Экономический анализ и его значение для повышения уровня производства автомобильно - транспортного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая комплекс транспортно-технологических процессов по перемещению пассажиров и грузов. Транспорт является необходимым условием функционирования народного хозяйства, жизни населения и вообще существования любого государства, особенно столь протяженного, как Россия. С одной стороны, транспорт является частью инфраструктуры рынка, "физически" реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой - он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая грузы и пассажиров. Оказывая услуги, транспорт, тем самым, образует рынок транспортных услуг.

Оглавление

1. Введение.
2. Основная часть.
2.1 Экономический анализ и его значение для повышения уровня производства автомобильно - транспортного предприятия.
2.2 Анализ, прогнозирование и планирование рынка автомобильного транспорта.
2.3 Характеристика транспортного предприятия. Характеристика транспортной продукции.
3. Заключение
4. Список используемых источников и литературы.

Файлы: 1 файл

распечатать.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

План.

1. Введение.

2. Основная часть.

2.1 Экономический анализ и его значение для повышения уровня производства автомобильно - транспортного предприятия.

2.2 Анализ, прогнозирование и планирование  рынка автомобильного транспорта.

2.3 Характеристика транспортного предприятия. Характеристика транспортной продукции.

3. Заключение

4. Список используемых источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

Транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая комплекс транспортно-технологических процессов по перемещению пассажиров и грузов. Транспорт является необходимым условием функционирования народного хозяйства, жизни населения и вообще существования любого государства, особенно столь протяженного, как Россия. С одной стороны, транспорт является частью инфраструктуры рынка, "физически" реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой - он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая грузы и пассажиров. Оказывая услуги, транспорт, тем самым, образует рынок транспортных услуг.

Обслуживая сферу обращения, он доставляет продукцию от пунктов  ее производства в пункты потребления. Большое значение имеет транспорт  при решении вопросов оптимальности  размещения производительных сил и  рационализации экономических связей, специализации и кооперирования производства, так как транспортные издержки составляют значительную долю в себестоимости продукции и, следовательно, оказывают существенное влияние на выбор вариантов размещения пунктов производства и потребления. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15-20%, а продукции нефтеперерабатывающей, угольной, химической промышленности и промышленности строительных материалов — 30-40%.

Транспорту свойственны  некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства:

- транспорт не производит  новой продукции, а является  продолжением процесса производства  в пределах процесса обращения.  Процесс производства продукции  заканчивается тогда, когда продукция  доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве.

- продукцию транспорта - перевозку грузов и пассажиров  нельзя накопить, создать запасы, поэтому проблема резервов на  транспорте состоит в создании резервов пропускной и провозной способности.

- продукция транспорта  не содержит сырья. Доля заработной  платы в ее себестоимости вдвое  больше, чем в промышленности. Затраты  на амортизацию, топливо и электроэнергию  составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы.

Важное значение имеет  транспорт в перемещении людей, потребность в котором возрастает вместе с ростом общественного производства, повышением культурного уровня, увеличением  реальных доходов населения, развитием  экономических и культурных связей между странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная часть.

2.1 Экономический анализ  и его значение для повышения  уровня производства автомобильно - транспортного предприятия.

 

Под предметом экономического анализа понимают хозяйственные  процессы в

отдельном подразделении народного хозяйства, складывающихся под воздействием

объективных и субъективных факторов и получающих соответствующее  отражение

через систему экономической  информации.

Под экономическим анализом подразумевается сочетание стратегических и

тактических моментов, позволяющих осуществлять контроль над финансовым

обеспечением предпринимательства, а также позволяющих управлять  огромными

денежными потоками и  находить оптимальные денежные решения. Это также система

форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным

оборотом и финансовыми  ресурсами. При этом не удивительно, что основным аспектом реализации данной системы на конкретном предприятии будет ее соотношение с прибылью этого предприятия.

Полная характеристика объектов управления, обоснованная оценка процессов

производства, достоверные показатели функционирования отдельных элементов

социально-экономических  систем позволяют принимать правильные и объективные управленческие решения. Достигается это проведением точного и оперативного,

качественного и комплексного анализа.

Технико-экономический  анализ производственно-хозяйственной  деятельности АТП является неотъемлемой частью процесса управления на автомобильном транспорте.

Развитие экономического анализа неразрывно связано с развитием народного хозяйства. Особенно возрастает его роль в связи с широким использованием современных методов исследований и средств вычислительной техники. Анализ как функция присущ всякому процессу управления. В управленческом цикле он занимает промежуточное место между получением информации и принятием решения. При его помощи осуществляется обратная связь в системе управления производством. Анализ тесно связан с такими функциями управления, как планирование, учет и контроль.

Выделяют экономический  анализ в широком и узком смысле. Если экономический

анализ в широком  смысле относится ко всему народному  хозяйству в целом, его отраслям и территориям, крупным целевым программам, то экономический анализ в узком смысле относится к государственным предприятиям (объединениям), их структурным подразделениям и элементам (вплоть до бригад и отдельных рабочих мест). Управление работой предприятий проводится с учетом происходящих на нем технических, технологических, экономических и социальных процессов. Анализ, осуществляемый в основном звене народного хозяйства и охватывающий все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятий называется технико-экономическим.

   Предметом технико-экономического анализа является производственно-хозяйственная деятельность предприятий автомобильного транспорта, рассматриваемая во взаимосвязи с технической стороной производства, социальным развитием коллектива и экономической политикой государства на данном этапе развития.1

 Целью анализа производственно-хозяйственной деятельности АТП являются выявление и оценка социально-экономических результатов всех сторон деятельности предприятия, определение напряженности плановых заданий и эффективности их выполнения, вскрытие резервов использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также подготовка и повышение обоснованности текущих и перспективных управленческих решений. Содержание технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности АТП определяется его целью и задачами. Основными задачами анализа являются:

объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности

АТП и его подразделений, действующих в условиях полного хозяйственного расчета (хозрасчета); оценка степени использования производственных ресурсов, состояния техники, технологии, организации производства, труда и управления с точки зрения их влияния на общую эффективность и качество работы АТП; выявление закономерностей и тенденций развития производства, возможности совершенствования системы управления и установления эффективности принимаемых решений; выявление причин и факторов, влияющих на конечные показатели деятельности АТП по месту, времени и направлению их воздействия; прогнозирование ожидаемых результатов деятельности, подготовка материалов для принятия управленческих воздействий; разработка мероприятий по улучшению использования ресурсов, распространению передового опыта и ликвидации негативных явлений и причин плохой работы, контроль за выполнением намеченных мероприятий.

Результат производственно-хозяйственной  деятельности АТП зависит от факторов

объективного и субъективного  характера. Объективные факторы  обычно

отражают действие экономических  законов социализма и не находятся  под влиянием предприятия. Субъективные факторы зависят от работы предприятия и

отдельных исполнителей, при их отрицательном влиянии на конечные результаты они должны быть устранены силами трудового коллектива АТП.

Анализ позволяет выявить  резервы повышения эффективности  деятельности предприятия и его отдельных подразделений. Он является непременным условием хозрасчета как экономической категории, в то же время служит важным инструментом хозяйственного механизма для достижения высоких результатов при наименьших затратах.

Под информационным обеспечением технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности понимается система данных и способов их обработки, позволяющих изучать реальное состояние управляемого объекта, измерять влияние факторов, его определяющих, а также выявлять возможность осуществления управляющих воздействий. Информационный фонд  представляет собой совокупность нормативных, плановых, учетных и внеучетных данных и сведений о характере производства. Информация должна объективно отражать ход производственных процессов, быть достоверной и представлена в удобном для анализа виде. Этому способствует ее отбор, проверка и предварительная обработка.

Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей,

отражающих процесс  формирования и использования его финансовых средств. В

рыночной экономике  финансовое состояние предприятия по сути дела отражает

конечные результаты его деятельности. Конечные результаты деятельности

предприятия интересуют не только работников самого предприятия, но и его

партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые,

налоговые органы и др.

Все это предопределяет важность проведения финансового анализа  предприятия и

повышает роль такого анализа в экономическом процессе. Финансовый анализ

является непременным  элементом как финансового менеджмента  на предприятии,

так и его экономических  взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной

системой.

Финансовый анализ необходим  для:

• выявления изменений показателей финансового состояния;

• выявления факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;

• оценки количественных и качественных изменений финансового состояния;

• оценки финансового положения предприятия на определенную дату;

• определения тенденций изменения финансового состояния предприятия.

Финансовый анализ необходим следующим группам его потребителей:

1. Менеджерам предприятий и в первую очередь финансовым менеджерам.

Невозможно руководить предприятием и принимать хозяйственные решения, не

зная его финансового  состояния. Для менеджеров важным является: оценка

эффективности принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной

деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов.

2. Собственникам, в  том числе акционерам. Им важно  знать, каковы будут отдача

от вложенных в предприятие средств, прибыльность и рентабельность

предприятия, а также уровень экономического риска и возможность потери своих

капиталов.

3. Кредиторам и инвесторам. Их интересует, какова возможность возврата

выданных кредитов, а  также возможность предприятия реализовать

инвестиционную программу.

4. Поставщикам. Для  них важна оценка оплаты за поставленную продукцию,

выполненные услуги и  работы.

Таким образом, в финансовом анализе нуждаются все участники  экономического

процесса.

Финансовый анализ предприятия  включает последовательное проведение следующих

видов анализа:

1. Предварительную (общую) оценку финансового состояния предприятия и

изменений его финансовых показателей за отчетный период;

2. Анализ платежеспособности  и финансовой устойчивости предприятия;

3. Анализ кредитоспособности  предприятия и ликвидности его  баланса;

4. Анализ финансовых результатов предприятия;

5. Анализ оборачиваемости  оборотных активов;

6. Оценку потенциального  банкротства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ, прогнозирование  и планирование рынка автомобильного  транспорта.

 

С увеличением подвижности  и сложности среды рынка транспортных услуг возрастает роль анализа, планирования и прогнозирования как инструментов, обеспечивающих стабильность процессов развития каждого из участников и рынка в целом.

Анализ рыночной ситуации позволяет оценить адекватность действий участников рынка, формирует базу для принятия решения на будущее. Прогнозированием изменения макроэкономических показателей рынка (всей экономики и отдельных отраслей)  занимаются в основном государственных структуры. Планирование более важно для транспортных предприятий и представляет собой функцию управления предприятием, в наибольшей степени способствует установлению максимально возможной планомерности и пропорциональности, социально-экономического развития предприятий и

отрасли в целом.

В транспортных предприятиях существуют следующие виды планирования:

1. По охвату будущего  периода (горизонту планирования):

− краткосрочное (текущее,  оперативное) планирование обеспечивает ритмичность организации производства при выполнении заказов клиентов (до 1 года);

− среднесрочное планирование – на срок от 1 года до 5 лет;

− долгосрочное планирование – на срок более 5 лет.

2. По характеру: 

− целевое планирование определяет развитие транспортного предприятия в соответствии с поставленной целью и не связано с конкретными временными рамками (реконструкция, модернизация предприятия);

− программное планирование –  это поэтапная программа  действий предприятия с определённой последовательностью выполнения мероприятий в определённом временном периоде и решением комплекса проблем (комплексная программа);

Информация о работе Экономический анализ и его значение для повышения уровня производства автомобильно - транспортного предприятия