера, однако, не имела успеха, поскольку банки опасались ухудшить свое и без того шаткое финансовое положение.

В Румынии правительство в целях преодоления кризиса неплатежей предоставило предприятиям в 1992 году дополнительные кредиты, но после некоторого улучшения на начальной стадии проблема неплатежей обострилась вновь. В Польше, а в последнее время и в Венгрии практикуется подключение банков к реструктуризации предприятий с оказанием банкам государственной финансовой помощи.*

В Польше, например, в начале 1993 года был принят закон о финансовой реструктуризации предприятий и банков. Цель закона состояла в параллельном решении финансовых и структурных проблем экономики путем постепенного освобождения коммерческих банков от безнадежных долгов, предоставления эффективным предприятиям финансовых возможностей для реструктуризации и развития, а также ликвидации хронически убыточных предприятий.

Банкам было предоставлено право выделить “проблемные“ кредиты и передать их под надзор специально образуемых для этого подразделений тех же банков. К числу основных задач таких подразделений относятся: изучение состояния дел на предприятиях-должниках; выявление предприятий, которые могут быть реструктуризированы, и прдприятий, “реабилитация“ которых не имеет смысла; организация “согласительных“ процедур с целью разработки программ оздоравления реструктуризации; оценка таких программ. Если программа принимается банком, долг предприятия может быть реструктуризирован, а часть его списана. Государство оказывает поддержку путем выпуска и предоставления банкам, участвующим в соответствующих процедурах, долгосрочных “реструктуризационных облигаций“, обслуживание которых осуществляется специальным Фондом приватизации Банка Польши.

По предварительным оценкам польских специалистов, реструктуризация оказалась достаточно эффективным инструментом: к началу 1994 года свыше 50 процентов сомнительных долгов было охвачено соответствующими процедурами; те или иные решения были приняты примерно по 30 процентам от обьема рассматривавшихся долгов.

В Словении был применен иной способ финансового оздоровления банковской системы и предприятий с участием государства. В 1991-1992 годах был принят ряд законов о пререабилитации, реабилитации и ликвидации банков. В соответствии с этими законами было создано Агентство по реабилитации банков (АРБ), к числу основных задач которого относится управление и надзор за “проблемными“ банками. Председатель центрального банка страны имеет право инициировать пререабилитационные процедуры по отношению к тем банкам, потенциальные убытки которых превышают 30 процентов собственного капитала, и меры полной реабилитации, если соответствующий показатель превосходит 50 процентов. В ходе реабилитационных процедур АРБ имеет право взять банк под свое управление, заменить руководство, приостановить действие прав собственников и учредителей, организовывать слияние или приватизацию банка.

Финансовая реабилитация банков осуществляется посредством списания части долгов, передачи недействующих активов АРБ, а также предоставления необходимого минимума финансовых средств. В последних двух случаях активную роль играет государство через механизм выпуска долгосрочных казначейских обязательств.

АРБ были предоставлены широкие права и в плане воздействия на предприятия-заемщики. В случае, если предприятие не погашает долги банку, взятому под управление АРБ, предприятие автоматически становится должником Агентства. Оно имеет право устанавливать свой контроль над таким предприятием и инициировать необходимые изменения, включая меры по повышению эффективности производства. Кроме того, АРБ вправе продавать требования к такому предприятию заинтерисованным инвесторам, что создает предпосылки для реальной приватизации.

С целью поддержания “здоровья“ банковской системы и после завершения процесса реабилитации Банк Словении ужесточил банковский надзор, а также повысил минимальный размер уставного капитала с эквивалента 7 млн. западно-германских марок в настоящее время до эквивалента 60 млн. марок к концу 1995 года. Предполагается, что эти меры приведут к тому, что в скором времени около 80 процентов банковских активов Словении будут сосредоточены в четырех-шести крупных кредитных учреждениях (против 32 в настоящее время).

В зарубежной практике накоплен значительный опыт воздействия на заемщиков, испытывающих платежные затруднения. К числу мер воздействия относятся внесудебное и судебное предостережения, реструктуризация и санация, урегулирование задолженности, добровольная ликвидация, принудительное банкротство и др. Все эти процедуры четко регламентируются законодательством.

Общее правило при решении проблем неплатежеспособных предприятий состоит в том, что временные платежные затруднения или даже явная неплатежеспособность не рассматриваются ни в качестве необходимого, ни в качестве достаточного условия для ликвидации предприятия заемщика. Предпочтение отдается мерам по предотвращению банкротства путем реструктуризации, санации и урегулирования задолженности, которые в случае успеха наилучшим образом обеспечивают интересы кредиторов. Процедура принудительного банкротства проводится обычно при отсутствии реальных возможностей повышения эффективности производства за счет организационных, финансовых и других мер.

Повышенная уязвимость банковского сектора, а также его исключительно важное значение для нормального функционирования рыночной экономики обусловливают особое внимание властей к устойчивости банковской системы. Действия властей при этом направляются в первую очередь на недопущение “цепной реакции“ рынка при возникновении проблем в банковском секторе; на оздоровление балансов и повышение эффективности работы кредитных учреждений, а также на предотвращение кризисных явлений в банковской сфере. Эти цели достигаются созданием и совершенствованием систем информации и надзора, предоставлением при необходимости финансовой поддержки, помощью в реструктуризации балансов (санации) банков и др.

Значительную роль в повышении устойчивости банковской сферы играют системы депозитного страхования, создаваемые самой банковской системой и имеющиеся сейчас практически во всех развитых странах мира. Им обычно отводится основная роль в организации и проведении процедуры санации и банкротства кредитных учреждений. Так, ФКСВ в США осуществляет меры по слиянию “проблемных“ банков с другими, более устойчивыми кредитными институтами; создает структуры, обеспечивающие в случае банкротства банка продолжение надлежащего обслуживания населения или управление сомнительными активами санируемых банков; выступает как доверительный собственник в отношении затронутого банкротством кредитного учреждения имущества; производит возврат вкладов и т.д.

В странах Восточной Европы, для которых характерен глубокий кризис финансовой системы, принимаются дополнительные меры по “реабилитации“ кредитных учреждений. Наиболее острые проблемы банковской сферы в Восточной Европе непосредственно связаны с кризисом неплатежей. Поэтому ее оздоровление возможно лишь при условии одновременной реструктуризации небанковского сектора. Интересен, в частности, опыт Польши, где банкам, участвующим в реструктуризации предприятий, предоставляется финансовая помощь в форме государственных долгосрочных “реструктуризационных облигаций“.

Информация о работе Международные аспекты банкротства кредитных организаций