Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:39, курсовая работа
Транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая комплекс транспортно-технологических процессов по перемещению пассажиров и грузов. Транспорт является необходимым условием функционирования народного хозяйства, жизни населения и вообще существования любого государства, особенно столь протяженного, как Россия. С одной стороны, транспорт является частью инфраструктуры рынка, "физически" реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой - он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая грузы и пассажиров. Оказывая услуги, транспорт, тем самым, образует рынок транспортных услуг.
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1 Экономический анализ и его значение для повышения уровня производства автомобильно - транспортного предприятия.
2.2 Анализ, прогнозирование и планирование рынка автомобильного транспорта.
2.3 Характеристика транспортного предприятия. Характеристика транспортной продукции.
3. Заключение
4. Список используемых источников и литературы.
План.
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1 Экономический анализ и его значение для повышения уровня производства автомобильно - транспортного предприятия.
2.2 Анализ, прогнозирование и
2.3 Характеристика транспортного предприятия. Характеристика транспортной продукции.
3. Заключение
4. Список используемых источников и литературы.
1. Введение.
Транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая комплекс транспортно-технологических процессов по перемещению пассажиров и грузов. Транспорт является необходимым условием функционирования народного хозяйства, жизни населения и вообще существования любого государства, особенно столь протяженного, как Россия. С одной стороны, транспорт является частью инфраструктуры рынка, "физически" реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой - он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая грузы и пассажиров. Оказывая услуги, транспорт, тем самым, образует рынок транспортных услуг.
Обслуживая сферу обращения, он доставляет продукцию от пунктов ее производства в пункты потребления. Большое значение имеет транспорт при решении вопросов оптимальности размещения производительных сил и рационализации экономических связей, специализации и кооперирования производства, так как транспортные издержки составляют значительную долю в себестоимости продукции и, следовательно, оказывают существенное влияние на выбор вариантов размещения пунктов производства и потребления. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15-20%, а продукции нефтеперерабатывающей, угольной, химической промышленности и промышленности строительных материалов — 30-40%.
Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства:
- транспорт не производит
новой продукции, а является
продолжением процесса
- продукцию транспорта - перевозку грузов и пассажиров нельзя накопить, создать запасы, поэтому проблема резервов на транспорте состоит в создании резервов пропускной и провозной способности.
- продукция транспорта
не содержит сырья. Доля
Важное значение имеет
транспорт в перемещении людей,
потребность в котором
2. Основная часть.
2.1 Экономический анализ
и его значение для повышения
уровня производства
Под предметом экономического анализа понимают хозяйственные процессы в
отдельном подразделении народного хозяйства, складывающихся под воздействием
объективных и субъективных факторов и получающих соответствующее отражение
через систему экономической информации.
Под экономическим анализом
подразумевается сочетание
тактических моментов, позволяющих осуществлять контроль над финансовым
обеспечением
денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Это также система
форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным
оборотом и финансовыми ресурсами. При этом не удивительно, что основным аспектом реализации данной системы на конкретном предприятии будет ее соотношение с прибылью этого предприятия.
Полная характеристика объектов управления, обоснованная оценка процессов
производства, достоверные показатели функционирования отдельных элементов
социально-экономических систем позволяют принимать правильные и объективные управленческие решения. Достигается это проведением точного и оперативного,
качественного и комплексного анализа.
Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности АТП является неотъемлемой частью процесса управления на автомобильном транспорте.
Развитие экономического анализа неразрывно связано с развитием народного хозяйства. Особенно возрастает его роль в связи с широким использованием современных методов исследований и средств вычислительной техники. Анализ как функция присущ всякому процессу управления. В управленческом цикле он занимает промежуточное место между получением информации и принятием решения. При его помощи осуществляется обратная связь в системе управления производством. Анализ тесно связан с такими функциями управления, как планирование, учет и контроль.
Выделяют экономический анализ в широком и узком смысле. Если экономический
анализ в широком смысле относится ко всему народному хозяйству в целом, его отраслям и территориям, крупным целевым программам, то экономический анализ в узком смысле относится к государственным предприятиям (объединениям), их структурным подразделениям и элементам (вплоть до бригад и отдельных рабочих мест). Управление работой предприятий проводится с учетом происходящих на нем технических, технологических, экономических и социальных процессов. Анализ, осуществляемый в основном звене народного хозяйства и охватывающий все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятий называется технико-экономическим.
Предметом технико-экономического анализа является производственно-хозяйственная деятельность предприятий автомобильного транспорта, рассматриваемая во взаимосвязи с технической стороной производства, социальным развитием коллектива и экономической политикой государства на данном этапе развития.1
Целью анализа производственно-хозяйственной деятельности АТП являются выявление и оценка социально-экономических результатов всех сторон деятельности предприятия, определение напряженности плановых заданий и эффективности их выполнения, вскрытие резервов использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также подготовка и повышение обоснованности текущих и перспективных управленческих решений. Содержание технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности АТП определяется его целью и задачами. Основными задачами анализа являются:
объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности
АТП и его подразделений, действующих в условиях полного хозяйственного расчета (хозрасчета); оценка степени использования производственных ресурсов, состояния техники, технологии, организации производства, труда и управления с точки зрения их влияния на общую эффективность и качество работы АТП; выявление закономерностей и тенденций развития производства, возможности совершенствования системы управления и установления эффективности принимаемых решений; выявление причин и факторов, влияющих на конечные показатели деятельности АТП по месту, времени и направлению их воздействия; прогнозирование ожидаемых результатов деятельности, подготовка материалов для принятия управленческих воздействий; разработка мероприятий по улучшению использования ресурсов, распространению передового опыта и ликвидации негативных явлений и причин плохой работы, контроль за выполнением намеченных мероприятий.
Результат производственно-хозяйственной деятельности АТП зависит от факторов
объективного и субъективного характера. Объективные факторы обычно
отражают действие экономических законов социализма и не находятся под влиянием предприятия. Субъективные факторы зависят от работы предприятия и
отдельных исполнителей, при их отрицательном влиянии на конечные результаты они должны быть устранены силами трудового коллектива АТП.
Анализ позволяет выявить
резервы повышения
Под информационным обеспечением технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности понимается система данных и способов их обработки, позволяющих изучать реальное состояние управляемого объекта, измерять влияние факторов, его определяющих, а также выявлять возможность осуществления управляющих воздействий. Информационный фонд представляет собой совокупность нормативных, плановых, учетных и внеучетных данных и сведений о характере производства. Информация должна объективно отражать ход производственных процессов, быть достоверной и представлена в удобном для анализа виде. Этому способствует ее отбор, проверка и предварительная обработка.
Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей,
отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В
рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает
конечные результаты его деятельности. Конечные результаты деятельности
предприятия интересуют не только работников самого предприятия, но и его
партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые,
налоговые органы и др.
Все это предопределяет важность проведения финансового анализа предприятия и
повышает роль такого анализа в экономическом процессе. Финансовый анализ
является непременным
элементом как финансового
так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной
системой.
Финансовый анализ необходим для:
• выявления изменений показателей финансового состояния;
• выявления факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;
• оценки количественных и качественных изменений финансового состояния;
• оценки финансового положения предприятия на определенную дату;
• определения тенденций изменения финансового состояния предприятия.
Финансовый анализ необходим следующим группам его потребителей:
1. Менеджерам предприятий и в первую очередь финансовым менеджерам.
Невозможно руководить предприятием и принимать хозяйственные решения, не
зная его финансового состояния. Для менеджеров важным является: оценка
эффективности принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной
деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов.
2. Собственникам, в том числе акционерам. Им важно знать, каковы будут отдача
от вложенных в предприятие средств, прибыльность и рентабельность
предприятия, а также уровень экономического риска и возможность потери своих
капиталов.
3. Кредиторам и инвесторам. Их интересует, какова возможность возврата
выданных кредитов, а также возможность предприятия реализовать
инвестиционную программу.
4. Поставщикам. Для них важна оценка оплаты за поставленную продукцию,
выполненные услуги и работы.
Таким образом, в финансовом
анализе нуждаются все
процесса.
Финансовый анализ предприятия включает последовательное проведение следующих
видов анализа:
1. Предварительную (общую) оценку финансового состояния предприятия и
изменений его финансовых показателей за отчетный период;
2. Анализ платежеспособности
и финансовой устойчивости
3. Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса;
4. Анализ финансовых результатов предприятия;
5. Анализ оборачиваемости оборотных активов;
6. Оценку потенциального банкротства
2.2 Анализ, прогнозирование
и планирование рынка
С увеличением подвижности и сложности среды рынка транспортных услуг возрастает роль анализа, планирования и прогнозирования как инструментов, обеспечивающих стабильность процессов развития каждого из участников и рынка в целом.
Анализ рыночной ситуации позволяет оценить адекватность действий участников рынка, формирует базу для принятия решения на будущее. Прогнозированием изменения макроэкономических показателей рынка (всей экономики и отдельных отраслей) занимаются в основном государственных структуры. Планирование более важно для транспортных предприятий и представляет собой функцию управления предприятием, в наибольшей степени способствует установлению максимально возможной планомерности и пропорциональности, социально-экономического развития предприятий и
отрасли в целом.
В транспортных предприятиях существуют следующие виды планирования:
1. По охвату будущего
периода (горизонту
− краткосрочное (текущее, оперативное) планирование обеспечивает ритмичность организации производства при выполнении заказов клиентов (до 1 года);
− среднесрочное планирование – на срок от 1 года до 5 лет;
− долгосрочное планирование – на срок более 5 лет.
2. По характеру:
− целевое планирование определяет развитие транспортного предприятия в соответствии с поставленной целью и не связано с конкретными временными рамками (реконструкция, модернизация предприятия);
− программное планирование – это поэтапная программа действий предприятия с определённой последовательностью выполнения мероприятий в определённом временном периоде и решением комплекса проблем (комплексная программа);