Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятия-эмитента

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

В анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий часто встает вопрос о сравнимости результатов деятельности различных хозяйствующих единиц. Этот вопрос может иметь два аспекта. Первый из них связан со сравнением нескольких предприятий или разных подразделений одного предприятия на основе некоторых объективных показателей, выбранных аналитиком из соображений важности этих величин для комплексной оценки деятельности хозяйствующих субъектов. Такое сравнение можно назвать внешним.

Оглавление

Введение
1. Ранговое рейтингование
2. Методы комплексного анализа и рейтинговой оценки предприятий-эмитентов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 42.69 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РД

ГОУ ВПО

"Дагестанский государственный  университет"

Филиал в г. Дербенте

Курсовая работа

на тему:

"Методы рейтинговой  оценки финансового состояния  предприятия-эмитента"

Выполнил:

студент 2 курса 3гр.

Экономического факультета

Ибрамхалилов К.И.

Научный руководитель:

Аскеров Ш.С.

Дербент -- 2010

Содержание

Введение

1. Ранговое рейтингование

2. Методы комплексного анализа  и рейтинговой оценки предприятий-эмитентов

Заключение

Список литературы

Введение

В анализе финансово-хозяйственной  деятельности предприятий часто  встает вопрос о сравнимости результатов  деятельности различных хозяйствующих  единиц. Этот вопрос может иметь  два аспекта. Первый из них связан со сравнением нескольких предприятий  или разных подразделений одного предприятия на основе некоторых  объективных показателей, выбранных  аналитиком из соображений важности этих величин для комплексной  оценки деятельности хозяйствующих  субъектов. Такое сравнение можно  назвать внешним.

Второй аспект касается проблемы соответствия достигнутых предприятием результатов  некоторому эталону, с которым результаты сравниваются. В качестве эталона  могут выступать, например, бюджетное  или плановое задание, которое предприятие  должно было выполнить в течение  анализируемого периода времени, результаты базового периода или просто представление  о некоем аналогичном "идеальном" предприятии.

Для решения первой проблемы (внешнего сравнения) привлекаются разного рода рейтинги, решение второй связано  с разработкой интегральных показателей  оценки экономической динамики хозяйствующего субъекта, и ее можно назвать внутренним рейтингованием.

Какую бы цель ни преследовал аналитик в своем исследовании сравнительного положения предприятия, важнейшую  роль в ряду источников информации о хозяйственной деятельности предприятий, необходимых для решения проблем  сравнения, играет бухгалтерская отчетность. Привлекательность использования  данных, приведенных в ней, определяется их доступностью, относительно высокой  степенью единства методологии расчетов, а также распространенностью  этого информационного источника, ведь бухгалтерская отчетность составляется всеми без исключения хозяйствующими субъектами нашей страны. По существу, при проведении внешнего анализа, когда  аналитик не имеет доступа к данным управленческого учета, только данные бухгалтерской отчетности могут  быть использованы для его целей.

1. Ранговое рейтингование

Слово "рейтинг" обозначает выстраивание некоторых единиц в определенном порядке, в соответствии с заранее  установленными правилами и критериями. В анализе финансово-хозяйственной  деятельности предприятий рейтингование  позволяет расположить подобранные  определенным образом предприятия  в одном ряду на основании значений некоторых показателей их деятельности. Сравнение предприятия с родственными ему по отраслевой принадлежности или  масштабам деятельности дает возможность  определить его место среди конкурентов, т.е. приписать ему определенную значимость (ранг) среди других хозяйствующих  единиц.

Существует множество способов определения таких рангов. Наиболее распространенными являются рейтинги, которые ранжируют предприятия  по объемным показателям, содержащимся в бухгалтерской отчетности. Рейтингование  может проводиться как на основе абсолютных значений важнейших (по мнению аналитика) статей отчетности, так и  на основе относительных величин  бухгалтерских коэффициентов.

В качестве абсолютных показателей  обычно берутся:

> объем продаж (выручка);

> величина активов (итог баланса);

> чистая прибыль;

> уровень затрат.

На основе абсолютных показателей  строится большинство рейтингов, публикуемых  западными информационными агентствами (например, Forbes, Fortune, Business Week), a также  наиболее известные из российских рейтингов, например, регулярно публикуемый  журналом "Эксперт" рейтинг "200 крупнейших предприятий России".

Сказать, что эти рейтинги плохи, нельзя, поскольку они на основе довольно объективных критериев  показывают, "кто есть кто" в  экономике страны или мира. К их достоинствам следует отнести простоту расчета, а также относительную  объективность (которая ограничивается только достоверностью бухгалтерских  данных, представленных для анализа). Однако для целей микроэкономического  анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятий рейтинги, построенные на объемных показателях, не дают практически ничего, поскольку  не позволяют сравнивать предприятия  разных отраслей и разных масштабов  деятельности. Действительно, сравнивать небольшой магазин и супермаркет  ни по одному из вышеперечисленных  абсолютных критериев некорректно. Кроме того, очевидно, что некорректным будет и сравнение, скажем, производственного  и торгового предприятия по критериям  величины активов, прибыли и затрат, даже если объем продаж у них одинаков.

Гораздо больше аналитической информации дают рейтинги, построенные на относительных  или удельных показателях. Именно их рекомендуется использовать при  проведении рейтинговой оценки различных  хозяйствующих субъектов. В качестве таких показателей могут выступать  показатели ликвидности, оборачиваемости, деловой активности, структуры капитала и другие, кажущиеся аналитику  наиболее важными для оценки деятельности предприятия. Если аналитик имеет доступ к управленческой информации хозяйствующего субъекта, то могут использоваться также и коэффициенты, которые нельзя рассчитать по официальной бухгалтерской отчетности (например, выработка на одного работающего или на одного производственного рабочего).

Проранжировать несколько предприятий  по какому-то одному признаку не составляет никакого труда: очевидно, что чем  выше прибыльность - тем лучше, чем  больше продолжительность периода  оборачиваемости определенного  вида активов - тем хуже. Однако при  попытке рассматривать несколько  показателей аналитик уже сталкивается с немалыми трудностями. Например, какое  предприятие из двух следует признать лучшим, если у одного выше показатели прибыльности, а у другого - оборачиваемости? В этом случае следует применять  специальные математические методы. Два из них, таксонометрический и  метод суммы мест, мы описали в  разделе 2.5.2.

2. Методы комплексного анализа  и рейтинговой оценки предприятий-эмитентов

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия  и его потенциал в деловом  сотрудничестве, является гарантом эффективной  реализации экономических интересов  всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и  его партнеров.

Устойчивое финансовое положение  предприятия является не подарком судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчитанного  управления всей совокупностью производственно-хозяйственных  факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Теория анализа финансов, предпринимательства  и экономики предприятия рассматривает  понятие "устойчивое финансовое положение" не только как качественную характеристику его финансов, но и как количественно  измеримое явление. Этот принципиальный вывод позволяет сформулировать общие принципы построения научно обоснованной методики оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия. Такую оценку можно  получить различными методами с использованием различных критериев.

Ниже предлагается методика комплексной  сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, основанная на теории и методике финансового  анализа предприятия в условиях рыночных отношений.

Составными этапами методики комплексной  сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия  являются:

сбор и аналитическая обработка  исходной информации за оцениваемый  период;

обоснование системы показателей, используемых дня рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, и их классификация, расчет итогового  показателя рейтинговой оценки;

классификация (ранжирование) предприятий  по рейтингу

Итоговая рейтинговая оценка учитывает  все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия, т.е. хозяйственной  активности в целом. При ее построении используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования  производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели. Точная и объективная оценка финансового  состояния не может базироваться на произвольном наборе показателей. Поэтому  выбор и обоснование исходных показателей финансово-хозяйственной  деятельности должны осуществляться, согласно достижениям теории финансов предприятия, исходить из целей оценки, потребностей субъектов управления в аналитической оценке. В табл. 11.6 приводится примерный выбор исходных показателей для общей сравнительной  оценки.

Таблица 11.6 Система исходных показателей  для рейтинговой оценки по данным публичной отчетности

 

I группа

II группа

III группа

IV группа

 

Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности

Показатели оценки эффективности  управления

Показатели оценки деловой  активности

Показатели оценки ликвидности  и рыночной устойчивости

 

1.Общая рентабельность  предприятия - балансовая прибыль  на 1 руб. активов

1.Чистая прибыль на 1 руб.  объема реализации

1. Отдача всех активов  - выручка от реализации на 1 руб.  активов 2. Отдача основных

1. Коэффициент покрытия - оборотные средства на 1 руб. срочных  обязательств

 
 

2. Прибыль от реализации  продукции на 1 руб. объема реализации

     

2.Чистая рентабельность  предприятия - чистая прибыль  на 1 руб. Активов

 

2.фондов- выручка от реализации  продукции на 1 руб. основных фондов

2.Коэффициент критической  ликвидности - денежные средства, расчеты и прочие активы на 1 руб. срочных обязательств

 
 

3. Прибыль от финансово-хозяйственной  деятельности на 1 руб. объема  реализации

     

3.Рентабельность собственного  капитала -- чистая прибыль на 1 руб.

 

3. Оборачиваемость оборотных  фондов- выручка от реализации  продукции на 1 руб. оборотных  средств 4. Оборачиваемость запасов  -- выручка от реализации продукции  на 1 руб. запасов

   
     

3. Индекс постоянного  актива -- основные фонды и прочие  внеоборотные активы к собственным  средствам

 

4.собственного капитала (средств) 4. Общая рентабельность  производственных фондов - балансовая  прибыль к средней величине  основных производственных фондов  и оборотных средств в товарно-материальных  ценностях

4. Балансовая прибыль  на 1 руб. объема реализации

     
     

4. Коэффициент автономии  - собственные средства на 1 руб.  итога баланса

 
   

5. Оборачиваемость дебиторской  задолженности -выручка от реализации  продукции на 1 руб. дебиторской  задолженности

   
     

5. Обеспеченность запасов  собственными оборотными средствами - собственные оборотные средства  на 1 руб. запасов

 
   

6. Оборачиваемость наиболее  ликвидных активов -- выручка от  реализации на 1 руб. наиболее  ликвидных активов

   
   

7. Отдача собственного  капитала -- выручка от реализации  на 1 руб. собственного капитала

   
         

Предлагаемая система показателей  базируется на данных публичной отчетности предприятий. Это требование делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии  предприятия всеми участниками  экономического процесса. Оно также  позволяет оценить результативность и объективность самой методики комплексной оценки.

Исходные показатели для рейтинговой  оценки объединены в четыре группы (убыточные предприятия в данной системе не рассматриваются).

В первую группу включены наиболее обобщенные и важные показатели оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности предприятия. В общем случае показатели рентабельности предприятия представляют собой отношение прибыли к  тем или иным средствам (имуществу) предприятия, участвующим в получении  прибыли. Поэтому здесь полагается, что наиболее важными для сравнительной  оценки являются показатели рентабельности, исчисленные по отношению чистой прибыли ко всему имуществу или  к величине собственных средств  предприятия.

В действующей отчетности нет данных о чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после  расчетов с бюджетом по налогу на прибыль. Поэтому величина чистой прибыли  определяется по данным отчета предприятия  о финансовых результатах (форма  № 2 годовой и квартальной отчетности) по формуле:

РЧ=РБ-НР

где РБ - балансовая прибыль предприятия (строка 4, гр. 3); НР - налог на прибыль, причитающийся по расчету в соответствии с Законом РФ о налоге на прибыль  предприятий и организаций; РЧ- чистая прибыль предприятия, те. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после  расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Во вторую группу включены показатели оценки эффективности управления предприятием. Рассматриваются четыре наиболее общих  показателя. Эффективность определяется отношением прибыли ко всему обороту (реализации продукции, работ, услуг). При  этом используются показатели прибыли  от реализации продукции; прибыль от финансово-хозяйственной деятельности; балансовая прибыль; чистая прибыль.

В третью группу включены показатели оценки деловой активности предприятия. Отдача всех активов (всего капитала) предприятия определяется отношением выручки от реализации продукции (форма  № 2, строка 1, гр. 3) к среднему за период итогу баланса. Отдача основных фондов определяется отношением выручки от реализации продукции к средней  за период стоимости основных средств  и нематериальных активов. Оборачиваемость  оборотных фондов (количество оборотов) определяется отношением выручки от реализации продукции к средней  за период стоимости оборотных средств.

Информация о работе Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятия-эмитента