Экономический анализ и его значение для повышения уровня производства автомобильно - транспортного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая комплекс транспортно-технологических процессов по перемещению пассажиров и грузов. Транспорт является необходимым условием функционирования народного хозяйства, жизни населения и вообще существования любого государства, особенно столь протяженного, как Россия. С одной стороны, транспорт является частью инфраструктуры рынка, "физически" реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой - он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая грузы и пассажиров. Оказывая услуги, транспорт, тем самым, образует рынок транспортных услуг.

Оглавление

1. Введение.
2. Основная часть.
2.1 Экономический анализ и его значение для повышения уровня производства автомобильно - транспортного предприятия.
2.2 Анализ, прогнозирование и планирование рынка автомобильного транспорта.
2.3 Характеристика транспортного предприятия. Характеристика транспортной продукции.
3. Заключение
4. Список используемых источников и литературы.

Файлы: 1 файл

распечатать.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

− стратегическое планирование обеспечивает достижение поставленной цели (долгосрочной) определёнными способами.

В настоящее время  используются следующие методы анализа,  планирования и прогнозирования:

Экономико-статистические –  дисперсный факторный анализ,  регрессионный; корреляционный; теория распознавания образов; экспертных оценок (на основе математической статистики).

Моделирование экономических процессов – построение экономико-математических моделей и алгоритмов процессов и явлений; проведение расчётов по ним с целью получения новой информации о моделируемом объекте (моделирование производственных функций, экономического роста).

Исследование операций – группа методов, позволяющих выполнять анализ целенаправленных действий и количественное обоснование решений (линейное,  дискретное,  динамическое,  стохастическое программирование; теория игр; теория управления запасами; теория расписаний; сетевое планирование).

Экономическая кибернетика  – исследование и совершенствование экономических систем на основе общей теории кибернетики с помощью экономической теории,  теории систем,  теории управления,  теории информации (разделы ЭК – теория экономических систем; теория экономической информации; теория систем управления в экономике).

На практике все методы применяют в комплексе,  представляющем собой оптимальное сочетание нескольких методов,  соответствующих целям и задачам исследования.

Каждой социально-экономической системе присущ свой хозяйственный механизм, который представляет собой совокупность экономических, организационных и правовых методов, обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества, он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении: труд; издержки; цена; прибыль; заработная плата; налоги и т.д. Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа является конкуренция. Конкуренция (от латинского – сталкиваться) – это экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования.  Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение,  цену,  издержки.  Конкуренция представляет собой определённую

форму развития производственных сил, форму развития факторов производства,  экономических ресурсов общества.  Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, предприятиями,  государством), между производителями и потребителями. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение и потребление.

Конкуренция играет роль соединительной ткани, благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве слаженной и многозвенной системы. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию,  повышение её качества,  производство товаров,  отвечающих требованиям покупателей.  Конкуренция направляет деятельность экономических субъектов в интересах всего общества.  В современной рыночной экономике выделяют шесть основных функций конкуренции:  регулирующая;  аллокационная;  адаптационная;  инновационная;  распределительная; контролирующая.

Регулирующая функция  заключается в воздействии на предложение благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. Аллокационная функция выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет

им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности. Инновационная функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса. Распределительная функция оказывает прямое воздействие на распределения национального продукта среди потребителей.  Контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими.  Совокупность этих функций обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики.  Именно режим и механизм конкуренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.

Совершенная и несовершенная  рыночная конкуренция.

В зависимости от степени  свободы, конкуренция может быть совершенной (свободной)  и несовершенной.  Совершенная конкуренция это такой вид рыночной структуры,  который предполагает выполнение следующих условий: 

− объём работ (оказываемых  услуг) отдельной организации является незначительным и не оказывает влияния на рыночные цены;

− реализуемые каждым производителем работы (услуги)  являются

однородными;

− покупатели хорошо информированы  о ценах;

− продавцы не вступают в сговор по поводу цен, и действуют независимо друг от друга;

− фирмы-производители могут как свободно входить в отрасль, так

и выходить из неё.

Совершенная конкуренция является условием создания рыночного механизма формирования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов обращаются на благо всего общества. Совершенная конкуренция имеет следующие основные положительные черты: способствует более эффективному использованию ресурсов;  побуждает производителей гибко реагировать на изменение условий производства или потребностей покупателей;  создаёт благоприятные условия для внедрения в производство последних достижений науки и техники;  обеспечивает свободу выбора и действий. К недостаткам свободной конкуренции можно отнести:  неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;  не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования;  не создаёт условия для развития общего образования,  городского хозяйства;  не содержит механизмов,  препятствующих расслоению общества, возникновению социальной несправедливости.

Противоположностью совершенной конкуренции является монополистическая (несовершенная)  конкуренция.  Монополия означает, единственный продавец, однако,  говоря о монополии, имеют в виду различные виды рыночных ситуаций – характерных для несовершенной конкуренции. 

Основными признаками монополизма  выступают монопольные цены

и монопольные прибыли.  Монополия препятствует естественному формированию рыночной цены. При этом потребители лишь в незначительной степени могут влиять на эти цены. В условиях монополии выделяют и несколько видов конкуренции:

− олигополия – монополия,  при  которой несколько крупных фирм

контролируют производство и сбыт товара (оказание услуг) в данной области;

− монополистическая конкуренция  –  это рыночная ситуация,  прикоторой существует множество производителей сходных, но не идентичных товаров (услуг);

− чистая монополия –  это полная противоположность чистой конкуренции,  при которой действует один продавец товара (услуг),  обладающий полным контролем над его количеством,  доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт;

− монопсония –  тип  рыночной структуры,  при которой  имеется лишь один покупатель определённого товара.

В условиях монополистической  формы хозяйствования конкуренция носит достаточно сложный характер.  Современная монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах;  с помощью рекламы крупные монополии оказывают влияние на формирование спроса; монополии, используя политические и финансовые «рычаги»,  оказывают воздействие на конкурентов или заказчика в лице государственных учреждений. 

В автотранспортной отрасли  в основном созданы условия для развития рынков монополистической конкуренции, поскольку услуги по перевозке грузов и пассажиров,  транспортно-экспедиционные услуги, выполняются многими хозяйствующими субъектами автомобильного транспорта и вследствие сравнительно лёгкого «вступления в отрасль» существуют возможности дальнейшего расширения участников, предоставляющих автотранспортные услуги. В частности, хозяйствующие субъекты автомобильного транспорта могут иметь автотранспортные предприятия не больших размеров, не требующих значительного начального капитала для покупки или аренды нескольких автотранспортных средств.

Подобная ситуация,  как правило,  имеет место в  крупных городах с большим количеством хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта различной специализации и многочисленными потребителями услуг автомобильного транспорта,  предъявляющими к перевозке разнообразные по номенклатуре и значительные объёмы грузов и пассажиров. 

При сравнительно небольшом  числе хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта каждый из них контролирует относительно небольшую долю рынка автотранспортных услуг и не может влиять на ценовую политику в конкретном рыночном сегменте.  Кроме того,  при большом числе хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта исключается возможность их согласованных действий с целью ограничения объёма предоставляемых услуг и искусственного повышения цен. Для модели рынка «олигополия»  наиболее типичные перевозки в средних и небольших городах,  выполняемые несколькими хозяйствующими субъектами автомобильного транспорта в условиях ограниченного числа клиентов и средних объёмов перевозок пассажиров и грузов определённой номенклатуры.  Хозяйствующие субъекты автомобильного

транспорта имеют некоторые  возможности контролировать тарифы и значительные возможности при тайном сговоре. Это означает, что необходим государственный контроль над установлением тарифов, в первую очередь для социально значимых видов автотранспортных услуг.

В некоторых ситуациях  хозяйствующие субъекты автомобильного транспорта представляют собой чистую монополию. Монопольное положение в регионе может иметь хозяйствующий субъект, расположенный на достаточном удалении от других своих конкурентов,  не оказывающих влияние на его работу, это в основном сельские районы. Даже в крупном городе, где расположены десятки хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта, монополистом может быть, например, специализированный автотранспортный хозяйствующий субъект по перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов в отсутствии других перевозчиков, претендующих работать в данном сегменте рынка. Определение хозяйствующим субъектом автомобильного транспорта своей модели рынка даёт в основном концептуальный подход к проблемам конкуренции и ценообразования.  На практике трудно выделить рынки,  строго соответствующие монополистической или олигополистической конкуренции. Даже

на чисто монопольном рынке будет присутствовать какая-то конкуренция. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Характеристика транспортного  предприятия. Характеристика транспортной  продукции.

 

Характеристика транспортной продукции обусловлена особенностями  транспортного процесса.

Транспорт продолжает и завершает процесс производства продукции до момента ее доставки в сферу потребления. Процесс производства продукции считается завершенным лишь тогда, когда продукция доставлена в сферу потребления, и соответственно процесс производства транспортной продукции прекращается сразу после того, как груз доставлен в нужное место. Следовательно, транспортная продукция производится только во время движения транспортного средства с грузом или с пассажирами.

Этим обусловлена одна из самых больших проблем транспортной отрасли – невозможность создания запаса "продукции транспорта". Без запаса, который снимает часть риска сбоя при доставке груза или пассажира, практически работать нельзя, поэтому этот запас создается путем дополнительных резервных транспортных средств.

Продукция транспорта воздействует на размеры общественного производства, так как является необходимым  условием обслуживания процессов производства отраслей экономики, и активно воздействует на развитие производительных сил и  размещение производства, что, в свою очередь, способствует совершенствованию транспорта.

Стоимость транспортной продукции входит в окончательную  стоимость перевозимой продукции, так как грузовладельцы осуществляют оплату транспортных затрат, которые  они затем, при продаже, добавляют к стоимости своей продукции. Считается, что стоимость груза не влияет на стоимость транспортной продукции. Однако, нужно помнить, что более дорогой или с особыми свойствами товар требует при транспортировке больших затрат, так как необходим специализированный транспорт, эксплуатация и обслуживание которого стоят дороже обычного транспортного средства. Примером подобного удорожания может служить перевозка драгоценных металлов или денежной массы, которая должна осуществляться в специализированных бронированных транспортных средствах с охраной в пути.

На транспорте предметами труда служат перевозимые грузы, которые не являются собственностью транспорта, но на время перевозочного  процесса перевозчик несет за них  полную материальную ответственность.

Транспортная продукция  обладает одной особенностью: с увеличением  объемов перевозимых грузов или  пассажиров возникает необходимость  перехода на другой вид транспорта. Например, при возрастании перевозок  нефти и нефтепродуктов по железной дороге ее необходимо заменить на трубопроводный транспорт или при росте населения в городе свыше 1 млн человек необходимо строительство метрополитена, обладающего большими провозными способностями, чем наземные виды городского транспорта.

Поскольку транспортная продукция производится только в период движения транспортных средств с грузом или пассажирами, то ее количество зависит от времени простоев при погрузочно-разгрузочных операциях, т.е. уровня механизации и автоматизации перегрузочных и складских процессов, а также использования прогрессивных технологий перевозки (контейнерной, пакетной, интермодальной).

Нематериальный характер транспортной продукции изменяет состав ее себестоимости. Себестоимость –  это затраты, необходимые для  производства одной единицы продукции. Если в отраслях экономики значительные затраты идут на приобретение сырья, из которого производится продукция, то в транспортной отрасли при отсутствии сырья почти 50% себестоимости уходит на заработную плату водителей, выполняющих транспортную работу. В эти же 50% входит та часть износа транспортного средства, которая в будущем будет использована на приобретение нового транспорта.

Особенностью транспортной продукции является также тот  факт, что ее производство проходит вне транспортного предприятия. А так как транспортные средства обладают повышенной мобильностью, то контроль за производством транспортной продукции затруднен и не всегда есть возможность осуществления обратной связи, т.е. воздействия на процесс производства продукции.

Информация о работе Экономический анализ и его значение для повышения уровня производства автомобильно - транспортного предприятия