Коммерческая деятельность торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения – это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…3
Организационно-экономическая характеристика предприятия………..4
Организационно-правовая форма предприятия……………….…….4
Анализ динамики основных ключевых индикаторов………….……8
Анализ ресурсного потенциала……………………..………………10
Анализ финансового состояния……………………………………..18
Анализ коммерческой деятельности организации…………………….23
Анализ товарного ассортимента…………………………………….23
Анализ конкурентоспособности магазина «Экономная семья №2»………………………………………………………….………...27
Анализ товарного баланса и его влияния на товарооборот. Анализ ритмичности (сезонности) поступления товаров………………….30
Анализ показателей товарооборачиваемости. Факторный анализ товарооборачиваемости……………………………………………..32
Прогнозирование коммерческой деятельности……………………38
Заключение………………………………………………………………………41
Библиографический список……………………………………………………..42
Приложения

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 146.94 Кб (Скачать)

 

Диаграмма 1 - Анализ конкурентоспособности  магазинов «Квартал» и «Перекрёсток»

Магазин «экономная семья»


Магазин «Продуктовая лавка


 

 

2.3 Анализ товарного баланса  и его влияния на товарооборот. Анализ ритмичности (сезонности) поступления товаров

Товарный баланс имеет вид:

ТЗн.г.  + П = Р + В +   ТЗк.г.,

Но в рассматриваемой торговой организации показатель Р отражает реализацию товаров в оценке по ценам приобретения, поэтому формула модифицируется следующим образом: 

Р  + НТ = ТЗн.г.  + П – В - ТЗк.г.+ НТ ,               (5)

где   Р – реализация товаров, тыс. руб.;

НТ – общая сумма торговой наценки, приходящейся на проданные товары, тыс. руб.;

ТЗн.г. , ТЗк.г. – товарные запасы на начало и конец периода, тыс. руб.;

П – поступление товаров, тыс. руб.;

В – прочее выбытие товаров, тыс. руб.

Измерим влияние каждого из приведенных  факторов методом абсолютных разниц (таблица 19). Данные для факторного анализа представлены в таблице 18.

Таблица 18 – Показатели товарного баланса

Показатели

2009 год

2010 год

Отклонение

Товарные  запасы на начало года

4750

4902

+152

Поступление товаров

70041,7

78024,1

+7982,4

Товарные  запасы на конец года

4902

4870

-32

Выбытие товаров (прочее)

59,3

92,3

+33

Реализация  товаров

69830,4

77963,8

+8133,4

Торговая  наценка

23367,5

24553,9

+1186,4

Товарооборот

93197,9

102517,7

+9319,8


Таблица 19 – Влияние факторов на изменение товарооборота по магазину «Экономная семья»

Показатели – факторы

Характер (+, -) и сумма влияния, тыс. руб.

Товарные  запасы на начало года

+152

Поступление товаров

+7982,4

Выбытие товаров (прочее)

-33

Товарные  запасы на конец года

+32

Торговая  наценка

+1186,4

Товарооборот

+9319,8


Товарооборот предприятия за 2009-2010 гг. увеличился на 9319,8 тыс. руб. На его  изменение повлияли все факторы  товарного баланса. Увеличение остатков товаров на начало периода при  прочих равных условиях способствовало увеличению объема продаж на 152 тыс. руб. Наибольшее влияние на изменение  товарооборота  оказал рост поступлений  товаров  за период (на 7982,4 тыс. руб.). Прочее выбытие – это выбытие  помимо продаж, их увеличение снизило  товарооборот на 33 тыс. руб. Также обратное влияние оказало изменение товарных запасов на конец периода в  размере 32 тыс. руб., т.к. увеличение остатка  в конце периода свидетельствует  об уменьшении продаж за период.

Ритмичность и равномерность поставок характеризует бесперебойность  работы торговой организации в реализации товаров покупателям. Если поставки осуществляются неравномерно, происходят потери в выручке, товарооборот теряет динамичность, интенсивность работы торговой фирмы снижается, организация  упускает  возможности улучшения  финансовых результатов. Поэтому, целесообразно  проанализировать ритмичность (сезонность) поступления товаров.

Основными  поставщиками товаров «Экономной семьи» магазина № 2  ЗАО «ТФ Продтовары» являются местные производители: ЗАО «Кировский молочный комбинат», ОАО «Кировский маргариновый завод», ООО «Мясокомбинат «Дороничи»,  ЗАО «Заречье плюс» , ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» , ОАО «Кировхлеб», ООО «Кировская птица» , ООО ТД «Вятич», Уржумский СВЗ, ОАО «Кировский хладокомбинат», ОАО «Красногорский» и т.д. Разумеется, помимо местных поставщиков, данный магазин сотрудничает с поставщиками из других  населенных пунктов и районов. С ними наработаны устойчивые и, главное, устраивающие обе стороны — производителя и продавца — договорные отношения.

 

2.4 Анализ показателей товарооборачиваемости. Факторный анализ товарооборачиваемости

Эффективность использования товарных запасов определяется их оборачиваемостью и рентабельностью.

Рентабельность товарных запасов определяется отношением прибыли от продаж к средней за период величине товарных запасов. Таким образом, в 2009 году рентабельность запасов магазина «Экономная семья» составила 2,70,а в 2010 г. возросла до 2,92, т.е. на единицу стоимости товарных запасов приходится в 2,92 раза больше прибыли.  Рост показателя свидетельствует о повышении эффективности использования запасов.

Товарооборачиваемость – это один из важнейших показателей торговой деятельности, отражающий интенсивность работы торговой организации. Анализ товарооборачиваемости проводят путем сопоставления объема товарооборота и товарных запасов. При этом рассчитываются следующие показатели:

  • скорость товарного обращения в виде числа оборотов:

Коб. ТЗ = N/ТЗ,                          (6)

  • время обращения товаров в днях:

ТТЗ = 365/ Коб. ТЗ,                      (7)

Размер высвободившихся или  иммобилизованных средств определяют умножением однодневного товарооборота  за отчетный период на количество дней ускорения:

△ТЗ = (Т1 – Т0)*Nодн.,                           (8),

где Т1, Т0 – время обращения товаров в отчетном и базисном периодах, дни [5, с. 266].

Показатели товарооборачиваемости рассчитаны в таблице 20.

Таблица 20 – Оборачиваемость  товарных запасов

Показатель

2009 год

2010 год

Отклонение

(+, -)

1

2

3

4

1.Товарооборот, тыс. руб.

93197,9

102517,7

+9319,8

2.Средние товарные запасы, тыс. руб.

4826

4886

+60

3.Оборачиваемость товарных  запасов

- скорость товарного  обращения, количество оборотов

 

- время обращения товаров,  дни

 

 

19,31

 

 

18,9

 

 

20,98

 

 

17,4

 

 

+1,67

 

 

- 1,5

4. Величина товарных запасов,  тыс. руб.

- сокращенная

- накопленная

 

 

-

-

 

 

- 421,31

-

 

 

-

-


В 2009 г. средние товарные запасы совершали 19,31 оборотов за год, а в 2010 г. – 20,98. Делаем вывод, что скорость товарного обращения  увеличилась на 1,9 оборотов. Это  привело к ускорению обращения  товаров на 1,5 дня. Иными словами, повысилась оборачиваемость товаров  и эффективность их использования. Наблюдается относительное сокращение величины запасов  на 421,31 тыс. руб. за счет повышения их оборачиваемости.

На величину товарных запасов и  товарооборачиваемость оказывает влияние множество факторов внутренней и внешней среды торгового предприятия: размещение торговых организаций и их поставщиков, логистика, уровень цен на товары, ассортиментный состав, спрос на товары, методы работы торговой организации и т.д. Одни из этих факторов ускоряют оборачиваемость, что способствует уменьшению товарных запасов, другие замедляют скорость товарного обращения, увеличивая размер товарных запасов. Товарооборачиваемость можно ускорить в основном за счет совершенствования всей торгово-коммерческой деятельности. 
           Рассмотрим влияние на товарооборачиваемость трех основных факторов:

  1. изменение товарооборота;
  2. изменение средних товарных запасов;
  3. изменение структуры товарооборота.

Увеличение товарооборота ускоряет оборачиваемость. Увеличение средних  товарных запасов замедляет время  нахождения товара в виде запаса, т.е. снижает оборачиваемость. Не следует  забывать, что чрезмерное сокращение запасов (ниже норматива) снизит оборот, уменьшит выручку. Изменение структуры  изменяет соотношение товаров, пользующихся различным спросом, товаров с  быстрой и медленной оборачиваемостью, поэтому увеличение в структуре  быстрореализуемых товаров ускоряет оборачиваемость, уменьшение – снижает.

Проведем факторный анализ товарооборачиваемости (таблица 18) в целом по магазину № 2 в разрезе товарных групп с помощью факторной модели:

ТТЗ = ТЗ*Д/N,                             (9)

где  ТТЗ – товарооборачиваемость в днях;

ТЗ – средние товарные запасы, тыс. руб.;

Д – число дней в периоде (365 дн.);

N – товарооборот, тыс. руб.

Таблица 21 - Расчет влияния  факторов на товарооборачиваемость

 

 

Товары и товарные группы

Товарооборот, тыс. руб.

Средние тов. запасы, тыс. руб.

Товарооборачиваемость, дни

 

2009г.

N0

 

2010г.

N1

 

2009г.

ТЗ0

 

2010г.

ТЗ1

 

Баз.

год

 

Тоб.0 = ТЗ0 *365/ N0

 

Усл.

 

Тоб.усл.1 = ТЗ1 *365/ N0

 

Отч.

год

Тоб. 1 = ТЗ1 *365/ N1

1

2

3

4

5

6

7

8

Мясо и птица

5841,95

6017,80

172,17

172,65

10,76

10,79

10,47

Колбасные изделия и копчености

10401,96

10446,55

400,99

402,75

14,07

14,13

14,07

Рыба и морепродукты

3100,51

3116,54

84,42

87,66

9,94

10,32

10,27

Молоко и молочная продукция

5965,74

6171,57

75,04

77,15

4,59

4,72

4,56

Сливочное масло и маргариновая продукция

864,00

1209,70

65,55

68,20

27,69

28,81

20,58

Сыры

8743,28

9841,70

363,34

371,30

15,17

15,50

13,77

Масла растительные

1100,55

1230,21

110,12

116,34

36,52

38,58

34,52

Хлеб и хлебобулочные  изделия

5997,42

6725,16

44,90

47,91

2,73

2,92

2,60

Кондитерские изделия

1371,69

1681,29

67,12

73,12

17,86

19,46

15,87

Сахар

765,05

1045,68

64,50

69,04

30,77

32,94

24,10

Мука

783,04

922,66

54,97

60,39

25,62

28,15

23,89

Яйца

1451,22

1681,29

34,08

37,25

8,57

9,37

8,09

Макаронные изделия

785,61

973,92

82,56

86,47

38,36

40,17

33,65

Крупы

1792,09

2091,36

107,98

112,52

22,00

22,92

19,64


 

Консервы

3745,32

4182,72

333,71

338,20

32,52

32,96

29,51

Чай, кофе

3007,61

3762,39

236,70

249,05

28,73

30,22

24,16

Фрукты

6189,72

6909,69

122,56

127,86

7,23

7,54

6,75

Овощи

7214,47

7699,08

151,39

154,51

7,66

7,82

7,33

Винно-водочная продукция и пиво

11478,34

13737,37

1225,64

1255,70

38,97

39,93

33,36

Безалкогольные напитки

4087,03

4285,24

177,06

181,46

15,81

16,21

15,46

Мороженое

384,12

410,07

9,00

9,23

8,55

8,77

8,22

Прочие прод. товары

3344,18

3249,8

492,84

432,40

53,79

47,19

48,56

Непрод. Товары

4783,00

5125,89

349,42

354,91

26,66

27,08

27,08

Итого

93197,9

102517,7

4826

4886

18,90

19,14

17,40


 

Структура товарооборота

Усл.товаро- оборачивае-мость при товарооборачи-ваемости 2009г. и структуре товарооборота 2010г.

Тоб. усл.2= Тоб.0 *стр.1/ 100

Изменение товарооборачиваемости, дни

 

 

 

 

Всего

 

Тоб.1 - ТЗоб.0

В том числе за счет изменения

 

 

2009 г.

 

 

2010г.

 

структуры

товаро-оборота

 

Тоб. усл.2 - Тоб.0

 

объема товаро-

оборота

 

Тоб. усл.1 - Тоб. усл.2

 

средних товарных запасов

 

Тоб.1 - Тоб. усл.1

9

10

11

12

13

14

15

6,27

5,87

0,63

-0,29

-10,13

+10,16

+0,06

11,16

10,19

1,43

0

-12,64

+12,7

+0,06

3,33

3,04

0,30

+0,33

-9,64

+10,02

+0,38

6,40

6,02

0,28

-0,03

-4,31

+4,44

+0,12

0,93

1,18

0,33

-7,11

-27,36

+28,48

+0,8

9,38

9,60

1,46

-1,40

-13,71

+14,04

+0,29

1,18

1,20

0,44

-2,00

-36,08

+38,14

+1,85

6,44

6,56

0,18

-0,13

-2,55

+2,74

+0,16

1,47

1,64

0,29

-1,99

-17,60

+19,17

+1,3

0,82

1,02

0,31

-6,67

-30,46

+32,63

+1,59

0,84

0,90

0,23

-1,73

-25,39

+27,92

+2,14

1,56

1,64

0,14

-0,48

-8,43

+9,23

+0,69

0,84

0,95

0,36

-4,71

-38,00

+39,81

+2,71

1,92

2,04

0,45

-2,36

-21,55

+22,47

+0,79

4,02

4,08

1,33

-3,01

-31,19

+31,63

+0,39

Информация о работе Коммерческая деятельность торгового предприятия