Экономический анализ деятельности коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:30, реферат

Краткое описание

Коммерческий банк представляет собой достаточно сложную структуру, выполняющую множество разнообразных операций. В силу данного обстоятельства результативность деятельности и финансовая устойчивость банка во многом зависят от организации в нем эффективной системы анализа и планирования.
Анализ банковской деятельности основывается на традиционных для конкретной экономики методах. Специфика же экономического анализа деятельности коммерческого банка обусловлена особенностями проводимых им операций и заключается в следующем.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль и задачи анализа деятельности коммерческого банка. Выявление основных факторов, влияющих на деятельность………………………………………..………………………………..5
Глава 2. Аналитическая работа в коммерческом банке ……………………11
Глава 3. Основные направления экономического анализа банковской деятельности …….…………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………..25

Файлы: 1 файл

экономический анализ деятельности коммерческого банка.doc

— 128.00 Кб (Скачать)
 

     Анализ  банковских операций позволяет оценить объемы, место каждой оказываемой банком услуги и определить ее реальную прибыльность.

     Необходимость пооперационного анализа деятельности банка обусловлена большим количеством  услуг: даже средний по величине банк оказывает их больше сотни. Причем, одна и та же операция может быть выполнена разными способами. Например, платежное поручение клиента проводится через корреспондентский счет банка в расчетно-кассовом центре Центрального банка или через корреспондентский счет в другом банке; при этом трудозатраты и комиссия, которую банк заплатит своим контрагентам, будут различными. Для банка необходимо выбрать менее затратный путь, обеспечивающий при этом высокую скорость расчетов. Другими словами, в процессе анализа отдельной операции (услуги) важно выявить наиболее реальные факторы снижения ее себестоимости, не допуская ухудшения качества обслуживания.

     В последние годы анализ банковских операций изменяет свою форму. Периодически должен проводиться полный анализ банковской услуги, охватывающий все ее стадии. Такого рода анализ требует подхода к операции (услуге) как к бизнес-процессу. Бизнес-процесс рассматривается как совокупность различных видов деятельности, в рамках которой на входе используются некие ресурсы, а на выходе создается продукт или услуга, представляющая ценность для клиента. Повышение эффективности деятельности осуществляется на основе реинжиниринга бизнес-процессов, который представляет собой объединение элементарных работ (действий) в более крупные и законченные по содержанию единицы. Особенностью реинжиниринга бизнес-процессов является акцент на повышение общей эффективности бизнес-процесса вместо повышения эффективности лишь отдельных его частей.

     Подвергшийся  реинжинирингу бизнес-процесс может  обладать следующими свойствами и характеристиками:

     – несколько работ объединяются в одну;

     – этапы процесса выполняются в естественном порядке;

     – существуют различные версии бизнес-процесса;

     – работа выполняется там, где ее целесообразно делать (возможен выход работы за пределы организационных структур);

     – минимизируются процедуры по согласованию решений;

     – применяются централизованные и децентрализованные операции.

     Вместе  с тем на коротких промежутках  времени не утрачивает свою значимость и традиционный анализ, позволяющий оценить тенденции изменения объемов банковских операций (услуг), доходности, последствия принятия ценовых и технологических решений.

     Анализ  клиентов и контрагентов банка преследует две цели: расчет параметров возможного риска и определение финансового результата от обслуживания клиента.

     Анализ  заемщиков (как предварительный, так  и текущий) позволяет определить их кредитоспособность и, следовательно, минимизировать риски кредитования. Центральным банком установлены  предельные значения показателей, рассчитываемых в ходе анализа баланса заемщика: коэффициент текущей ликвидности – не менее 2, обеспеченность собственными средствами – не менее 0,1, стоимость чистых активов – не менее суммы уставного капитала. Коммерческие банки изучают деятельность заемщиков по более широкому кругу показателей, используя традиционные методики анализа финансового состояния предприятия, адаптированные к реальным условиям.

     Оценка  деятельности банков-контрагентов также  направлена на снижение рисков. На основе результатов анализа органы управления банка принимают решения о возможности проведения взаимных операций, связанных с кредитным риском (например, покупка иностранной валюты на условиях предоплаты, выдача межбанковского кредита), и лимитах на конкретный банк для выполнения этих операций.

     Финансовый  результат от обслуживания клиента  рассчитывается по всем направлениям его деятельности. Величина доходов  или прибыли от обслуживания клиента  затем может быть положена в основу сегментации клиентов, ценовой политики. В связи с большим количеством обслуживаемых каждым банком клиентов (от нескольких тысяч в небольших до сотен тысяч в крупнейших банках) расчет финансового результата по всем клиентам можно провести только при высокой степени автоматизации аналитической работы. Во всех остальных случаях расчеты будут ограничены несколькими клиентами для принятия решений о предоставлении скидки со стандартной цены. Не требует детального анализа деятельность всех клиентов еще и по той причине, что в среднем 20 % клиентов дают около 80 % дохода. Понятно, что клиенты именно этой группы подвергаются более детальному анализу.

     В расчет принимаются все виды доходов, полученных банком от обслуживания конкретного  клиента: плата за обслуживание банковских счетов и проведение расчетов, проценты за предоставление кредитов, доходы от проведения клиентом операций с иностранной валютой и ценными бумагами и другие. Кроме того, при определении результата учитывается сумма средств на расчетных счетах клиента, поскольку это ресурсы, которые банк размещает для получения дохода. Условный доход от размещения этих средств может быть рассчитан исходя из альтернативной стоимости (по среднему проценту привлечения средств до востребования за рассматриваемый период) или исходя из потенциального дохода, который банк получил от размещения средств клиента (по средней доходности размещения на величину остатков на счетах клиента с учетом величины обязательных резервов).

     Расчет  доходности клиента может быть дополнен определением расходов, возникающих  при его обслуживании. Они складываются из стоимости ресурсов, задействованных при кредитовании клиента, операционных и административно-управленческих расходов в части, относящейся к конкретному клиенту. Здесь так же, как при анализе деятельности подразделений и операций, определяется база распределения и пропорционально ей производится расчет расходов по статьям либо по общей сумме. Такой расчет наверняка выявит убыточных для банка клиентов, но, как правило, банки не отказываются от их обслуживания. Решить проблему убыточности обслуживания клиентов, осуществляющих мизерное количество операций, можно путем введения абонементной платы, минимального остатка на счете либо высокой цены открытия счета. Резервы снижения расходов, как правило, выявляются банком при проведении анализа по первым трем направлениям.

     Каждое  направление анализа в зависимости  от цели и периода осуществления  подразделяется на следующие виды:

     – предварительный – осуществляется на этапе принятия решения и позволяет определить его целесообразность (например, при освоении новой операции, открытии нового структурного подразделения);

     – оперативный (текущий) – выполняется в ходе операции, до окончания отчетного периода и направлен на выявление отклонений от заданных планом параметров и корректировку действий;

     – последующий (заключительный) – проводится после окончания отчетного периода и позволяет провести детализированную оценку факторов, повлиявших на изменение основных показателей деятельности, тенденций развития. Его основным недостатком является невозможность воздействовать на уже состоявшиеся результаты деятельности.

     Банки самостоятельно определяют периодичность  осуществления анализа. В зависимости  от вида операций, ситуации на финансовом рынке, наличия внутренних проблем  у самого банка, его размеров анализ может быть ежедневным, еженедельным, ежемесячным, ежеквартальным, ежегодным. Так, в крупных многофилиальных банках анализ основных результатов проводится поквартально, в небольших – помесячно. Чем нестабильнее ситуация на рынке, тем чаще оценивается деятельность банка. Некоторые виды анализа могут носить разовый характер (например, для оценки какого-либо решения).

     Проведение  анализа в совокупности по всем направлениям и на всех этапах деятельности позволяет  принимать обоснованные управленческие решения. 
 

     Заключение.

     Для российских банков в современной экономической ситуации весьма актуальным становится вопрос разработки и применения эффективных методов анализа финансового состояния банков, соответствующих условиям местного рынка. Экономический анализ деятельности банка включает: оценку состояния и результатов деятельности банка на момент проведения анализа; сравнение с предыдущим периодом и сравнение с результатами работы других банков.

     Целью анализа является обобщение его  результатов и подготовка рекомендаций для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности работы банка.

     Основной  информацией для проведения анализа  финансового состояния того или  иного банка является его финансовая отчетность.

     Аналитическая работа с банковским балансом осуществляется в несколько этапов, отличающихся по составу и трудоемкости работ, массивам обрабатываемой информации и времени проведения.

     Помимо  информационной базы огромное значение для анализа имеют основные направления  исследования изучаемого объекта, приемы и методы, с помощью которых он осуществляется.

     Для обеспечения устойчивости банковской системы Центральный банк РФ Инструкцией  № 1 «О порядке регулирования деятельности банков» от 01.10.97 г. устанавливает  ряд экономических нормативов, т.е. определённых коэффициентов с заданным уровнем. В основу Инструкции ЦБ РФ № 1 были положены рекомендации Базельского комитета по разработке экономических нормативов деятельности коммерческих банков.

     Экономические нормативы рассчитываются коммерческими  банками на основе данных бухгалтерского баланса при помощи метода коэффициентов и служат для контроля за их деятельностью не только со стороны ЦБ РФ, но и для целей внутреннего аудита.

     Односторонность и ограниченное значение каждого  из нормативов свидетельствует о  целесообразности использования для оценки и регулирования ликвидности совокупности таких нормативов.

     Таким образом, при проведении анализа  финансового состояния коммерческого  банка определяют уровень показателей, затем выявляют основные тенденции  в его развитии и, наконец, сравнивают полученные данные с другими банками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

     1. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. – М.: Логос, 2005

     2.Савицкая  Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: Экоперспектива, 2001.

     3. Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: Финансы и статистика, 2010. 256 с. 

Информация о работе Экономический анализ деятельности коммерческого банка